Введение
Демографический кризис последних лет заставляет задуматься о повышении уровня рождаемости. Для повышения уровня рождаемости необходимо обеспечить экономическую стабильность в обществе. В рамках государственных интересов стоит задача повысить суммарный индекс рождаемости, то есть увеличить количество детей у одной семьи. Для решения этой задачи Правительство Российской Федерации разрабатывает и внедряет различные меры поддержки для семей с детьми. В первую очередь – это повышение материального достатка семей. Необходимо изучить уровень доходов населения и существующие меры поддержки семей с детьми. Провести анализ взаимосвязи доходов населения и уровня рождаемости.
Целью исследования является анализ влияния доходов населения и мер государственной поддержки на повышение рождаемости в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели исследуется уровень рождаемости в Российской Федерации и выявляется его динамика, анализируется уровень заработной платы и отражается его динамика, проводится анализ существующих мер государственной поддержки.
Материал и методы исследования
В качестве исследовательского метода выступил аналитический метод. Материалами для проведения исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики.
Результаты исследования и их обсуждение
Вопрос рождаемости в последние годы стоит остро. Принимаются новые меры по повышению рождаемости в стране, но на данный момент индекс рождаемости сокращается, как и абсолютная численность родившихся. Однако так было не всегда, если обратится к статистическим данным, то можно увидеть, что рождаемость была на достаточно высоком уровне. Для оценки рождаемости, были собраны статистические данные за 70 лет (таблица 1) [18].
Таблица 1
Рождаемость в России с 1950 г. по 2021 г.
| Год | Рождаемость, чел. | Индекс рождаемости | 
| 1950 | 2745997 | 26,9 | 
| 1960 | 2782353 | 23,2 | 
| 1970 | 1903713 | 14,6 | 
| 1980 | 2202779 | 15,9 | 
| 1990 | 1988858 | 13,4 | 
| 1995 | 1363806 | 9,3 | 
| 2000 | 1266800 | 8,7 | 
| 2001 | 1311604 | 9,0 | 
| 2002 | 1396967 | 9,7 | 
| 2003 | 1477301 | 10,2 | 
| 2004 | 1502477 | 10,4 | 
| 2005 | 1457376 | 10,2 | 
| 2006 | 1479637 | 10,3 | 
| 2007 | 1610122 | 11,3 | 
| 2008 | 1713947 | 12,0 | 
| 2009 | 1761687 | 12,3 | 
| 2010 | 1788948 | 12,5 | 
| 2011 | 1796629 | 12,6 | 
| 2012 | 1902084 | 13,3 | 
| 2013 | 1895822 | 13,2 | 
| 2014* | 1942683 | 13,3 | 
| 2015 | 1940579 | 13,3 | 
| 2016 | 1888729 | 12,9 | 
| 2017 | 1690307 | 11,5 | 
| 2018 | 1604344 | 10,9 | 
| 2019 | 1481074 | 10,1 | 
| 2020 | 1435800 | 9,8 | 
| 2021 | 1398253 | 9,6 | 
* с учетом сведений республики Крым и г. Севастополь.

Рис. 1. Рождаемость в России 1950-2021 гг., чел.

Рис. 2. Индекс рождаемости в России 1950-2021 гг.
Для наглядности исследуемые данные следует рассмотреть графически (рис. 1, 2).
Более подробные данные представлены с 2000 года и здесь наблюдается спад рождаемости, что связано с кризисом тех лет, но с 2007 года начитается стабильный рост, который продолжается до 2015 года. С 2015 года по настоящий момент идет спад рождаемости.
Убыль населения, отсутствие естественного прироста является большой и одной из главных проблем государства. Именно поэтому принимаются меры в рамках демографической политики страны для поддержания семей с детьми и стимулированию рождаемости. Основной причиной в современных кризисных условиях, препятствующей росту рождаемости является заработная плата. Именно финансовый аспект мешает семьям принимать решения в пользу рождения детей. Проведем анализ уровня заработной платы за последние 20 лет.
Как видно из таблицы 2 наблюдается ежегодный рост среднемесячной заработной платы. Однако совместно с заработной платой следует проследить уровень инфляции за тот же период (табл. 3).
Таблица 2
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в целом по экономике по субъектам РФ за 2000-2021 гг. [18]
| Года | Центральный федеральный округ | Северо- Западный федеральный округ | Южный федеральный округ | Северо- Кавказский федеральный округ | Приволжский федеральный округ | Уральский федеральный округ | Сибирский федеральный округ | Дальне- восточный федеральный округ | 
| 2000 | 2173 | 2532 | 1587 | 1213 | 1783 | 3487 | 2270 | 3114 | 
| 2001 | 3266 | 3655 | 2331 | 1721 | 2563 | 5169 | 3191 | 4298 | 
| 2002 | 4433 | 5068 | 3184 | 2442 | 3412 | 6589 | 4310 | 5979 | 
| 2003 | 5873 | 6144 | 3947 | 3108 | 4235 | 8086 | 5325 | 7555 | 
| 2004 | 7276 | 7518 | 4968 | 3108 | 5150 | 9693 | 6508 | 9115 | 
| 2005 | 9622 | 9487 | 6204 | 4785 | 6473 | 11680 | 8110 | 11508 | 
| 2006 | 12117 | 11851 | 7736 | 5950 | 8118 | 14307 | 9878 | 13711 | 
| 2007 | 15877 | 15256 | 9875 | 7735 | 10347 | 17838 | 12345 | 16713 | 
| 2008 | 20666 | 19396 | 12514 | 9862 | 13210 | 21826 | 15381 | 20778 | 
| 2009 | 22405 | 20893 | 14066 | 11432 | 13987 | 22269 | 16606 | 23158 | 
| 2010 | 25377 | 23532 | 15560 | 12569 | 15614 | 25035 | 18658 | 25814 | 
| 2011 | 28449 | 25776 | 17237 | 13898 | 17544 | 28055 | 20890 | 29320 | 
| 2012 | 32186 | 29058 | 19823 | 16725 | 20020 | 31598 | 23789 | 33584 | 
| 2013 | 36213 | 32549 | 22497 | 19359 | 22481 | 34735 | 26398 | 37579 | 
| 2014 | 39945 | 35468 | 24311 | 20930 | 24601 | 37270 | 28347 | 40876 | 
| 2015 | 41961 | 37931 | 25471 | 21720 | 25632 | 39083 | 29616 | 43164 | 
| 2016 | 45943 | 41076 | 26964 | 22963 | 27265 | 41464 | 31569 | 45786 | 
| 2017 | 48593 | 44450 | 28712 | 24400 | 29189 | 43977 | 33718 | 48952 | 
| 2018 | 54689 | 49824 | 31998 | 27064 | 31990 | 47807 | 37807 | 51667 | 
| 2019 | 60771 | 54119 | 34460 | 29135 | 34592 | 51092 | 41310 | 56437 | 
| 2020 | 65319 | 57162 | 36620 | 31799 | 36975 | 54603 | 44226 | 60358 | 
| 2021 | 72619 | 62828 | 39463 | 33814 | 40538 | 59461 | 48493 | 65503 | 

Рис. 3. Уровень инфляции в период с 2000 г. по 2021 г.
Таблица 3
Уровень инфляции в период с 2000 г. по 2021 г. [18]
| Год | Всего | 
| 2000 | 20,20 | 
| 2001 | 18,58 | 
| 2002 | 15,06 | 
| 2003 | 11,99 | 
| 2004 | 11,74 | 
| 2005 | 10,91 | 
| 2006 | 9,00 | 
| 2007 | 11,87 | 
| 2008 | 13,28 | 
| 2009 | 8,80 | 
| 2010 | 8,78 | 
| 2011 | 6,10 | 
| 2012 | 6,58 | 
| 2013 | 6,45 | 
| 2014 | 11,36 | 
| 2015 | 12,91 | 
| 2016 | 5,38 | 
| 2017 | 2,52 | 
| 2018 | 4,27 | 
| 2019 | 3,05 | 
| 2020 | 4,91 | 
| 2021 | 8,31 | 
Изобразим графически уровень инфляции за анализируемый период (рис. 3).
Как видно из представленных данных уровень инфляции за последние пару лет вырос в два раза, это обусловлено пандемией и сложностью в поставке товаров. Также можно выделить кризисные периоды 2007-2008 гг. и 2014-2015 гг., однако в целом за более чем 20 лет инфляция имеет тенденцию к снижению.
В рамках повышения рождаемости государством разрабатываются и принимаются к реализации различные меры поддержки семей, как с одним, так и с несколькими детьми. Разберемся в этом подробнее.
Одной из первых мер поддержки семей и стимулированию к рождению второго ребенка стал так называемый «Материнский капитал». Эта программа поддержки семей появилась в 2007 году. В 2020 году действие программы расширили и на данную поддержку теперь могут рассчитывать семьи, у которых рождается первый ребенок, далее рассмотрим это подробнее. На рисунке 4 представлена динамика роста материнского капитала на второго ребенка, следует отметить, что суммы, указанные с 2020 года, получают семьи, не получавшие «Материнский капитал» на первого ребенка.
Проанализуем как изменилась рождаемость с 2008 года при действии программы «Материнский капитал». Следует рассмотреть данные о рождаемости и естественный прирост населения страны.

Рис. 4. Динамика размера материнского капитала с 2007 г. по 2022 г.
Таблица 4
Статистика родившихся и естественный прирост в Российской Федерации с 2008 г. по 2021 г. [18]
| Годы | Всего, человек | На 1000 человек населения | ||
| родившихся | Естественный прирост | родившихся | Естественный прирост | |
| 2008 | 1713947 | -362007 | 12 | -2,5 | 
| 2009 | 1761687 | -248856 | 12,3 | -1,8 | 
| 2010 | 1788948 | -239568 | 12,5 | -1,7 | 
| 2011 | 1796629 | -129091 | 12,6 | -0,9 | 
| 2012 | 1902084 | -4251 | 13,3 | 0,0 | 
| 2013 | 1895822 | 24013 | 13,2 | 0,2 | 
| 2014 | 1942683 | 30336 | 13,3 | 0,2 | 
| 2015 | 1940579 | 32038 | 13,3 | 0,3 | 
| 2016 | 1888729 | -2286 | 12,9 | -0,01 | 
| 2017 | 1690307 | -135818 | 11,5 | -0,9 | 
| 2018 | 1604344 | -224566 | 10,9 | -1,6 | 
| 2019 | 1481074 | -317233 | 10,1 | -2,2 | 
| 2020 | 1436514 | -702072 | 9,8 | -4,8 | 
| 2021 | 1398253 | -38261 | 9,6 | -7,1 | 

Рис. 5. Число родившихся в Российской Федерации 2008-2021 гг.
Если данные о родившихся отобразить графически (рис. 5), то можно отследить закономерность роста рождаемости с 2009 года, при этом идет на спад естественная убыль населения и к 2013 году превращается в естественный прирост населения страны. Можно сделать вывод, что программа «Материнский капитал» дала свои результаты и в совокупности с ростом заработной платы, стабилизацией инфляции дала свои положительные плоды.
Однако, следует отметить спад рождаемости с 2016 года, в стране вновь появляется естественная убыль населения. Данное положение дел дает почву для размышления. Необходимы новые пути поддержки населения и стимулирования рождаемости. Так как программа «Материнский капитал» была направлена на поддержку семей, у которых родился второй ребенок. При анализе ситуации рождаемости выясняется, что пособия по уходу за ребенком достаточно невелики, у семей возникает сложность в рождении первого ребенка, не говоря уже о втором. При этом пособия по уходу за ребенком не позволяет обеспечить достойный уровень жизни, так как выплачивается до 1,5 лет и составляют 40% от среднемесячной заработной платы женщины. От 1,5 лет до 3 лет отпуска по уходу за ребенком выплачивалось 50 руб. в месяц. Безусловно подобные выплаты создавали определенные финансовые трудности, у многих семей заработок не превышал прожиточного минимума.
Так в 2018 году появилась новая мера поддержки семей с детьми, получившая название «путинские выплаты». Ее суть кардинально отличалась от ранее существующих. Во-первых, это дополнительная мера поддержки, которая не отменяет другие социальные пособия. Во-вторых, ее выплата осуществляется в том случаи, если среднедушевой доход семьи не превышает двухкратного размера, сумма выплат зависит от величины прожиточного минимума региона. Пособие ежегодно индексируется, с 2020 года у семей появилась возможность получать его до 3 лет. Рассмотрим динамику роста пособия на примере Орловской области.
С появлением социальной поддержки семьям с первым ребенком правительство пересмотрело проект «Материнский капитал», о котором упоминалось ранее. Так в 2020 году «Материнский капитал» стал мерой господдержки семей с первым ребенком, при рождении второго ребенка капитал увеличивается. В случае если первый ребенок рожден раньше, чем данный вид господдержки вступил в силу, и родители не получали материнский капитал, при появлении второго ребенка материнский капитал выдается в полном объеме.
Рассмотрим структуру материнского капитала с 2020 года.
Анализируя размер материнского капитала, представленного на рисунке 7 можно отметить, что он имеет положительный темп роста, за представленный период имеет прирост в 12,4%.

Рис. 6. Динамика роста пособия по уходу за ребенком в период с 2018 г. по 2022 г.

Рис. 7. Размер и структура материнского капитала с 2020 г. по 2022 г.
Таблица 5
Расчетная таблица линейного коэффициента корреляции
| Годы | Индекс рождаемости (х) | Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в ЦФО (у) | x^2 | y^2 | x*y | 
| 2008 | 12 | 20666 | 144 | 427083556 | 247992 | 
| 2009 | 12,3 | 22405 | 151,29 | 501984025 | 275581,5 | 
| 2010 | 12,5 | 25377 | 156,25 | 643992129 | 317212,5 | 
| 2011 | 12,6 | 28449 | 158,76 | 809345601 | 358457,4 | 
| 2012 | 13,3 | 32186 | 176,89 | 1035938596 | 428073,8 | 
| 2013 | 13,2 | 36213 | 174,24 | 1311381369 | 478011,6 | 
| 2014 | 13,3 | 39945 | 176,89 | 1595603025 | 531268,5 | 
| 2015 | 13,3 | 41961 | 176,89 | 1760725521 | 558081,3 | 
| 2016 | 12,9 | 45943 | 166,41 | 2110759249 | 592664,7 | 
| 2017 | 11,5 | 48593 | 132,25 | 2361279649 | 558819,5 | 
| 2018 | 10,9 | 54689 | 118,81 | 2990886721 | 596110,1 | 
| 2019 | 10,1 | 60771 | 102,01 | 3693114441 | 613787,1 | 
| 2020 | 9,8 | 65319 | 96,04 | 4266571761 | 640126,2 | 
| 2021 | 9,6 | 72619 | 92,16 | 5273519161 | 697142,4 | 
| Сумма | 167,3 | 595136 | 2022,89 | 28782184804 | 6893328,6 | 
В качестве следующего социально-экономического фактора, имеющего большую значимость для семей с детьми или семей планирующих детей – это обеспеченность жилой площадью. В современных условиях достаточно сложно приобрести жилье, не используя при этом ипотечные займы. Именно поэтому данная сфера также не осталась без внимания государства. В качестве меры господдержки предлагается сниженная процентная ставка для молодых семей (до 36 лет) как с одним и двумя детьми, а также многодетным семьям, для которых определяются особые условия ипотечного кредитования. Так, например, ипотечная ставка для молодых семей с одним или двумя детьми на данный момент составляет 6% годовых, а для многодетных семей 3% годовых.
Подводя итог вышесказанному, можно смело утверждать, что поддержка семей с детьми на государственном и региональном уровне достаточно развита и многогранна. Государство заботится о повышении рождаемости, вкладывая в это достаточно большие средства. Однако, надо учитывать то, что каждая семья попадает под разный набор льгот и пособий, поэтому основным источником дохода так или иначе остается заработная плата. В этой связи следует выявить есть ли связи и насколько она тесная между индексом рождаемости и среднемесячной номинальной начисленной заработной платой. Для осуществления этой задачи рассчитаем линейный коэффициент корреляции, взяв данные (таблица 5) с момента вступления в силу проекта «Материнский капитал».
Построив расчетную таблицу, перейдем к расчету линейного коэффициента корреляции по следующей формуле:
 .
.
Подставив значения, получаем:
 .
.
Полученное значение говорит нам о том, что связь между индексом рождаемости и среднемесячной номинальной начисленной заработной платой высокая (попадает в диапазон 0,7-0,9) однако, отрицательное значение свидетельствует о том, что связь обратная. А это значит размер заработной платы не влияет на повышение уровня рождаемости.
Выводы
Исходя из проведенных расчетов можно утверждать, что политика государства в рамках повышения демографии имеет важное значение в настоящее время. Населению, и молодым семьям, в частности, важны все меры поддержки, которые государство реализовывает.
В рамках повышения уровня рождаемости государство направляет немалые средства на реализацию существующих мер поддержки и разработку новых. Надо отметить, что результат реализуемых мер поддержки будет выявлен в долгосрочной перспективе. Однако численность населения, его финансовая стабильность является одной из главных характеристик стабильности государства. Именно по этой причине политика государства в рамках повышения демографии будет непрерывно реализовывать и разрабатывать меры поддержки семей с детьми.
Библиографическая ссылка
Артёмова Н.В., Аксёнов Н.А., Маслова О.Л. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ДОХОДОВ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА УРОВЕНЬ РОЖДАЕМОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2023. № 6-2. С. 152-161;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2871 (дата обращения: 31.10.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/vaael.2871

