Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННО- ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кочеваткина Э.Ф. 1 Волчкова Е.Н. 1
1 Балаковский инженерно-технологический институт – филиал ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
В настоящей статье представлены аспекты проводимого исследования возможности формирования на локальной территории, административно обозначенной как муниципальное образование, научно-образовательного кластера на базе высшего ученого заведения, предполагающего создание единой системы непрерывного образования от школы до производства. Представлено авторское видение организационно-экономической модели научно-образовательного кластера на базе вуза, объединяющей в единую упорядоченную систему ряд подсистем низшего порядка: подсистему ресурсного обеспечения; организационную подсистему; функциональную подсистему; экономическую подсистему. Рассмотрен механизм взаимодействия образования, науки, производства и бизнеса, в совокупности образующий рациональный инструмент социально-экономического развития локальной территории. Определена функциональная нагрузка и формы каждой ступени системы непрерывного образования в рамках кластерной модели. Спрогнозирован результат для бенефициаров интеграции государства и бизнеса в сфере научно-образовательной деятельности на локальных территориях, образующих каркас расселения и хозяйственного освоения на первичном уровне, в виде выпуска квалифицированных специалистов с учетом потребностей локального рынка труда, создания конкурентной среды на рынке труда; снижения миграции населения и закрепления трудовых ресурсов на территории; организации непрерывного процесса обучения и генерирования нового знания.
государственно-частное партнерство
научно-образовательный кластер
организационно-экономическая модель
высшее образование
система непрерывного образования
1. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. N 377 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»» (в ред. 09.12.2022) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/72216664/ (дата обращения: 14.04.2023).
2. Предложения по совершенствованию модели поддержки и развития общественно-профессиональных сообществ (предметных ассоциаций) учителей и преподавателей учебных предметов в системе общего образования как механизма государственно-общественного управления содержанием общего образования (в адрес целевых аудиторий) [Электронный ресурс]. URL: http://minobr.nso.ru›sites…news/2018/11… obsuzhdeniya.pdf (дата обращения: 14.04.2023).
3. Меликсетян С.Н., Отришко М.О., Логвин Ф.В. Особенности и перспективы формирования научно-образовательных кластеров на базе вузов // Вопросы экономики и права. 2018. № 8 (122). С. 111-116.
4. Елагина Е.Р. Социально-образовательные кластеры непрерывного образования: организационный аспект // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 5. С. 17-22.
5. Тимирясова А.В. Формирование научно-образовательных кластеров как важнейшего элемента стратегии развития системы образования республики Татарстан // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 1. С. 69-74.
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года N 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» (с изменениями на 30.09.2022) [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/552378463 (дата обращения: 17.04.2023).

Введение

Критическим звеном в осуществлении образовательной деятельности подавляющего большинства вузов выступает значительная степень износа и несоответствие запросам современных реалий учебного оборудования и программного обеспечения, используемого для практического обучения, а также финансовая нагрузка на их бюджеты в виде бремени содержания имущества. Отсутствие удовлетворительной материально-технической базы, а также средств на приобретение и содержание оборудования, используемого для формирования профессиональных компетенций, ведут к снижению качества образования из-за недополучения практических навыков по осваиваемой специальности.

Решением озвученной проблемы может стать внедрение практики государственно-частного партнерства в сфере высшего образования.

В качестве цели исследования заявлено построение организационно-экономической модели государственно-частного партнерства в сфере высшего образования, обеспечивающего формирование на локальной территории муниципального образования ядра научно-образовательного кластера, что предполагает организацию и поддержание стабильного функционирования единой системы непрерывного образования от школы до производства.

Материал и методы исследования

В рамках проводимого исследования предполагается построение организационно-экономической модели взаимодействия государства и бизнеса в сфере высшего образования. В этой связи планируется изучение возможности формирования на локальной территории муниципального образования (крупного промышленного центра) научно-образовательного кластера, предполагающего создание единой системы непрерывного образования от школы до производства. Поскольку целью научно-образовательного кластера является научно-технологическое и кадровое обеспечение интенсивного развития отечественной экономики на основе разработки и трансфера передовых технологий для высокотехнологичных отраслей промышленности [1], соответственно, требуется доказать или опровергнуть целесообразность и осуществимость его формирования на конкретной территории. Также требуется изучить способы и методы взаимодействия государства в лице формализованных региональных и муниципальных институтов и бизнес-сообщества при соблюдении приоритетов социальной значимости данного проекта, а именно:

− обеспечения высшего образования высокого качества и равной доступности его получения;

− удовлетворения потребностей общества и экономики в кадрах востребованных профессий и соответствующей квалификации с учетом отраслевой и региональной специфики.

Результаты исследования и их обсуждение

Сфера образования, и, в частности, высшее образование, представляет собой одну из сфер социальной системы государства, поэтому, для соответствия требованиям социальной ответственности бизнеса, опосредованным современным развитием общества. Соответственно, его развитие повторяет основные аспекты взаимодействия официальных институтов и бизнеса, принимающего форму государственно-частного партнерства. При данном виде взаимодействия государство, помимо бюджетной сферы, создает высоко конкурентную сферу образования, в которой, в соответствии с общеэкономическими законами, лидирующие позиции занимают наиболее эффективные образовательные организации; бизнес-сообщество получает возможность воздействовать на направления и качество подготовки специалистов для рынка труда посредством формирования запроса на качественные и количественные требуемых трудовых ресурсов, а учебные заведения – привлекать дополнительное финансирование для осуществления образовательной деятельности.

Механизм взаимодействия государственных институтов и бизнеса включает:

− совместную проектную деятельность инновационного характера, формы и методы поддержки материально-технической базы вуза – ядра кластера, проведения совместных научно-практических мероприятий (конференций, форумов, сессий, фестивалей и т.д.), организацию практики студентов [2];

− формы и методы финансирования научно-образовательного кластера (совместное (смешанное) финансирование государством и бизнесом, грантовая и стипендиальная поддержка студентов и преподавателей, льготное кредитование и образовательные кредиты);

− создание наукоемкой образовательной инфраструктуры [3] на площадке вуза-ядра кластера с целью реализации практикоориентированной модели высшего образования и освоения заявленных профессиональных компетенций выпускников вуза;

− организацию институциональной формы государственно-частного партнерства посредством создания эндаумент-фондов, внедрения в структуру вуза бизнес-школы.

Результатом проводимого исследования является построение организационно-экономической модели научно-образовательного кластера на базе вуза, включающей следующие подсистемы:

− подсистему ресурсного обеспечения кластера (кадровое, финансовое, материально-техническое, информационное обеспечение);

− организационную подсистему (учебные заведения, научные, конструкторские и проектные организации, научно-исследовательские и опытно-конструкторские подразделения хозяйствующих субъектов, внедренческие организации, органы регионального управления и общественного контроля);

− функциональную подсистему (образовательную, научно-исследовательскую, опытно-конструкторскую, информационную, внедренческую и другие виды деятельности);

− экономическую подсистему (источники финансирования деятельности, структуру финансирования, финансовый центр, эндаумент-фонды и т.д.).

Графическое представление организационно-экономической модели научно-образовательного кластера на базе вуза отображено на рисунке.

В совокупности подсистемы, образуя модель научно-образовательного кластера, позволяют выстраивать образовательную траекторию, начиная со средних классов общеобразовательных учреждений, при условии, что в нем присутствует профилизация и обучающийся идентифицировал приоритет направления профессионального образования.

Общее образование выступает первоначальным звеном системы непрерывного образования, принимая формы институализированного обучения, встраиваясь в научно-образовательный кластер посредством организации работы дополнительного образования.

Высшее образование, являясь основным звеном системы непрерывного образования, использует смешанную форму обучения, используя как институализированные формы обучения (образовательные программы в вузах, курсы, программы, обучение на образовательных платформах и т.д.), так и неинституализированные формы, предполагающие самообразование, самостоятельный поиск, обработку и систематизацию информации.

Обучение в процессе осуществления профессиональной деятельности происходит на основании наличия практического опыта работы и жизненного опыта человека [4].

В зависимости от целей, которые преследует обучающийся – развитие внутренних компетенций или внешнее признание профессионализма и построение карьеры – используются или институализированные формы, или неинституализированные формы обучения.

В контексте предлагаемого исследования организация научно-образовательного кластера на локальной территории должно способствовать минимизации уровня безработицы и повышению качества жизни населения, постоянно проживающего на данной территории.

Научно-образовательный кластер обусловливает более эффективное социально-экономическое взаимодействие субъектов системы образования, а именно [5]:

− интеграцию специализированных институтов в единую систему, объединенную взаимоотношениями в сфере образования и просвещения и формирования общества;

− консолидацию и согласование образовательных стандартов всех ступеней системы образования;

− объединение образования, науки, производства и бизнеса с целью развития территориальной производственно-хозяйственной системы;

− активное участие в процессе инновационного развития экономики локальной территории.

missing image file

Организационно-экономическая модель взаимодействия государства и бизнеса в сфере высшего образования

Заключение

В соответствии с принятой Стратегией пространственного развития в Российской Федерации реализуются меры по совершенствованию системы расселения и территориальной организации экономики. В данных условиях действенным способом достижения заявленных целей становится создание и функционирование научно-образовательных кластеров на базе вузов. Результат выражается через социально-экономический эффект для всех субъектов такого государственно-частного партнерства. Так, все образовательные учреждения повышают качество собственной функциональной деятельности, обеспечивая приращение человеческого капитала локальной территории. Бизнес получает высококвалифицированных специалистов, готовых к постоянному повышению профессиональных компетенций и генерированию новых знаний, и становится активным участником системы образования, предъявляя запрос на специалистов с заданными профессионально-квалификационными характеристиками. Локальная территория входит в фазу устойчивого социально-экономического развития, детерминантами которого являются наличие наукоемких конкурентных преимуществ, эффективная деятельность хозяйствующих субъектов и стабилизация численности постоянно проживающего населения.

Итак, организация деятельности и стабильное функционирование научно-образовательных кластеров на базе высших учебных заведений, осуществляющих деятельность на локальных территориях Российской Федерации, является эффективных способом институциональных преобразований в сфере общего и профессионального образования, а также в социально-экономическом развитии локальных территорий, формирующих каркас расселения и хозяйственного освоения территории государства на первичном уровне.


Библиографическая ссылка

Кочеваткина Э.Ф., Волчкова Е.Н. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННО- ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 5-1. – С. 92-96;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2811 (дата обращения: 26.12.2024).