Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ЦИФРОВЫЕ ВАЛЮТЫ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ

Перцева С.Ю. 1
1 ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации»
Статья посвящена исследованию возможности применения цифровых валют центральных банков (ЦВЦБ) в системе международных расчетов в условиях усиления геополитического давления и трансформации международных финансовых отношений. На основе проведенного исследования автор выявила, что цифровые валюты центральных банков становятся важным инновационным инструментом реализации внутренних и международных платежных операций. Важное место в статье уделено анализу потенциальной возможности использования ЦВЦБ для реализации взаимных расчетов в странах-участницах БРИКС на основе выстраивания общей платежной инфраструктуры для взаимодействия. Автор уделила особое внимание международному опыту разработки и реализации проекта создания единой платформы для расчетов и платежей с участием Китая, Гонконга, Объединенных Арабских Эмиратов и Таиланда. Проект mBridge доказал свою жизнеспособность при реализации трансграничных расчетов и осуществления валютообменных операций. Сделан вывод о том, что основные усилия властей государств, входящих в БРИКС должны быть направлены на разработку и реализацию проекта выстраивания единой расчетно-платежной инфраструктуры для использования национальных цифровых валют в целях укрепления экономических связей и создания альтернативной финансовой системы. Единая платформа для проведения международных транзакций в рамках БРИКС может заложить основы для трансформации сложившегося мирового финансового порядка.
цифровая валюта центрального банка
брикс
mbridge
международные расчеты
1. Лисовик Я.Д. Активизация использования национальных валют в странах БРИКС / Россия в глобальных делах. URL: https://eng.globalaffairs.ru/articles/boosting-the-use-of-national-currencies-among-brics/ (дата обращения: 15.06.2023).
2. Перцева С.Ю. Трансформация платежной системы России в условиях санкций // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 10-2. С. 291-298. DOI 10.17513/vaael.2462.
3. Перцева С.Ю. Глобальная цифровая валюта: миф или реальность // Проблемы национальной стратегии. 2021. № 2(65). С. 99-110. DOI 10.52311/2079-3359_2021_2_99.
4. Туруев И.Б., Перцева С.Ю. Платежные системы в условиях новой реальности. М.: Аспект Пресс, 2023. 216 с.
5. Central bank digital currencies for cross-border payments – Отчет БМР для G20 / 07.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.bis.org/publ/othp38.pdf (дата обращения: 16.07.2023).
6. URL: https://www.rbc.ru/economics/25/08/2023/64e76eff9a794732ef6cee82 (дата обращения: 04.05.2023).
7. URL: https://tass.ru/ekonomika/18681333 (дата обращения: 15.06.2023).

Введение

Важнейшей тенденцией развития цифровых финансово-кредитных отношений является формирование специфичных инструментов реализации национальных и трансграничных систем платежей. Особое место среди них занимают цифровые валюты центральных банков (далее по тексту ЦВЦБ). появление данной формы современных финансовых отношений является эволюционным этапов в системе денежного обращения, где наряду с наличными и безналичными деньгами применяется их цифровая форма.

Вопросы проектирования и внедрения ЦВЦБ активно изучаются и пилотируются регуляторами разных стран как для внутренних потребностей экономики, так и для осуществления трансграничных операций.

Российская Федерации заинтересована в активном продвижении собственной цифровой валюты, в том числе в связи с необходимостью защиты национальной экономики и развития международной торговли, избегая при этом международных санкций [2].

Целью данной работы является исследование возможности создания единой инфраструктуры для применения национальных цифровых валют стран – членов БРИКС в целях укрепления экономических связей и создания альтернативной финансовой системы. По мере того, как Россия, Индия, Китай, Бразилия и ЮАР будут развивать свои ЦВЦБ, станет возможным укрепление позиций блока на мировой арене и обеспечение валютно-финансовой и технологической независимости стран БРИКС.

1. БРИКС и его роль в мировой экономике

Межгосударственный союз пяти государств, созданный в 2006 г. в современных условиях демонстрирует рост экономического и политического влияния. Так, с 2024 г. в объединение БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) вступят еще шесть стран – Аргентина, Египет, Эфиопия, Иран, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), если официально примут приглашения. Еще 17 стран подали формальные заявки на членство в БРИКС [7].

Интересно проанализировать потенциал стран БРИКС (табл. 1).

Согласно прогнозам экспертов, рост ВВП в странах БРИКС будет опережать мировые темпы и увеличится с 24,2 трлн долл. по итогам 2021 г. до 39,4 трлн долл. к 2027 г. – это рост на 62%. По данным Всемирного банка, объем мирового экспорта на конец 2021 г. составил 22,4 трлн долл., а импорта – 22,6 трлн долл. На долю стран БРИКС пришлось 20,7% мирового экспорта и 17% мирового импорта [6]. Растущая роль этих стран способна привести к серьезным изменениям в сложившейся системе мирового порядка и привести к созданию альтернативной международной финансовой системы, не предполагающей использования доллара США в международном платежном обороте. Использование национальных цифровых валют стран блока для реализации трансграничных платежей способно трансформировать традиционный платежный ландшафт.

В рамках стран БРИКС, в частности между Россией, Китаем и Индией, обсуждались планы создания единой системы международных расчетов, что связано с высокими геополитическими рисками реализации трансграничных операций.

По итогам прошедшего в августе 2023 г. саммита БРИКС в ЮАР представители МИД РФ назвали возможным создание единой валюты БРИКС в будущем [7].

Таблица 1

ВВП стран БРИКС

Страна

ВВП в текущих ценах, млрд. долл.

Доля в мировом ВВП, %

Страны-участницы на 2023 год

1

Китай

18 100

18,5

2

Индия

3 386,4

7,3

3

Россия

2 215,29

2,9

4

Бразилия

1 924,1

2,3

5

ЮАР

405,71

0,6

Страны-участницы с 2024 года

6

Саудовская Аравия

1 108,15

1,3

7

Аргентина

632,24

0,7

8

ОАЭ

507,54

0,5

9

Египет

475,23

1,02

10

Иран

352,21

0,98

11

Эфиопия

120,37

0,2

Примечание: составлено по [6].

Создание такой валюты впервые было озвучено в рамках клуба «Валдай» еще в 2018 г. Идея проекта заключалась в формировании корзины валют наподобие СДР (специальных прав заимствования), состоящей из национальных валют стран БРИКС [1]. Предполагалось, что единая валюта получит название R5, поскольку название валют каждой из стран БРИКС, начинается с буквы R: Real, Rouble, Rupee, Renminbi, Rand.

Основная задача проекта состояла в упрощении межстрановой торговли и снижении зависимости от доллара и евро в международных расчетах.

Необходимо отметить, что современные розничные (для физических лиц) так и оптовые (для юридических лиц) трансграничные платежи сталкиваются с рядом проблем. К числу которых можно отнести недостаточную совместимость платежных систем, а также дороговизну и низкую скорость обработки платежных сообщений. Геополитические риски усугубляют и обостряют данные проблемы.

2. Цифровые валюты центральных банков: сущность и роль

Согласно докладам Банка международных расчетов цифровая валюта центрального банка – это электронное обязательство монетарного регулятора, номинированное в национальной счетной единице и выполняющее функции денег [4]. Ключевые особенности национальных цифровых валют состоят в том, что они:

• призваны повысить стабильность и конкуренцию в финансовой сфере;

• повышают финансовую инклюзивность, поскольку предлагают платежную инфраструктуру с меньшими затратами на переводы;

• расширяют инструменты фискальной политики, доступные регуляторам;

• стимулируют использование местной валюты для оплаты товаров и услуг;

• позволят снизить расчетные риски, обеспечить круглосуточный доступ к ликвидности для банков и сократить издержки при трансграничных переводах.

Ключевыми целями внедрения ЦВЦБ стран являются [3]:

1) финансовая стабильность;

2) эффективность денежно-кредитной политики;

3) доступность финансовых услуг;

4) ускорение транзакций внутри страны;

5) увеличение эффективности трансграничных платежей.

Таким образом, ЦВЦБ обладают потенциалом для того, чтобы стать новым инструментом для ведения расчетов и платежей как на внутреннем, так и внешнем периметрах, который будет независимым от геополитического фактора.

ЦВЦБ могут предоставить возможность России и другим странам, находящимся под санкциями, создания новых и укрепления имеющихся экономических отношений. Например, российские компании получат возможность осуществлять платежи в пользу зарубежных компаний посредством специально выстроенной платформы для ЦВЦБ, без использования традиционной инфраструктуры, основанной на корреспондентских счетах, контролируемой недружественными странами, что ускорит проведение транзакций и позволит избежать риск блокировки счетов.

3. Опыт применения ЦВЦБ для международных расчетов

Одним из наиболее интересных и перспективных проектов, объединяющих нескольких юрисдикций, использующих ЦВЦБ, является проект mBridge.

Проект представляет собой платформу, разработанную группой центральных банков из Китая, Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), Гонконга и Таиланда, при технической поддержке Банка международных расчетов (BIS) [5].

Платформа предназначена для осуществления одноранговых трансграничных платежей в режиме реального времени и направленна на расширение мультивалютных трансграничных расчетов с использованием ЦВЦБ.

По заявлениям представителей центральных банков участников проекта, платформа может ускорить трансграничные платежи, одновременно сокращая расходы и повышая их прозрачность. При разработке платформы уделялось внимание соответствия политике и правовым требованиям конкретной юрисдикции, нормативным актам и потребностям правительственных органов стран-участниц.

Можно предположить, что негласной целью mBridge, является дедолларизация трансграничных платежей, поскольку в согласно представленным документам утверждается, что платформа mBridge направлена на «поддержку использования местных валют в трансграничных расчетах», и что существующая «зависимость от иностранных валют для трансграничных платежей может непреднамеренно повлиять на денежно-кредитный суверенитет». Таким образом, можно сделать вывод о качественных шагах стран мира на пути к выстраиванию независимой инфраструктуры при реализации трансграничных операций в национальных цифровых валютах.

Говоря о механизме проведения международных платежей следует сказать о том, что они процессинг осуществляется с помощью облачных технологий на удаленных серверах, расположенных в Гонконге. Это позволило участникам получить доступ к платформе как к программному обеспечению как к услуге (Software as a Service – SaaS). За технологическую реализацию проекта mBridge несет ответственность Народный банк Китая. В тоже время участники проекта стремятся к полной децентрализации как с технической точки зрения, так и с точки зрения управления.

В документах Банка международных расчетов, заявлено, что архитектура проекта mBridge позволяет подключенной сети центральных банков-эмитентов ЦВЦБ проверять транзакции от имени своих национальных коммерческих банков-участников [5]. Сама платформа состоит из трех отдельных компонентов с различными уровнями контроля:

1. общая сеть обеспечивает идентификацию, подключение и обнаружение;

2. цифровые кошельки обеспечивают самостоятельное хранение всех токенов в юрисдикциях – участниках;

3. токены представляют национальные ЦВЦБ, которые циркулируют в сети.

Проект mBridge является прорывной инновацией, поскольку основан на технологии распределенного реестра (DLT), с помощью которой несколько центральных банков могут выпускать и обменивать свои цифровые валюты центрального банка (токены).

Дизайн платформы учитывает соответствие mBridge пяти базовым принципам ЦВЦБ, изложенных в нормативных актах наднациональных регуляторов (Банка международных расчетов, Международного валютного фонда и т.п.) [5]:

1. не навреди;

2. повышение эффективности;

3. повышение устойчивости;

4. обеспечение взаимодействия и функциональной совместимости с существующими платежными системами;

5. расширение доступа к финансовым услугам.

Анализ реализации проекта mBridge позволяет выявить сложные юридические проблемы, которые зависят от действующих правил и предписаний каждой участвующей юрисдикции и могут потребовать существенных изменений в законодательстве для достижения полной правовой определенности и ясности. При этом ряд вопросов могут быть учтены текущей архитектурой платформы, но значительная часть требует дальнейшей разработки и изучения.

Для запуска пилотного проекта было необходимо учесть требования всех юрисдикций. Участники разработали необходимые правовые документы, которые легли в основу построения архитектуры платформы (таблица 2).

В ходе пилотного проекта были протестированы следующие три типа транзакций:

1) выпуск и обращение ЦВЦБ между центральными банками и их национальными коммерческими банками;

2) трансграничные платежи между коммерческими банками в местных ЦВЦБ (например, корпорация ОАЭ производит перевод средств корпорации материкового Китая в электронных юанях через свои коммерческие банки, участвующие в работе платформы).

Таблица 2

Документы для запуска проекта mBridge

Документ

Описание

1

Соглашение об участии в пилотном проекте

изложена роль центральных банков в предоставлении услуг в рамках пилотной схемы, а также права и обязанности коммерческого банка

2

Условия работы

платформы

предоставлены общие принципы и процедуры для коммерческих банков по использованию платформы

3

Положения и условия

изложены специфичные для национальных валют правила, регулирующие использование местных ЦВЦБ иностранными коммерческими банками

3) трансграничный PvP – обмен валюты (Payment versus Payment – платеж против платежа) между коммерческими банками в местной ЦВЦБ (например, тайский банк обменивает электронные тайские баты на гонконгские доллары с банком Гонконгского автономного округа на платформе)

Реализация проекта mBridge осуществлялась в течение шести недель с августа по сентябрь 2022 г. Участвующие коммерческие банки провели 160 платежных и валюто-обменных транзакций на общую сумму более 22 млн долл.

Итак, мировая финансовая система сегодня претерпевает масштабные изменения. И одним из ключевых вызовов является цифровизация.

Цифровые валюты имеют высокий потенциал обеспечить финансовый суверенитет стран и стимулировать рост ВВП через развитие новых торговых и экономических связей, реализацию новых бизнес-моделей, способствовать разработке и внедрению инноваций, что в целом позитивно отразиться на качестве и уровне жизни граждан.

В настоящее время у стран БРИКС нет единого мнения по поводу применения во взаимных расчетах общей валюты, внедрение платформы, аналогичной mBridge в рамках блока могло бы стать значительным шагом на пути к дедолларизации, с сохранением при этом валютно-финансового суверенитета стран участниц.

Таким образом, плавная интеграция центральными банками платформы с внутренними ЦВЦБ и платежными инфраструктурами, а также автоматизация процессов выпуска и погашения национальных цифровых валют имеют решающее значение для будущего успеха совместных проектов для реализации, ускорения и повышения эффективности международных расчетов.

Статья подготовлена при поддержке Программы развития МГИМО «Приоритет-2030».


Библиографическая ссылка

Перцева С.Ю. ЦИФРОВЫЕ ВАЛЮТЫ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 10-2. – С. 238-242;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3017 (дата обращения: 21.11.2024).