Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕГО ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО РЫНКА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Солодухина О.И. 1 Харланова В.Н. 1 Буданцева Ю.И. 1
1 ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет»
Основной целью создания Евразийского экономического союза является повышение конкурентоспособности национальных экономик государств-членов и создание условий для устойчивого развития, направленного на повышение уровня жизни населения стран-участниц Союза. В рамках ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также реализуется скоординированная, согласованная политика в отраслях экономики. В современных условиях развития науки и техники, электроэнергетика выступает базовой отраслью экономики. В этой связи, создание общего электроэнергетического ранка в рамках ЕАЭС приобретает особую актуальность. Основным условием формирования и эффективности функционирования общего электроэнергетического ранка в рамках ЕАЭС выступает его институциональное обеспечение. В проведенном исследовании, дефиниция «институты» рассматривается авторами, как система учреждений и организаций, регулирующих социально-экономические и общественные отношения в сфере создания условий для рационального использования потенциала энергетического сектора Союза, на основе формальных и неформальных норм и правил. В статье отмечается, что каждый институт выполняет свою роль в процессе формирования и развития ОЭР ЕАЭС, которая состоит в уменьшении неопределенности путем установления устойчивой структуры взаимодействия между органами управления ЕАЭС, государствами-членами Союза, также их предприятиями и организациями. Важнейшей задачей развития институциональных основ единого электроэнергетического рынка ЕАЭС является гармонизация законодательства государств-членов, регулирующего сферу энергетики, прежде всего гармонизация правил функционирования технологической и коммерческой инфраструктуры энергетических рынков.
еаэс
международная интеграция
общий рынок
электроэнергетика
энергетический потенциал
институты
1. Договор о Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс]. – URL: http: // www.consultant.ru.
2. Официальный сайт Евразийская экономическая комиссия [Электронный ресурс]. – URL: http://www.eurasiancommission.org
3. A Common Energy Market in the Eurasian Economic Union. Implications for the European Union and Energy Relations with Russia [Электронный ресурс]. – URL: https://www.researchgate.net/publication/292986399_A_Common_Energy_Market_in_the_Eurasian_Economic_Union_Implications_for_the_European_Union_and_Energy_Relations_with_Russia
4. Towards a Eurasian Economic Union: The challenge of integration and unity [Электронный ресурс]. – URL: https://www.ceps.eu/system/files/CEPS%20Special%20Report%20No%2075%20-%20Towards%20a%20Eurasian%20Economic%20Union.pdf
5. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. Введение в X-Y-теорию. – СПб., 2014. – 468 с.
6. Маркс К., Энгельс Э. Сочинения. – 2-е изд. – М: Политиздат, 1962. – Т. 25. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.informaxinc.ru/lib/marx/25-1.html

Введение

Одним из основных факторов современного социально-экономического развития государств является уровень обеспеченности энергетическими ресурсами. Рост мировой экономики приводит к увеличению потребления энергии и энергоресурсов. Ведущие экономики мира стремятся к обеспечению своей энергетической безопасности, формируя устойчивое производство энергоресурсов и энергии как внутри страны, так и получение ее извне, ограничивая развитие других экономик.

Страны-участницы Евразийского экономического союза (далее – Союз, ЕАЭС) занимают четвертое место в мире по выработке электроэнергии (5% мирового производства электроэнергии). Не менее важным фактором является наличие в государствах-членах взаимосвязанных объектов энергетической инфраструктуры, созданной как часть единой энергетической системы бывшего СССР. Важность энергетики также определяется значительной долей топливно-энергетического комплекса в ВВП и промышленном производстве государств-членов – 1/6 совокупного ВВП и 1/3 промышленного производства.

В этой связи, формирование общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза направлено на: повышение устойчивости энергетического сектора Союза к внутренним и внешним факторам, обеспечение эффективного использования энергетического потенциала государств-членов, расширение их экспортных возможностей и транзитного потенциала возможно посредством.

Целью исследования является исследование институциональных основ формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза. Объектом исследования является Евразийская интеграция в энергетической сфере. Предметом исследования выступают институты общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза.

Материал и методы исследования

Применительно к проблематике исследования результативно использован комплекс существующих базовых методов исследования, в том числе: методы диалектики и ретроспективного анализа, институциональный подход, методы системного анализа, статистической обработки данных, компаративного анализа.

Достоверность результатов исследования обеспечивается значительным объемом использования официальных статистических данных Федеральной службы государственной статистики, Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК), программы формирования общего электроэнергетического рынка ЕЭАС, исследований отечественных и зарубежный ученых, законодательных и нормативных документов ЕЭК, Высшего евразийского экономического совета, государств-членов Союза, ресурсов глобальной информационной компьютерной сети Интернет.

Результаты исследования и их обсуждение

В соответствии с договором о Евразийском экономическом союзе (далее – Союз, ЕАЭС), подписанном в г.Астане 29.05.2014 г. [1], страны-участницы интеграционного объединения, на основе параллельно работающих электроэнергетических систем, осуществляют поэтапное формирование общего электроэнергетического рынка Союза (далее – ОЭР ЕАЭС).

Законодательное обоснование мероприятий по формированию, функционированию и развитию ОЭР ЕАЭС обеспечивается положениями нормативных актов, принятых в рассматриваемой сфере, основным из которых является Договор о ЕАЭС.

В соответствии со статьями 81 и 104 Договора о Евразийском экономическом союзе Высшим Евразийским экономическим советом принято ряд нормативных документов, определяющих порядок и особенности формирования ОЭР ЕАЭС (рис. 1).

Законодатель определяет общий электроэнергетический рынок Евразийского экономического союза как систему отношений между субъектами внутренних оптовых электроэнергетических рынков государств-членов Союза на основе параллельно работающих электроэнергетических систем, связанную с куплей-продажей электрической энергии (мощности), действующую на основании актов, регулирующих общий электроэнергетический рынок Союза, и соответствующих договоров между субъектами общего электроэнергетического рынка Союза [2].

Решение Высшего Евразийского экономического совета от 26.12.2016 г. №20 [2] устанавливает этапы формирования общего электроэнергетического рынка Союза (рис. 2).

Основными ожидаемыми результатами реализации программных мероприятий формирования ОЭР ЕАЭС являются:

  • повышение: эффективности использования энергетических мощностей государств-членов, уровня конкуренции, надежности электроснабжения [3];
  • снижение себестоимости готовой продукции посредством сокращения затрат на электроэнергию;
  • повышение инвестиционной привлекательности межгосударственных электрических сетей [4].

Doc26.pdf

Рис. 1. Правовые акты, направленные на формирование общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза

Doc27.pdf

Рис. 2. Основные этапы формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза

Эффективность функционирования ОЭР ЕАЭС в значительной мере определяется сформировавшимися в обществе институциональными структурами. Развитие системы институтов предполагает согласование деятельности всех участников ОЭР ЕАЭС с конечными экономическими целями хозяйственного развития. Обеспечение эффективного взаимодействия противоречивых интересов государств-членов Союза является важнейшим условием рационального использования имеющегося энергетического потенциала.

Применительно к формированию и развитию общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза, институты рассматриваются нами, как система учреждений и организаций, регулирующих социально-экономические и общественные отношения в сфере создания условий для рационального использования потенциала энергетического сектора Союза, на основе формальных и неформальных норм и правил.

Институциональная структура ОЭР ЕАЭС представляет собой иерархичную систему, представленную высшими органами управления Евразийского экономического союза (Высший Евразийский экономический совет, Евразийский межправительственный совет, Евразийская экономическая комиссия, Суд Евразийского экономического союза), органами власти и управления стран-участниц ЕАЭС.

Институциональная среда ОЭР ЕАЭС должна соответствовать следующим критериям: быть демократичной, направленной на достижение желаемых результатов; обладать достаточной силой воздействия; стимулировать прогрессивное развитие.

Совокупность базовых институтов ОЭР ЕАЭС можно представить в виде институциональной матрицы, под которой понимают исходную модель базовых общественных институтов, сложившуюся еще на заре возникновения первых государств – устойчивых человеческих сообществах, способных воспроизводить свою историю, все последующие институциональные структуры воспроизводят и развивают, обогащают эту первичную модель, сущность которой, тем не менее, сохраняется [5, с.67] (рис. 3).

Фундаментальным условием построения институциональной матрицы является системный анализ общества и выделение на его основе трех основных групп институтов: политических; экономических; идеологических. Объединение институтов в перечисленные группы является общепринятым в социологии и политэкономии и основано на трудах К. Маркса [6].

Каждый институт выполняет свою роль в процессе формирования и развития ОЭР ЕАЭС, которая состоит в уменьшении неопределенности путем установления устойчивой структуры взаимодействия между органами управления ЕАЭС, государствами-членами Союза, также их предприятиями и организациями.

Органы управления ЕАЭС формируют правовую среду институтов ОЭР ЕАЭС, которая может быть представлена как совокупность правовых норм, регулирующих вопросы реализации энергетического потенциала стран-участниц Союза.

Экономические институты ОЭР ЕАЭС составляют основу функционирования экономики государств-членов и Союза в целом, в целях удовлетворения политических, морально-нравственных и экономических потребностей населения. Для обеспечения эффективности функционирования экономических институтов формируются основные элементы правового порядка, такие как – кредитно-денежное законодательство, эффективное государственное управление, законодательство, регламентирующее правила взаимной торговли электрической энергией на общем электроэнергетическом рынке и др.

Для формирования общего электроэнергетического рынка Союза обеспечивается взаимодействие политических и экономических институтов, целью которого является скоординированное выполнение мероприятий и программ формирования и развития ОЭР ЕАЭС.

Все субъекты ОЭР ЕАЭС заинтересованы в общем институциональном порядке и поэтому, институциональные изменения тесно связаны с механизмами формирования и развития общего электроэнергетического рынка Союза.

Doc28.pdf

Рис. 3. Институциональная матрица общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза

Однако, износ основных фондов электроэнергетических отраслей государств-членов, необходимость привлечения инвестиций в топливно-энергетических комплекс, обуславливают необходимость создания нового института – инвестиционных банков развития, а также разработку инвестиционных программ для финансирования проектов по обеспечению единого доступа к энергетической инфраструктуре Союза в целях развития конкурентной среды на энергетических рынках.

Выводы

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Проблемы формирования институциональной инфраструктуры ОЭР ЕАЭС обусловлены неравномерностью развития и неравнозначностью энергетических комплексов государств-членов. В частности, высокий износ технической базы электросетей стран-участниц Союза и недостаточный уровень инвестирования обуславливают снижение надежности электроснабжения.

2. Важнейшей задачей развития институциональных основ единого электроэнергетического рынка ЕАЭС является гармонизация законодательства государств-членов, регулирующего сферу энергетики, прежде всего гармонизация правил функционирования технологической и коммерческой инфраструктуры энергетических рынков.

Таким образом, формирование эффективной институциональной среды ОЭР ЕАЭС возможно посредством гармонизации законодательства и стандартов в сфере электроэнергетики, использование технических и экономических преимуществ параллельной работы электроэнергетических систем государств-членов, использование механизмов, основанных на рыночных отношениях и добросовестной конкуренции.


Библиографическая ссылка

Солодухина О.И., Харланова В.Н., Буданцева Ю.И. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕГО ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО РЫНКА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 2-1. – С. 146-151;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=305 (дата обращения: 21.11.2024).