Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

CONCEPTUAL MODEL OF ORGANIZATION OF SERVICE AND REPAIR OF LOCOMOTIVES

Kolyishev A.S. 1
1 Ural State University of Railway Transport
At the current stage of development of the transport industry, the main goal of transport enterprises is to reduce the costs of transportation activities. This type of expenses prevails in the overall structure, increases over the years and has a significant impact on the cost of transportation. A similar situation has developed in railway transport, however, as part of the structural reform, it was proposed to switch to the model of servicing traction rolling stock by specialized enterprises – service companies. In addition, within the framework of the organization of maintenance and repair of locomotives, managerial work plays a significant role, which in a modern organization should be based on the information technology paradigm of development, as well as on modern approaches to the study of economic business processes. In this regard, new forms of interaction between the subject and the object appear in the economy of the organization, which are implemented through conceptual models, and, as a result, the mechanism for evaluating the effectiveness of the traction business resource of railway transport is being transformed. The purpose of this study is to develop theoretical provisions and develop methodological and conceptual approaches to the organization of maintenance and repair of locomotives in a digital economy in railway transport. In a scientific study, to achieve this goal, methods of analysis and synthesis, grouping and comparison, a descriptive method, as well as the method of induction and deduction, which are based on a systematic approach, as well as indicators of the operational activity of traction rolling stock in the context of organizing a repair production business process, were used. and service. Main results: the importance and effectiveness of the application of the locomotive life cycle contract in the process of organizing maintenance and repair is indicated, and basic options for organizing interaction within the framework of the life cycle contract are proposed. Conclusions: a conceptual model of the organization of maintenance and repair of locomotives is presented, which allows to reduce the unit costs of the locomotive economy, that is, a significant part of the costs of transportation activities of a transport enterprise.
traction business resource
conceptual model
life cycle contract
service maintenance
unit operating costs

Переход на сервисное обслуживание локомотивного парка железнодорожного транспорта в рамках структурной реформы породил множество исследований эффективности такого подхода. Также автор данного исследования ранее в работе [1] проводил сравнение технологического процесса обслуживания и ремонта локомотивов. Целью данного исследования является концептуальное моделирование технологического процесса организации обслуживания и ремонта тягового бизнес-ресурса железнодорожного транспорта.

На рисунке 1 представлены сравнительные характеристики предыдущей схемы отношений по контракту на полное сервисное обслуживание и предложенной модели контракта жизненного цикла локомотива.

Таким образом, имеются следующие принципиальные отличия:

1. Исключены из оплачиваемого пробега локомотива:

– пробег локомотива от места возникновения неисправностей до места осуществления сервисного обслуживания, если сервисное обслуживание впоследствии не было признано обслуживанием непредвиденным;

– пробег в случае транспортировки (пересылки) локомотива из ближайшего согласованного с исполнителем депо в другое депо, и обратно;

– пробег в рамках контрольных поездок по инициативе исполнителя в связи с осуществлением обслуживания.

2. Введена дифференцированная система штрафов за отказы локомотивов на линии, в результате которых допущены задержки поездов и/или потребовался вызов вспомогательного локомотива.

3. Предусмотрен возврат локомотива поставщику в период действия договора.

4. Ставка сервисного обслуживания локомотивов включает в себя все расходы по обслуживанию локомотивов от технического обслуживания до капитального ремонта. Во избежание рисков потери накопленной стоимости средних и капитальных ремонтов контрагенты ежегодно предоставляют ОАО «РЖД» банковскую гарантию на сумму переплат [2] (рис. 2).

missing image file

Рис. 1. Переход на контракт жизненного цикла (КЖЦ)

missing image file

Рис. 2. SWOT-анализ применения КЖЦ для ОАО «РЖД»

Базовые варианты организации взаимодействия по контракту жизненного цикла представлены на рисунке 3. Наиболее оптимальным является срок действия контракта жизненного цикла 28 лет, что соответствует сроку начисления амортизации на локомотив. Также необходимо отметить, что наиболее рациональным является организация контракта на жизненный цикл по большому количеству локомотивов, работающих в рамках одного полигона.

Предполагается, что закупка будет происходить по следующим этапам:

– размещение документации на электронной площадке ОАО «РЖД»;

– проведение конкурсной процедуры;

– заключение договора;

– поставка локомотивов.

Конкурсный способ закупки будет проводиться, на основе принципов:

– объем закупки будет строго определен;

– схожие технические характеристики конкурирующих моделей;

– предметом конкурса будет являться стоимость жизненного цикла, включающая закупку, проведение ремонтов, обновление линейного оборудования и потребление локомотивом электроэнергии за срок службы.

В таблице наглядно представлена сравнительная характеристика условий действующего договора на обслуживание локомотивов и договора на поставку локомотивов с обязательным обеспечением их сервисного обслуживания в период жизненного цикла.

В настоящее время прорабатываются возможность включения в договоры следующих условий [3]:

1. долгосрочная поставка;

2. возможность поставки и приемки локомотивов в депо;

3. включение в экономическую модель договора показателя энергоэффективности;

4. доработка технических требований к локомотивам;

5. поставка программного обеспечения для обучения локомотивных бригад.

На рисунке 4 показаны изменения, которые необходимо внести в договор на поставку локомотивов с обязательством по сервисному обслуживанию локомотивов в период жизненного цикла.

Таким образом, при заключении контрактов жизненного цикла повышается заинтересованность завода-изготовителя в качественном выпуске тягового подвижного состава [4]. Также компании, заводы на протяжении всего жизненного цикла тягового подвижного состава (25-30 лет), несут полную ответственность за его технико-эксплуатационное состояние.

missing image file

Рис. 3. Базовые варианты организации взаимодействия по контракту жизненного цикла

Заключение договора на заводские виды ремонта

Критерий

Действующий договор

Предлагаемые изменения

Объем заказа

Определен по годам 2018-2022 гг.

Потребность по балансу парков

Гарантия на ремонт

Дифференцирована по узлам

от 1,5 до 5 лет.

До следующего заводского ремонта

Индексация цен

Ежегодная по формуле с неиндексируемой составляющей

Ежегодная по формуле с неиндексируемой составляющей

Ценообразование

Фиксированное

Дифференцированное в зависимости от фактического заказа с применением толеранса

Минимально гарантированный заказ

0,95 от объема заказа

Отсутствует

Условие штрафа для ОАО «РЖД» при недозаказе

30 % от снижения ниже 0,95

от планового заказа

Отсутствует

missing image file

Рис. 4. Изменение договора на сервисное обслуживание

Кроме того, изменение договора на сервисное обслуживание предусматривает фиксированный сервисный платёж, который будет поступать напрямую заводу-изготовителю локомотива. Данные финансовые средства будут применяться при взаиморасчётах завода-изготовителя и сервисных компаний, которые в первую очередь будут заинтересованы в достижении высокого качества обслуживания и ремонта тягового подвижного состава, чтобы сохранить денежные средства за оказанные услуги в полном объеме. Как следствие, это позволит компании ОАО «РЖД» наиболее эффективно планировать перевозочную деятельность и вовремя обеспечивать ее исправным и готовым к эксплуатации тяговым бизнес-ресурсом [5]. Благодаря такому подходу будут достигнуты принципы централизации производственного процесса и фиксация непрерывной ответственности исполнителей обслуживания и ремонта локомотивов в одном контракте [6].

Также, как отмечает Валинский О.С. в своей работе [7]: «…контракт жизненного цикла позволит внести в него гарантию достижения заявленных энергетических эффектов. При расчётах за текущее сервисное обслуживание это позволит учитывать не только коэффициент технической готовности, но и фактические показатели энергоэффективности тягового подвижного состава» [7].

Чтобы достичь показателей технической готовности и энергоэффективности, а также ряд других эксплуатационных показателей, завод-изготовитель должен будет выпустить тяговый подвижной состав, который будет создан с применением инновационных материалов и, что не маловажно, с условием импортозамещения. То есть контракт жизненного цикла локомотива позволит стимулировать заводы-изготовителей подвижного состава к этому. Параллельно будет повышаться эффективность эксплуатационной работы железнодорожного транспорта за счёт улучшения качественных показателей использования тягового подвижного состава.

Заключение договоров с производителями тягового подвижного состава по контракту жизненного цикла позволит ОАО «РЖД» достигнуть следующих эффектов:

– сокращение времени простоев локомотивов в ремонте и, как следствие, увеличение продолжительности работы тягового бизнес-ресурса на удлинённых плечах;

– повышение таких показателей как: коэффициент готовности к эксплуатации грузового локомотива, коэффициент полезного использования грузового локомотива;

– более плавное наращивание эксплуатационного парка локомотивов за счет равномерного износа тягового подвижного состава.

В результате внедрение концептуальной модели контракта жизненного цикла тягового-бизнес-ресурса позволит достигнуть эксплуатационной эффективности за счет сокращения затрат на 10 тонно-км брутто локомотивного хозяйства.