Введение
В постиндустриальном обществе профессионалы, способные производить и ретранслировать новые знания и идеи опять становятся востребованными в силу возрастающей потребности в высококвалифицированных кадрах, взрастить которые возможно в специализированном учебном заведении. Образование обеспечивает как социальный, так и экономический лифт, что исторически не раз было доказано. Знания становятся основой инноваций, трансформируясь и преобразуясь из накапливаемых больших информационных баз данных. Для того, чтобы это произошло необходимы специальные методы группировки, обработки, представления и т.п. В целом, этот методологически обусловленный процесс относится к когнитивной деятельности [2, с. 187-193]. Гуманитарные науки максимально содействуют развитию у человека навыков логического мышления, мысленного анализа, синтеза, и даже моделирования процессов и экспериментов. Поэтому, для будущей экономики знаний гуманитарные науки не просто ценностно-созидающий нарратив, а важная методологическая «школа» развития когнитивных способностей.
Одной из важнейших особенностей социально-гуманитарного знания является обретение опыта эмоционально-ценностного отношения, диалогичность, в котором понимание является взаимопониманием. Истинный диалог основан на признании равноценности и равнозначности всех субъектов. Поэтому возникает необходимость трансформации законов и постулатов естественно-научного знания соответственно требованиям к нравственности информации и ее оценки [1, с. 40]. Усиливается проблема нравственного отношения к тому или иному эксперименту, технологии.
В качестве ключевой цели исследования мы ставили определение места и роли гуманитарных дисциплин в реализации миссии университета и реакции на «вывоз-ответ» современного этапа технологического прогресса, наличия методологического и компетентностного потенциала для экономики будущего.
Материалы и методы исследования
В качестве основных материалов исследования выступили данные планово-отчетной документации профессорско-преподавательского состава Новороссийского филиала Финуниверситета, в которой в ежегодном порядке ставятся конкретные задачи и дается подтверждение их исполнению. Нормативы задач определяются качественными и количественными показателями: предмет научно-исследовательской, просветительской, воспитательной работы преподавателя вуза определяется им самостоятельно, исходя из той области науки, в рамках которой он работает, его стратегических и тактических исследовательских интересов. Но для глубинной рефлексии все же важнее обращаться к идеям о смысле и назначении всех видов деятельности преподавателя высшей школы, интеграции образовательной и воспитательной работы, включенности просветительской, а также задействованности его предметного научного поля и значимых результатов в процессе преподавания дисциплин.
С целью выявление некоторых интересующих нас вопросов относительно вовлеченности преподавателей в междисциплинарные исследования, уровень и отношение к проблеме цифровизации образования нами было проведено в январе 2023 г. пилотное исследование среди профессорско-преподавательского состава, задействованного в преподавании гуманитарных дисциплин. Основной метод – глубинное квалифицированное интервью. Обобщающие выводы пока невозможно представить в силу незавершенности исследования. Но, можем отметить его перспективность и в смысле включения дополнительных интересующих преподавателя вопросов и, безусловно, получения обратной связи от преподавателей относительно объективных процессов изменения в системе образования и научного знания.
Определимся также с тем, какие науки и дисциплины в университетском образовательном пространстве принято относить к гуманитарным. Прежде всего, такие науки о человеке и обществе как история, филология, философия и политология. Вместе с социальными науками – экономикой, социологией, правом, психологией они объединены в комплекс общественных наук. Указанное разделение крайне условно; демаркация между гуманитарными и социальными науками достаточно подвижна и зависит от выбора исследовательской программы, соответственно, целей и задач, методологии исследования, системно влияя в последующем на предметную область формируемых дисциплин в рамках образовательных программ. Например, философию мы можем не причислять к гуманитарным наукам, а рассматривать как теоретическое мировоззрение, выполняющее интегративную роль в структуре науки в целом. А экономика неоспоримо выступает частью гуманитарного знания [3, с. 10] о всеобъемлющих проявлениях человека производящего, созидающего как материальный продукт, так и идеи о совершенствования хозяйствования.
Безусловно позитивно могут быть оценены междисциплинарные исследования, на основе которых открываются новые перспективы научной коммуникации, научного прогресса в теории и практике проведения исследований, в том числе на стыке экономики и истории, экономики и философии и т.д. В таблице нами выделены два научных предметных направления, которые находятся в спектре внимания нашего исследовательского коллектива (Новороссийский филиал Финуниверситета).
Тематика междисциплинарных исследований, выполняемых в Новороссийском филиале и вовлеченность ППС
№ п/п |
Обобщенная тематика выполняемого междисциплинарного исследования |
Квалификация членов научного коллектива исполнителей (научная степень) |
Количество публикаций, выполненных в рамках данной темы указанным коллективом |
1 |
Экономика знаний |
4 автора – к.и.н., д.ф.н., к.ф.-м.н., (часть работ совместно с студентом) |
4 публикации (2018-2022 гг.) |
2 |
История и философия принудительного труда |
2 автора (к.и.н., д.ф.н.) |
2 публикации (2018-2023 гг.) |
Это не два исключительных направления совместного построения научного исследования представителями разных наук, это, на наш взгляд, два направления, где действительно происходит выработка оригинального методологического сценария. В целом, в филиале традиция работы коллективов авторов уже достаточно давно успешно апробирована в области экономики, истории, менеджмента.
Современное социально-гуманитарное знание обогащается не только за счет интеграции научного знания и усиления их междисциплинарных связей, но и благодаря содержательному взаимодействию со сферами культуры, ранее редко отделенными от нее. Например, в менеджменте обратились к изучению тех гуманитарных ценностей, которые способствуют сплочению персонала вокруг общего дела. Гуманитарные науки выступают в некоторой мере моделью знания в целом [4, с. 12]. Гуманитарные науки (собственно их представители) при посредничестве с учреждениями культуры (музей, театр) обогащают практический опыт и его теоретическое осмысления в социальной работе с разными категориями населениями, в том числе с лицами с деликвентным поведением, ОВЗ.
Более того, современное образование как никогда находится на пересечении экономики и творчества. «Оно формирует динамическую компетентность работника знаний, дающую способность прогнозировать глубинные эпистемические изменения парадигмального типа» [5, с. 18]. Творческие пространства университета играют важнейшую роль в экономике знаний, способствуя формированию знаний, умений и навыков инновационного, креативного мышления.
Результаты исследования и их обсуждение
Особое место в системе образования занимает высшее звено. Университет всегда был средоточием культурных традиций; научная мысль и образование оказывали огромное влияние на развитие экономики и политики, формирование социальных взглядов, новых идей и технологий. Университет неизменно находился в центре непрекращающихся дискуссий и многочисленных научных исследований, став изначально местом притяжения прогрессивно, разнообразно мыслящих людей и, главное, жаждущих познавать человека и окружающий его мир, преобразовывать его на основе этого познания.
Глубинная философия, ценности, убеждения и принципы деятельности университета находят свое воплощение и организационное оформление в миссии университета. Суть миссии университета рассматривается по-разному как собственно университетами, стремящимися стать центрами науки, образования и культуры, так и учеными, занимающимися изучением феномена университета. Среди наиболее ярких рефлексий о смысле и назначении университета и университетского образования можно выделить М. Хайдеггера, К. Ясперса, Х. Ортега-и-Гассета. В своих попытках определить доминирующую идею в миссии университета Х. Ортега-и-Гассет [6] придавал первостепенное значение приобщению человека с культурными ценностями, предоставлению ему жизненно важных идей и передаче определенного объема специальных знаний, необходимых для выбранной профессии. Он не считает науку основной функцией университета, хотя университет неотделим от нее. Для М. Хайдеггера, напротив, основная цель университета была в проведении научных исследований [7, с. 298–304]. К. Ясперс [8] подчеркивал важность научных исследований в университете, но миссия университета для него шире, охватывает обучение, воспитание и исследовательские практики. Исследования и обучение способствуют развитию интеллектуальной культуры, следовательно, миссия университета состоит в исследованиях, образовании (передаче знаний) и культуре. Таким образом, университет должен осуществлять единство интеллектуальных, социальных и образовательных функций. Солидаризируются с этой позицией и современные представители университетского сообщества, отмечая, что у общества всегда есть запрос на социальный институт, который способен «обеспечить единство таких факторов, как преемственность в культуре, успешная ориентация человека в текущей жизни и его готовность приблизить будущее – прийти в завтра. Это возможно благодаря единству трех социальных систем: образования, культуры и науки в университете» [9].
Например, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации выделяет для себя 3 ключевые миссии: «тектонические сдвиги в образовании», «опора на регионы», «общество как базис для университета» [10]. Если мы внимательно проанализируем их, то с безусловной непротиворечивостью отметим, что красной линией проходит мысль о гуманистической направленности деятельности университета во всех ее проявлениях: от науки, приобщения студентов к научной деятельности до всех форм воспитательной, профориентационной работы и других.
Гуманизация в целом является прерогативой образования, при котором происходит не только накопление знаний, но и развитие высокоинтеллектуальной и духовной составляющих личности студента. Переход от гуманистической к доминированию компетентностной парадигмы образования не мог ознаменоваться отрицанием аксиологического приоритета Человека, только подчеркнул деятельностный характер его бытия. Человек все еще остается мерой всего, с учетом даже новых технологических изменений.
Позволит реализовать на практике принципы гуманистической этики, вовлечь молодого человека в культуротворчество, и одновременно разнообразные деятельностно насыщенные процессы самореализации – созидание гуманитарной культуры личности [11, с. 14]. Соответственно, гуманитаризация образования связана с универсализмом образования, этическим развитием личности и воспитанием аристократизма ума. Содержание идеи университета с этой позиции характеризуется в категориях: совершенный, этический, эстетический и аристократический дух.
В настоящее время вопрос о гуманитаризации университетского образования представляет особый интерес из-за ситуации утраты его элитарности, растущей технократии мышления. К сожалению, в постмодернистском обществе, образование в целом и университетское образование в частности все больше и больше встраивается в процессы коммерциализации и рынка, традиционно никогда ему не присущие. Но нельзя допустить снижения до уровня общей посредственности, университет должен честно соблюдать аристократический порядок в себе [12].
Также тезис о том, что гуманитарные науки не имеют материального эффекта возможно и не постулируется прямо и открыто, но подразумевается неолиберальной экономической парадигмой, привел к общему снижению престижа ученых-гуманитариев. Что также негативным образом сказывается на общем этическом фоне научно-исследовательской и преподавательской работы, вплоть до пренебрежения знанием и намеренными фальсификациями [13].
Но если ключевым ресурсом производства становится интеллект, как вещей, так и идей, то именно целенаправленные и скоординированные усилия государства, общества и субъектов образовательного процесса и экономического действия могут оказывать серьезное влияние на «воспитание человека системного», способного эффективно работать в качестве участника социально-экономических и социотехнических систем [14, с. 40].
В условиях непрерывного обучения необходимо подготовить человека, который сможет правильно ориентироваться во всех сферах жизни и активно влиять на них, без чего невозможно выйти в образовательное сообщество с высоким уровнем духовной, правовой и профессиональной культуры. Не только опыт, но важны и общие коммуникативные навыки. Решение этой задачи позволит повысить эффективность подготовки будущих специалистов. Это последовательность коммуникативных компетенций, позволяющая выпускникам чувствовать себя гибкими на рынке труда и быть готовыми к продолжению обучения [15].
Заключение
Гуманитарное знание выступает составляющей фундаментального образования, формирующего не узко подготовленного профессионала, но личность с широким взглядом на природу, мир, человека. Необходимо также помнить, что главными традициями российского образования всегда были патриотизм, демократизм, ориентация на широкое просвещение.
Правомерно звучит тезис о том, что утрата гуманитарности с точки зрения субъектной рациональности связана с кризом культуры. Поэтому образование, гуманитарное образование призвано гармонизировать внутренний мир человека с социальным и природным порядком [16, с. 108]. Гуманитарный подход способствует сохранению уникальности, единичности, неповторимости во всем, включая, прежде всего, социокультурную, образовательно-воспитательную деятельность. Гуманитарное, духовно-нравственное, ценностно-ориентированное формирование личности должно носить опережающий базисный характер. Только такой подход может спасти нас от варварства, где бы оно ни проявлялось: в политике, экономике, международных отношениях, экологии, засилье массовой культуры. Гуманитарные дисциплины являются ключевыми в этом смысле, что заложено и в изучении и формировании общекультурных компетенций, образующих основы универсальных ценностей человека и общества.
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.