Введение
Критическим звеном в осуществлении образовательной деятельности подавляющего большинства вузов выступает значительная степень износа и несоответствие запросам современных реалий учебного оборудования и программного обеспечения, используемого для практического обучения, а также финансовая нагрузка на их бюджеты в виде бремени содержания имущества. Отсутствие удовлетворительной материально-технической базы, а также средств на приобретение и содержание оборудования, используемого для формирования профессиональных компетенций, ведут к снижению качества образования из-за недополучения практических навыков по осваиваемой специальности.
Решением озвученной проблемы может стать внедрение практики государственно-частного партнерства в сфере высшего образования.
В качестве цели исследования заявлено построение организационно-экономической модели государственно-частного партнерства в сфере высшего образования, обеспечивающего формирование на локальной территории муниципального образования ядра научно-образовательного кластера, что предполагает организацию и поддержание стабильного функционирования единой системы непрерывного образования от школы до производства.
Материал и методы исследования
В рамках проводимого исследования предполагается построение организационно-экономической модели взаимодействия государства и бизнеса в сфере высшего образования. В этой связи планируется изучение возможности формирования на локальной территории муниципального образования (крупного промышленного центра) научно-образовательного кластера, предполагающего создание единой системы непрерывного образования от школы до производства. Поскольку целью научно-образовательного кластера является научно-технологическое и кадровое обеспечение интенсивного развития отечественной экономики на основе разработки и трансфера передовых технологий для высокотехнологичных отраслей промышленности [1], соответственно, требуется доказать или опровергнуть целесообразность и осуществимость его формирования на конкретной территории. Также требуется изучить способы и методы взаимодействия государства в лице формализованных региональных и муниципальных институтов и бизнес-сообщества при соблюдении приоритетов социальной значимости данного проекта, а именно:
− обеспечения высшего образования высокого качества и равной доступности его получения;
− удовлетворения потребностей общества и экономики в кадрах востребованных профессий и соответствующей квалификации с учетом отраслевой и региональной специфики.
Результаты исследования и их обсуждение
Сфера образования, и, в частности, высшее образование, представляет собой одну из сфер социальной системы государства, поэтому, для соответствия требованиям социальной ответственности бизнеса, опосредованным современным развитием общества. Соответственно, его развитие повторяет основные аспекты взаимодействия официальных институтов и бизнеса, принимающего форму государственно-частного партнерства. При данном виде взаимодействия государство, помимо бюджетной сферы, создает высоко конкурентную сферу образования, в которой, в соответствии с общеэкономическими законами, лидирующие позиции занимают наиболее эффективные образовательные организации; бизнес-сообщество получает возможность воздействовать на направления и качество подготовки специалистов для рынка труда посредством формирования запроса на качественные и количественные требуемых трудовых ресурсов, а учебные заведения – привлекать дополнительное финансирование для осуществления образовательной деятельности.
Механизм взаимодействия государственных институтов и бизнеса включает:
− совместную проектную деятельность инновационного характера, формы и методы поддержки материально-технической базы вуза – ядра кластера, проведения совместных научно-практических мероприятий (конференций, форумов, сессий, фестивалей и т.д.), организацию практики студентов [2];
− формы и методы финансирования научно-образовательного кластера (совместное (смешанное) финансирование государством и бизнесом, грантовая и стипендиальная поддержка студентов и преподавателей, льготное кредитование и образовательные кредиты);
− создание наукоемкой образовательной инфраструктуры [3] на площадке вуза-ядра кластера с целью реализации практикоориентированной модели высшего образования и освоения заявленных профессиональных компетенций выпускников вуза;
− организацию институциональной формы государственно-частного партнерства посредством создания эндаумент-фондов, внедрения в структуру вуза бизнес-школы.
Результатом проводимого исследования является построение организационно-экономической модели научно-образовательного кластера на базе вуза, включающей следующие подсистемы:
− подсистему ресурсного обеспечения кластера (кадровое, финансовое, материально-техническое, информационное обеспечение);
− организационную подсистему (учебные заведения, научные, конструкторские и проектные организации, научно-исследовательские и опытно-конструкторские подразделения хозяйствующих субъектов, внедренческие организации, органы регионального управления и общественного контроля);
− функциональную подсистему (образовательную, научно-исследовательскую, опытно-конструкторскую, информационную, внедренческую и другие виды деятельности);
− экономическую подсистему (источники финансирования деятельности, структуру финансирования, финансовый центр, эндаумент-фонды и т.д.).
Графическое представление организационно-экономической модели научно-образовательного кластера на базе вуза отображено на рисунке.
В совокупности подсистемы, образуя модель научно-образовательного кластера, позволяют выстраивать образовательную траекторию, начиная со средних классов общеобразовательных учреждений, при условии, что в нем присутствует профилизация и обучающийся идентифицировал приоритет направления профессионального образования.
Общее образование выступает первоначальным звеном системы непрерывного образования, принимая формы институализированного обучения, встраиваясь в научно-образовательный кластер посредством организации работы дополнительного образования.
Высшее образование, являясь основным звеном системы непрерывного образования, использует смешанную форму обучения, используя как институализированные формы обучения (образовательные программы в вузах, курсы, программы, обучение на образовательных платформах и т.д.), так и неинституализированные формы, предполагающие самообразование, самостоятельный поиск, обработку и систематизацию информации.
Обучение в процессе осуществления профессиональной деятельности происходит на основании наличия практического опыта работы и жизненного опыта человека [4].
В зависимости от целей, которые преследует обучающийся – развитие внутренних компетенций или внешнее признание профессионализма и построение карьеры – используются или институализированные формы, или неинституализированные формы обучения.
В контексте предлагаемого исследования организация научно-образовательного кластера на локальной территории должно способствовать минимизации уровня безработицы и повышению качества жизни населения, постоянно проживающего на данной территории.
Научно-образовательный кластер обусловливает более эффективное социально-экономическое взаимодействие субъектов системы образования, а именно [5]:
− интеграцию специализированных институтов в единую систему, объединенную взаимоотношениями в сфере образования и просвещения и формирования общества;
− консолидацию и согласование образовательных стандартов всех ступеней системы образования;
− объединение образования, науки, производства и бизнеса с целью развития территориальной производственно-хозяйственной системы;
− активное участие в процессе инновационного развития экономики локальной территории.
Организационно-экономическая модель взаимодействия государства и бизнеса в сфере высшего образования
Заключение
В соответствии с принятой Стратегией пространственного развития в Российской Федерации реализуются меры по совершенствованию системы расселения и территориальной организации экономики. В данных условиях действенным способом достижения заявленных целей становится создание и функционирование научно-образовательных кластеров на базе вузов. Результат выражается через социально-экономический эффект для всех субъектов такого государственно-частного партнерства. Так, все образовательные учреждения повышают качество собственной функциональной деятельности, обеспечивая приращение человеческого капитала локальной территории. Бизнес получает высококвалифицированных специалистов, готовых к постоянному повышению профессиональных компетенций и генерированию новых знаний, и становится активным участником системы образования, предъявляя запрос на специалистов с заданными профессионально-квалификационными характеристиками. Локальная территория входит в фазу устойчивого социально-экономического развития, детерминантами которого являются наличие наукоемких конкурентных преимуществ, эффективная деятельность хозяйствующих субъектов и стабилизация численности постоянно проживающего населения.
Итак, организация деятельности и стабильное функционирование научно-образовательных кластеров на базе высших учебных заведений, осуществляющих деятельность на локальных территориях Российской Федерации, является эффективных способом институциональных преобразований в сфере общего и профессионального образования, а также в социально-экономическом развитии локальных территорий, формирующих каркас расселения и хозяйственного освоения территории государства на первичном уровне.
Библиографическая ссылка
Кочеваткина Э.Ф., Волчкова Е.Н. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННО- ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 5-1. – С. 92-96;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2811 (дата обращения: 26.12.2024).