Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Асанова Н.А. 1 Хут С.Ю. 1
1 Краснодарский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»
Создание условий развития сельских территорий в регионах является важным проектом, поскольку предопределяет не только сбалансированное расселение экономически активного и трудоустроенного населения страны, но и решает проблему освоения территорий. Традиционно считается, что сельские территории обеспечивают страну сельскохозяйственной продукцией, следовательно, повышение привлекательности этих земель для постоянного места жительства трудоспособным населением только укрепят потенциал агропромышленного комплекса в стране в целом. Развитие инфраструктуры сельских территорий предполагает не только наличие детских садов, школ, больниц и пунктов больниц, пожарных станций, полицейских отделений, но и оценку состояния объектов розничной торговли, газификации и теплоснабжения, водоснабжения и канализации, лечебно-профилактических организаций. Также необходимо рассмотреть величину инвестиций в основной капитал за счет средств бюджета муниципального образования, сведения о вводе жилья в эксплуатацию, количество населенных пунктов, обслуживаемых почтовой связью. В статье представлены итоги работы в части развития социально-экономической привлекательности Краснодарского края за 2021 г. Это позволит определить сильные и слабые стороны по отношению к другим регионам страны, в том числе, в разрезе федеральных округов Российской Федерации.
сельские территории
государственная поддержка
социально-экономическое развитие
1. Никифорова Ф.В. Формы и методы стимулирования оплаты труда на предприятии // Тенденции и технологии управления процессами и системами в современной экономике: материалы Всероссийской конференции. Орёл, 2022. С. 152-158.
2. Приказ Федеральной службы государственной статистики от 2 декабря 2014 г. № 685 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за состоянием экономики и социальной сферы муниципального образования».
3. Исаева О.В. Потребительская кооперация на селе как инструмент адаптации малого агробизнеса в аграрной системе страны // Вестник аграрной науки. 2021. № 5(92). С. 108-117.
4. Медведева С.И. Влияние уровня образованности на качество жизни населения России // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2007. № 4 (16). С. 183-188.
5. Рыбалкина И.В., Костева Н.Н. Учет основных средств по РСБУ и МСФО // Инновационная наука. 2015. Т. 1. № 5 (5). С. 252-255.
6. Шелковников С.А., Макурина Ю.А., Петухова М.С., Афанасьева Т.А. Сельские территории как объект управления социально-экономическими системами: отечественный и зарубежный опыт // Вестник НГУЭУ. 2022. № 1. С. 52-67.
7. Сельские территории – ключевой ресурс России // Аграрная наука. 2021. № 10. С. 79.

Введение

Социально-экономическое развитие сельских территорий является одной из приоритетных задач преобразования политики продовольственной безопасности страны, назначенных распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. № 151-р «Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года».

В текущих условиях экономики практически во всех субъектах Федерации наблюдается более интенсивный темп роста городского населения по сравнению с сельским. С целью установления здорового баланса структуры экономически активного населения необходимо осуществление ряда мероприятий по улучшению привлекательности сельских территорий. Ввиду чего, Президент Российской Федерации в своем послании поставил задачу повысить привлекательность сельских территорий для работающего населения.

Разработка рационализаторских предложений, а также, систематизация и теоретическое, практическое их обоснование являются актуальными для исследования.

Цель исследования заключается в разработке и систематизации мероприятий, направленных на повышение уровня социально – экономического развития сельских территорий Краснодарского края

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- представить проводимые мероприятия в Краснодарском крае, направленные на социально-экономическое развитие сельских территорий;

- оценить эффективность социально-экономической политики в части привлекательности для активного населения региона.

Материалы и методы исследования

На основе представляемых статистических данных от органов местного самоуправления муниципальных образований Росстатом формируется информация об основных социально-экономических показателях сельских территорий. Такая официальная статистика предоставляется в виде утвержденных форм отчетов согласно Приказу Федеральной службы государственной статистики от 30 июля 2021 г. № 458, № 460, № 464).

Результаты исследования и их обсуждение

Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ) в ред. Федерального закона от 01.05.2019 № 87-ФЗ) выделяют муниципальные районы, городские округа, сельские поселения, городское поселение и так далее. В Краснодарском крае программа развития сельских территорий направлена реализацию целого ряда мероприятий, повышающих привлекательность работы и жизни в селе для активного населения региона.

Социально-экономическое обеспечение сельских территорий Краснодарского края включает в себя развитие объектов бытового обслуживания населения, наличие объектов розничной торговли, газификации и теплоснабжения, водоснабжения и канализации, лечебно-профилактических организаций. Также немаловажны: величина инвестиций в основной капитал за счет средств бюджета муниципального образования, сведения о вводе жилья в эксплуатацию, количество населенных пунктов, обслуживаемых почтовой связью.

Число объектов бытового обслуживания населения в сельских поселениях и межселенных территориях в 2021 г насчитывается в Южном федеральном округе 8731 единиц, из них 961 единиц находятся в Краснодарском крае.

В том числе, количество СТО 2057 единиц, что составляет 23,18 % от общей совокупности таких объектов в стране в целом. Количество пунктов ремонта и строительства жилья всего на территории ЮФО 782 единиц, в частности, в Краснодарском крае – 390 единиц. В отчетном периоде сосредоточено в крае 46,8 % организаций, предоставляющие парикмахерские услуги в ЮФО.

Оценка наличия объектов розничной торговли на сельских территориях Российской Федерации показало, что в 2021 г. В ЮФО зарегистрировано 34079 магазинов. Из них 15289 магазинов находятся на сельских территориях Краснодарского края. При этом, всего гипермаркетов в стране насчитывается 42 единицы, в ЮФО имеется 9 единиц, а в Краснодарском крае ни одного.

Количество супермаркетов в ЮФО составило в 2021 г. 441 единиц, половина из которых находится на территории Краснодарского края. Следует отметить, что супермаркетов всего в стране на сельских территориях насчитывается 2525 единиц, в том числе, в ЦФО 435 единиц.

Всего в сельских поселениях и межселенных территориях Российской Федерации насчитывается 143 универмага, 28 из которых расположены в ЮФО, а 13 из них в Краснодарском крае.

На сельскохозяйственных территориях Краснодарского края совокупная площадь торговых залов объектов розничной торговли составляет 1094628,2 м. кв. на 15289 единиц организаций. Наибольшую площадь занимают 6629 минимаркетов, занимающие 426391,8 м кв. В целом по стране насчитывается 100548 единиц этого вида розничной торговли, при этом только на ЮФО приходится 17716 единиц.

Количество аптек по итогам отчетного периода составило 698 единицы в Краснодарском крае, что составляет почти 45% от общего количества аптек в ЮФО.

Проведенный анализ наличия объектов розничной торговли показал, что на сельских территориях Краснодарского края нет гипермаркетов, доля супермаркетов и универмагов в стране составляет в среднем 9 %, специализированных продовольственных и непродовольственных магазинов в среднем 15 %, прочие магазины, павильоны, аптеки в среднем 10 %.

Согласно данным таблицы 3, количество негазифицированных пунктов на сельских территориях ЮФО составляет в 2021 г. 2798 единиц, из них 17 % находятся в Краснодарском крае. При этом имеется самая протяженные тепловые и паровые сети в двухтрубном исчислении на всей территории ЮФО, а именно 810668 м, в том числе, 162880 м нуждаются в замене. По итогам предшествующих периодов было уже заменено 19061 м тепловых и паровых сетей.

Наибольшая протяженность уличной газовой сети наблюдается в ПФО, которая составляет 109711346 м, в то время, как в ЮФО только 64273022 м.

По данным сведений о водоснабжении и канализации, одиночное протяжение уличной водопроводной сети составило 15214106 м, в том числе нуждается в замене 7128543 м. При этом, 250 населенных пунктов не имеют водопроводов, что составляет 11 % от общего числа сельских территорий в ЮФО, которые нуждаются в прокладывании труб.

Стоит отметить, что в 2021 г. одиночное протяжение уличной канализационной сети в Краснодарском крае на сельских территориях составляет 861004 м, из которых 393561 м нуждаются в замене и 1240 населенных пунктов не имеют центральной канализации. По ЮФО показатели водоснабжения и канализации в Краснодарском крае свидетельствуют о необходимости решения поставленных задач в кротчайшие сроки по замене и прокладыванию труб.

Число лечебно-профилактических организаций на сельских территориях Российской Федерации 35685 единиц, из них в Краснодарском крае сосредоточено 985 учреждений. При этом, в республике Башкортостан насчитывается 2472 лечебно-профилактических организаций.

Величина инвестиции в основной капитал за счет средств бюджета муниципального образования в 2021 г. В Краснодарском крае на сельских территориях составила 1776849 тыс. руб. В целом по стране данный показатель является наибольшим.

Сведения о вводе жилья в эксплуатация на сельских территориях Краснодарского края показали, что в 2021 г. введено в эксплуатацию жилых домов 754628 м кв., в том числе, 678812 м кв. индивидуальных строений. Это наибольшие показатели в ЮФО в целом.

Следует отметить, что Краснодарский край в административно-территориальном отношении делится на 38 районов, 15 городов краевого подчинения, а также 11 городов районного подчинения, 21 посёлков городского типа, 389 сельских (поселковых, станичных) административных округов, 1717 сельских населённых пунктов.

Заключение

Социально-экономическое развитие сельских территорий предопределяет привлекательность переселения экономически активной, трудоспособной части населения из городов. В статье представлен анализ имеющихся совокупных ресурсов, определяющих качественную и доступную среду для специалистов с последующим проживанием на сельских территориях краснодарского края.

Наряду с реализуемыми программами доступного жилья для врачей, учителей и молодых ученых, необходимо и развитие инфраструктуры в сельских поселениях и межселенных территориях.

Согласно представленным данным необходимо уделить внимание развитию таких социально-экономических объектов сельских территорий Краснодарского края как: газификации и теплоснабжению, водоснабжению и канализации, лечебно-профилактических организаций, жилья, веденного в эксплуатацию, пунктов почтовой связи.


Библиографическая ссылка

Асанова Н.А., Хут С.Ю. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 3. – С. 14-17;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2733 (дата обращения: 18.04.2024).