Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ЭКОНОМИКО-ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОРОДА ОМСКА В ПЕРИОД ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

Кузнецова О.П. 1 Спиридонова Т.В. 1 Кузнецов В.В. 1 Чижикова Т.А. 1 Кузнецова С.В. 1
1 Омский государственный технический университет
В представленном исследовании приводится обзор статистических показателей экономического и социально-демографического плана в части обоснования инвестиционного потенциала субъекта Российской Федерации – Омской области и города Омска в сфере импортозамещения. Авторами указано, что, несмотря на сложившуюся неблагоприятную социально-демографическую обстановку, город Омск, как крупный промышленно-экономический центр, имеет достаточный потенциал для роли платформы развития программ импортозамещения в ряде важнейших отраслей экономики. Анализ статистики и данных, полученных авторами, показал, что, несмотря на ряд факторов, негативно влияющих на социально-демографическую и экологическую обстановку в Омской области в целом и в городе Омске в частности, заинтересованным сторонам (представителям уполномоченных органов власти разного уровня и представителей бизнес-сообщества) удается обеспечивать устойчивость исторически развитых в субъекте отраслей (таких, как строительство, машиностроение, нефтехимия и пищевая промышленность), также предпринимаются меры и по стабилизации миграционной обстановки путем расширения инвестиций в социальную инфраструктуру и жилищное строительство, формируются новые площадки взаимодействия в сфере государственно-частного партнерства и развития.
омская область
импортозамещение
инновации
региональная экономика
санкции
специальная военная операция
демография
потенциал развития
1. Бузаева А.А. Импортозамещение в российской федерации // Лучшая исследовательская статья 2022: Тезисы докладов Международного научно-исследовательского конкурса 10 мая 2022 года. Петрозаводск, 2022. С. 99-108.
2. Герасимчук З.В. Импортозамещение как фактор развития экономики России в условиях кризиса // Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов: тезисы докладов 12 Международной научно-практической конференции 17 июня 2022 года. Москва, 2022. С. 261-266.
3. Омская область в цифрах: Крат. стат. сб. / Омскстат. Омск, 2020. 36 с.
4. Омская область в цифрах: Крат. стат. сб. / Омскстат. Омск, 2021. 36 с.
5. Омская область в цифрах: Крат. стат. сб. / Омскстат. Омск, 2022. 36 с.

Введение

После начала специальной военной операции на западной границе Российской Федерации ряд иностранных компаний объявил о прекращении сотрудничества и продолжения совместных инвестиционных проектов на территории России. Об отказе от работы на Российских рынках объявили как иностранные поставщики товаров, работ, услуг, так и иностранные производители продукции, заводы которых были расположены на территории нашей страны. Российское бизнес-сообщество и власти, увидев в этом благоприятную возможность для стимулирования направленного развития отечественной экономики, предприняли комплекс совместных проектов для поддержки бизнес–структур. Так, Правительство Российской Федерации приступило к реализации мер в части многосторонней и многоуровневой поддержки деятельности предприятий ряда отраслей экономики, направленной на насыщение сложившегося рыночного спроса аналогичными ограниченно доступным в настоящее время товарами и услугами во всех регионах нашей страны. Иными словами, реализуемая в данном направлении государством и бизнесом политика, по сути своей, направлена на замену импортируемой, продукции на аналоги отечественного происхождения [1,2].

На региональном уровне подобная политика импортозамещения способствует как привлечению инвестиций в формирование конкурентоспособных производств на территории субъекта, так и стимулированию инновационного развития его экономики. Значимым аспектом импортозамещения, является институционально-инфраструктурная подготовленность регионов к реализации упомянутой политики, определяющей характеристикой которой является наличие в регионе благоприятного экономико-инвестиционного климата. На территории Омской области таким населенным пунктом является город Омск, обладающий значительными производственными и социально-экономическими ресурсами.

Цель исследования – оценить экономико-инвестиционное потенциал города Омска в период реализации политики импортозамещения.

Материалы и методы исследования

Методологическую основу работы составили труды отечественных ученых в области экономико-инвестиционных характеристик регионов и вопросах импортозамешения. В ходе исследования были использованы как общенаучные методы и приемы (анализ и синтез, табличное представление материалов, методы системного подхода к исследованию проблемы), так и специализированные (анализ статистических данных, мониторинг экономико-инвестиционного развития с привлечением источников вторичной информации). Информационной базой для исследования открытые данные уполномоченных органов федеральной и региональной властей, представленные в публикованных ими статистических отчетах, а также проведенные авторами обзорные исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Город Омск, в настоящее время является, несмотря на некоторые особенности динамики, социально-демографического роста и заметное влияние процессов восстановления промышленности на экологическую обстановку, одним из крупнейших промышленных, транспортно-логистических центров обеспечения внешнеэкономического и культурного партнерства с республикой Казахстан и странами Центрально-Азиатского региона, обладает развитой академической и информатизационной инфраструктурой, входит в число пятнадцати российских городов с численностью населения, превышающей один миллион человек.

За последние три года на экономико-инвестиционное положение города Омска оказывало значительное влияние распространение COVID-19, повлекшей ухудшение общеэкономической и демографической ситуации (табл. 1).

Как показал анализ статистических данных, произошедшие изменения демографических показателей носили преимущественно негативный характер:

- численность населения города Омска уменьшилась на 1,2%;

- число родившихся уменьшилось на 1,9%;

- число умерших увеличилось на 12,7%;

- как следствие предыдущих показателей, еестественная убыль населения увеличилась на 34,7%.

Следует также отметить некоторое усугубление отрицательной миграционной динамики, обусловленной сохраняющимся влиянием уровня заболеваемости COVID-19 и внешнеполитическими факторами, связанными с обострением ситуации на границе с Украиной.

Тем не менее производственно-экономические показатели продемонстрировали рост:

- объем промышленного производства увеличился на 3,3%, в том числе в обрабатывающих производствах – на 3,2%, в производстве электрической энергии, газа и пара – на7,4%;

- объем строительных работ увеличился в сопоставимых ценах на 9,9%;

- ввод в действие жилых домов вырос на 23,2%;

- оборот розничной торговли увеличился в сопоставимых ценах на 6,2%;

- объем платных услуг населению увеличился в сопоставимых - ценах на 8,1%;

- среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних организаций выросла на 7,3%;

- число зарегистрированных безработных сократилось в 10 раз.

В 2021 г. в городе Омске было запущено и реализовано 20 крупных инвестиционных проектов в следующих отраслях экономики:

- жилищное строительство (92% от общей стоимости проектов, 130 млрд руб.);

- строительство гостиниц (4% или 6,2 млрд руб.);

- транспорт и логистика (1%);

- промышленность (1%);

- социальная сфера (1%);

- агропромышленный комплекс (1%).

С целью создания на территории города Омска условий для повышения инвестиционной активности в 2021 году были сформированы и поставлены на учет 60 земельных участков для инвестиционных предложений на торгах.

Бюджетные инвестиции в программы развития региона в 2021 году составили 1372,7 млн руб., что на 19,5% больше, чем в 2020 году (табл. 2).

Таким образом, согласно отчетам Росстата, [4,5] общий объем инвестиций неуклонно растет, не смотря на сложные условия хозяйствования. Так, за пять рассматриваемых лет, объем инвестиций увеличен в пять раз.

Индекс промышленного производства не претерпел значительных изменений за рассматриваемый период. Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения остается стабильным на протяжении пяти лет.

Таблица 1

Показатели экономического развития города Омска

Показатель

Единица измерения

2017

год

2018

год

2019

год

2020

год

2021

год

2022

год и

по н.в.*

Численность населения

тыс.чел.

1172,1

1164,8

1154,5

1139,9

1126,2

1116,49

Число родившихся

тыс.чел.

13,1

12,4

11,0

10,4

10,2

9,08

Число умерших

тыс.чел.

14,0

13,8

13,6

17,3

19,5

19,99

Естественный прирост (убыль) населения

тыс.чел.

-0,9

-1,4

-2,6

-6,9

-9,3

-10,91

Миграционный прирост (убыль)населения

тыс.чел.

-5,5

-5,8

-7,7

-7,6

-4,2

-5,92

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами:

             

Обрабатывающие производства

млрд руб.

721,2

889,3

883,4

776,0

810,8

835,91

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

млрд руб.

44,7

46,4

47,8

45,5

49,0

48,99

Водоснабжение; водоотведение

млрд руб.

4,8

5,6

6,7

8,1

8,5

9,71

Среднесписочная численность работников организаций

тыс.чел.

289,2

286,8

286,1

283,2

275,1

274,54

Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости

чел.

2443

2308

2457

30875

3082

3292,75

Объем работ и услуг, выполненных по виду деятельности «Строительство»

млрд руб.

16,7

18,2

26,1

26,5

32,4

35,89

Ввод в эксплуатацию жилых домов

тыс.кв.м

323,2

384,8

307,6

346,0

426,4

407,88

Оборот розничной торговли

млрд руб.

111,5

123,0

130,9

144,8

167,1

175,36

Объем платных услуг населению

млрд руб.

49,3

50,8

51,8

47,6

52,8

49,3

Среднемесячная начисленная заработная плата работников

организаций

тыс.руб.

35,5

40,0

42,9

45,6

49,1

52,46

* прогнозируемые значения.

Таблица 2

Показатели инвестиционного развития города Омска

Наименование показателей

2017

год

2018

год

2019

год

2020

год

2021

год

2022

год и по н.в.*

Общий объем инвестиций, млн руб. всего

391,9

28,2

906,7

1149,0

1372,7

1694,42

В том числе за счет средств:

           

Федерального бюджета

-

-

680,3

724,0

568,8

546,2

Областного бюджета

9,2

0,2

123,1

110,6

597,3

554,06

Бюджета города Омска

382,7

28,0

103,3

314,4

206,6

187,26

Индекс промышленного производства (в целом

по Омской области), к предыдущему году %

102,2

104,2

99,5

100,5

103,3

101,49

Инвестиции в основной капитал, млрд руб.

59,8

72,3

107,4

139,3

128,8

163,02

Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе

           

- количество заявок, в отношении которых принято решение о предоставлении субсидии, %

31

36

25

34

34

33,2

-объем предоставленных субсидий, млн руб.

4,3

4,3

3,2

4,2

4,3

4,03

-количество предпринимателей, которым предоставлен грант, ед.

4

12

9

9

4

6,7

-объем предоставленных субсидий, млн руб.

1,6

4,1

3,5

3,5

1,6

2,68

Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения, единиц.

430

422

432

421

433

429,1

Земельные участки, являющиеся объектами налогообложения, в общей площади, %

76,77

81,4

79,87

80,4

78,5

80,126

Рентабельные сельскохозяйственные организации, %

65,2

71,1

66,7

80,0

66,7

73,51

Налоговые и неналоговые доходы местного бюджета в общем объеме доходов бюджета муниципального образования, %

72,1

71,1

63,61

73,1

69,61

69,01

* прогнозируемые значения.

Доля земельных участков, являющихся объектами налогообложения, в общей площади составила в 2021 году 78,5%, значение показателя не сопоставимо со значением 2020 года (80,4%). За рассматриваемый период произошло увеличение рентабельный сельскохозяйственных организаций. Их доля увеличилась на 8,31%.

В рамках инвестиционного направления на территории города, создана особая экономическая зона «Авангард». Данная экономическая зона должна привлечь инвестиций более 25,5 млрд руб. и создать порядка 800 рабочих мест.

Одной из форм популяризации опыта эффективно работающих субъектов малого и среднего предпринимательства является ежегодный городской конкурс «Лучшее предприятие малого и среднего бизнеса (лучший предприниматель)». В 2021 году в конкурсе участвовало 57 субъектов предпринимательства (в 2020 году – 45 субъектов).

В целях продвижения товаров омских производителей в 2021 году проведены выставки «Омская марка» и «Инновации года», в которых приняли участие 74 субъекта предпринимательства.

В городе Омске осуществляет работу – Центр поддержки экспорта. Основная цель которого это развитие связей омских предпринимателей с деловыми кругами КНР, Вьетнама, Монголии, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Беларуси и Армении.

Для стимулирования процессов вовлечения граждан в предпринимательство и поддержки начинающих и действующих предпринимателей в городе Омке функционирует «Центр поддержки предпринимательства».

Для укрепления экономического сотрудничества и кооперационного взаимодействия между представителями субъектов малого и среднего предпринимательства регионов России в 2021 году реализован проект «Онлайн биржа контактов»: проведено 3 мероприятия с городами-партнерами (Красноярск, Уфа и города республики Крым), в которых участвовало 43 организации.

Заключение

Анализ статистики и данных, полученных авторами, показал, что, несмотря на ряд факторов, негативно влияющих на социально-демографическую и экологическую обстановку в Омской области в целом и в городе Омске в частности, заинтересованным сторонам (представителям уполномоченных органов власти разного уровня и представителей бизнес-сообщества) удается обеспечивать устойчивость исторически развитых в субъекте отраслей (таких, как строительство, машиностроение, нефтехимия и пищевая промышленность), также предпринимаются меры и по стабилизации миграционной обстановки путем расширения инвестиций в социальную инфраструктуру и жилищное строительство, формируются новые площадки взаимодействия в сфере государственно-частного партнерства и развития.

Дальнейшие исследования влияния различных (преимущественно геополитических и социально-демографических) факторов на отраслевой потенциал экономики региона позволят получить больше информации для подготовки более точных прогнозов развития инвестиционного климата и его влияния на расширение так называемого импортозамещения.

Вышеуказанное, а также исторически обусловленное наличие в субъекте развитой научно-технической, производственной и образовательной базы (в городе и области сосредоточено множество крупных предприятий, занимающихся выпуском наукоемкой продукции уже более полувека, учреждения высшего профессионального образования готовят достаточное количество специалистов необходимого профиля), позволяет сделать вывод о том, что промышленный потенциал Омской области в программах импортозамещения может быть очень эффективно реализован при соответствующей поддержке заинтересованными сторонами.

В ближайшей перспективе существует возможность привлечения дополнительных средств за счет расширения участия города Омска в реализации национальных проектов по развитию выпуска аналогов ограниченно-доступных в России товаров и услуг, в том числе с предоставлением информационной, имущественной, консультационной поддержки предпринимателям, а также осуществления мер по углублению внешнеэкономического и межрегионального сотрудничества с государствами-партнерами из ближнего и дальнего зарубежья.


Библиографическая ссылка

Кузнецова О.П., Спиридонова Т.В., Кузнецов В.В., Чижикова Т.А., Кузнецова С.В. ЭКОНОМИКО-ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОРОДА ОМСКА В ПЕРИОД ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 4-1. – С. 84-88;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2767 (дата обращения: 27.04.2024).