Введение
Важнейшей тенденцией развития цифровых финансово-кредитных отношений является формирование специфичных инструментов реализации национальных и трансграничных систем платежей. Особое место среди них занимают цифровые валюты центральных банков (далее по тексту ЦВЦБ). появление данной формы современных финансовых отношений является эволюционным этапов в системе денежного обращения, где наряду с наличными и безналичными деньгами применяется их цифровая форма.
Вопросы проектирования и внедрения ЦВЦБ активно изучаются и пилотируются регуляторами разных стран как для внутренних потребностей экономики, так и для осуществления трансграничных операций.
Российская Федерации заинтересована в активном продвижении собственной цифровой валюты, в том числе в связи с необходимостью защиты национальной экономики и развития международной торговли, избегая при этом международных санкций [2].
Целью данной работы является исследование возможности создания единой инфраструктуры для применения национальных цифровых валют стран – членов БРИКС в целях укрепления экономических связей и создания альтернативной финансовой системы. По мере того, как Россия, Индия, Китай, Бразилия и ЮАР будут развивать свои ЦВЦБ, станет возможным укрепление позиций блока на мировой арене и обеспечение валютно-финансовой и технологической независимости стран БРИКС.
1. БРИКС и его роль в мировой экономике
Межгосударственный союз пяти государств, созданный в 2006 г. в современных условиях демонстрирует рост экономического и политического влияния. Так, с 2024 г. в объединение БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) вступят еще шесть стран – Аргентина, Египет, Эфиопия, Иран, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), если официально примут приглашения. Еще 17 стран подали формальные заявки на членство в БРИКС [7].
Интересно проанализировать потенциал стран БРИКС (табл. 1).
Согласно прогнозам экспертов, рост ВВП в странах БРИКС будет опережать мировые темпы и увеличится с 24,2 трлн долл. по итогам 2021 г. до 39,4 трлн долл. к 2027 г. – это рост на 62%. По данным Всемирного банка, объем мирового экспорта на конец 2021 г. составил 22,4 трлн долл., а импорта – 22,6 трлн долл. На долю стран БРИКС пришлось 20,7% мирового экспорта и 17% мирового импорта [6]. Растущая роль этих стран способна привести к серьезным изменениям в сложившейся системе мирового порядка и привести к созданию альтернативной международной финансовой системы, не предполагающей использования доллара США в международном платежном обороте. Использование национальных цифровых валют стран блока для реализации трансграничных платежей способно трансформировать традиционный платежный ландшафт.
В рамках стран БРИКС, в частности между Россией, Китаем и Индией, обсуждались планы создания единой системы международных расчетов, что связано с высокими геополитическими рисками реализации трансграничных операций.
По итогам прошедшего в августе 2023 г. саммита БРИКС в ЮАР представители МИД РФ назвали возможным создание единой валюты БРИКС в будущем [7].
Таблица 1
ВВП стран БРИКС
№ |
Страна |
ВВП в текущих ценах, млрд. долл. |
Доля в мировом ВВП, % |
Страны-участницы на 2023 год |
|||
1 |
Китай |
18 100 |
18,5 |
2 |
Индия |
3 386,4 |
7,3 |
3 |
Россия |
2 215,29 |
2,9 |
4 |
Бразилия |
1 924,1 |
2,3 |
5 |
ЮАР |
405,71 |
0,6 |
Страны-участницы с 2024 года |
|||
6 |
Саудовская Аравия |
1 108,15 |
1,3 |
7 |
Аргентина |
632,24 |
0,7 |
8 |
ОАЭ |
507,54 |
0,5 |
9 |
Египет |
475,23 |
1,02 |
10 |
Иран |
352,21 |
0,98 |
11 |
Эфиопия |
120,37 |
0,2 |
Примечание: составлено по [6].
Создание такой валюты впервые было озвучено в рамках клуба «Валдай» еще в 2018 г. Идея проекта заключалась в формировании корзины валют наподобие СДР (специальных прав заимствования), состоящей из национальных валют стран БРИКС [1]. Предполагалось, что единая валюта получит название R5, поскольку название валют каждой из стран БРИКС, начинается с буквы R: Real, Rouble, Rupee, Renminbi, Rand.
Основная задача проекта состояла в упрощении межстрановой торговли и снижении зависимости от доллара и евро в международных расчетах.
Необходимо отметить, что современные розничные (для физических лиц) так и оптовые (для юридических лиц) трансграничные платежи сталкиваются с рядом проблем. К числу которых можно отнести недостаточную совместимость платежных систем, а также дороговизну и низкую скорость обработки платежных сообщений. Геополитические риски усугубляют и обостряют данные проблемы.
2. Цифровые валюты центральных банков: сущность и роль
Согласно докладам Банка международных расчетов цифровая валюта центрального банка – это электронное обязательство монетарного регулятора, номинированное в национальной счетной единице и выполняющее функции денег [4]. Ключевые особенности национальных цифровых валют состоят в том, что они:
• призваны повысить стабильность и конкуренцию в финансовой сфере;
• повышают финансовую инклюзивность, поскольку предлагают платежную инфраструктуру с меньшими затратами на переводы;
• расширяют инструменты фискальной политики, доступные регуляторам;
• стимулируют использование местной валюты для оплаты товаров и услуг;
• позволят снизить расчетные риски, обеспечить круглосуточный доступ к ликвидности для банков и сократить издержки при трансграничных переводах.
Ключевыми целями внедрения ЦВЦБ стран являются [3]:
1) финансовая стабильность;
2) эффективность денежно-кредитной политики;
3) доступность финансовых услуг;
4) ускорение транзакций внутри страны;
5) увеличение эффективности трансграничных платежей.
Таким образом, ЦВЦБ обладают потенциалом для того, чтобы стать новым инструментом для ведения расчетов и платежей как на внутреннем, так и внешнем периметрах, который будет независимым от геополитического фактора.
ЦВЦБ могут предоставить возможность России и другим странам, находящимся под санкциями, создания новых и укрепления имеющихся экономических отношений. Например, российские компании получат возможность осуществлять платежи в пользу зарубежных компаний посредством специально выстроенной платформы для ЦВЦБ, без использования традиционной инфраструктуры, основанной на корреспондентских счетах, контролируемой недружественными странами, что ускорит проведение транзакций и позволит избежать риск блокировки счетов.
3. Опыт применения ЦВЦБ для международных расчетов
Одним из наиболее интересных и перспективных проектов, объединяющих нескольких юрисдикций, использующих ЦВЦБ, является проект mBridge.
Проект представляет собой платформу, разработанную группой центральных банков из Китая, Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), Гонконга и Таиланда, при технической поддержке Банка международных расчетов (BIS) [5].
Платформа предназначена для осуществления одноранговых трансграничных платежей в режиме реального времени и направленна на расширение мультивалютных трансграничных расчетов с использованием ЦВЦБ.
По заявлениям представителей центральных банков участников проекта, платформа может ускорить трансграничные платежи, одновременно сокращая расходы и повышая их прозрачность. При разработке платформы уделялось внимание соответствия политике и правовым требованиям конкретной юрисдикции, нормативным актам и потребностям правительственных органов стран-участниц.
Можно предположить, что негласной целью mBridge, является дедолларизация трансграничных платежей, поскольку в согласно представленным документам утверждается, что платформа mBridge направлена на «поддержку использования местных валют в трансграничных расчетах», и что существующая «зависимость от иностранных валют для трансграничных платежей может непреднамеренно повлиять на денежно-кредитный суверенитет». Таким образом, можно сделать вывод о качественных шагах стран мира на пути к выстраиванию независимой инфраструктуры при реализации трансграничных операций в национальных цифровых валютах.
Говоря о механизме проведения международных платежей следует сказать о том, что они процессинг осуществляется с помощью облачных технологий на удаленных серверах, расположенных в Гонконге. Это позволило участникам получить доступ к платформе как к программному обеспечению как к услуге (Software as a Service – SaaS). За технологическую реализацию проекта mBridge несет ответственность Народный банк Китая. В тоже время участники проекта стремятся к полной децентрализации как с технической точки зрения, так и с точки зрения управления.
В документах Банка международных расчетов, заявлено, что архитектура проекта mBridge позволяет подключенной сети центральных банков-эмитентов ЦВЦБ проверять транзакции от имени своих национальных коммерческих банков-участников [5]. Сама платформа состоит из трех отдельных компонентов с различными уровнями контроля:
1. общая сеть обеспечивает идентификацию, подключение и обнаружение;
2. цифровые кошельки обеспечивают самостоятельное хранение всех токенов в юрисдикциях – участниках;
3. токены представляют национальные ЦВЦБ, которые циркулируют в сети.
Проект mBridge является прорывной инновацией, поскольку основан на технологии распределенного реестра (DLT), с помощью которой несколько центральных банков могут выпускать и обменивать свои цифровые валюты центрального банка (токены).
Дизайн платформы учитывает соответствие mBridge пяти базовым принципам ЦВЦБ, изложенных в нормативных актах наднациональных регуляторов (Банка международных расчетов, Международного валютного фонда и т.п.) [5]:
1. не навреди;
2. повышение эффективности;
3. повышение устойчивости;
4. обеспечение взаимодействия и функциональной совместимости с существующими платежными системами;
5. расширение доступа к финансовым услугам.
Анализ реализации проекта mBridge позволяет выявить сложные юридические проблемы, которые зависят от действующих правил и предписаний каждой участвующей юрисдикции и могут потребовать существенных изменений в законодательстве для достижения полной правовой определенности и ясности. При этом ряд вопросов могут быть учтены текущей архитектурой платформы, но значительная часть требует дальнейшей разработки и изучения.
Для запуска пилотного проекта было необходимо учесть требования всех юрисдикций. Участники разработали необходимые правовые документы, которые легли в основу построения архитектуры платформы (таблица 2).
В ходе пилотного проекта были протестированы следующие три типа транзакций:
1) выпуск и обращение ЦВЦБ между центральными банками и их национальными коммерческими банками;
2) трансграничные платежи между коммерческими банками в местных ЦВЦБ (например, корпорация ОАЭ производит перевод средств корпорации материкового Китая в электронных юанях через свои коммерческие банки, участвующие в работе платформы).
Таблица 2
Документы для запуска проекта mBridge
№ |
Документ |
Описание |
1 |
Соглашение об участии в пилотном проекте |
изложена роль центральных банков в предоставлении услуг в рамках пилотной схемы, а также права и обязанности коммерческого банка |
2 |
Условия работы платформы |
предоставлены общие принципы и процедуры для коммерческих банков по использованию платформы |
3 |
Положения и условия |
изложены специфичные для национальных валют правила, регулирующие использование местных ЦВЦБ иностранными коммерческими банками |
3) трансграничный PvP – обмен валюты (Payment versus Payment – платеж против платежа) между коммерческими банками в местной ЦВЦБ (например, тайский банк обменивает электронные тайские баты на гонконгские доллары с банком Гонконгского автономного округа на платформе)
Реализация проекта mBridge осуществлялась в течение шести недель с августа по сентябрь 2022 г. Участвующие коммерческие банки провели 160 платежных и валюто-обменных транзакций на общую сумму более 22 млн долл.
Итак, мировая финансовая система сегодня претерпевает масштабные изменения. И одним из ключевых вызовов является цифровизация.
Цифровые валюты имеют высокий потенциал обеспечить финансовый суверенитет стран и стимулировать рост ВВП через развитие новых торговых и экономических связей, реализацию новых бизнес-моделей, способствовать разработке и внедрению инноваций, что в целом позитивно отразиться на качестве и уровне жизни граждан.
В настоящее время у стран БРИКС нет единого мнения по поводу применения во взаимных расчетах общей валюты, внедрение платформы, аналогичной mBridge в рамках блока могло бы стать значительным шагом на пути к дедолларизации, с сохранением при этом валютно-финансового суверенитета стран участниц.
Таким образом, плавная интеграция центральными банками платформы с внутренними ЦВЦБ и платежными инфраструктурами, а также автоматизация процессов выпуска и погашения национальных цифровых валют имеют решающее значение для будущего успеха совместных проектов для реализации, ускорения и повышения эффективности международных расчетов.
Статья подготовлена при поддержке Программы развития МГИМО «Приоритет-2030».