Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ ПОТОКАМИ КАК ФАКТОРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Башкатова В.Я. 1 Сергеева Н.М. 2 Репринцева Е.В. 2 Пахомова Е.В. 3
1 Курский институт кооперации (филиал) АНО ВО «Белгородский университет кооперации, экономики и прав»
2 Курский государственный медицинский университет
3 Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова
В представленной работе авторами рассматриваются ключевые вопросы управления логистическими потоками в российской экономике под влиянием пандемии коронавирусной инфекции и внешнего санкционного давления со стороны ряда зарубежных стран, изменивших условия функционирования хозяйствующих субъектов, нарушивших существующие логистические цепочки, бизнес-процессы. Целью данного исследования является проведение экономико-статистической и факторной оценки развития сферы логистики и системы управления логистическими потоками Российской Федерации в условиях пандемии коронавирусной инфекции и внешнего санкционного давления со стороны ряда зарубежных стран. В ходе исследования авторами выявлены следующие изменения: в 2017–2021 годах грузооборот в целом по всем видам транспорта в Российской Федерации увеличился более чем на 3,8%, а также вырос общий объем погрузки товаров на 1,3%. Динамика значения данного показателя за рассматриваемый промежуток времени является разнонаправленной, поскольку в 2020 году под влиянием пандемии коронавирусной инфекции отмечается снижение на 2,72% в сравнении с предыдущим годом. Также в 2017–2021 годах объемы экспорта и импорта товаров в Российской Федерации увеличились на 37,38 и 28,97 процентов соответственно, что является положительной динамикой в аспекте развития внешнеэкономической деятельности. В целом российский рынок логистики можно разделить на следующие сферы: перевозка, экспедирование грузов по всем категориям транспорта, складские услуги, интеграция и управление цепями поставок. Неоптимальная загрузка транспорта, недостаточный уровень развития транспортной и логистической инфраструктуры, недостаток транспортных средств и складских помещений, отвечающих современным требованиям логистики, отсутствие оптимизации логистических потоков являются одними из ключевых проблем в сфере логистики. Решение данных проблем во многом лежит в оптимизации имеющихся бизнес-потоков и процессов. Необходимыми шагами на пути развития системы управления логистическими потоками являются выстраивание логистических систем, оптимизация работы с запасами, определение потребности и возможности транспорта и складов, работа с рисками. По результатам проведенного исследования авторами сделаны соответствующие выводы и рекомендаци
логистика
пандемия
санкции
логистические цепочки
импорт
экспорт
инфраструктура
транспорт
складские помещения
1. Николаева Е.В., Банников С.А. Логистические центры и логистическая инфраструктура российской экономики // Вестник ЧелГУ. 2021. №3 (449). С. 253-257.
2. Некрасов К.В. Современное состояние российской логистики // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 6. С. 167-168.
3. Смольянинова Е.Н., Полищук Е.В. Проблема современной складской логистики в России // АНИ: экономика и управление. 2019. № 2 (27). С. 292-294.
4.Официальный сайт Министерства транспорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mintrans.gov.ru/.
5. Кулешова Е.А., Кусков А.Н. Влияние COVID-19 на грузоперевозки России. транспортные тренды после пандемии // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 12-2. С. 63-66.
6. Непарко М.В., Нестеренко А.В. Экспорт и импорт товаров в условиях санкций // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 7. С. 168-170.
7.Аналитическая записка Банка России «Ограничения на импорт сдерживают экспорт: результаты опроса предприятий». Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cbr.ru/Content/Document/File/144420/analytic_note_20230130_dip.pdf.
8. Система управления логистическими процессами. Официальный сайт «СберКорус» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.esphere.ru/blog/sistema-upravleniya-logisticheskimi-proczessami.
9. Покровская О.Д. Логистические транспортные системы России в условиях новых санкций // Бюллетень результатов научных исследований. 2022. Вып. 1. С. 80–94. DOI:10.20295/2223-9987-2022-1-80-94.

Введение

Вопросы логистики и управления логистическими потоками в аспекте обеспечения роста экономики в условиях внешнего санкционного давления приобретают особую важность и актуальность. Высокий уровень развития системы логистических центров в экономике позволяют оптимизировать товарные потоки, сократить цепи поставок и имеющиеся транзакционные издержки [1, с.253]. На современном этапе развития российской экономике ключевыми задачами логистики является не только увеличение объемов экспорта продукции, товаров, сырья и материалов, но и достижение качественных изменений в представлении российских компаний на международных рынках. Ввиду того, что территория российских регионов характеризуется высокой степенью дифференциации в экономическом и инфраструктурном развитии повышается значимость в развитии различных видов транспорта и применении подходящих логистических схем [2, с.168]. Пандемия коронавирусной инфекции в 2020 году и усиление внешнего санкционного давления со стороны ряда зарубежных стран в отношении Российской Федерации стали одними из ключевых факторов, оказавших влияние на сферу логистики и экономику в целом. В данном аспекте проведение экономико-статической и факторной оценки развития системы управления логистическими потоками Российской Федерации является актуальным направлением научных исследований.

Цель исследования – проведение экономико-статистической и факторной оценки развития сферы логистики и системы управления логистическими потоками Российской Федерации в условиях пандемии коронавирусной инфекции и внешнего санкционного давления со стороны ряда зарубежных стран.

Материал и методы исследования

Проведение данного исследования базируется на использовании экономико-статистических и информационно-аналитических материалов с официальных сайтов Федеральной службы государственной статистики, Министерства транспорта Российской Федерации, результатов исследований ученых и экспертов. Авторами рассматривается динамика объема и структуры грузооборота по видам транспорта, объемов погрузки основных видов товаров, экспорта и импорта товаров в Российской Федерации за 2017–2021 годы, также выделяются классификация классов складских помещений, используемых в качестве логистических центров, предложены ключевые направления развития управления логистическими потоками в российской экономике.

Результаты исследования и их обсуждение

В 2020 году пандемия коронавирусной инфекции внесла существенные коррективы в условия функционирования логистической сферы в российской экономике, что повлекло необходимость в разработке и реализации управленческих решений. Прежде всего, изменения оказались выражены в падении деловой и инвестиционной активности, колебании валютного курса, закрытии государственных границ, смене географии грузовых потоков, а также неопределенности относительно сроков пандемии и характера вводимых ограничений. С введением санкций в отношении Российской Федерации со стороны ряда зарубежных стран большинство иностранных компаний покинули российский рынок, были введены ограничения на полеты самолетов российских компаний, изменены логистические цепочки поставок товаров, возникли сложности с валютными операциями и расчетами с иностранными компаниями. В связи с изменением условий функционирования хозяйствующих субъектов в экономике и сфере логистики определение эффективных моделей функционирования, направлений развития, ключевых трендов и тенденций являются одними их важнейших вопросов в аспекте обеспечения национальной и экономической безопасности Российской Федерации.

Модернизация и развитие соответствующей транспортной и логистической инфраструктуры является одним из ключевых направлений в аспекте повышения эффективности управления логистическими потоками. Так, исследователи, рассматривающие в своих работах ключевые вопросы развития логистики, выделяют следующие классы складов, на которых размещаются современные логистические центры (рисунок 1).

Российский рынок логистики можно разделить на следующие сферы: перевозка, экспедирование грузов по всем категориям транспорта, складские услуги, интеграция и управление цепями поставок. Логистические центры обеспечивают необходимую координацию и интеграцию между всеми участниками логистической цепочки, соответствующее обслуживание, контроль и ресурсное обеспечение. Высокую эффективность функционирования логистических центров обеспечивают складские помещения класса А. Смольянинова Е.Н. и Полищук Е.В. в своем исследовании отмечают важность складской логистики, поскольку ее функционирование направлено на трансформацию материальных потоков и обеспечение ритмичного выполнения заказов [3, с.292]. Имеющиеся преимущества географического положения Российской Федерации, наличие выходов к морским бассейнам, разветвленная дорожная сеть, большая ресурсно-сырьевая база являются факторами роста российской экономики и развития логистической сферы.

missing image file

Рис. 1. Классификация классов складских помещений, используемых в качестве логистических центров Источник: составлено авторами по [1, с.253-254]

Таблица 1

Динамика объема и структуры грузооборота по видам транспорта в Российской Федерации в 2017–2021 гг.

Показатель

Год

Изменение

2017

2018

2019

2020

2021

2021г. к 2020г., %

2021г. к 2017г., %

1. Грузооборот по видам транспорта, млрд тонно-километров

1. Транспорт – всего

5 488

5 635

5 678

5 401

5 701

5,55

3,88

2. Железнодорожный

2 493

2598

2602

2545

2639

3,69

5,86

3. Автомобильный

255

259

275

272

285

4,78

11,76

4. Трубопроводный

2 615

2668

2686

2470

2653

7,41

1,45

5. Морской

50

37

41

43

44

2,33

-12,00

6. Внутренний водный

67

66

66

64

71

10,94

5,97

7. Воздушный

7,9

7,8

7,4

7,1

9,2

29,58

16,46

2. Структура грузооборота по видам транспорта, %

1. Транспорт – всего

100

100

100

100

100

0,00

0,00

2. Железнодорожный

45,43

46,10

45,83

47,12

46,29

-1,76

1,90

3. Автомобильный

4,65

4,60

4,84

5,04

5,00

-0,73

7,59

4. Трубопроводный

47,65

47,35

47,31

45,73

46,54

1,76

-2,34

5. Морской

0,91

0,66

0,72

0,80

0,77

-3,06

-15,29

6. Внутренний водный

1,22

1,17

1,16

1,18

1,25

5,10

2,01

7. Воздушный

0,14

0,14

0,13

0,13

0,16

22,76

12,10

Источник: составлено авторами по данным [4].

В таблице 1 представлена динамика объема и структуры грузооборота по видам транспорта в Российской Федерации в 2017–2021 годы.

В 2017–2021 годах грузооборот в общем выражении по всем видам транспорта в Российской Федерации увеличился на 3,8%. Наибольшие темпы прироста отмечаются по таким видам транспорта как автомобильный и воздушный. Определенное негативное влияние на динамику значений данных показателей оказала пандемия коронавирусной инфекции, которая привела к ухудшению условий функционирования логистических цепочек поставок, деловой и инвестиционной активностей, внесла неопределенности для хозяйствующих субъектов относительно продолжительности пандемии и характера вводимых ограничений. Экономические последствия для отрасли оказались, прежде всего, выражены в снижении экспорта и импорта товаров. Как отмечают Кулешова Е.А. и Кусков А.Н. в России убытки транспортного сектора на начало мая 2020 года составили 230 миллиардов рублей, при этом в большей степени пострадал авиационный сегмент [5, с.63].

Для проведения более детальной экономико-статистической оценки динамики развития логистической сферы в российской экономике также является целесообразным рассмотреть динамику объемов погрузки основных видов товаров, которая за 2017–2021 годы представлена в таблице 2.

В 2017–2021 годах в российской экономике отмечается увеличение общего объема погрузки товаров на 1,3%. Динамика значения данного показателя за рассматриваемый промежуток времени является разнонаправленной, поскольку в 2020 году под влиянием пандемии коронавирусной инфекции отмечается снижение на 2,72% в сравнении с предыдущим годом. С усилением санкционного давления со стороны ряда зарубежных стран в отношении Российской Федерации также отмечается изменение условий управления логистическими потоками: отмечаются сложности как с доставкой товаров, формированием цен, так и с изменением требований к маркировке продукции, контрольным процедурам [6, с.168-169]. Проведенный Банком России опрос относительно проблем, возникающих перед российскими предприятиями, работающими на экспорт продукции, показал, что их инвестиционная активность ограничивается не столько имеющимися финансовыми ограничениями, сколько высокой степенью неопределенностью и финансово-логистическими рисками [7, с.3].

Таблица 2

Динамика объемов погрузки основных видов товаров в российской экономике за 2017–2021 гг., тыс. тонн

Показатель

Год

Изменение

2017

2018

2019

2020

2021

2021г. к 2020г., %

2021г. к 2017г., %

Грузы – всего, тысяч тонн

1266482,1

1291504,7

1279419,6

1244626,89

1284093,6

3,17

1,39

из них:

             

каменный уголь

361539

374891,9

371999,7

353255,13

371668,57

5,21

2,80

кокс

11162,9

11252

10762,7

11192,9

12034,3

7,52

7,81

нефть и нефте-продукты

235733,8

236642,1

232047,6

208874,5

217554,1

4,16

-7,71

руда железная и марганцевая

110472,1

116776,9

120232,3

119693,2

119983

0,24

8,61

руды цветных металлов и серное сырье

20224,3

19658

19567,5

19948,8

19668,4

-1,41

-2,75

черные металлы

72967,9

78110,7

73763,4

66415,6

69283,5

4,32

-5,05

лом черных металлов

15744,5

15960,5

14724,5

14333,5

16393,8

14,37

4,12

химические и минеральные удобрения

57084,6

59192,5

60486,4

62733,4

64987,2

3,59

13,84

строительные грузы

133139,9

124034

124185,2

131749,64

126674,92

-3,85

-4,86

цемент

26824,3

25077,8

26250,5

25069,8

26451

5,51

-1,39

лесные грузы

43271,4

45694

41975,1

40689,54

41776,1

2,67

-3,46

зерно и продукты перемола

24746

29719,2

24123,9

30251,9

27655,65

-8,58

11,76

комбикорма

993,5

928,7

931,7

908,1

1033,2

13,78

4,00

импортные грузы

9778,4

9751,3

11613,4

11796,9

15267,5

29,42

56,13

рыба

332,7

276,2

204,3

189,9

278,7

46,76

-16,23

прочие грузы

142466,8

143538,9

146551,4

147524,1

153383,7

3,97

7,66

Источник: составлено авторами по данным [5].

missing image file

Рис. 2. Сравнительная динамика экспорта и импорта товаров в Российской Федерации за 2017–2021 годы, млн долларов Источник: составлено авторами по [5]

Наиболее подверженными влиянию введенных санкций оказались именно предприятия-экспортеры, что оказалось выражено в создавшихся трудностях с международной логистикой и валютными расчетами, ограничениями на импорт и экспорт товаров, сырья и материалов. Внешняя торговля является одним из приоритетных направлений функционирования российской экономики в условиях обеспечения экономического роста, конкурентоспособности, независимости. На рисунке 2 отражена динамика экспорта и импорта товаров в Российской Федерации за 2017–2021 годы.

В 2017–2021 годах объемы экспорта и импорта товаров в Российской Федерации увеличились на 37,38 и 28,97 процентов соответственно, что является положительной динамикой в аспекте развития внешнеэкономической деятельности. С введением санкций со стороны ряда зарубежных стран в отношении Российской Федерации значительно изменились результаты внешнеэкономической деятельности российских компаний.

Неоптимальная загрузка транспорта, недостаточный уровень развития транспортной и логистической инфраструктуры, недостаток транспортных средств и складских помещений, отвечающих современным требованиям логистики, отсутствие оптимизации логистических потоков являются одними из ключевых проблем в сфере логистики. Решение данных проблем во многом лежит в оптимизации имеющихся бизнес-потоков и процессов. Необходимыми шагами на пути развития системы управления логистическими потоками являются выстраивание логистических систем, оптимизация работы с запасами, определение потребности и возможности транспорта и складов, работа с рисками [8]. Необходимым элементов современной системы управления логистическими потоками является необходимость в учете потребностей в складских операциях и автомобильных перевозках.

В своей работе Покровская О.Д. рассматривает ключевые вопросы функционирования логистической системы в условиях санкций, выделяя такие риски, как усиление масштабов и характера санкционного давления, волатильность на мировых финансовых рынках, рост страховых премий, глобального долга, пандемия коронавирусной инфекции, недостаточный уровень перегрузочных и инфраструктурных мощностей, рост цен. В сложившейся ситуации формирование новых логистических цепей и потоков, перестройка логистических схем и сервисов к новым условиям функционирования в краткосрочной временной перспективе выступает в качестве первостепенной задачи для российской логистики [9, с.83-85]. В данном аспекте особую важность приобретает повышение эффективности работы системы управления логистическими потоками. На рисунке 3 отражены направления развития управления логистическими потоками в российской экономике.

missing image file

Рис. 3. Направления и меры развития управления логистическими потоками в российской экономике Источник: составлено авторами

Представленные на рисунке 3 направления и меры развития системы управления логистическими потоками в российской экономике имеют своей целью не только оптимизировать бизнес-потоки и процессы, но и создать благоприятные условия для привлечения инвестиций, финансирования, сокращения временных, транзакционных и издержек, связанных с транспортировкой и хранением товаров, сырья и материалов, что в конечном итоге приведет к снижению себестоимости готовой продукции.

Заключение

Пандемия коронавирусной инфекции и усиление внешнего санкционного давления стали одними из ключевых факторов, оказавших серьезное влияние на логистику и экономику Российской Федерации в целом, что оказалось выражено, прежде всего, в изменении условий функционирования хозяйствующих субъектов. Российский рынок логистики можно разделить на следующие сферы: перевозка, экспедирование грузов по всем категориям транспорта, складские услуги, интеграция и управление цепями поставок. В 2017–2021 годах грузооборот в целом по всем видам транспорта в Российской Федерации увеличился более чем на 3,8%. Наибольшие темпы прироста отмечаются по таким видам транспорта как автомобильный и воздушный. В России убытки транспортного сектора на начало мая 2020 года составили 230 миллиардов рублей, при этом в большей степени пострадал авиационный сегмент. За соответствующий промежуток времени общий объем погрузки товаров в российской экономике увеличился на 1,3%. Также объемы экспорта и импорта товаров в Российской Федерации в 2017–2021 годах увеличились на 37,38 и 28,97 процентов соответственно. Развитие системы управления логистическими потоками в современных социально-экономических условиях во многом основывается на оптимизации имеющихся бизнес-потоков и процессов, выстраивании логистических систем, оптимизации работы с запасами, определении потребностей и возможностей транспорта и складов, работе с рисками.


Библиографическая ссылка

Башкатова В.Я., Сергеева Н.М., Репринцева Е.В., Пахомова Е.В. УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ ПОТОКАМИ КАК ФАКТОРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 5-1. – С. 15-21;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2800 (дата обращения: 29.03.2024).