Переход на сервисное обслуживание локомотивного парка железнодорожного транспорта в рамках структурной реформы породил множество исследований эффективности такого подхода. Также автор данного исследования ранее в работе [1] проводил сравнение технологического процесса обслуживания и ремонта локомотивов. Целью данного исследования является концептуальное моделирование технологического процесса организации обслуживания и ремонта тягового бизнес-ресурса железнодорожного транспорта.
На рисунке 1 представлены сравнительные характеристики предыдущей схемы отношений по контракту на полное сервисное обслуживание и предложенной модели контракта жизненного цикла локомотива.
Таким образом, имеются следующие принципиальные отличия:
1. Исключены из оплачиваемого пробега локомотива:
– пробег локомотива от места возникновения неисправностей до места осуществления сервисного обслуживания, если сервисное обслуживание впоследствии не было признано обслуживанием непредвиденным;
– пробег в случае транспортировки (пересылки) локомотива из ближайшего согласованного с исполнителем депо в другое депо, и обратно;
– пробег в рамках контрольных поездок по инициативе исполнителя в связи с осуществлением обслуживания.
2. Введена дифференцированная система штрафов за отказы локомотивов на линии, в результате которых допущены задержки поездов и/или потребовался вызов вспомогательного локомотива.
3. Предусмотрен возврат локомотива поставщику в период действия договора.
4. Ставка сервисного обслуживания локомотивов включает в себя все расходы по обслуживанию локомотивов от технического обслуживания до капитального ремонта. Во избежание рисков потери накопленной стоимости средних и капитальных ремонтов контрагенты ежегодно предоставляют ОАО «РЖД» банковскую гарантию на сумму переплат [2] (рис. 2).
Рис. 1. Переход на контракт жизненного цикла (КЖЦ)
Рис. 2. SWOT-анализ применения КЖЦ для ОАО «РЖД»
Базовые варианты организации взаимодействия по контракту жизненного цикла представлены на рисунке 3. Наиболее оптимальным является срок действия контракта жизненного цикла 28 лет, что соответствует сроку начисления амортизации на локомотив. Также необходимо отметить, что наиболее рациональным является организация контракта на жизненный цикл по большому количеству локомотивов, работающих в рамках одного полигона.
Предполагается, что закупка будет происходить по следующим этапам:
– размещение документации на электронной площадке ОАО «РЖД»;
– проведение конкурсной процедуры;
– заключение договора;
– поставка локомотивов.
Конкурсный способ закупки будет проводиться, на основе принципов:
– объем закупки будет строго определен;
– схожие технические характеристики конкурирующих моделей;
– предметом конкурса будет являться стоимость жизненного цикла, включающая закупку, проведение ремонтов, обновление линейного оборудования и потребление локомотивом электроэнергии за срок службы.
В таблице наглядно представлена сравнительная характеристика условий действующего договора на обслуживание локомотивов и договора на поставку локомотивов с обязательным обеспечением их сервисного обслуживания в период жизненного цикла.
В настоящее время прорабатываются возможность включения в договоры следующих условий [3]:
1. долгосрочная поставка;
2. возможность поставки и приемки локомотивов в депо;
3. включение в экономическую модель договора показателя энергоэффективности;
4. доработка технических требований к локомотивам;
5. поставка программного обеспечения для обучения локомотивных бригад.
На рисунке 4 показаны изменения, которые необходимо внести в договор на поставку локомотивов с обязательством по сервисному обслуживанию локомотивов в период жизненного цикла.
Таким образом, при заключении контрактов жизненного цикла повышается заинтересованность завода-изготовителя в качественном выпуске тягового подвижного состава [4]. Также компании, заводы на протяжении всего жизненного цикла тягового подвижного состава (25-30 лет), несут полную ответственность за его технико-эксплуатационное состояние.
Рис. 3. Базовые варианты организации взаимодействия по контракту жизненного цикла
Заключение договора на заводские виды ремонта
Критерий |
Действующий договор |
Предлагаемые изменения |
Объем заказа |
Определен по годам 2018-2022 гг. |
Потребность по балансу парков |
Гарантия на ремонт |
Дифференцирована по узлам от 1,5 до 5 лет. |
До следующего заводского ремонта |
Индексация цен |
Ежегодная по формуле с неиндексируемой составляющей |
Ежегодная по формуле с неиндексируемой составляющей |
Ценообразование |
Фиксированное |
Дифференцированное в зависимости от фактического заказа с применением толеранса |
Минимально гарантированный заказ |
0,95 от объема заказа |
Отсутствует |
Условие штрафа для ОАО «РЖД» при недозаказе |
30 % от снижения ниже 0,95 от планового заказа |
Отсутствует |
Рис. 4. Изменение договора на сервисное обслуживание
Кроме того, изменение договора на сервисное обслуживание предусматривает фиксированный сервисный платёж, который будет поступать напрямую заводу-изготовителю локомотива. Данные финансовые средства будут применяться при взаиморасчётах завода-изготовителя и сервисных компаний, которые в первую очередь будут заинтересованы в достижении высокого качества обслуживания и ремонта тягового подвижного состава, чтобы сохранить денежные средства за оказанные услуги в полном объеме. Как следствие, это позволит компании ОАО «РЖД» наиболее эффективно планировать перевозочную деятельность и вовремя обеспечивать ее исправным и готовым к эксплуатации тяговым бизнес-ресурсом [5]. Благодаря такому подходу будут достигнуты принципы централизации производственного процесса и фиксация непрерывной ответственности исполнителей обслуживания и ремонта локомотивов в одном контракте [6].
Также, как отмечает Валинский О.С. в своей работе [7]: «…контракт жизненного цикла позволит внести в него гарантию достижения заявленных энергетических эффектов. При расчётах за текущее сервисное обслуживание это позволит учитывать не только коэффициент технической готовности, но и фактические показатели энергоэффективности тягового подвижного состава» [7].
Чтобы достичь показателей технической готовности и энергоэффективности, а также ряд других эксплуатационных показателей, завод-изготовитель должен будет выпустить тяговый подвижной состав, который будет создан с применением инновационных материалов и, что не маловажно, с условием импортозамещения. То есть контракт жизненного цикла локомотива позволит стимулировать заводы-изготовителей подвижного состава к этому. Параллельно будет повышаться эффективность эксплуатационной работы железнодорожного транспорта за счёт улучшения качественных показателей использования тягового подвижного состава.
Заключение договоров с производителями тягового подвижного состава по контракту жизненного цикла позволит ОАО «РЖД» достигнуть следующих эффектов:
– сокращение времени простоев локомотивов в ремонте и, как следствие, увеличение продолжительности работы тягового бизнес-ресурса на удлинённых плечах;
– повышение таких показателей как: коэффициент готовности к эксплуатации грузового локомотива, коэффициент полезного использования грузового локомотива;
– более плавное наращивание эксплуатационного парка локомотивов за счет равномерного износа тягового подвижного состава.
В результате внедрение концептуальной модели контракта жизненного цикла тягового-бизнес-ресурса позволит достигнуть эксплуатационной эффективности за счет сокращения затрат на 10 тонно-км брутто локомотивного хозяйства.
Библиографическая ссылка
Колышев А.С. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ЛОКОМОТИВОВ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 1. – С. 73-78;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2671 (дата обращения: 03.12.2024).