Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MODEL OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN HIGHER EDUCATION

Kochevatkina E.F. 1 Volchkova E.N. 1
1 Balakovo Institute of Engineering and Technology of the National Research Nuclear University MEPhI
This article presents aspects of the ongoing research on the possibility of forming a scientific and educational cluster on the basis of a higher academic institution on the local territory, administratively designated as a municipal entity, involving the creation of a unified system of continuing education from school to production. The author’s vision of the organizational and economic model of a scientific and educational cluster based on a university is presented, combining a number of lower-order subsystems into a single ordered system: a subsystem of resource provision; an organizational subsystem; functional subsystem; economic subsystem. The mechanism of interaction between education, science, production and business, which together forms a rational tool for the socio-economic development of a local territory, is considered. The functional load and forms of each stage of the continuing education system within the cluster model are determined. The result is predicted for the beneficiaries of the integration of the state and business in the field of scientific and educational activities in the local territories that form the framework of settlement and economic development at the primary level, in the form of the release of qualified specialists taking into account the needs of the local labor market, creating a competitive environment in the labor market; reducing population migration and securing labor resources in the territory; organizing a continuous process learning and generating new knowledge.
public-private partnership
scientific and educational cluster
organizational and economic model
higher education
continuing education system

Введение

Критическим звеном в осуществлении образовательной деятельности подавляющего большинства вузов выступает значительная степень износа и несоответствие запросам современных реалий учебного оборудования и программного обеспечения, используемого для практического обучения, а также финансовая нагрузка на их бюджеты в виде бремени содержания имущества. Отсутствие удовлетворительной материально-технической базы, а также средств на приобретение и содержание оборудования, используемого для формирования профессиональных компетенций, ведут к снижению качества образования из-за недополучения практических навыков по осваиваемой специальности.

Решением озвученной проблемы может стать внедрение практики государственно-частного партнерства в сфере высшего образования.

В качестве цели исследования заявлено построение организационно-экономической модели государственно-частного партнерства в сфере высшего образования, обеспечивающего формирование на локальной территории муниципального образования ядра научно-образовательного кластера, что предполагает организацию и поддержание стабильного функционирования единой системы непрерывного образования от школы до производства.

Материал и методы исследования

В рамках проводимого исследования предполагается построение организационно-экономической модели взаимодействия государства и бизнеса в сфере высшего образования. В этой связи планируется изучение возможности формирования на локальной территории муниципального образования (крупного промышленного центра) научно-образовательного кластера, предполагающего создание единой системы непрерывного образования от школы до производства. Поскольку целью научно-образовательного кластера является научно-технологическое и кадровое обеспечение интенсивного развития отечественной экономики на основе разработки и трансфера передовых технологий для высокотехнологичных отраслей промышленности [1], соответственно, требуется доказать или опровергнуть целесообразность и осуществимость его формирования на конкретной территории. Также требуется изучить способы и методы взаимодействия государства в лице формализованных региональных и муниципальных институтов и бизнес-сообщества при соблюдении приоритетов социальной значимости данного проекта, а именно:

− обеспечения высшего образования высокого качества и равной доступности его получения;

− удовлетворения потребностей общества и экономики в кадрах востребованных профессий и соответствующей квалификации с учетом отраслевой и региональной специфики.

Результаты исследования и их обсуждение

Сфера образования, и, в частности, высшее образование, представляет собой одну из сфер социальной системы государства, поэтому, для соответствия требованиям социальной ответственности бизнеса, опосредованным современным развитием общества. Соответственно, его развитие повторяет основные аспекты взаимодействия официальных институтов и бизнеса, принимающего форму государственно-частного партнерства. При данном виде взаимодействия государство, помимо бюджетной сферы, создает высоко конкурентную сферу образования, в которой, в соответствии с общеэкономическими законами, лидирующие позиции занимают наиболее эффективные образовательные организации; бизнес-сообщество получает возможность воздействовать на направления и качество подготовки специалистов для рынка труда посредством формирования запроса на качественные и количественные требуемых трудовых ресурсов, а учебные заведения – привлекать дополнительное финансирование для осуществления образовательной деятельности.

Механизм взаимодействия государственных институтов и бизнеса включает:

− совместную проектную деятельность инновационного характера, формы и методы поддержки материально-технической базы вуза – ядра кластера, проведения совместных научно-практических мероприятий (конференций, форумов, сессий, фестивалей и т.д.), организацию практики студентов [2];

− формы и методы финансирования научно-образовательного кластера (совместное (смешанное) финансирование государством и бизнесом, грантовая и стипендиальная поддержка студентов и преподавателей, льготное кредитование и образовательные кредиты);

− создание наукоемкой образовательной инфраструктуры [3] на площадке вуза-ядра кластера с целью реализации практикоориентированной модели высшего образования и освоения заявленных профессиональных компетенций выпускников вуза;

− организацию институциональной формы государственно-частного партнерства посредством создания эндаумент-фондов, внедрения в структуру вуза бизнес-школы.

Результатом проводимого исследования является построение организационно-экономической модели научно-образовательного кластера на базе вуза, включающей следующие подсистемы:

− подсистему ресурсного обеспечения кластера (кадровое, финансовое, материально-техническое, информационное обеспечение);

− организационную подсистему (учебные заведения, научные, конструкторские и проектные организации, научно-исследовательские и опытно-конструкторские подразделения хозяйствующих субъектов, внедренческие организации, органы регионального управления и общественного контроля);

− функциональную подсистему (образовательную, научно-исследовательскую, опытно-конструкторскую, информационную, внедренческую и другие виды деятельности);

− экономическую подсистему (источники финансирования деятельности, структуру финансирования, финансовый центр, эндаумент-фонды и т.д.).

Графическое представление организационно-экономической модели научно-образовательного кластера на базе вуза отображено на рисунке.

В совокупности подсистемы, образуя модель научно-образовательного кластера, позволяют выстраивать образовательную траекторию, начиная со средних классов общеобразовательных учреждений, при условии, что в нем присутствует профилизация и обучающийся идентифицировал приоритет направления профессионального образования.

Общее образование выступает первоначальным звеном системы непрерывного образования, принимая формы институализированного обучения, встраиваясь в научно-образовательный кластер посредством организации работы дополнительного образования.

Высшее образование, являясь основным звеном системы непрерывного образования, использует смешанную форму обучения, используя как институализированные формы обучения (образовательные программы в вузах, курсы, программы, обучение на образовательных платформах и т.д.), так и неинституализированные формы, предполагающие самообразование, самостоятельный поиск, обработку и систематизацию информации.

Обучение в процессе осуществления профессиональной деятельности происходит на основании наличия практического опыта работы и жизненного опыта человека [4].

В зависимости от целей, которые преследует обучающийся – развитие внутренних компетенций или внешнее признание профессионализма и построение карьеры – используются или институализированные формы, или неинституализированные формы обучения.

В контексте предлагаемого исследования организация научно-образовательного кластера на локальной территории должно способствовать минимизации уровня безработицы и повышению качества жизни населения, постоянно проживающего на данной территории.

Научно-образовательный кластер обусловливает более эффективное социально-экономическое взаимодействие субъектов системы образования, а именно [5]:

− интеграцию специализированных институтов в единую систему, объединенную взаимоотношениями в сфере образования и просвещения и формирования общества;

− консолидацию и согласование образовательных стандартов всех ступеней системы образования;

− объединение образования, науки, производства и бизнеса с целью развития территориальной производственно-хозяйственной системы;

− активное участие в процессе инновационного развития экономики локальной территории.

missing image file

Организационно-экономическая модель взаимодействия государства и бизнеса в сфере высшего образования

Заключение

В соответствии с принятой Стратегией пространственного развития в Российской Федерации реализуются меры по совершенствованию системы расселения и территориальной организации экономики. В данных условиях действенным способом достижения заявленных целей становится создание и функционирование научно-образовательных кластеров на базе вузов. Результат выражается через социально-экономический эффект для всех субъектов такого государственно-частного партнерства. Так, все образовательные учреждения повышают качество собственной функциональной деятельности, обеспечивая приращение человеческого капитала локальной территории. Бизнес получает высококвалифицированных специалистов, готовых к постоянному повышению профессиональных компетенций и генерированию новых знаний, и становится активным участником системы образования, предъявляя запрос на специалистов с заданными профессионально-квалификационными характеристиками. Локальная территория входит в фазу устойчивого социально-экономического развития, детерминантами которого являются наличие наукоемких конкурентных преимуществ, эффективная деятельность хозяйствующих субъектов и стабилизация численности постоянно проживающего населения.

Итак, организация деятельности и стабильное функционирование научно-образовательных кластеров на базе высших учебных заведений, осуществляющих деятельность на локальных территориях Российской Федерации, является эффективных способом институциональных преобразований в сфере общего и профессионального образования, а также в социально-экономическом развитии локальных территорий, формирующих каркас расселения и хозяйственного освоения территории государства на первичном уровне.