Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В ЭКОНОМИКЕ БУДУЩЕГО

Гаража Н.А. 1
1 Новороссийский филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Одной из ключевых задач высшего образования является создание необходимых условий для формирования образованной, творчески состоятельной, с активной гражданской позицией, личности, готовой созидать в своей профессиональной деятельности и в окружающей социальной действительности. В развитии личности студента особое внимание отводится гуманитарной составляющей. Это относится как к части преподаваемых дисциплин, так и к ориентирам социально-культурной и воспитательной работы. Образование в целом, его гуманитарная составляющая в частности, включает в себя все средства, инструменты и методы, которые ориентированы на изменение поведения людей, либо путем расширения знаний, либо через трансформацию отношения к ним. Высокий уровень знаний положительно влияет на производительность, инновации, демократизацию и социальную сплоченность, а также определяет качество жизни. Более того, в глобализированном мире сохраняется сфера применения знаний для людей с преобладанием навыков и знаний гуманитария – «символические и аналитические услуги». Специалисты с глубокими познаниями в гуманитарном цикле дисциплин, с навыками, сформированными в результате их изучения, проявляют способности во всех видах анализа и синтеза, индуктивного, дедуктивного и абдуктивного мышления с возможностью производить новые идеи самостоятельно, без поддержки искусственного интеллекта.
гуманитарные науки
экономика знаний
миссия университета
экономика
образование
1. Стукалова О.В. Cовременныe концепции гуманитарного знания в высшем профессиональном образовании М.: Эльф ИПР, 2010. 347 с.
2. Кукушкин С.Н. Экономика информационного общества. М.: Импульс, 2018. 231 с.
3. Суворов Г.В. Методологические проблемы формирования парадигм гуманитарного знания. Киров: Вятский государственный университет, 2021. 208 с.
4. Методологические проблемы дисциплинарных и междисциплинарных исследований в социально-гуманитарных науках. СПб.: Издательство Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2010. 348 с.
5. Карпов А.О. Университеты в обществе знаний: теория творческих пространств // Вопросы философии. 2018. № 1. С. 17–29.
6. Ортега-и-Гассет X. Миссия университета. Мн.: БГУ, 2005. 108 с.
7. Хайдеггер М. Самоутверждение немецкого университета // Историко-философский ежегодник. 1994. М.: Наука, 1995.
8. Ясперс К. Идея университета. Минск: БГУ, 2006. 406 с.
9. Kust T.S. University Discourse in Computer-mediated Communication: Philosophical, Sociological and Cultural Grounds for Linguistic Description // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. № 166. P. 409-414. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.12.545.
10. Три миссии университета. URL: http://www.fa.ru/News/2020-09-30-3missii.aspx (дата обращения: 10.04.2023).
11. Гуманитарная культура личности – основа и цель современного образования: монография. СПб.: Союз, 2008. 120 с.
12. Petrova G. A Сomparative Analysis of Classical and Postmodern Views on the Idea of a University // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. № 206. P. 469-473. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.10.085.
13. Кун Т. Структура научных революций. 1974. URL: https://kargopolov.spb.ru/assets/books/kuhn.pdf (дата обращения: 10.04.2023).
14. Клейнер Г.Б. Интеллектуальная экономика нового века: экономика постзнаний // Экономическое возрождение России. 2020. № 1 (63). С. 35-42.
15. Lukyanova N., Daneykin Y., Daneikina N. Communicative Competence Management Approaches in Higher Education // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015 № 214. P. 565-570. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.11.761.
16. Деникин А.В., Деникина З.Д. Перспективы гуманитарного образования: от субъектной к системной рациональности // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021. № 11(4). С. 102-110.

Введение

В постиндустриальном обществе профессионалы, способные производить и ретранслировать новые знания и идеи опять становятся востребованными в силу возрастающей потребности в высококвалифицированных кадрах, взрастить которые возможно в специализированном учебном заведении. Образование обеспечивает как социальный, так и экономический лифт, что исторически не раз было доказано. Знания становятся основой инноваций, трансформируясь и преобразуясь из накапливаемых больших информационных баз данных. Для того, чтобы это произошло необходимы специальные методы группировки, обработки, представления и т.п. В целом, этот методологически обусловленный процесс относится к когнитивной деятельности [2, с. 187-193]. Гуманитарные науки максимально содействуют развитию у человека навыков логического мышления, мысленного анализа, синтеза, и даже моделирования процессов и экспериментов. Поэтому, для будущей экономики знаний гуманитарные науки не просто ценностно-созидающий нарратив, а важная методологическая «школа» развития когнитивных способностей.

Одной из важнейших особенностей социально-гуманитарного знания является обретение опыта эмоционально-ценностного отношения, диалогичность, в котором понимание является взаимопониманием. Истинный диалог основан на признании равноценности и равнозначности всех субъектов. Поэтому возникает необходимость трансформации законов и постулатов естественно-научного знания соответственно требованиям к нравственности информации и ее оценки [1, с. 40]. Усиливается проблема нравственного отношения к тому или иному эксперименту, технологии.

В качестве ключевой цели исследования мы ставили определение места и роли гуманитарных дисциплин в реализации миссии университета и реакции на «вывоз-ответ» современного этапа технологического прогресса, наличия методологического и компетентностного потенциала для экономики будущего.

Материалы и методы исследования

В качестве основных материалов исследования выступили данные планово-отчетной документации профессорско-преподавательского состава Новороссийского филиала Финуниверситета, в которой в ежегодном порядке ставятся конкретные задачи и дается подтверждение их исполнению. Нормативы задач определяются качественными и количественными показателями: предмет научно-исследовательской, просветительской, воспитательной работы преподавателя вуза определяется им самостоятельно, исходя из той области науки, в рамках которой он работает, его стратегических и тактических исследовательских интересов. Но для глубинной рефлексии все же важнее обращаться к идеям о смысле и назначении всех видов деятельности преподавателя высшей школы, интеграции образовательной и воспитательной работы, включенности просветительской, а также задействованности его предметного научного поля и значимых результатов в процессе преподавания дисциплин.

С целью выявление некоторых интересующих нас вопросов относительно вовлеченности преподавателей в междисциплинарные исследования, уровень и отношение к проблеме цифровизации образования нами было проведено в январе 2023 г. пилотное исследование среди профессорско-преподавательского состава, задействованного в преподавании гуманитарных дисциплин. Основной метод – глубинное квалифицированное интервью. Обобщающие выводы пока невозможно представить в силу незавершенности исследования. Но, можем отметить его перспективность и в смысле включения дополнительных интересующих преподавателя вопросов и, безусловно, получения обратной связи от преподавателей относительно объективных процессов изменения в системе образования и научного знания.

Определимся также с тем, какие науки и дисциплины в университетском образовательном пространстве принято относить к гуманитарным. Прежде всего, такие науки о человеке и обществе как история, филология, философия и политология. Вместе с социальными науками – экономикой, социологией, правом, психологией они объединены в комплекс общественных наук. Указанное разделение крайне условно; демаркация между гуманитарными и социальными науками достаточно подвижна и зависит от выбора исследовательской программы, соответственно, целей и задач, методологии исследования, системно влияя в последующем на предметную область формируемых дисциплин в рамках образовательных программ. Например, философию мы можем не причислять к гуманитарным наукам, а рассматривать как теоретическое мировоззрение, выполняющее интегративную роль в структуре науки в целом. А экономика неоспоримо выступает частью гуманитарного знания [3, с. 10] о всеобъемлющих проявлениях человека производящего, созидающего как материальный продукт, так и идеи о совершенствования хозяйствования.

Безусловно позитивно могут быть оценены междисциплинарные исследования, на основе которых открываются новые перспективы научной коммуникации, научного прогресса в теории и практике проведения исследований, в том числе на стыке экономики и истории, экономики и философии и т.д. В таблице нами выделены два научных предметных направления, которые находятся в спектре внимания нашего исследовательского коллектива (Новороссийский филиал Финуниверситета).

Тематика междисциплинарных исследований, выполняемых в Новороссийском филиале и вовлеченность ППС

№ п/п

Обобщенная тематика выполняемого междисциплинарного исследования

Квалификация членов научного коллектива исполнителей (научная степень)

Количество публикаций, выполненных в рамках данной темы указанным коллективом

1

Экономика знаний

4 автора – к.и.н., д.ф.н., к.ф.-м.н., (часть работ совместно с студентом)

4 публикации (2018-2022 гг.)

2

История и философия принудительного труда

2 автора (к.и.н., д.ф.н.)

2 публикации (2018-2023 гг.)

Это не два исключительных направления совместного построения научного исследования представителями разных наук, это, на наш взгляд, два направления, где действительно происходит выработка оригинального методологического сценария. В целом, в филиале традиция работы коллективов авторов уже достаточно давно успешно апробирована в области экономики, истории, менеджмента.

Современное социально-гуманитарное знание обогащается не только за счет интеграции научного знания и усиления их междисциплинарных связей, но и благодаря содержательному взаимодействию со сферами культуры, ранее редко отделенными от нее. Например, в менеджменте обратились к изучению тех гуманитарных ценностей, которые способствуют сплочению персонала вокруг общего дела. Гуманитарные науки выступают в некоторой мере моделью знания в целом [4, с. 12]. Гуманитарные науки (собственно их представители) при посредничестве с учреждениями культуры (музей, театр) обогащают практический опыт и его теоретическое осмысления в социальной работе с разными категориями населениями, в том числе с лицами с деликвентным поведением, ОВЗ.

Более того, современное образование как никогда находится на пересечении экономики и творчества. «Оно формирует динамическую компетентность работника знаний, дающую способность прогнозировать глубинные эпистемические изменения парадигмального типа» [5, с. 18]. Творческие пространства университета играют важнейшую роль в экономике знаний, способствуя формированию знаний, умений и навыков инновационного, креативного мышления.

Результаты исследования и их обсуждение

Особое место в системе образования занимает высшее звено. Университет всегда был средоточием культурных традиций; научная мысль и образование оказывали огромное влияние на развитие экономики и политики, формирование социальных взглядов, новых идей и технологий. Университет неизменно находился в центре непрекращающихся дискуссий и многочисленных научных исследований, став изначально местом притяжения прогрессивно, разнообразно мыслящих людей и, главное, жаждущих познавать человека и окружающий его мир, преобразовывать его на основе этого познания.

Глубинная философия, ценности, убеждения и принципы деятельности университета находят свое воплощение и организационное оформление в миссии университета. Суть миссии университета рассматривается по-разному как собственно университетами, стремящимися стать центрами науки, образования и культуры, так и учеными, занимающимися изучением феномена университета. Среди наиболее ярких рефлексий о смысле и назначении университета и университетского образования можно выделить М. Хайдеггера, К. Ясперса, Х. Ортега-и-Гассета. В своих попытках определить доминирующую идею в миссии университета Х. Ортега-и-Гассет [6] придавал первостепенное значение приобщению человека с культурными ценностями, предоставлению ему жизненно важных идей и передаче определенного объема специальных знаний, необходимых для выбранной профессии. Он не считает науку основной функцией университета, хотя университет неотделим от нее. Для М. Хайдеггера, напротив, основная цель университета была в проведении научных исследований [7, с. 298–304]. К. Ясперс [8] подчеркивал важность научных исследований в университете, но миссия университета для него шире, охватывает обучение, воспитание и исследовательские практики. Исследования и обучение способствуют развитию интеллектуальной культуры, следовательно, миссия университета состоит в исследованиях, образовании (передаче знаний) и культуре. Таким образом, университет должен осуществлять единство интеллектуальных, социальных и образовательных функций. Солидаризируются с этой позицией и современные представители университетского сообщества, отмечая, что у общества всегда есть запрос на социальный институт, который способен «обеспечить единство таких факторов, как преемственность в культуре, успешная ориентация человека в текущей жизни и его готовность приблизить будущее – прийти в завтра. Это возможно благодаря единству трех социальных систем: образования, культуры и науки в университете» [9].

Например, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации выделяет для себя 3 ключевые миссии: «тектонические сдвиги в образовании», «опора на регионы», «общество как базис для университета» [10]. Если мы внимательно проанализируем их, то с безусловной непротиворечивостью отметим, что красной линией проходит мысль о гуманистической направленности деятельности университета во всех ее проявлениях: от науки, приобщения студентов к научной деятельности до всех форм воспитательной, профориентационной работы и других.

Гуманизация в целом является прерогативой образования, при котором происходит не только накопление знаний, но и развитие высокоинтеллектуальной и духовной составляющих личности студента. Переход от гуманистической к доминированию компетентностной парадигмы образования не мог ознаменоваться отрицанием аксиологического приоритета Человека, только подчеркнул деятельностный характер его бытия. Человек все еще остается мерой всего, с учетом даже новых технологических изменений.

Позволит реализовать на практике принципы гуманистической этики, вовлечь молодого человека в культуротворчество, и одновременно разнообразные деятельностно насыщенные процессы самореализации – созидание гуманитарной культуры личности [11, с. 14]. Соответственно, гуманитаризация образования связана с универсализмом образования, этическим развитием личности и воспитанием аристократизма ума. Содержание идеи университета с этой позиции характеризуется в категориях: совершенный, этический, эстетический и аристократический дух.

В настоящее время вопрос о гуманитаризации университетского образования представляет особый интерес из-за ситуации утраты его элитарности, растущей технократии мышления. К сожалению, в постмодернистском обществе, образование в целом и университетское образование в частности все больше и больше встраивается в процессы коммерциализации и рынка, традиционно никогда ему не присущие. Но нельзя допустить снижения до уровня общей посредственности, университет должен честно соблюдать аристократический порядок в себе [12].

Также тезис о том, что гуманитарные науки не имеют материального эффекта возможно и не постулируется прямо и открыто, но подразумевается неолиберальной экономической парадигмой, привел к общему снижению престижа ученых-гуманитариев. Что также негативным образом сказывается на общем этическом фоне научно-исследовательской и преподавательской работы, вплоть до пренебрежения знанием и намеренными фальсификациями [13].

Но если ключевым ресурсом производства становится интеллект, как вещей, так и идей, то именно целенаправленные и скоординированные усилия государства, общества и субъектов образовательного процесса и экономического действия могут оказывать серьезное влияние на «воспитание человека системного», способного эффективно работать в качестве участника социально-экономических и социотехнических систем [14, с. 40].

В условиях непрерывного обучения необходимо подготовить человека, который сможет правильно ориентироваться во всех сферах жизни и активно влиять на них, без чего невозможно выйти в образовательное сообщество с высоким уровнем духовной, правовой и профессиональной культуры. Не только опыт, но важны и общие коммуникативные навыки. Решение этой задачи позволит повысить эффективность подготовки будущих специалистов. Это последовательность коммуникативных компетенций, позволяющая выпускникам чувствовать себя гибкими на рынке труда и быть готовыми к продолжению обучения [15].

Заключение

Гуманитарное знание выступает составляющей фундаментального образования, формирующего не узко подготовленного профессионала, но личность с широким взглядом на природу, мир, человека. Необходимо также помнить, что главными традициями российского образования всегда были патриотизм, демократизм, ориентация на широкое просвещение.

Правомерно звучит тезис о том, что утрата гуманитарности с точки зрения субъектной рациональности связана с кризом культуры. Поэтому образование, гуманитарное образование призвано гармонизировать внутренний мир человека с социальным и природным порядком [16, с. 108]. Гуманитарный подход способствует сохранению уникальности, единичности, неповторимости во всем, включая, прежде всего, социокультурную, образовательно-воспитательную деятельность. Гуманитарное, духовно-нравственное, ценностно-ориентированное формирование личности должно носить опережающий базисный характер. Только такой подход может спасти нас от варварства, где бы оно ни проявлялось: в политике, экономике, международных отношениях, экологии, засилье массовой культуры. Гуманитарные дисциплины являются ключевыми в этом смысле, что заложено и в изучении и формировании общекультурных компетенций, образующих основы универсальных ценностей человека и общества.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.


Библиографическая ссылка

Гаража Н.А. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В ЭКОНОМИКЕ БУДУЩЕГО // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 4-2. – С. 168-172;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2780 (дата обращения: 20.04.2024).