Введение
Демографический кризис последних лет заставляет задуматься о повышении уровня рождаемости. Для повышения уровня рождаемости необходимо обеспечить экономическую стабильность в обществе. В рамках государственных интересов стоит задача повысить суммарный индекс рождаемости, то есть увеличить количество детей у одной семьи. Для решения этой задачи Правительство Российской Федерации разрабатывает и внедряет различные меры поддержки для семей с детьми. В первую очередь – это повышение материального достатка семей. Необходимо изучить уровень доходов населения и существующие меры поддержки семей с детьми. Провести анализ взаимосвязи доходов населения и уровня рождаемости.
Целью исследования является анализ влияния доходов населения и мер государственной поддержки на повышение рождаемости в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели исследуется уровень рождаемости в Российской Федерации и выявляется его динамика, анализируется уровень заработной платы и отражается его динамика, проводится анализ существующих мер государственной поддержки.
Материал и методы исследования
В качестве исследовательского метода выступил аналитический метод. Материалами для проведения исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики.
Результаты исследования и их обсуждение
Вопрос рождаемости в последние годы стоит остро. Принимаются новые меры по повышению рождаемости в стране, но на данный момент индекс рождаемости сокращается, как и абсолютная численность родившихся. Однако так было не всегда, если обратится к статистическим данным, то можно увидеть, что рождаемость была на достаточно высоком уровне. Для оценки рождаемости, были собраны статистические данные за 70 лет (таблица 1) [18].
Таблица 1
Рождаемость в России с 1950 г. по 2021 г.
Год |
Рождаемость, чел. |
Индекс рождаемости |
1950 |
2745997 |
26,9 |
1960 |
2782353 |
23,2 |
1970 |
1903713 |
14,6 |
1980 |
2202779 |
15,9 |
1990 |
1988858 |
13,4 |
1995 |
1363806 |
9,3 |
2000 |
1266800 |
8,7 |
2001 |
1311604 |
9,0 |
2002 |
1396967 |
9,7 |
2003 |
1477301 |
10,2 |
2004 |
1502477 |
10,4 |
2005 |
1457376 |
10,2 |
2006 |
1479637 |
10,3 |
2007 |
1610122 |
11,3 |
2008 |
1713947 |
12,0 |
2009 |
1761687 |
12,3 |
2010 |
1788948 |
12,5 |
2011 |
1796629 |
12,6 |
2012 |
1902084 |
13,3 |
2013 |
1895822 |
13,2 |
2014* |
1942683 |
13,3 |
2015 |
1940579 |
13,3 |
2016 |
1888729 |
12,9 |
2017 |
1690307 |
11,5 |
2018 |
1604344 |
10,9 |
2019 |
1481074 |
10,1 |
2020 |
1435800 |
9,8 |
2021 |
1398253 |
9,6 |
* с учетом сведений республики Крым и г. Севастополь.
Рис. 1. Рождаемость в России 1950-2021 гг., чел.
Рис. 2. Индекс рождаемости в России 1950-2021 гг.
Для наглядности исследуемые данные следует рассмотреть графически (рис. 1, 2).
Более подробные данные представлены с 2000 года и здесь наблюдается спад рождаемости, что связано с кризисом тех лет, но с 2007 года начитается стабильный рост, который продолжается до 2015 года. С 2015 года по настоящий момент идет спад рождаемости.
Убыль населения, отсутствие естественного прироста является большой и одной из главных проблем государства. Именно поэтому принимаются меры в рамках демографической политики страны для поддержания семей с детьми и стимулированию рождаемости. Основной причиной в современных кризисных условиях, препятствующей росту рождаемости является заработная плата. Именно финансовый аспект мешает семьям принимать решения в пользу рождения детей. Проведем анализ уровня заработной платы за последние 20 лет.
Как видно из таблицы 2 наблюдается ежегодный рост среднемесячной заработной платы. Однако совместно с заработной платой следует проследить уровень инфляции за тот же период (табл. 3).
Таблица 2
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в целом по экономике по субъектам РФ за 2000-2021 гг. [18]
Года |
Центральный федеральный округ |
Северо- Западный федеральный округ |
Южный федеральный округ |
Северо- Кавказский федеральный округ |
Приволжский федеральный округ |
Уральский федеральный округ |
Сибирский федеральный округ |
Дальне- восточный федеральный округ |
2000 |
2173 |
2532 |
1587 |
1213 |
1783 |
3487 |
2270 |
3114 |
2001 |
3266 |
3655 |
2331 |
1721 |
2563 |
5169 |
3191 |
4298 |
2002 |
4433 |
5068 |
3184 |
2442 |
3412 |
6589 |
4310 |
5979 |
2003 |
5873 |
6144 |
3947 |
3108 |
4235 |
8086 |
5325 |
7555 |
2004 |
7276 |
7518 |
4968 |
3108 |
5150 |
9693 |
6508 |
9115 |
2005 |
9622 |
9487 |
6204 |
4785 |
6473 |
11680 |
8110 |
11508 |
2006 |
12117 |
11851 |
7736 |
5950 |
8118 |
14307 |
9878 |
13711 |
2007 |
15877 |
15256 |
9875 |
7735 |
10347 |
17838 |
12345 |
16713 |
2008 |
20666 |
19396 |
12514 |
9862 |
13210 |
21826 |
15381 |
20778 |
2009 |
22405 |
20893 |
14066 |
11432 |
13987 |
22269 |
16606 |
23158 |
2010 |
25377 |
23532 |
15560 |
12569 |
15614 |
25035 |
18658 |
25814 |
2011 |
28449 |
25776 |
17237 |
13898 |
17544 |
28055 |
20890 |
29320 |
2012 |
32186 |
29058 |
19823 |
16725 |
20020 |
31598 |
23789 |
33584 |
2013 |
36213 |
32549 |
22497 |
19359 |
22481 |
34735 |
26398 |
37579 |
2014 |
39945 |
35468 |
24311 |
20930 |
24601 |
37270 |
28347 |
40876 |
2015 |
41961 |
37931 |
25471 |
21720 |
25632 |
39083 |
29616 |
43164 |
2016 |
45943 |
41076 |
26964 |
22963 |
27265 |
41464 |
31569 |
45786 |
2017 |
48593 |
44450 |
28712 |
24400 |
29189 |
43977 |
33718 |
48952 |
2018 |
54689 |
49824 |
31998 |
27064 |
31990 |
47807 |
37807 |
51667 |
2019 |
60771 |
54119 |
34460 |
29135 |
34592 |
51092 |
41310 |
56437 |
2020 |
65319 |
57162 |
36620 |
31799 |
36975 |
54603 |
44226 |
60358 |
2021 |
72619 |
62828 |
39463 |
33814 |
40538 |
59461 |
48493 |
65503 |
Рис. 3. Уровень инфляции в период с 2000 г. по 2021 г.
Таблица 3
Уровень инфляции в период с 2000 г. по 2021 г. [18]
Год |
Всего |
2000 |
20,20 |
2001 |
18,58 |
2002 |
15,06 |
2003 |
11,99 |
2004 |
11,74 |
2005 |
10,91 |
2006 |
9,00 |
2007 |
11,87 |
2008 |
13,28 |
2009 |
8,80 |
2010 |
8,78 |
2011 |
6,10 |
2012 |
6,58 |
2013 |
6,45 |
2014 |
11,36 |
2015 |
12,91 |
2016 |
5,38 |
2017 |
2,52 |
2018 |
4,27 |
2019 |
3,05 |
2020 |
4,91 |
2021 |
8,31 |
Изобразим графически уровень инфляции за анализируемый период (рис. 3).
Как видно из представленных данных уровень инфляции за последние пару лет вырос в два раза, это обусловлено пандемией и сложностью в поставке товаров. Также можно выделить кризисные периоды 2007-2008 гг. и 2014-2015 гг., однако в целом за более чем 20 лет инфляция имеет тенденцию к снижению.
В рамках повышения рождаемости государством разрабатываются и принимаются к реализации различные меры поддержки семей, как с одним, так и с несколькими детьми. Разберемся в этом подробнее.
Одной из первых мер поддержки семей и стимулированию к рождению второго ребенка стал так называемый «Материнский капитал». Эта программа поддержки семей появилась в 2007 году. В 2020 году действие программы расширили и на данную поддержку теперь могут рассчитывать семьи, у которых рождается первый ребенок, далее рассмотрим это подробнее. На рисунке 4 представлена динамика роста материнского капитала на второго ребенка, следует отметить, что суммы, указанные с 2020 года, получают семьи, не получавшие «Материнский капитал» на первого ребенка.
Проанализуем как изменилась рождаемость с 2008 года при действии программы «Материнский капитал». Следует рассмотреть данные о рождаемости и естественный прирост населения страны.
Рис. 4. Динамика размера материнского капитала с 2007 г. по 2022 г.
Таблица 4
Статистика родившихся и естественный прирост в Российской Федерации с 2008 г. по 2021 г. [18]
Годы |
Всего, человек |
На 1000 человек населения |
||
родившихся |
Естественный прирост |
родившихся |
Естественный прирост |
|
2008 |
1713947 |
-362007 |
12 |
-2,5 |
2009 |
1761687 |
-248856 |
12,3 |
-1,8 |
2010 |
1788948 |
-239568 |
12,5 |
-1,7 |
2011 |
1796629 |
-129091 |
12,6 |
-0,9 |
2012 |
1902084 |
-4251 |
13,3 |
0,0 |
2013 |
1895822 |
24013 |
13,2 |
0,2 |
2014 |
1942683 |
30336 |
13,3 |
0,2 |
2015 |
1940579 |
32038 |
13,3 |
0,3 |
2016 |
1888729 |
-2286 |
12,9 |
-0,01 |
2017 |
1690307 |
-135818 |
11,5 |
-0,9 |
2018 |
1604344 |
-224566 |
10,9 |
-1,6 |
2019 |
1481074 |
-317233 |
10,1 |
-2,2 |
2020 |
1436514 |
-702072 |
9,8 |
-4,8 |
2021 |
1398253 |
-38261 |
9,6 |
-7,1 |
Рис. 5. Число родившихся в Российской Федерации 2008-2021 гг.
Если данные о родившихся отобразить графически (рис. 5), то можно отследить закономерность роста рождаемости с 2009 года, при этом идет на спад естественная убыль населения и к 2013 году превращается в естественный прирост населения страны. Можно сделать вывод, что программа «Материнский капитал» дала свои результаты и в совокупности с ростом заработной платы, стабилизацией инфляции дала свои положительные плоды.
Однако, следует отметить спад рождаемости с 2016 года, в стране вновь появляется естественная убыль населения. Данное положение дел дает почву для размышления. Необходимы новые пути поддержки населения и стимулирования рождаемости. Так как программа «Материнский капитал» была направлена на поддержку семей, у которых родился второй ребенок. При анализе ситуации рождаемости выясняется, что пособия по уходу за ребенком достаточно невелики, у семей возникает сложность в рождении первого ребенка, не говоря уже о втором. При этом пособия по уходу за ребенком не позволяет обеспечить достойный уровень жизни, так как выплачивается до 1,5 лет и составляют 40% от среднемесячной заработной платы женщины. От 1,5 лет до 3 лет отпуска по уходу за ребенком выплачивалось 50 руб. в месяц. Безусловно подобные выплаты создавали определенные финансовые трудности, у многих семей заработок не превышал прожиточного минимума.
Так в 2018 году появилась новая мера поддержки семей с детьми, получившая название «путинские выплаты». Ее суть кардинально отличалась от ранее существующих. Во-первых, это дополнительная мера поддержки, которая не отменяет другие социальные пособия. Во-вторых, ее выплата осуществляется в том случаи, если среднедушевой доход семьи не превышает двухкратного размера, сумма выплат зависит от величины прожиточного минимума региона. Пособие ежегодно индексируется, с 2020 года у семей появилась возможность получать его до 3 лет. Рассмотрим динамику роста пособия на примере Орловской области.
С появлением социальной поддержки семьям с первым ребенком правительство пересмотрело проект «Материнский капитал», о котором упоминалось ранее. Так в 2020 году «Материнский капитал» стал мерой господдержки семей с первым ребенком, при рождении второго ребенка капитал увеличивается. В случае если первый ребенок рожден раньше, чем данный вид господдержки вступил в силу, и родители не получали материнский капитал, при появлении второго ребенка материнский капитал выдается в полном объеме.
Рассмотрим структуру материнского капитала с 2020 года.
Анализируя размер материнского капитала, представленного на рисунке 7 можно отметить, что он имеет положительный темп роста, за представленный период имеет прирост в 12,4%.
Рис. 6. Динамика роста пособия по уходу за ребенком в период с 2018 г. по 2022 г.
Рис. 7. Размер и структура материнского капитала с 2020 г. по 2022 г.
Таблица 5
Расчетная таблица линейного коэффициента корреляции
Годы |
Индекс рождаемости (х) |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в ЦФО (у) |
x^2 |
y^2 |
x*y |
2008 |
12 |
20666 |
144 |
427083556 |
247992 |
2009 |
12,3 |
22405 |
151,29 |
501984025 |
275581,5 |
2010 |
12,5 |
25377 |
156,25 |
643992129 |
317212,5 |
2011 |
12,6 |
28449 |
158,76 |
809345601 |
358457,4 |
2012 |
13,3 |
32186 |
176,89 |
1035938596 |
428073,8 |
2013 |
13,2 |
36213 |
174,24 |
1311381369 |
478011,6 |
2014 |
13,3 |
39945 |
176,89 |
1595603025 |
531268,5 |
2015 |
13,3 |
41961 |
176,89 |
1760725521 |
558081,3 |
2016 |
12,9 |
45943 |
166,41 |
2110759249 |
592664,7 |
2017 |
11,5 |
48593 |
132,25 |
2361279649 |
558819,5 |
2018 |
10,9 |
54689 |
118,81 |
2990886721 |
596110,1 |
2019 |
10,1 |
60771 |
102,01 |
3693114441 |
613787,1 |
2020 |
9,8 |
65319 |
96,04 |
4266571761 |
640126,2 |
2021 |
9,6 |
72619 |
92,16 |
5273519161 |
697142,4 |
Сумма |
167,3 |
595136 |
2022,89 |
28782184804 |
6893328,6 |
В качестве следующего социально-экономического фактора, имеющего большую значимость для семей с детьми или семей планирующих детей – это обеспеченность жилой площадью. В современных условиях достаточно сложно приобрести жилье, не используя при этом ипотечные займы. Именно поэтому данная сфера также не осталась без внимания государства. В качестве меры господдержки предлагается сниженная процентная ставка для молодых семей (до 36 лет) как с одним и двумя детьми, а также многодетным семьям, для которых определяются особые условия ипотечного кредитования. Так, например, ипотечная ставка для молодых семей с одним или двумя детьми на данный момент составляет 6% годовых, а для многодетных семей 3% годовых.
Подводя итог вышесказанному, можно смело утверждать, что поддержка семей с детьми на государственном и региональном уровне достаточно развита и многогранна. Государство заботится о повышении рождаемости, вкладывая в это достаточно большие средства. Однако, надо учитывать то, что каждая семья попадает под разный набор льгот и пособий, поэтому основным источником дохода так или иначе остается заработная плата. В этой связи следует выявить есть ли связи и насколько она тесная между индексом рождаемости и среднемесячной номинальной начисленной заработной платой. Для осуществления этой задачи рассчитаем линейный коэффициент корреляции, взяв данные (таблица 5) с момента вступления в силу проекта «Материнский капитал».
Построив расчетную таблицу, перейдем к расчету линейного коэффициента корреляции по следующей формуле:
.
Подставив значения, получаем:
.
Полученное значение говорит нам о том, что связь между индексом рождаемости и среднемесячной номинальной начисленной заработной платой высокая (попадает в диапазон 0,7-0,9) однако, отрицательное значение свидетельствует о том, что связь обратная. А это значит размер заработной платы не влияет на повышение уровня рождаемости.
Выводы
Исходя из проведенных расчетов можно утверждать, что политика государства в рамках повышения демографии имеет важное значение в настоящее время. Населению, и молодым семьям, в частности, важны все меры поддержки, которые государство реализовывает.
В рамках повышения уровня рождаемости государство направляет немалые средства на реализацию существующих мер поддержки и разработку новых. Надо отметить, что результат реализуемых мер поддержки будет выявлен в долгосрочной перспективе. Однако численность населения, его финансовая стабильность является одной из главных характеристик стабильности государства. Именно по этой причине политика государства в рамках повышения демографии будет непрерывно реализовывать и разрабатывать меры поддержки семей с детьми.