Введение
После начала специальной военной операции на западной границе Российской Федерации ряд иностранных компаний объявил о прекращении сотрудничества и продолжения совместных инвестиционных проектов на территории России. Об отказе от работы на Российских рынках объявили как иностранные поставщики товаров, работ, услуг, так и иностранные производители продукции, заводы которых были расположены на территории нашей страны. Российское бизнес-сообщество и власти, увидев в этом благоприятную возможность для стимулирования направленного развития отечественной экономики, предприняли комплекс совместных проектов для поддержки бизнес–структур. Так, Правительство Российской Федерации приступило к реализации мер в части многосторонней и многоуровневой поддержки деятельности предприятий ряда отраслей экономики, направленной на насыщение сложившегося рыночного спроса аналогичными ограниченно доступным в настоящее время товарами и услугами во всех регионах нашей страны. Иными словами, реализуемая в данном направлении государством и бизнесом политика, по сути своей, направлена на замену импортируемой, продукции на аналоги отечественного происхождения [1,2].
На региональном уровне подобная политика импортозамещения способствует как привлечению инвестиций в формирование конкурентоспособных производств на территории субъекта, так и стимулированию инновационного развития его экономики. Значимым аспектом импортозамещения, является институционально-инфраструктурная подготовленность регионов к реализации упомянутой политики, определяющей характеристикой которой является наличие в регионе благоприятного экономико-инвестиционного климата. На территории Омской области таким населенным пунктом является город Омск, обладающий значительными производственными и социально-экономическими ресурсами.
Цель исследования – оценить экономико-инвестиционное потенциал города Омска в период реализации политики импортозамещения.
Материалы и методы исследования
Методологическую основу работы составили труды отечественных ученых в области экономико-инвестиционных характеристик регионов и вопросах импортозамешения. В ходе исследования были использованы как общенаучные методы и приемы (анализ и синтез, табличное представление материалов, методы системного подхода к исследованию проблемы), так и специализированные (анализ статистических данных, мониторинг экономико-инвестиционного развития с привлечением источников вторичной информации). Информационной базой для исследования открытые данные уполномоченных органов федеральной и региональной властей, представленные в публикованных ими статистических отчетах, а также проведенные авторами обзорные исследования.
Результаты исследования и их обсуждение
Город Омск, в настоящее время является, несмотря на некоторые особенности динамики, социально-демографического роста и заметное влияние процессов восстановления промышленности на экологическую обстановку, одним из крупнейших промышленных, транспортно-логистических центров обеспечения внешнеэкономического и культурного партнерства с республикой Казахстан и странами Центрально-Азиатского региона, обладает развитой академической и информатизационной инфраструктурой, входит в число пятнадцати российских городов с численностью населения, превышающей один миллион человек.
За последние три года на экономико-инвестиционное положение города Омска оказывало значительное влияние распространение COVID-19, повлекшей ухудшение общеэкономической и демографической ситуации (табл. 1).
Как показал анализ статистических данных, произошедшие изменения демографических показателей носили преимущественно негативный характер:
- численность населения города Омска уменьшилась на 1,2%;
- число родившихся уменьшилось на 1,9%;
- число умерших увеличилось на 12,7%;
- как следствие предыдущих показателей, еестественная убыль населения увеличилась на 34,7%.
Следует также отметить некоторое усугубление отрицательной миграционной динамики, обусловленной сохраняющимся влиянием уровня заболеваемости COVID-19 и внешнеполитическими факторами, связанными с обострением ситуации на границе с Украиной.
Тем не менее производственно-экономические показатели продемонстрировали рост:
- объем промышленного производства увеличился на 3,3%, в том числе в обрабатывающих производствах – на 3,2%, в производстве электрической энергии, газа и пара – на7,4%;
- объем строительных работ увеличился в сопоставимых ценах на 9,9%;
- ввод в действие жилых домов вырос на 23,2%;
- оборот розничной торговли увеличился в сопоставимых ценах на 6,2%;
- объем платных услуг населению увеличился в сопоставимых - ценах на 8,1%;
- среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних организаций выросла на 7,3%;
- число зарегистрированных безработных сократилось в 10 раз.
В 2021 г. в городе Омске было запущено и реализовано 20 крупных инвестиционных проектов в следующих отраслях экономики:
- жилищное строительство (92% от общей стоимости проектов, 130 млрд руб.);
- строительство гостиниц (4% или 6,2 млрд руб.);
- транспорт и логистика (1%);
- промышленность (1%);
- социальная сфера (1%);
- агропромышленный комплекс (1%).
С целью создания на территории города Омска условий для повышения инвестиционной активности в 2021 году были сформированы и поставлены на учет 60 земельных участков для инвестиционных предложений на торгах.
Бюджетные инвестиции в программы развития региона в 2021 году составили 1372,7 млн руб., что на 19,5% больше, чем в 2020 году (табл. 2).
Таким образом, согласно отчетам Росстата, [4,5] общий объем инвестиций неуклонно растет, не смотря на сложные условия хозяйствования. Так, за пять рассматриваемых лет, объем инвестиций увеличен в пять раз.
Индекс промышленного производства не претерпел значительных изменений за рассматриваемый период. Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения остается стабильным на протяжении пяти лет.
Таблица 1
Показатели экономического развития города Омска
Показатель |
Единица измерения |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год и по н.в.* |
Численность населения |
тыс.чел. |
1172,1 |
1164,8 |
1154,5 |
1139,9 |
1126,2 |
1116,49 |
Число родившихся |
тыс.чел. |
13,1 |
12,4 |
11,0 |
10,4 |
10,2 |
9,08 |
Число умерших |
тыс.чел. |
14,0 |
13,8 |
13,6 |
17,3 |
19,5 |
19,99 |
Естественный прирост (убыль) населения |
тыс.чел. |
-0,9 |
-1,4 |
-2,6 |
-6,9 |
-9,3 |
-10,91 |
Миграционный прирост (убыль)населения |
тыс.чел. |
-5,5 |
-5,8 |
-7,7 |
-7,6 |
-4,2 |
-5,92 |
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами: |
|||||||
Обрабатывающие производства |
млрд руб. |
721,2 |
889,3 |
883,4 |
776,0 |
810,8 |
835,91 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
млрд руб. |
44,7 |
46,4 |
47,8 |
45,5 |
49,0 |
48,99 |
Водоснабжение; водоотведение |
млрд руб. |
4,8 |
5,6 |
6,7 |
8,1 |
8,5 |
9,71 |
Среднесписочная численность работников организаций |
тыс.чел. |
289,2 |
286,8 |
286,1 |
283,2 |
275,1 |
274,54 |
Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости |
чел. |
2443 |
2308 |
2457 |
30875 |
3082 |
3292,75 |
Объем работ и услуг, выполненных по виду деятельности «Строительство» |
млрд руб. |
16,7 |
18,2 |
26,1 |
26,5 |
32,4 |
35,89 |
Ввод в эксплуатацию жилых домов |
тыс.кв.м |
323,2 |
384,8 |
307,6 |
346,0 |
426,4 |
407,88 |
Оборот розничной торговли |
млрд руб. |
111,5 |
123,0 |
130,9 |
144,8 |
167,1 |
175,36 |
Объем платных услуг населению |
млрд руб. |
49,3 |
50,8 |
51,8 |
47,6 |
52,8 |
49,3 |
Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций |
тыс.руб. |
35,5 |
40,0 |
42,9 |
45,6 |
49,1 |
52,46 |
* прогнозируемые значения.
Таблица 2
Показатели инвестиционного развития города Омска
Наименование показателей |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год и по н.в.* |
Общий объем инвестиций, млн руб. всего |
391,9 |
28,2 |
906,7 |
1149,0 |
1372,7 |
1694,42 |
В том числе за счет средств: |
||||||
Федерального бюджета |
- |
- |
680,3 |
724,0 |
568,8 |
546,2 |
Областного бюджета |
9,2 |
0,2 |
123,1 |
110,6 |
597,3 |
554,06 |
Бюджета города Омска |
382,7 |
28,0 |
103,3 |
314,4 |
206,6 |
187,26 |
Индекс промышленного производства (в целом по Омской области), к предыдущему году % |
102,2 |
104,2 |
99,5 |
100,5 |
103,3 |
101,49 |
Инвестиции в основной капитал, млрд руб. |
59,8 |
72,3 |
107,4 |
139,3 |
128,8 |
163,02 |
Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе |
||||||
- количество заявок, в отношении которых принято решение о предоставлении субсидии, % |
31 |
36 |
25 |
34 |
34 |
33,2 |
-объем предоставленных субсидий, млн руб. |
4,3 |
4,3 |
3,2 |
4,2 |
4,3 |
4,03 |
-количество предпринимателей, которым предоставлен грант, ед. |
4 |
12 |
9 |
9 |
4 |
6,7 |
-объем предоставленных субсидий, млн руб. |
1,6 |
4,1 |
3,5 |
3,5 |
1,6 |
2,68 |
Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения, единиц. |
430 |
422 |
432 |
421 |
433 |
429,1 |
Земельные участки, являющиеся объектами налогообложения, в общей площади, % |
76,77 |
81,4 |
79,87 |
80,4 |
78,5 |
80,126 |
Рентабельные сельскохозяйственные организации, % |
65,2 |
71,1 |
66,7 |
80,0 |
66,7 |
73,51 |
Налоговые и неналоговые доходы местного бюджета в общем объеме доходов бюджета муниципального образования, % |
72,1 |
71,1 |
63,61 |
73,1 |
69,61 |
69,01 |
* прогнозируемые значения.
Доля земельных участков, являющихся объектами налогообложения, в общей площади составила в 2021 году 78,5%, значение показателя не сопоставимо со значением 2020 года (80,4%). За рассматриваемый период произошло увеличение рентабельный сельскохозяйственных организаций. Их доля увеличилась на 8,31%.
В рамках инвестиционного направления на территории города, создана особая экономическая зона «Авангард». Данная экономическая зона должна привлечь инвестиций более 25,5 млрд руб. и создать порядка 800 рабочих мест.
Одной из форм популяризации опыта эффективно работающих субъектов малого и среднего предпринимательства является ежегодный городской конкурс «Лучшее предприятие малого и среднего бизнеса (лучший предприниматель)». В 2021 году в конкурсе участвовало 57 субъектов предпринимательства (в 2020 году – 45 субъектов).
В целях продвижения товаров омских производителей в 2021 году проведены выставки «Омская марка» и «Инновации года», в которых приняли участие 74 субъекта предпринимательства.
В городе Омске осуществляет работу – Центр поддержки экспорта. Основная цель которого это развитие связей омских предпринимателей с деловыми кругами КНР, Вьетнама, Монголии, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Беларуси и Армении.
Для стимулирования процессов вовлечения граждан в предпринимательство и поддержки начинающих и действующих предпринимателей в городе Омке функционирует «Центр поддержки предпринимательства».
Для укрепления экономического сотрудничества и кооперационного взаимодействия между представителями субъектов малого и среднего предпринимательства регионов России в 2021 году реализован проект «Онлайн биржа контактов»: проведено 3 мероприятия с городами-партнерами (Красноярск, Уфа и города республики Крым), в которых участвовало 43 организации.
Заключение
Анализ статистики и данных, полученных авторами, показал, что, несмотря на ряд факторов, негативно влияющих на социально-демографическую и экологическую обстановку в Омской области в целом и в городе Омске в частности, заинтересованным сторонам (представителям уполномоченных органов власти разного уровня и представителей бизнес-сообщества) удается обеспечивать устойчивость исторически развитых в субъекте отраслей (таких, как строительство, машиностроение, нефтехимия и пищевая промышленность), также предпринимаются меры и по стабилизации миграционной обстановки путем расширения инвестиций в социальную инфраструктуру и жилищное строительство, формируются новые площадки взаимодействия в сфере государственно-частного партнерства и развития.
Дальнейшие исследования влияния различных (преимущественно геополитических и социально-демографических) факторов на отраслевой потенциал экономики региона позволят получить больше информации для подготовки более точных прогнозов развития инвестиционного климата и его влияния на расширение так называемого импортозамещения.
Вышеуказанное, а также исторически обусловленное наличие в субъекте развитой научно-технической, производственной и образовательной базы (в городе и области сосредоточено множество крупных предприятий, занимающихся выпуском наукоемкой продукции уже более полувека, учреждения высшего профессионального образования готовят достаточное количество специалистов необходимого профиля), позволяет сделать вывод о том, что промышленный потенциал Омской области в программах импортозамещения может быть очень эффективно реализован при соответствующей поддержке заинтересованными сторонами.
В ближайшей перспективе существует возможность привлечения дополнительных средств за счет расширения участия города Омска в реализации национальных проектов по развитию выпуска аналогов ограниченно-доступных в России товаров и услуг, в том числе с предоставлением информационной, имущественной, консультационной поддержки предпринимателям, а также осуществления мер по углублению внешнеэкономического и межрегионального сотрудничества с государствами-партнерами из ближнего и дальнего зарубежья.