Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

CENTRAL BANK DIGITAL CURRENCIES IN THE INTERNATIONAL SETTLEMENT SYSTEM

Pertseva S.Yu. 1
1 Moscow State Institute of International Relations
The article is devoted to the study of the possibility of usage Central Bank Digital Currencies (CBDC) in the system of international settlements during the increasing of geopolitical pressure and transformation of international financial relations. Based on the conducted research, the author has revealed that CBDC is an important innovative tool for the implementation of domestic and international payment transactions. A key place in the article is given to the analysis of the potential opportunity of usage the Central Bank for settlements between the BRICS member countries on the basis of the payment infrastructure for interaction. The author paid special attention to the international practice of developing and implementing the project to create a single platform for settlements and payments with the participation of China, Hong Kong, the United Arab Emirates and Thailand. The mBridge project has proven its viability in the implementation of cross-border settlements and foreign exchange operations. It is concluded that the main efforts of the authorities of the BRICS member should be aimed at the developing and implementing the project to build a unified settlement and payment infrastructure for the use of national digital currencies in order to strengthen economic ties and create an alternative financial system. A single platform for conducting international transactions within the framework of BRICS can lay the foundations for the transformation of the existing global financial order.
central bank digital currency
brics
mbridge
international settlements

Введение

Важнейшей тенденцией развития цифровых финансово-кредитных отношений является формирование специфичных инструментов реализации национальных и трансграничных систем платежей. Особое место среди них занимают цифровые валюты центральных банков (далее по тексту ЦВЦБ). появление данной формы современных финансовых отношений является эволюционным этапов в системе денежного обращения, где наряду с наличными и безналичными деньгами применяется их цифровая форма.

Вопросы проектирования и внедрения ЦВЦБ активно изучаются и пилотируются регуляторами разных стран как для внутренних потребностей экономики, так и для осуществления трансграничных операций.

Российская Федерации заинтересована в активном продвижении собственной цифровой валюты, в том числе в связи с необходимостью защиты национальной экономики и развития международной торговли, избегая при этом международных санкций [2].

Целью данной работы является исследование возможности создания единой инфраструктуры для применения национальных цифровых валют стран – членов БРИКС в целях укрепления экономических связей и создания альтернативной финансовой системы. По мере того, как Россия, Индия, Китай, Бразилия и ЮАР будут развивать свои ЦВЦБ, станет возможным укрепление позиций блока на мировой арене и обеспечение валютно-финансовой и технологической независимости стран БРИКС.

1. БРИКС и его роль в мировой экономике

Межгосударственный союз пяти государств, созданный в 2006 г. в современных условиях демонстрирует рост экономического и политического влияния. Так, с 2024 г. в объединение БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) вступят еще шесть стран – Аргентина, Египет, Эфиопия, Иран, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), если официально примут приглашения. Еще 17 стран подали формальные заявки на членство в БРИКС [7].

Интересно проанализировать потенциал стран БРИКС (табл. 1).

Согласно прогнозам экспертов, рост ВВП в странах БРИКС будет опережать мировые темпы и увеличится с 24,2 трлн долл. по итогам 2021 г. до 39,4 трлн долл. к 2027 г. – это рост на 62%. По данным Всемирного банка, объем мирового экспорта на конец 2021 г. составил 22,4 трлн долл., а импорта – 22,6 трлн долл. На долю стран БРИКС пришлось 20,7% мирового экспорта и 17% мирового импорта [6]. Растущая роль этих стран способна привести к серьезным изменениям в сложившейся системе мирового порядка и привести к созданию альтернативной международной финансовой системы, не предполагающей использования доллара США в международном платежном обороте. Использование национальных цифровых валют стран блока для реализации трансграничных платежей способно трансформировать традиционный платежный ландшафт.

В рамках стран БРИКС, в частности между Россией, Китаем и Индией, обсуждались планы создания единой системы международных расчетов, что связано с высокими геополитическими рисками реализации трансграничных операций.

По итогам прошедшего в августе 2023 г. саммита БРИКС в ЮАР представители МИД РФ назвали возможным создание единой валюты БРИКС в будущем [7].

Таблица 1

ВВП стран БРИКС

Страна

ВВП в текущих ценах, млрд. долл.

Доля в мировом ВВП, %

Страны-участницы на 2023 год

1

Китай

18 100

18,5

2

Индия

3 386,4

7,3

3

Россия

2 215,29

2,9

4

Бразилия

1 924,1

2,3

5

ЮАР

405,71

0,6

Страны-участницы с 2024 года

6

Саудовская Аравия

1 108,15

1,3

7

Аргентина

632,24

0,7

8

ОАЭ

507,54

0,5

9

Египет

475,23

1,02

10

Иран

352,21

0,98

11

Эфиопия

120,37

0,2

Примечание: составлено по [6].

Создание такой валюты впервые было озвучено в рамках клуба «Валдай» еще в 2018 г. Идея проекта заключалась в формировании корзины валют наподобие СДР (специальных прав заимствования), состоящей из национальных валют стран БРИКС [1]. Предполагалось, что единая валюта получит название R5, поскольку название валют каждой из стран БРИКС, начинается с буквы R: Real, Rouble, Rupee, Renminbi, Rand.

Основная задача проекта состояла в упрощении межстрановой торговли и снижении зависимости от доллара и евро в международных расчетах.

Необходимо отметить, что современные розничные (для физических лиц) так и оптовые (для юридических лиц) трансграничные платежи сталкиваются с рядом проблем. К числу которых можно отнести недостаточную совместимость платежных систем, а также дороговизну и низкую скорость обработки платежных сообщений. Геополитические риски усугубляют и обостряют данные проблемы.

2. Цифровые валюты центральных банков: сущность и роль

Согласно докладам Банка международных расчетов цифровая валюта центрального банка – это электронное обязательство монетарного регулятора, номинированное в национальной счетной единице и выполняющее функции денег [4]. Ключевые особенности национальных цифровых валют состоят в том, что они:

• призваны повысить стабильность и конкуренцию в финансовой сфере;

• повышают финансовую инклюзивность, поскольку предлагают платежную инфраструктуру с меньшими затратами на переводы;

• расширяют инструменты фискальной политики, доступные регуляторам;

• стимулируют использование местной валюты для оплаты товаров и услуг;

• позволят снизить расчетные риски, обеспечить круглосуточный доступ к ликвидности для банков и сократить издержки при трансграничных переводах.

Ключевыми целями внедрения ЦВЦБ стран являются [3]:

1) финансовая стабильность;

2) эффективность денежно-кредитной политики;

3) доступность финансовых услуг;

4) ускорение транзакций внутри страны;

5) увеличение эффективности трансграничных платежей.

Таким образом, ЦВЦБ обладают потенциалом для того, чтобы стать новым инструментом для ведения расчетов и платежей как на внутреннем, так и внешнем периметрах, который будет независимым от геополитического фактора.

ЦВЦБ могут предоставить возможность России и другим странам, находящимся под санкциями, создания новых и укрепления имеющихся экономических отношений. Например, российские компании получат возможность осуществлять платежи в пользу зарубежных компаний посредством специально выстроенной платформы для ЦВЦБ, без использования традиционной инфраструктуры, основанной на корреспондентских счетах, контролируемой недружественными странами, что ускорит проведение транзакций и позволит избежать риск блокировки счетов.

3. Опыт применения ЦВЦБ для международных расчетов

Одним из наиболее интересных и перспективных проектов, объединяющих нескольких юрисдикций, использующих ЦВЦБ, является проект mBridge.

Проект представляет собой платформу, разработанную группой центральных банков из Китая, Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), Гонконга и Таиланда, при технической поддержке Банка международных расчетов (BIS) [5].

Платформа предназначена для осуществления одноранговых трансграничных платежей в режиме реального времени и направленна на расширение мультивалютных трансграничных расчетов с использованием ЦВЦБ.

По заявлениям представителей центральных банков участников проекта, платформа может ускорить трансграничные платежи, одновременно сокращая расходы и повышая их прозрачность. При разработке платформы уделялось внимание соответствия политике и правовым требованиям конкретной юрисдикции, нормативным актам и потребностям правительственных органов стран-участниц.

Можно предположить, что негласной целью mBridge, является дедолларизация трансграничных платежей, поскольку в согласно представленным документам утверждается, что платформа mBridge направлена на «поддержку использования местных валют в трансграничных расчетах», и что существующая «зависимость от иностранных валют для трансграничных платежей может непреднамеренно повлиять на денежно-кредитный суверенитет». Таким образом, можно сделать вывод о качественных шагах стран мира на пути к выстраиванию независимой инфраструктуры при реализации трансграничных операций в национальных цифровых валютах.

Говоря о механизме проведения международных платежей следует сказать о том, что они процессинг осуществляется с помощью облачных технологий на удаленных серверах, расположенных в Гонконге. Это позволило участникам получить доступ к платформе как к программному обеспечению как к услуге (Software as a Service – SaaS). За технологическую реализацию проекта mBridge несет ответственность Народный банк Китая. В тоже время участники проекта стремятся к полной децентрализации как с технической точки зрения, так и с точки зрения управления.

В документах Банка международных расчетов, заявлено, что архитектура проекта mBridge позволяет подключенной сети центральных банков-эмитентов ЦВЦБ проверять транзакции от имени своих национальных коммерческих банков-участников [5]. Сама платформа состоит из трех отдельных компонентов с различными уровнями контроля:

1. общая сеть обеспечивает идентификацию, подключение и обнаружение;

2. цифровые кошельки обеспечивают самостоятельное хранение всех токенов в юрисдикциях – участниках;

3. токены представляют национальные ЦВЦБ, которые циркулируют в сети.

Проект mBridge является прорывной инновацией, поскольку основан на технологии распределенного реестра (DLT), с помощью которой несколько центральных банков могут выпускать и обменивать свои цифровые валюты центрального банка (токены).

Дизайн платформы учитывает соответствие mBridge пяти базовым принципам ЦВЦБ, изложенных в нормативных актах наднациональных регуляторов (Банка международных расчетов, Международного валютного фонда и т.п.) [5]:

1. не навреди;

2. повышение эффективности;

3. повышение устойчивости;

4. обеспечение взаимодействия и функциональной совместимости с существующими платежными системами;

5. расширение доступа к финансовым услугам.

Анализ реализации проекта mBridge позволяет выявить сложные юридические проблемы, которые зависят от действующих правил и предписаний каждой участвующей юрисдикции и могут потребовать существенных изменений в законодательстве для достижения полной правовой определенности и ясности. При этом ряд вопросов могут быть учтены текущей архитектурой платформы, но значительная часть требует дальнейшей разработки и изучения.

Для запуска пилотного проекта было необходимо учесть требования всех юрисдикций. Участники разработали необходимые правовые документы, которые легли в основу построения архитектуры платформы (таблица 2).

В ходе пилотного проекта были протестированы следующие три типа транзакций:

1) выпуск и обращение ЦВЦБ между центральными банками и их национальными коммерческими банками;

2) трансграничные платежи между коммерческими банками в местных ЦВЦБ (например, корпорация ОАЭ производит перевод средств корпорации материкового Китая в электронных юанях через свои коммерческие банки, участвующие в работе платформы).

Таблица 2

Документы для запуска проекта mBridge

Документ

Описание

1

Соглашение об участии в пилотном проекте

изложена роль центральных банков в предоставлении услуг в рамках пилотной схемы, а также права и обязанности коммерческого банка

2

Условия работы

платформы

предоставлены общие принципы и процедуры для коммерческих банков по использованию платформы

3

Положения и условия

изложены специфичные для национальных валют правила, регулирующие использование местных ЦВЦБ иностранными коммерческими банками

3) трансграничный PvP – обмен валюты (Payment versus Payment – платеж против платежа) между коммерческими банками в местной ЦВЦБ (например, тайский банк обменивает электронные тайские баты на гонконгские доллары с банком Гонконгского автономного округа на платформе)

Реализация проекта mBridge осуществлялась в течение шести недель с августа по сентябрь 2022 г. Участвующие коммерческие банки провели 160 платежных и валюто-обменных транзакций на общую сумму более 22 млн долл.

Итак, мировая финансовая система сегодня претерпевает масштабные изменения. И одним из ключевых вызовов является цифровизация.

Цифровые валюты имеют высокий потенциал обеспечить финансовый суверенитет стран и стимулировать рост ВВП через развитие новых торговых и экономических связей, реализацию новых бизнес-моделей, способствовать разработке и внедрению инноваций, что в целом позитивно отразиться на качестве и уровне жизни граждан.

В настоящее время у стран БРИКС нет единого мнения по поводу применения во взаимных расчетах общей валюты, внедрение платформы, аналогичной mBridge в рамках блока могло бы стать значительным шагом на пути к дедолларизации, с сохранением при этом валютно-финансового суверенитета стран участниц.

Таким образом, плавная интеграция центральными банками платформы с внутренними ЦВЦБ и платежными инфраструктурами, а также автоматизация процессов выпуска и погашения национальных цифровых валют имеют решающее значение для будущего успеха совместных проектов для реализации, ускорения и повышения эффективности международных расчетов.

Статья подготовлена при поддержке Программы развития МГИМО «Приоритет-2030».