Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

THE INSTITUTIONAL FRAMEWORK FOR THE FORMATION OF A COMMON ENERGY MARKET OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

Soloduhina O.I. 1 Harlanova V.N. 1 Budanceva Yu.I. 1
1 Southwest State University
The main purpose of the Eurasian economic Union is to increase the competitiveness of the national economies of the member States and create conditions for sustainable development aimed at improving the living standards of the population of the member States of the Union. Within the framework of the EAEU, freedom of movement of goods, services, capital and labor is ensured, as well as a coordinated, coordinated policy in the sectors of the economy is implemented. In modern conditions of development of science and technology, electricity is the basic sector of the economy. In this regard, the creation of a common electric power rank within the EAEU is of particular relevance. The main condition of formation and effective functioning of the common electricity market in the framework of the EEU is its institutional support. In the study, the definition of “institutions” is considered by the authors as a system of institutions and organizations that regulate socio-economic and social relations in the field of creating conditions for the rational use of the potential of the energy sector of the Union, on the basis of formal and informal norms and rules. The article notes that each institution performs its role in the process of formation and development of the EAEU SER, which consists in reducing uncertainty by establishing a stable structure of interaction between the EAEU governing bodies, member States of the Union, as well as their enterprises and organizations. The most important task of the development of the institutional framework of the unified electricity market of the EAEU is the harmonization of the legislation of the member States regulating the energy sector, primarily the harmonization of the rules of operation of the technological and commercial infrastructure of energy markets.
eeu
international integration
common market
power industry
energy potential
institutions

Введение

Одним из основных факторов современного социально-экономического развития государств является уровень обеспеченности энергетическими ресурсами. Рост мировой экономики приводит к увеличению потребления энергии и энергоресурсов. Ведущие экономики мира стремятся к обеспечению своей энергетической безопасности, формируя устойчивое производство энергоресурсов и энергии как внутри страны, так и получение ее извне, ограничивая развитие других экономик.

Страны-участницы Евразийского экономического союза (далее – Союз, ЕАЭС) занимают четвертое место в мире по выработке электроэнергии (5% мирового производства электроэнергии). Не менее важным фактором является наличие в государствах-членах взаимосвязанных объектов энергетической инфраструктуры, созданной как часть единой энергетической системы бывшего СССР. Важность энергетики также определяется значительной долей топливно-энергетического комплекса в ВВП и промышленном производстве государств-членов – 1/6 совокупного ВВП и 1/3 промышленного производства.

В этой связи, формирование общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза направлено на: повышение устойчивости энергетического сектора Союза к внутренним и внешним факторам, обеспечение эффективного использования энергетического потенциала государств-членов, расширение их экспортных возможностей и транзитного потенциала возможно посредством.

Целью исследования является исследование институциональных основ формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза. Объектом исследования является Евразийская интеграция в энергетической сфере. Предметом исследования выступают институты общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза.

Материал и методы исследования

Применительно к проблематике исследования результативно использован комплекс существующих базовых методов исследования, в том числе: методы диалектики и ретроспективного анализа, институциональный подход, методы системного анализа, статистической обработки данных, компаративного анализа.

Достоверность результатов исследования обеспечивается значительным объемом использования официальных статистических данных Федеральной службы государственной статистики, Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК), программы формирования общего электроэнергетического рынка ЕЭАС, исследований отечественных и зарубежный ученых, законодательных и нормативных документов ЕЭК, Высшего евразийского экономического совета, государств-членов Союза, ресурсов глобальной информационной компьютерной сети Интернет.

Результаты исследования и их обсуждение

В соответствии с договором о Евразийском экономическом союзе (далее – Союз, ЕАЭС), подписанном в г.Астане 29.05.2014 г. [1], страны-участницы интеграционного объединения, на основе параллельно работающих электроэнергетических систем, осуществляют поэтапное формирование общего электроэнергетического рынка Союза (далее – ОЭР ЕАЭС).

Законодательное обоснование мероприятий по формированию, функционированию и развитию ОЭР ЕАЭС обеспечивается положениями нормативных актов, принятых в рассматриваемой сфере, основным из которых является Договор о ЕАЭС.

В соответствии со статьями 81 и 104 Договора о Евразийском экономическом союзе Высшим Евразийским экономическим советом принято ряд нормативных документов, определяющих порядок и особенности формирования ОЭР ЕАЭС (рис. 1).

Законодатель определяет общий электроэнергетический рынок Евразийского экономического союза как систему отношений между субъектами внутренних оптовых электроэнергетических рынков государств-членов Союза на основе параллельно работающих электроэнергетических систем, связанную с куплей-продажей электрической энергии (мощности), действующую на основании актов, регулирующих общий электроэнергетический рынок Союза, и соответствующих договоров между субъектами общего электроэнергетического рынка Союза [2].

Решение Высшего Евразийского экономического совета от 26.12.2016 г. №20 [2] устанавливает этапы формирования общего электроэнергетического рынка Союза (рис. 2).

Основными ожидаемыми результатами реализации программных мероприятий формирования ОЭР ЕАЭС являются:

  • повышение: эффективности использования энергетических мощностей государств-членов, уровня конкуренции, надежности электроснабжения [3];
  • снижение себестоимости готовой продукции посредством сокращения затрат на электроэнергию;
  • повышение инвестиционной привлекательности межгосударственных электрических сетей [4].

Doc26.pdf

Рис. 1. Правовые акты, направленные на формирование общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза

Doc27.pdf

Рис. 2. Основные этапы формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза

Эффективность функционирования ОЭР ЕАЭС в значительной мере определяется сформировавшимися в обществе институциональными структурами. Развитие системы институтов предполагает согласование деятельности всех участников ОЭР ЕАЭС с конечными экономическими целями хозяйственного развития. Обеспечение эффективного взаимодействия противоречивых интересов государств-членов Союза является важнейшим условием рационального использования имеющегося энергетического потенциала.

Применительно к формированию и развитию общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза, институты рассматриваются нами, как система учреждений и организаций, регулирующих социально-экономические и общественные отношения в сфере создания условий для рационального использования потенциала энергетического сектора Союза, на основе формальных и неформальных норм и правил.

Институциональная структура ОЭР ЕАЭС представляет собой иерархичную систему, представленную высшими органами управления Евразийского экономического союза (Высший Евразийский экономический совет, Евразийский межправительственный совет, Евразийская экономическая комиссия, Суд Евразийского экономического союза), органами власти и управления стран-участниц ЕАЭС.

Институциональная среда ОЭР ЕАЭС должна соответствовать следующим критериям: быть демократичной, направленной на достижение желаемых результатов; обладать достаточной силой воздействия; стимулировать прогрессивное развитие.

Совокупность базовых институтов ОЭР ЕАЭС можно представить в виде институциональной матрицы, под которой понимают исходную модель базовых общественных институтов, сложившуюся еще на заре возникновения первых государств – устойчивых человеческих сообществах, способных воспроизводить свою историю, все последующие институциональные структуры воспроизводят и развивают, обогащают эту первичную модель, сущность которой, тем не менее, сохраняется [5, с.67] (рис. 3).

Фундаментальным условием построения институциональной матрицы является системный анализ общества и выделение на его основе трех основных групп институтов: политических; экономических; идеологических. Объединение институтов в перечисленные группы является общепринятым в социологии и политэкономии и основано на трудах К. Маркса [6].

Каждый институт выполняет свою роль в процессе формирования и развития ОЭР ЕАЭС, которая состоит в уменьшении неопределенности путем установления устойчивой структуры взаимодействия между органами управления ЕАЭС, государствами-членами Союза, также их предприятиями и организациями.

Органы управления ЕАЭС формируют правовую среду институтов ОЭР ЕАЭС, которая может быть представлена как совокупность правовых норм, регулирующих вопросы реализации энергетического потенциала стран-участниц Союза.

Экономические институты ОЭР ЕАЭС составляют основу функционирования экономики государств-членов и Союза в целом, в целях удовлетворения политических, морально-нравственных и экономических потребностей населения. Для обеспечения эффективности функционирования экономических институтов формируются основные элементы правового порядка, такие как – кредитно-денежное законодательство, эффективное государственное управление, законодательство, регламентирующее правила взаимной торговли электрической энергией на общем электроэнергетическом рынке и др.

Для формирования общего электроэнергетического рынка Союза обеспечивается взаимодействие политических и экономических институтов, целью которого является скоординированное выполнение мероприятий и программ формирования и развития ОЭР ЕАЭС.

Все субъекты ОЭР ЕАЭС заинтересованы в общем институциональном порядке и поэтому, институциональные изменения тесно связаны с механизмами формирования и развития общего электроэнергетического рынка Союза.

Doc28.pdf

Рис. 3. Институциональная матрица общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза

Однако, износ основных фондов электроэнергетических отраслей государств-членов, необходимость привлечения инвестиций в топливно-энергетических комплекс, обуславливают необходимость создания нового института – инвестиционных банков развития, а также разработку инвестиционных программ для финансирования проектов по обеспечению единого доступа к энергетической инфраструктуре Союза в целях развития конкурентной среды на энергетических рынках.

Выводы

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Проблемы формирования институциональной инфраструктуры ОЭР ЕАЭС обусловлены неравномерностью развития и неравнозначностью энергетических комплексов государств-членов. В частности, высокий износ технической базы электросетей стран-участниц Союза и недостаточный уровень инвестирования обуславливают снижение надежности электроснабжения.

2. Важнейшей задачей развития институциональных основ единого электроэнергетического рынка ЕАЭС является гармонизация законодательства государств-членов, регулирующего сферу энергетики, прежде всего гармонизация правил функционирования технологической и коммерческой инфраструктуры энергетических рынков.

Таким образом, формирование эффективной институциональной среды ОЭР ЕАЭС возможно посредством гармонизации законодательства и стандартов в сфере электроэнергетики, использование технических и экономических преимуществ параллельной работы электроэнергетических систем государств-членов, использование механизмов, основанных на рыночных отношениях и добросовестной конкуренции.