Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ДОХОДОВ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА УРОВЕНЬ РОЖДАЕМОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Артёмова Н.В. 1 Аксёнов Н.А. 1 Маслова О.Л. 1
1 Орловский филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
В настоящее время в достаточно остро стоит вопрос улучшения демографической ситуации. Естественная убыль населения оказывает отрицательное влияние на экономику страны. На протяжении длительного времени задачей государства стоит повысить рождаемость в стране. Преодоление демографического кризиса достаточно трудоемкий процесс для государства, требующий всесторонней вовлеченности. Для это разрабатываются и внедряются меры государственной поддержки семей с детьми в различных областях. В первую очередь необходимо повысить доходы семей с детьми, улучшить их благосостояние. Однако, следует не оставлять без внимание сферы здравоохранения, образования, обеспечения жильем, социальную сферу. В статье рассматривается влияние доходов и социально-экономических факторов таких как, материнский капитал, пособия по уходу за ребенком, процентная ставка по ипотечным займам на уровень рождаемости в Российской Федерации. Производится анализ мер государственной поддержки семей с детьми. С помощью линейного коэффициента корреляции отражена взаимосвязь между индексом рождаемости и среднемесячной номинальной начисленной заработной платой. Отражена роль демографической политики в рамках повышения уровня рождаемости. Результаты исследования позволили оценить востребованность и актуальность мер государственной поддержки, как реализуемых, так и разрабатываемых, в контексте поддержки семей с детьми и как следствие повышение рождаемости. Разработка, внедрение и реализация различных мер государственной поддержки семей с детьми должна носить комплексный характер и накопительный эффект, что в свою очередь должно привести к росту рождаемости и сокращению естественной убыли населения.
рождаемость
семьи с детьми
доходы
пособие по уходу за ребенком
материнский капитал
господдержка
1. Аналитический центр Юрия Левады (Левада-центр) [Электронный ресурс]. URL: http://www.levada.ru (дата обращения: 02.03.2023).
2. Арзуманова Т.И., Мачабели М.Ш. Экономика организации. М.: Дашков и К, 2018. 240 с.
3. Государственная автоматизированная информационная система «Управление» [Электронный ресурс]. URL: http://gasu.gov.ru (дата обращения: 02.03.2023).
4. Гужова О.А., Токарев Ю.А. Статистика в управлении социально-экономическими процессами: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2020. 172 с. DOI: 10.12737/21034.
5. Иванов Ю.Н. Экономическая статистика: учебник / под ред. Ю.Н. Иванова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2020. 584 с. DOI: 10.12737/7728.
6. Информационно-аналитические материалы Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:https://www.cbr.ru/analytics (дата обращения: 02.03.2023).
7. Информационно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 02.03.2023).
8. Информационно-правой портал «Гарант» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/ (дата обращения: 16.04.2023).
9. Информационные ресурсы Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/ru/om/link/inf_links (дата обращения: 16.04.2023).
10. Информационный ресурс Audit-it.ru [Электронный ресурс]. URL: https://www.audit-it.ru (дата обращения: 16.04.2023).
11. Маевская Е.Б. Экономика организации: учебник. М.: ИНФРА-М, 2020. 351 с. DOI: 10.12737/19026.
12. Мелкумов Я.С. Социально-экономическая статистика: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2020. 186 с.
13. Открытый журнал [Электронный ресурс]. URL: https://journal.open-broker.ru/ (дата обращения: 16.04.2023).
14. Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/ips (дата обращения: 16.04.2023).
15. Портал открытых данных Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://data.gov.ru/ (дата обращения: 16.04.2023).
16. Савицкая Г.В. Экономический анализ: учебник. 15-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2019. 587 с. DOI: 10.12737/textbook_5cde566886f147.06974725.
17. Статистика: учебник / В.В. Глинский, В.Г. Ионин, Л.К. Серга и др.; под ред. В.Г. Ионина. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2018. DOI: 10.12737/25127.
18. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс].– URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 12.02.2023).
19. Федеральный образовательный портал «Экономика Социология Менеджмент» [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru (дата обращения: 12.02.2023).
20. Экономика организаций (предприятий): учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 608 с.

Введение

Демографический кризис последних лет заставляет задуматься о повышении уровня рождаемости. Для повышения уровня рождаемости необходимо обеспечить экономическую стабильность в обществе. В рамках государственных интересов стоит задача повысить суммарный индекс рождаемости, то есть увеличить количество детей у одной семьи. Для решения этой задачи Правительство Российской Федерации разрабатывает и внедряет различные меры поддержки для семей с детьми. В первую очередь – это повышение материального достатка семей. Необходимо изучить уровень доходов населения и существующие меры поддержки семей с детьми. Провести анализ взаимосвязи доходов населения и уровня рождаемости.

Целью исследования является анализ влияния доходов населения и мер государственной поддержки на повышение рождаемости в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели исследуется уровень рождаемости в Российской Федерации и выявляется его динамика, анализируется уровень заработной платы и отражается его динамика, проводится анализ существующих мер государственной поддержки.

Материал и методы исследования

В качестве исследовательского метода выступил аналитический метод. Материалами для проведения исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики.

Результаты исследования и их обсуждение

Вопрос рождаемости в последние годы стоит остро. Принимаются новые меры по повышению рождаемости в стране, но на данный момент индекс рождаемости сокращается, как и абсолютная численность родившихся. Однако так было не всегда, если обратится к статистическим данным, то можно увидеть, что рождаемость была на достаточно высоком уровне. Для оценки рождаемости, были собраны статистические данные за 70 лет (таблица 1) [18].

Таблица 1

Рождаемость в России с 1950 г. по 2021 г.

Год

Рождаемость, чел.

Индекс рождаемости

1950

2745997

26,9

1960

2782353

23,2

1970

1903713

14,6

1980

2202779

15,9

1990

1988858

13,4

1995

1363806

9,3

2000

1266800

8,7

2001

1311604

9,0

2002

1396967

9,7

2003

1477301

10,2

2004

1502477

10,4

2005

1457376

10,2

2006

1479637

10,3

2007

1610122

11,3

2008

1713947

12,0

2009

1761687

12,3

2010

1788948

12,5

2011

1796629

12,6

2012

1902084

13,3

2013

1895822

13,2

2014*

1942683

13,3

2015

1940579

13,3

2016

1888729

12,9

2017

1690307

11,5

2018

1604344

10,9

2019

1481074

10,1

2020

1435800

9,8

2021

1398253

9,6

* с учетом сведений республики Крым и г. Севастополь.

missing image file

Рис. 1. Рождаемость в России 1950-2021 гг., чел.

missing image file

Рис. 2. Индекс рождаемости в России 1950-2021 гг.

Для наглядности исследуемые данные следует рассмотреть графически (рис. 1, 2).

Более подробные данные представлены с 2000 года и здесь наблюдается спад рождаемости, что связано с кризисом тех лет, но с 2007 года начитается стабильный рост, который продолжается до 2015 года. С 2015 года по настоящий момент идет спад рождаемости.

Убыль населения, отсутствие естественного прироста является большой и одной из главных проблем государства. Именно поэтому принимаются меры в рамках демографической политики страны для поддержания семей с детьми и стимулированию рождаемости. Основной причиной в современных кризисных условиях, препятствующей росту рождаемости является заработная плата. Именно финансовый аспект мешает семьям принимать решения в пользу рождения детей. Проведем анализ уровня заработной платы за последние 20 лет.

Как видно из таблицы 2 наблюдается ежегодный рост среднемесячной заработной платы. Однако совместно с заработной платой следует проследить уровень инфляции за тот же период (табл. 3).

Таблица 2

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в целом по экономике по субъектам РФ за 2000-2021 гг. [18]

Года

Центральный федеральный округ

Северо- Западный федеральный округ

Южный федеральный округ

Северо- Кавказский федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Дальне- восточный федеральный округ

2000

2173

2532

1587

1213

1783

3487

2270

3114

2001

3266

3655

2331

1721

2563

5169

3191

4298

2002

4433

5068

3184

2442

3412

6589

4310

5979

2003

5873

6144

3947

3108

4235

8086

5325

7555

2004

7276

7518

4968

3108

5150

9693

6508

9115

2005

9622

9487

6204

4785

6473

11680

8110

11508

2006

12117

11851

7736

5950

8118

14307

9878

13711

2007

15877

15256

9875

7735

10347

17838

12345

16713

2008

20666

19396

12514

9862

13210

21826

15381

20778

2009

22405

20893

14066

11432

13987

22269

16606

23158

2010

25377

23532

15560

12569

15614

25035

18658

25814

2011

28449

25776

17237

13898

17544

28055

20890

29320

2012

32186

29058

19823

16725

20020

31598

23789

33584

2013

36213

32549

22497

19359

22481

34735

26398

37579

2014

39945

35468

24311

20930

24601

37270

28347

40876

2015

41961

37931

25471

21720

25632

39083

29616

43164

2016

45943

41076

26964

22963

27265

41464

31569

45786

2017

48593

44450

28712

24400

29189

43977

33718

48952

2018

54689

49824

31998

27064

31990

47807

37807

51667

2019

60771

54119

34460

29135

34592

51092

41310

56437

2020

65319

57162

36620

31799

36975

54603

44226

60358

2021

72619

62828

39463

33814

40538

59461

48493

65503

missing image file

Рис. 3. Уровень инфляции в период с 2000 г. по 2021 г.

Таблица 3

Уровень инфляции в период с 2000 г. по 2021 г. [18]

Год

Всего

2000

20,20

2001

18,58

2002

15,06

2003

11,99

2004

11,74

2005

10,91

2006

9,00

2007

11,87

2008

13,28

2009

8,80

2010

8,78

2011

6,10

2012

6,58

2013

6,45

2014

11,36

2015

12,91

2016

5,38

2017

2,52

2018

4,27

2019

3,05

2020

4,91

2021

8,31

Изобразим графически уровень инфляции за анализируемый период (рис. 3).

Как видно из представленных данных уровень инфляции за последние пару лет вырос в два раза, это обусловлено пандемией и сложностью в поставке товаров. Также можно выделить кризисные периоды 2007-2008 гг. и 2014-2015 гг., однако в целом за более чем 20 лет инфляция имеет тенденцию к снижению.

В рамках повышения рождаемости государством разрабатываются и принимаются к реализации различные меры поддержки семей, как с одним, так и с несколькими детьми. Разберемся в этом подробнее.

Одной из первых мер поддержки семей и стимулированию к рождению второго ребенка стал так называемый «Материнский капитал». Эта программа поддержки семей появилась в 2007 году. В 2020 году действие программы расширили и на данную поддержку теперь могут рассчитывать семьи, у которых рождается первый ребенок, далее рассмотрим это подробнее. На рисунке 4 представлена динамика роста материнского капитала на второго ребенка, следует отметить, что суммы, указанные с 2020 года, получают семьи, не получавшие «Материнский капитал» на первого ребенка.

Проанализуем как изменилась рождаемость с 2008 года при действии программы «Материнский капитал». Следует рассмотреть данные о рождаемости и естественный прирост населения страны.

missing image file

Рис. 4. Динамика размера материнского капитала с 2007 г. по 2022 г.

Таблица 4

Статистика родившихся и естественный прирост в Российской Федерации с 2008 г. по 2021 г. [18]

Годы

Всего, человек

На 1000 человек населения

родившихся

Естественный прирост

родившихся

Естественный прирост

2008

1713947

-362007

12

-2,5

2009

1761687

-248856

12,3

-1,8

2010

1788948

-239568

12,5

-1,7

2011

1796629

-129091

12,6

-0,9

2012

1902084

-4251

13,3

0,0

2013

1895822

24013

13,2

0,2

2014

1942683

30336

13,3

0,2

2015

1940579

32038

13,3

0,3

2016

1888729

-2286

12,9

-0,01

2017

1690307

-135818

11,5

-0,9

2018

1604344

-224566

10,9

-1,6

2019

1481074

-317233

10,1

-2,2

2020

1436514

-702072

9,8

-4,8

2021

1398253

-38261

9,6

-7,1

missing image file

Рис. 5. Число родившихся в Российской Федерации 2008-2021 гг.

Если данные о родившихся отобразить графически (рис. 5), то можно отследить закономерность роста рождаемости с 2009 года, при этом идет на спад естественная убыль населения и к 2013 году превращается в естественный прирост населения страны. Можно сделать вывод, что программа «Материнский капитал» дала свои результаты и в совокупности с ростом заработной платы, стабилизацией инфляции дала свои положительные плоды.

Однако, следует отметить спад рождаемости с 2016 года, в стране вновь появляется естественная убыль населения. Данное положение дел дает почву для размышления. Необходимы новые пути поддержки населения и стимулирования рождаемости. Так как программа «Материнский капитал» была направлена на поддержку семей, у которых родился второй ребенок. При анализе ситуации рождаемости выясняется, что пособия по уходу за ребенком достаточно невелики, у семей возникает сложность в рождении первого ребенка, не говоря уже о втором. При этом пособия по уходу за ребенком не позволяет обеспечить достойный уровень жизни, так как выплачивается до 1,5 лет и составляют 40% от среднемесячной заработной платы женщины. От 1,5 лет до 3 лет отпуска по уходу за ребенком выплачивалось 50 руб. в месяц. Безусловно подобные выплаты создавали определенные финансовые трудности, у многих семей заработок не превышал прожиточного минимума.

Так в 2018 году появилась новая мера поддержки семей с детьми, получившая название «путинские выплаты». Ее суть кардинально отличалась от ранее существующих. Во-первых, это дополнительная мера поддержки, которая не отменяет другие социальные пособия. Во-вторых, ее выплата осуществляется в том случаи, если среднедушевой доход семьи не превышает двухкратного размера, сумма выплат зависит от величины прожиточного минимума региона. Пособие ежегодно индексируется, с 2020 года у семей появилась возможность получать его до 3 лет. Рассмотрим динамику роста пособия на примере Орловской области.

С появлением социальной поддержки семьям с первым ребенком правительство пересмотрело проект «Материнский капитал», о котором упоминалось ранее. Так в 2020 году «Материнский капитал» стал мерой господдержки семей с первым ребенком, при рождении второго ребенка капитал увеличивается. В случае если первый ребенок рожден раньше, чем данный вид господдержки вступил в силу, и родители не получали материнский капитал, при появлении второго ребенка материнский капитал выдается в полном объеме.

Рассмотрим структуру материнского капитала с 2020 года.

Анализируя размер материнского капитала, представленного на рисунке 7 можно отметить, что он имеет положительный темп роста, за представленный период имеет прирост в 12,4%.

missing image file

Рис. 6. Динамика роста пособия по уходу за ребенком в период с 2018 г. по 2022 г.

missing image file

Рис. 7. Размер и структура материнского капитала с 2020 г. по 2022 г.

Таблица 5

Расчетная таблица линейного коэффициента корреляции

Годы

Индекс рождаемости (х)

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в ЦФО (у)

x^2

y^2

x*y

2008

12

20666

144

427083556

247992

2009

12,3

22405

151,29

501984025

275581,5

2010

12,5

25377

156,25

643992129

317212,5

2011

12,6

28449

158,76

809345601

358457,4

2012

13,3

32186

176,89

1035938596

428073,8

2013

13,2

36213

174,24

1311381369

478011,6

2014

13,3

39945

176,89

1595603025

531268,5

2015

13,3

41961

176,89

1760725521

558081,3

2016

12,9

45943

166,41

2110759249

592664,7

2017

11,5

48593

132,25

2361279649

558819,5

2018

10,9

54689

118,81

2990886721

596110,1

2019

10,1

60771

102,01

3693114441

613787,1

2020

9,8

65319

96,04

4266571761

640126,2

2021

9,6

72619

92,16

5273519161

697142,4

Сумма

167,3

595136

2022,89

28782184804

6893328,6

В качестве следующего социально-экономического фактора, имеющего большую значимость для семей с детьми или семей планирующих детей – это обеспеченность жилой площадью. В современных условиях достаточно сложно приобрести жилье, не используя при этом ипотечные займы. Именно поэтому данная сфера также не осталась без внимания государства. В качестве меры господдержки предлагается сниженная процентная ставка для молодых семей (до 36 лет) как с одним и двумя детьми, а также многодетным семьям, для которых определяются особые условия ипотечного кредитования. Так, например, ипотечная ставка для молодых семей с одним или двумя детьми на данный момент составляет 6% годовых, а для многодетных семей 3% годовых.

Подводя итог вышесказанному, можно смело утверждать, что поддержка семей с детьми на государственном и региональном уровне достаточно развита и многогранна. Государство заботится о повышении рождаемости, вкладывая в это достаточно большие средства. Однако, надо учитывать то, что каждая семья попадает под разный набор льгот и пособий, поэтому основным источником дохода так или иначе остается заработная плата. В этой связи следует выявить есть ли связи и насколько она тесная между индексом рождаемости и среднемесячной номинальной начисленной заработной платой. Для осуществления этой задачи рассчитаем линейный коэффициент корреляции, взяв данные (таблица 5) с момента вступления в силу проекта «Материнский капитал».

Построив расчетную таблицу, перейдем к расчету линейного коэффициента корреляции по следующей формуле:

missing image file.

Подставив значения, получаем:

missing image file.

Полученное значение говорит нам о том, что связь между индексом рождаемости и среднемесячной номинальной начисленной заработной платой высокая (попадает в диапазон 0,7-0,9) однако, отрицательное значение свидетельствует о том, что связь обратная. А это значит размер заработной платы не влияет на повышение уровня рождаемости.

Выводы

Исходя из проведенных расчетов можно утверждать, что политика государства в рамках повышения демографии имеет важное значение в настоящее время. Населению, и молодым семьям, в частности, важны все меры поддержки, которые государство реализовывает.

В рамках повышения уровня рождаемости государство направляет немалые средства на реализацию существующих мер поддержки и разработку новых. Надо отметить, что результат реализуемых мер поддержки будет выявлен в долгосрочной перспективе. Однако численность населения, его финансовая стабильность является одной из главных характеристик стабильности государства. Именно по этой причине политика государства в рамках повышения демографии будет непрерывно реализовывать и разрабатывать меры поддержки семей с детьми.


Библиографическая ссылка

Артёмова Н.В., Аксёнов Н.А., Маслова О.Л. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ДОХОДОВ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА УРОВЕНЬ РОЖДАЕМОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 6-2. – С. 152-161;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2871 (дата обращения: 21.12.2024).