Введение
Вопросы логистики и управления логистическими потоками в аспекте обеспечения роста экономики в условиях внешнего санкционного давления приобретают особую важность и актуальность. Высокий уровень развития системы логистических центров в экономике позволяют оптимизировать товарные потоки, сократить цепи поставок и имеющиеся транзакционные издержки [1, с.253]. На современном этапе развития российской экономике ключевыми задачами логистики является не только увеличение объемов экспорта продукции, товаров, сырья и материалов, но и достижение качественных изменений в представлении российских компаний на международных рынках. Ввиду того, что территория российских регионов характеризуется высокой степенью дифференциации в экономическом и инфраструктурном развитии повышается значимость в развитии различных видов транспорта и применении подходящих логистических схем [2, с.168]. Пандемия коронавирусной инфекции в 2020 году и усиление внешнего санкционного давления со стороны ряда зарубежных стран в отношении Российской Федерации стали одними из ключевых факторов, оказавших влияние на сферу логистики и экономику в целом. В данном аспекте проведение экономико-статической и факторной оценки развития системы управления логистическими потоками Российской Федерации является актуальным направлением научных исследований.
Цель исследования – проведение экономико-статистической и факторной оценки развития сферы логистики и системы управления логистическими потоками Российской Федерации в условиях пандемии коронавирусной инфекции и внешнего санкционного давления со стороны ряда зарубежных стран.
Материал и методы исследования
Проведение данного исследования базируется на использовании экономико-статистических и информационно-аналитических материалов с официальных сайтов Федеральной службы государственной статистики, Министерства транспорта Российской Федерации, результатов исследований ученых и экспертов. Авторами рассматривается динамика объема и структуры грузооборота по видам транспорта, объемов погрузки основных видов товаров, экспорта и импорта товаров в Российской Федерации за 2017–2021 годы, также выделяются классификация классов складских помещений, используемых в качестве логистических центров, предложены ключевые направления развития управления логистическими потоками в российской экономике.
Результаты исследования и их обсуждение
В 2020 году пандемия коронавирусной инфекции внесла существенные коррективы в условия функционирования логистической сферы в российской экономике, что повлекло необходимость в разработке и реализации управленческих решений. Прежде всего, изменения оказались выражены в падении деловой и инвестиционной активности, колебании валютного курса, закрытии государственных границ, смене географии грузовых потоков, а также неопределенности относительно сроков пандемии и характера вводимых ограничений. С введением санкций в отношении Российской Федерации со стороны ряда зарубежных стран большинство иностранных компаний покинули российский рынок, были введены ограничения на полеты самолетов российских компаний, изменены логистические цепочки поставок товаров, возникли сложности с валютными операциями и расчетами с иностранными компаниями. В связи с изменением условий функционирования хозяйствующих субъектов в экономике и сфере логистики определение эффективных моделей функционирования, направлений развития, ключевых трендов и тенденций являются одними их важнейших вопросов в аспекте обеспечения национальной и экономической безопасности Российской Федерации.
Модернизация и развитие соответствующей транспортной и логистической инфраструктуры является одним из ключевых направлений в аспекте повышения эффективности управления логистическими потоками. Так, исследователи, рассматривающие в своих работах ключевые вопросы развития логистики, выделяют следующие классы складов, на которых размещаются современные логистические центры (рисунок 1).
Российский рынок логистики можно разделить на следующие сферы: перевозка, экспедирование грузов по всем категориям транспорта, складские услуги, интеграция и управление цепями поставок. Логистические центры обеспечивают необходимую координацию и интеграцию между всеми участниками логистической цепочки, соответствующее обслуживание, контроль и ресурсное обеспечение. Высокую эффективность функционирования логистических центров обеспечивают складские помещения класса А. Смольянинова Е.Н. и Полищук Е.В. в своем исследовании отмечают важность складской логистики, поскольку ее функционирование направлено на трансформацию материальных потоков и обеспечение ритмичного выполнения заказов [3, с.292]. Имеющиеся преимущества географического положения Российской Федерации, наличие выходов к морским бассейнам, разветвленная дорожная сеть, большая ресурсно-сырьевая база являются факторами роста российской экономики и развития логистической сферы.
Рис. 1. Классификация классов складских помещений, используемых в качестве логистических центров Источник: составлено авторами по [1, с.253-254]
Таблица 1
Динамика объема и структуры грузооборота по видам транспорта в Российской Федерации в 2017–2021 гг.
Показатель |
Год |
Изменение |
|||||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2021г. к 2020г., % |
2021г. к 2017г., % |
|
1. Грузооборот по видам транспорта, млрд тонно-километров |
|||||||
1. Транспорт – всего |
5 488 |
5 635 |
5 678 |
5 401 |
5 701 |
5,55 |
3,88 |
2. Железнодорожный |
2 493 |
2598 |
2602 |
2545 |
2639 |
3,69 |
5,86 |
3. Автомобильный |
255 |
259 |
275 |
272 |
285 |
4,78 |
11,76 |
4. Трубопроводный |
2 615 |
2668 |
2686 |
2470 |
2653 |
7,41 |
1,45 |
5. Морской |
50 |
37 |
41 |
43 |
44 |
2,33 |
-12,00 |
6. Внутренний водный |
67 |
66 |
66 |
64 |
71 |
10,94 |
5,97 |
7. Воздушный |
7,9 |
7,8 |
7,4 |
7,1 |
9,2 |
29,58 |
16,46 |
2. Структура грузооборота по видам транспорта, % |
|||||||
1. Транспорт – всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
0,00 |
0,00 |
2. Железнодорожный |
45,43 |
46,10 |
45,83 |
47,12 |
46,29 |
-1,76 |
1,90 |
3. Автомобильный |
4,65 |
4,60 |
4,84 |
5,04 |
5,00 |
-0,73 |
7,59 |
4. Трубопроводный |
47,65 |
47,35 |
47,31 |
45,73 |
46,54 |
1,76 |
-2,34 |
5. Морской |
0,91 |
0,66 |
0,72 |
0,80 |
0,77 |
-3,06 |
-15,29 |
6. Внутренний водный |
1,22 |
1,17 |
1,16 |
1,18 |
1,25 |
5,10 |
2,01 |
7. Воздушный |
0,14 |
0,14 |
0,13 |
0,13 |
0,16 |
22,76 |
12,10 |
Источник: составлено авторами по данным [4].
В таблице 1 представлена динамика объема и структуры грузооборота по видам транспорта в Российской Федерации в 2017–2021 годы.
В 2017–2021 годах грузооборот в общем выражении по всем видам транспорта в Российской Федерации увеличился на 3,8%. Наибольшие темпы прироста отмечаются по таким видам транспорта как автомобильный и воздушный. Определенное негативное влияние на динамику значений данных показателей оказала пандемия коронавирусной инфекции, которая привела к ухудшению условий функционирования логистических цепочек поставок, деловой и инвестиционной активностей, внесла неопределенности для хозяйствующих субъектов относительно продолжительности пандемии и характера вводимых ограничений. Экономические последствия для отрасли оказались, прежде всего, выражены в снижении экспорта и импорта товаров. Как отмечают Кулешова Е.А. и Кусков А.Н. в России убытки транспортного сектора на начало мая 2020 года составили 230 миллиардов рублей, при этом в большей степени пострадал авиационный сегмент [5, с.63].
Для проведения более детальной экономико-статистической оценки динамики развития логистической сферы в российской экономике также является целесообразным рассмотреть динамику объемов погрузки основных видов товаров, которая за 2017–2021 годы представлена в таблице 2.
В 2017–2021 годах в российской экономике отмечается увеличение общего объема погрузки товаров на 1,3%. Динамика значения данного показателя за рассматриваемый промежуток времени является разнонаправленной, поскольку в 2020 году под влиянием пандемии коронавирусной инфекции отмечается снижение на 2,72% в сравнении с предыдущим годом. С усилением санкционного давления со стороны ряда зарубежных стран в отношении Российской Федерации также отмечается изменение условий управления логистическими потоками: отмечаются сложности как с доставкой товаров, формированием цен, так и с изменением требований к маркировке продукции, контрольным процедурам [6, с.168-169]. Проведенный Банком России опрос относительно проблем, возникающих перед российскими предприятиями, работающими на экспорт продукции, показал, что их инвестиционная активность ограничивается не столько имеющимися финансовыми ограничениями, сколько высокой степенью неопределенностью и финансово-логистическими рисками [7, с.3].
Таблица 2
Динамика объемов погрузки основных видов товаров в российской экономике за 2017–2021 гг., тыс. тонн
Показатель |
Год |
Изменение |
|||||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2021г. к 2020г., % |
2021г. к 2017г., % |
|
Грузы – всего, тысяч тонн |
1266482,1 |
1291504,7 |
1279419,6 |
1244626,89 |
1284093,6 |
3,17 |
1,39 |
из них: |
|||||||
каменный уголь |
361539 |
374891,9 |
371999,7 |
353255,13 |
371668,57 |
5,21 |
2,80 |
кокс |
11162,9 |
11252 |
10762,7 |
11192,9 |
12034,3 |
7,52 |
7,81 |
нефть и нефте-продукты |
235733,8 |
236642,1 |
232047,6 |
208874,5 |
217554,1 |
4,16 |
-7,71 |
руда железная и марганцевая |
110472,1 |
116776,9 |
120232,3 |
119693,2 |
119983 |
0,24 |
8,61 |
руды цветных металлов и серное сырье |
20224,3 |
19658 |
19567,5 |
19948,8 |
19668,4 |
-1,41 |
-2,75 |
черные металлы |
72967,9 |
78110,7 |
73763,4 |
66415,6 |
69283,5 |
4,32 |
-5,05 |
лом черных металлов |
15744,5 |
15960,5 |
14724,5 |
14333,5 |
16393,8 |
14,37 |
4,12 |
химические и минеральные удобрения |
57084,6 |
59192,5 |
60486,4 |
62733,4 |
64987,2 |
3,59 |
13,84 |
строительные грузы |
133139,9 |
124034 |
124185,2 |
131749,64 |
126674,92 |
-3,85 |
-4,86 |
цемент |
26824,3 |
25077,8 |
26250,5 |
25069,8 |
26451 |
5,51 |
-1,39 |
лесные грузы |
43271,4 |
45694 |
41975,1 |
40689,54 |
41776,1 |
2,67 |
-3,46 |
зерно и продукты перемола |
24746 |
29719,2 |
24123,9 |
30251,9 |
27655,65 |
-8,58 |
11,76 |
комбикорма |
993,5 |
928,7 |
931,7 |
908,1 |
1033,2 |
13,78 |
4,00 |
импортные грузы |
9778,4 |
9751,3 |
11613,4 |
11796,9 |
15267,5 |
29,42 |
56,13 |
рыба |
332,7 |
276,2 |
204,3 |
189,9 |
278,7 |
46,76 |
-16,23 |
прочие грузы |
142466,8 |
143538,9 |
146551,4 |
147524,1 |
153383,7 |
3,97 |
7,66 |
Источник: составлено авторами по данным [5].
Рис. 2. Сравнительная динамика экспорта и импорта товаров в Российской Федерации за 2017–2021 годы, млн долларов Источник: составлено авторами по [5]
Наиболее подверженными влиянию введенных санкций оказались именно предприятия-экспортеры, что оказалось выражено в создавшихся трудностях с международной логистикой и валютными расчетами, ограничениями на импорт и экспорт товаров, сырья и материалов. Внешняя торговля является одним из приоритетных направлений функционирования российской экономики в условиях обеспечения экономического роста, конкурентоспособности, независимости. На рисунке 2 отражена динамика экспорта и импорта товаров в Российской Федерации за 2017–2021 годы.
В 2017–2021 годах объемы экспорта и импорта товаров в Российской Федерации увеличились на 37,38 и 28,97 процентов соответственно, что является положительной динамикой в аспекте развития внешнеэкономической деятельности. С введением санкций со стороны ряда зарубежных стран в отношении Российской Федерации значительно изменились результаты внешнеэкономической деятельности российских компаний.
Неоптимальная загрузка транспорта, недостаточный уровень развития транспортной и логистической инфраструктуры, недостаток транспортных средств и складских помещений, отвечающих современным требованиям логистики, отсутствие оптимизации логистических потоков являются одними из ключевых проблем в сфере логистики. Решение данных проблем во многом лежит в оптимизации имеющихся бизнес-потоков и процессов. Необходимыми шагами на пути развития системы управления логистическими потоками являются выстраивание логистических систем, оптимизация работы с запасами, определение потребности и возможности транспорта и складов, работа с рисками [8]. Необходимым элементов современной системы управления логистическими потоками является необходимость в учете потребностей в складских операциях и автомобильных перевозках.
В своей работе Покровская О.Д. рассматривает ключевые вопросы функционирования логистической системы в условиях санкций, выделяя такие риски, как усиление масштабов и характера санкционного давления, волатильность на мировых финансовых рынках, рост страховых премий, глобального долга, пандемия коронавирусной инфекции, недостаточный уровень перегрузочных и инфраструктурных мощностей, рост цен. В сложившейся ситуации формирование новых логистических цепей и потоков, перестройка логистических схем и сервисов к новым условиям функционирования в краткосрочной временной перспективе выступает в качестве первостепенной задачи для российской логистики [9, с.83-85]. В данном аспекте особую важность приобретает повышение эффективности работы системы управления логистическими потоками. На рисунке 3 отражены направления развития управления логистическими потоками в российской экономике.
Рис. 3. Направления и меры развития управления логистическими потоками в российской экономике Источник: составлено авторами
Представленные на рисунке 3 направления и меры развития системы управления логистическими потоками в российской экономике имеют своей целью не только оптимизировать бизнес-потоки и процессы, но и создать благоприятные условия для привлечения инвестиций, финансирования, сокращения временных, транзакционных и издержек, связанных с транспортировкой и хранением товаров, сырья и материалов, что в конечном итоге приведет к снижению себестоимости готовой продукции.
Заключение
Пандемия коронавирусной инфекции и усиление внешнего санкционного давления стали одними из ключевых факторов, оказавших серьезное влияние на логистику и экономику Российской Федерации в целом, что оказалось выражено, прежде всего, в изменении условий функционирования хозяйствующих субъектов. Российский рынок логистики можно разделить на следующие сферы: перевозка, экспедирование грузов по всем категориям транспорта, складские услуги, интеграция и управление цепями поставок. В 2017–2021 годах грузооборот в целом по всем видам транспорта в Российской Федерации увеличился более чем на 3,8%. Наибольшие темпы прироста отмечаются по таким видам транспорта как автомобильный и воздушный. В России убытки транспортного сектора на начало мая 2020 года составили 230 миллиардов рублей, при этом в большей степени пострадал авиационный сегмент. За соответствующий промежуток времени общий объем погрузки товаров в российской экономике увеличился на 1,3%. Также объемы экспорта и импорта товаров в Российской Федерации в 2017–2021 годах увеличились на 37,38 и 28,97 процентов соответственно. Развитие системы управления логистическими потоками в современных социально-экономических условиях во многом основывается на оптимизации имеющихся бизнес-потоков и процессов, выстраивании логистических систем, оптимизации работы с запасами, определении потребностей и возможностей транспорта и складов, работе с рисками.