Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

HUMANITIES IN THE ECONOMY OF THE FUTURE

Garazha N.A. 1
1 Novorossiysk branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation
One of the key tasks of higher education is to create the necessary conditions for the formation of an educated, creatively wealthy, with an active citizenship, a person who is ready to create in his professional activity and in the surrounding social reality. In the development of the student’s personality, special attention is paid to the humanitarian component. This applies both to a part of the taught disciplines and to the guidelines for socio-cultural and educational work. Education in general, its humanitarian component in particular, includes all means, tools and methods that are focused on changing people’s behavior, either by expanding knowledge or by transforming attitudes towards them. A high level of knowledge has a positive effect on productivity, innovation, democratization and social cohesion, and also determines the quality of life. Moreover, in a globalized world, the sphere of application of knowledge for people with a predominance of skills and knowledge of the humanities – “symbolic and analytical services” remains. Specialists with deep knowledge in the humanities cycle of disciplines, with the skills formed as a result of their study, show abilities in all types of analysis and synthesis, inductive, deductive and abductive thinking with the ability to produce new ideas on their own, without the support of artificial intelligence.
humanities
economy knowledge
university mission
economics
education

Введение

В постиндустриальном обществе профессионалы, способные производить и ретранслировать новые знания и идеи опять становятся востребованными в силу возрастающей потребности в высококвалифицированных кадрах, взрастить которые возможно в специализированном учебном заведении. Образование обеспечивает как социальный, так и экономический лифт, что исторически не раз было доказано. Знания становятся основой инноваций, трансформируясь и преобразуясь из накапливаемых больших информационных баз данных. Для того, чтобы это произошло необходимы специальные методы группировки, обработки, представления и т.п. В целом, этот методологически обусловленный процесс относится к когнитивной деятельности [2, с. 187-193]. Гуманитарные науки максимально содействуют развитию у человека навыков логического мышления, мысленного анализа, синтеза, и даже моделирования процессов и экспериментов. Поэтому, для будущей экономики знаний гуманитарные науки не просто ценностно-созидающий нарратив, а важная методологическая «школа» развития когнитивных способностей.

Одной из важнейших особенностей социально-гуманитарного знания является обретение опыта эмоционально-ценностного отношения, диалогичность, в котором понимание является взаимопониманием. Истинный диалог основан на признании равноценности и равнозначности всех субъектов. Поэтому возникает необходимость трансформации законов и постулатов естественно-научного знания соответственно требованиям к нравственности информации и ее оценки [1, с. 40]. Усиливается проблема нравственного отношения к тому или иному эксперименту, технологии.

В качестве ключевой цели исследования мы ставили определение места и роли гуманитарных дисциплин в реализации миссии университета и реакции на «вывоз-ответ» современного этапа технологического прогресса, наличия методологического и компетентностного потенциала для экономики будущего.

Материалы и методы исследования

В качестве основных материалов исследования выступили данные планово-отчетной документации профессорско-преподавательского состава Новороссийского филиала Финуниверситета, в которой в ежегодном порядке ставятся конкретные задачи и дается подтверждение их исполнению. Нормативы задач определяются качественными и количественными показателями: предмет научно-исследовательской, просветительской, воспитательной работы преподавателя вуза определяется им самостоятельно, исходя из той области науки, в рамках которой он работает, его стратегических и тактических исследовательских интересов. Но для глубинной рефлексии все же важнее обращаться к идеям о смысле и назначении всех видов деятельности преподавателя высшей школы, интеграции образовательной и воспитательной работы, включенности просветительской, а также задействованности его предметного научного поля и значимых результатов в процессе преподавания дисциплин.

С целью выявление некоторых интересующих нас вопросов относительно вовлеченности преподавателей в междисциплинарные исследования, уровень и отношение к проблеме цифровизации образования нами было проведено в январе 2023 г. пилотное исследование среди профессорско-преподавательского состава, задействованного в преподавании гуманитарных дисциплин. Основной метод – глубинное квалифицированное интервью. Обобщающие выводы пока невозможно представить в силу незавершенности исследования. Но, можем отметить его перспективность и в смысле включения дополнительных интересующих преподавателя вопросов и, безусловно, получения обратной связи от преподавателей относительно объективных процессов изменения в системе образования и научного знания.

Определимся также с тем, какие науки и дисциплины в университетском образовательном пространстве принято относить к гуманитарным. Прежде всего, такие науки о человеке и обществе как история, филология, философия и политология. Вместе с социальными науками – экономикой, социологией, правом, психологией они объединены в комплекс общественных наук. Указанное разделение крайне условно; демаркация между гуманитарными и социальными науками достаточно подвижна и зависит от выбора исследовательской программы, соответственно, целей и задач, методологии исследования, системно влияя в последующем на предметную область формируемых дисциплин в рамках образовательных программ. Например, философию мы можем не причислять к гуманитарным наукам, а рассматривать как теоретическое мировоззрение, выполняющее интегративную роль в структуре науки в целом. А экономика неоспоримо выступает частью гуманитарного знания [3, с. 10] о всеобъемлющих проявлениях человека производящего, созидающего как материальный продукт, так и идеи о совершенствования хозяйствования.

Безусловно позитивно могут быть оценены междисциплинарные исследования, на основе которых открываются новые перспективы научной коммуникации, научного прогресса в теории и практике проведения исследований, в том числе на стыке экономики и истории, экономики и философии и т.д. В таблице нами выделены два научных предметных направления, которые находятся в спектре внимания нашего исследовательского коллектива (Новороссийский филиал Финуниверситета).

Тематика междисциплинарных исследований, выполняемых в Новороссийском филиале и вовлеченность ППС

№ п/п

Обобщенная тематика выполняемого междисциплинарного исследования

Квалификация членов научного коллектива исполнителей (научная степень)

Количество публикаций, выполненных в рамках данной темы указанным коллективом

1

Экономика знаний

4 автора – к.и.н., д.ф.н., к.ф.-м.н., (часть работ совместно с студентом)

4 публикации (2018-2022 гг.)

2

История и философия принудительного труда

2 автора (к.и.н., д.ф.н.)

2 публикации (2018-2023 гг.)

Это не два исключительных направления совместного построения научного исследования представителями разных наук, это, на наш взгляд, два направления, где действительно происходит выработка оригинального методологического сценария. В целом, в филиале традиция работы коллективов авторов уже достаточно давно успешно апробирована в области экономики, истории, менеджмента.

Современное социально-гуманитарное знание обогащается не только за счет интеграции научного знания и усиления их междисциплинарных связей, но и благодаря содержательному взаимодействию со сферами культуры, ранее редко отделенными от нее. Например, в менеджменте обратились к изучению тех гуманитарных ценностей, которые способствуют сплочению персонала вокруг общего дела. Гуманитарные науки выступают в некоторой мере моделью знания в целом [4, с. 12]. Гуманитарные науки (собственно их представители) при посредничестве с учреждениями культуры (музей, театр) обогащают практический опыт и его теоретическое осмысления в социальной работе с разными категориями населениями, в том числе с лицами с деликвентным поведением, ОВЗ.

Более того, современное образование как никогда находится на пересечении экономики и творчества. «Оно формирует динамическую компетентность работника знаний, дающую способность прогнозировать глубинные эпистемические изменения парадигмального типа» [5, с. 18]. Творческие пространства университета играют важнейшую роль в экономике знаний, способствуя формированию знаний, умений и навыков инновационного, креативного мышления.

Результаты исследования и их обсуждение

Особое место в системе образования занимает высшее звено. Университет всегда был средоточием культурных традиций; научная мысль и образование оказывали огромное влияние на развитие экономики и политики, формирование социальных взглядов, новых идей и технологий. Университет неизменно находился в центре непрекращающихся дискуссий и многочисленных научных исследований, став изначально местом притяжения прогрессивно, разнообразно мыслящих людей и, главное, жаждущих познавать человека и окружающий его мир, преобразовывать его на основе этого познания.

Глубинная философия, ценности, убеждения и принципы деятельности университета находят свое воплощение и организационное оформление в миссии университета. Суть миссии университета рассматривается по-разному как собственно университетами, стремящимися стать центрами науки, образования и культуры, так и учеными, занимающимися изучением феномена университета. Среди наиболее ярких рефлексий о смысле и назначении университета и университетского образования можно выделить М. Хайдеггера, К. Ясперса, Х. Ортега-и-Гассета. В своих попытках определить доминирующую идею в миссии университета Х. Ортега-и-Гассет [6] придавал первостепенное значение приобщению человека с культурными ценностями, предоставлению ему жизненно важных идей и передаче определенного объема специальных знаний, необходимых для выбранной профессии. Он не считает науку основной функцией университета, хотя университет неотделим от нее. Для М. Хайдеггера, напротив, основная цель университета была в проведении научных исследований [7, с. 298–304]. К. Ясперс [8] подчеркивал важность научных исследований в университете, но миссия университета для него шире, охватывает обучение, воспитание и исследовательские практики. Исследования и обучение способствуют развитию интеллектуальной культуры, следовательно, миссия университета состоит в исследованиях, образовании (передаче знаний) и культуре. Таким образом, университет должен осуществлять единство интеллектуальных, социальных и образовательных функций. Солидаризируются с этой позицией и современные представители университетского сообщества, отмечая, что у общества всегда есть запрос на социальный институт, который способен «обеспечить единство таких факторов, как преемственность в культуре, успешная ориентация человека в текущей жизни и его готовность приблизить будущее – прийти в завтра. Это возможно благодаря единству трех социальных систем: образования, культуры и науки в университете» [9].

Например, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации выделяет для себя 3 ключевые миссии: «тектонические сдвиги в образовании», «опора на регионы», «общество как базис для университета» [10]. Если мы внимательно проанализируем их, то с безусловной непротиворечивостью отметим, что красной линией проходит мысль о гуманистической направленности деятельности университета во всех ее проявлениях: от науки, приобщения студентов к научной деятельности до всех форм воспитательной, профориентационной работы и других.

Гуманизация в целом является прерогативой образования, при котором происходит не только накопление знаний, но и развитие высокоинтеллектуальной и духовной составляющих личности студента. Переход от гуманистической к доминированию компетентностной парадигмы образования не мог ознаменоваться отрицанием аксиологического приоритета Человека, только подчеркнул деятельностный характер его бытия. Человек все еще остается мерой всего, с учетом даже новых технологических изменений.

Позволит реализовать на практике принципы гуманистической этики, вовлечь молодого человека в культуротворчество, и одновременно разнообразные деятельностно насыщенные процессы самореализации – созидание гуманитарной культуры личности [11, с. 14]. Соответственно, гуманитаризация образования связана с универсализмом образования, этическим развитием личности и воспитанием аристократизма ума. Содержание идеи университета с этой позиции характеризуется в категориях: совершенный, этический, эстетический и аристократический дух.

В настоящее время вопрос о гуманитаризации университетского образования представляет особый интерес из-за ситуации утраты его элитарности, растущей технократии мышления. К сожалению, в постмодернистском обществе, образование в целом и университетское образование в частности все больше и больше встраивается в процессы коммерциализации и рынка, традиционно никогда ему не присущие. Но нельзя допустить снижения до уровня общей посредственности, университет должен честно соблюдать аристократический порядок в себе [12].

Также тезис о том, что гуманитарные науки не имеют материального эффекта возможно и не постулируется прямо и открыто, но подразумевается неолиберальной экономической парадигмой, привел к общему снижению престижа ученых-гуманитариев. Что также негативным образом сказывается на общем этическом фоне научно-исследовательской и преподавательской работы, вплоть до пренебрежения знанием и намеренными фальсификациями [13].

Но если ключевым ресурсом производства становится интеллект, как вещей, так и идей, то именно целенаправленные и скоординированные усилия государства, общества и субъектов образовательного процесса и экономического действия могут оказывать серьезное влияние на «воспитание человека системного», способного эффективно работать в качестве участника социально-экономических и социотехнических систем [14, с. 40].

В условиях непрерывного обучения необходимо подготовить человека, который сможет правильно ориентироваться во всех сферах жизни и активно влиять на них, без чего невозможно выйти в образовательное сообщество с высоким уровнем духовной, правовой и профессиональной культуры. Не только опыт, но важны и общие коммуникативные навыки. Решение этой задачи позволит повысить эффективность подготовки будущих специалистов. Это последовательность коммуникативных компетенций, позволяющая выпускникам чувствовать себя гибкими на рынке труда и быть готовыми к продолжению обучения [15].

Заключение

Гуманитарное знание выступает составляющей фундаментального образования, формирующего не узко подготовленного профессионала, но личность с широким взглядом на природу, мир, человека. Необходимо также помнить, что главными традициями российского образования всегда были патриотизм, демократизм, ориентация на широкое просвещение.

Правомерно звучит тезис о том, что утрата гуманитарности с точки зрения субъектной рациональности связана с кризом культуры. Поэтому образование, гуманитарное образование призвано гармонизировать внутренний мир человека с социальным и природным порядком [16, с. 108]. Гуманитарный подход способствует сохранению уникальности, единичности, неповторимости во всем, включая, прежде всего, социокультурную, образовательно-воспитательную деятельность. Гуманитарное, духовно-нравственное, ценностно-ориентированное формирование личности должно носить опережающий базисный характер. Только такой подход может спасти нас от варварства, где бы оно ни проявлялось: в политике, экономике, международных отношениях, экологии, засилье массовой культуры. Гуманитарные дисциплины являются ключевыми в этом смысле, что заложено и в изучении и формировании общекультурных компетенций, образующих основы универсальных ценностей человека и общества.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.