Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА ДО ПРИОРИТЕТНОГО В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ РОССИИ (2018 Г. – НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ)

Кетова Л.П. 1
1 ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет»
В статье выявлены и изложены в хронологическом порядке нормативно-правовые основы проектного подхода в государственном управлении России, прослежена институционализация данного метода управления в системе современного государственного управления России. Определены три этапа в становлении и развитии проектного подхода к управленческой деятельности в России. Первым, начальным, этапом применения проектного подхода в российской системе государственного управления является долгий 15-летний период с 2005 (2003) – 2018 гг. Второй этап, «допандемийный и пандемийный» (2018 – 2020 гг.) характеризуется трудностями и пересмотром содержательной части проектов в связи с отрицательным влиянием карантинных мероприятий на экономику, но при этом в этот период происходит развитие инструментов, прежде всего нормативных, и в целом системы проектного подхода. Третий этап, «постпандемийный», связан с необходимостью преодолевать карантинные последствия для экономики («перезагрузка и дальнейшее развитие»), а также этап осложнен реакцией Запада на специальную военную операцию России в Украине в виде санкций и геополитического давления (2020 г. – по настоящее время). Уделено внимание рассмотрению организации проектной деятельности в субъектах Федерации. Сделан вывод о том, что проектный подход в государственном управлении современной России является приоритетным.
проектный подход в государственном управлении
нормативно-правовые основы проектного подхода
проект
проектная деятельность
организация проектной деятельности
национальный проект
федеральный проект
региональный проект
история развития проектного подхода в государственном управлении россии
1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // КонсультантПлюс: справ.-правовая система: офиц. сайт компании. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=166D92628EF9C7FC9349CCC62FCC7D70&SORTTYPE=0&BASENODE=1-1&ts=cdswuRTAdV3yX3kL&base=LAW&n=358026&rnd=ZRahRw#J8wwuRTmvXFEPenA1 (дата обращения: 14.12.2022).
2. Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // КонсультантПлюс: справ.-правовая система: офиц. сайт компании. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&rnd=8qQn5A&base=LAW&n=357927&dst=100007&field=134#rw8IzRTiCsZNw6Oy (дата обращения: 14.12.2022).
3. Указ Президента РФ от 04.02.2021 N 68 (ред. от 09.09.2022) «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации» // КонсультантПлюс: справ.-правовая система: офиц. сайт компании. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&rnd=DrhQ8w&base=LAW&n=426376#6C8E1STOeNK6VHso (дата обращения: 14.12.2022).
4. Постановление Правительства РФ от 15.10.2016 N 1050 (ред. от 03.10.2018) «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» (вместе с «Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации») // КонсультантПлюс: справ.-правовая система: офиц. сайт компании. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=667F9C25F583DFD6DF7800DE449B1078&SORTTYPE=0&BASENODE=1-1&ts=FzWutRTbzOs9eHS5&base=LAW&n=308448&rnd=ZRahRw#c3FRuRTXiiHW0AyN (дата обращения: 30.12.2022).
5. Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 N 1288 (ред. от 28.12.2022) «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» (вместе с «Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации») // КонсультантПлюс: справ.-правовая система: офиц. сайт компании. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&rnd=ZRahRw&base=LAW&n=436404&dst=100013&field=134#U90buRTvGHPRihT5 (дата обращения: 30.12.2022).
6. Постановление Правительства РФ от 26.05.2021 N 786 (ред. от 28.12.2022) «О системе управления государственными программами Российской Федерации» (вместе с «Положением о системе управления государственными программами Российской Федерации») // КонсультантПлюс: справ.-правовая система: офиц. сайт компании. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=C99544162B696AD40B785863E0B4D3B5&mode=backrefs&SORTTYPE=0&BASENODE=1-1&ts=151541672867705969&base=LAW&n=436412&rnd=DrhQ8w#V2gc0STS824lgnQN1 (дата обращения: 30.12.2022).
7. Постановление Правительства РФ от 04.04.2022 N 583 (ред. от 28.12.2022) «Об особенностях реализации государственных программ Российской Федерации (их структурных элементов) в условиях геополитического и санкционного давления на развитие российской экономики и внесении изменений в Положение о системе управления государственными программами Российской Федерации» // КонсультантПлюс: справ.-правовая система: офиц. сайт компании. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&rnd=8qQn5A&base=LAW&n=436408&dst=100006&field=134#0EQzyRTgVB85Sfy61 (дата обращения: 25.12.2022).
8. Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 01.10.2021 N 2765-р) (с изм. от 24.12.2021) // КонсультантПлюс: справ.-правовая система: офиц. сайт компании. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=9F3CA0B81F01B4B5A7A2F71B1A7C4CCE&SORTTYPE=0&BASENODE=1-1&ts=2LikxRTaTdBXUk1E&base=LAW&n=398015&rnd=rWHBQ#MbP41STM5xP6A9PR1 (дата обращения: 25.12.2022).
9. Распоряжение Правительства РФ от 06.10.2021 N 2816-р (ред. от 14.03.2022) <Об утверждении перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года> // КонсультантПлюс: справ.-правовая система: офиц. сайт компании. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=uiGa3STOcAECI7t81&cacheid=44B94B440CE63BDEAB213106C94D6586&mode=splus&rnd=0.21510222385544742&base=LAW&n=411709#gNHa3STATqAWLQr71(дата обращения: 25.12.2022).
10. Приказ Минэкономразвития России от 17.08.2021 N 500 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации» // КонсультантПлюс: справ.-правовая система: офиц. сайт компании. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=22715C47C8F769A638A885CAFD6EBB3C&mode=backrefs&SORTTYPE=0&BASENODE=1-1&ts=2025116728683161676&base=LAW&n=394807&rnd=DrhQ8w#NGGy0STq4tpO8peA3 (дата обращения: 25.12.2022).
11. Приказ Минэкономразвития России от 30.11.2021 N 722 «Об утверждении Порядка заключения соглашения о реализации на территории субъекта Российской Федерации государственных программ субъекта Российской Федерации, направленных на достижение целей и показателей государственной программы Российской Федерации, и его типовой формы» // КонсультантПлюс: справ.-правовая система: офиц. сайт компании. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=22715C47C8F769A638A885CAFD6EBB3C&mode=backrefs&SORTTYPE=0&BASENODE=1-1&ts=2025116728683161676&base=LAW&n=412567&rnd=DrhQ8w#ov4l0STJW8g41252 (дата обращения: 25.12.2022).
12. Приказ Минэкономразвития России от 21.04.2022 N 218 «Об утверждении методических рекомендаций по мониторингу государственных программ Российской Федерации» // КонсультантПлюс: справ.-правовая система: офиц. сайт компании. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=22715C47C8F769A638A885CAFD6EBB3C&mode=backrefs&SORTTYPE=0&BASENODE=1-1&ts=2025116728683161676&base=LAW&n=424903&rnd=DrhQ8w#AVHk0STmc5VcevNZ1 (дата обращения: 25.12.2022).
13. Постановление Правительства Ростовской области от 11.01.2021 № 1 «Об организации проектной деятельности в исполнительных органах Ростовской области» // Официальный портал Правительства Ростовской области. [Электронный ресурс]. URL: https://www.donland.ru/documents/13239/ (дата обращения: 25.12.2022).
14. Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. 15.12.2022 // Официальный сайт Президента России. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/70086 (дата обращения: 25.12.2022).
15. Дмитрий Григоренко: Клиентоцентричное государство – это решение проблем человека без его участия. 21.12.2021 // Официальный сайт Правительства России. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/44181/ (дата обращения: 15.12.2022).
16. Первую в Приволжском федеральном округе лабораторию пользовательского тестирования открыли в Нижнем Новгороде. 04.12.2022 // Официальный сайт Министерства экономического развития России. [Электронный ресурс]. URL: https://economy.gov.ru/material/news/pervuyu_v_privolzhskom_federalnom_okruge_laboratoriyu_polzovatelskogo_testirovaniya_otkryli_v_nizhnem_novgorode.html (дата обращения: 15.12.2022).
17. Национальные проекты на территории Ростовской области // Официальный портал Правительства Ростовской области. [Электронный ресурс]. URL: https://www.donland.ru/activity/2505/ (дата обращения: 15.12.2022).

Введение

В современной России приоритетным методом государственного управления является проектный подход. Суть проектного подхода в государственном управлении состоит в том, что выявляется проблема, значимая для экономики, или социальной сферы, или культуры, и определяются цель по ее решению, задачи, сроки, материальные ресурсы (их объемы и источники), мероприятия, исполнители, планируются поэтапные результаты решения данной проблемы – и все это оформляется в форме проекта. Данный подход стал применяться в государственном управлении России с 2005(2003) г. Первый, начальный этап его институционализации в государственном управлении был весьма длительным – 15 лет, с 2005(2003) по 2018 гг. Но затем этот подход прочно вошел в государственное управление России и даже стал приоритетным.

Целью данного исследования является систематизация сведений о развитии проектного подхода в государственном управлении России с 2018 г. по настоящее время. Для достижения данной цели решаются следующие задачи исследования: изучаются нормативно-правовые акты и документы стратегического планирования, устанавливающие и регулирующие данный подход как обязательный к применению в системе государственного управления России (в периоде с 2018 г. по настоящее время).

Материалы и методы исследования

Эмпирической базой исследования являлись нормативно-правовые акты и документы стратегического планирования, содержащие положения о внедрении в российское государственное управление проектного подхода; материалы официальных Интернет-сайтов Президента РФ, Правительства РФ, иных федеральных и региональных органов государственной власти; иные Интернет-ресурсы; доктринальная литература по данному вопросу.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач применялись как общенаучные методы исследования (анализ и синтез, сравнительный анализ, системный), так и специальный – формально-юридический – для изучения правовых актов и документов стратегического планирования.

Результаты исследования и их обсуждение

В истории развития проектного подхода в государственном управлении России можно выделить следующие этапы.

Первым, начальным, этапом институционализации проектного подхода в российской системе государственного управления является долгий 15-летний период с 2005 (2003) – 2018 гг. Исследования по данному периоду представлены в отдельной статье.

Второй этап, «допандемийный и пандемийный» (влияние экономических трудностей, связанных с карантинными мероприятиями, на содержательную часть проектов национального развития, но при этом развитие инструментов, прежде всего нормативных, и в целом системы проектного подхода) – 2018 – 2020 гг.

7 мая 2018 г. в день вступления в должность после выборов В. Путин подписал Указ, в котором провозглашались национальные проекты и ставились национальные цели развития до 2024 года (на шестилетний срок президентских полномочий) [1].

В октябре 2018 г. принято новое Постановление Правительства РФ «Об организации проектной деятельности в Правительстве РФ», которое утвердило новое Положение об организации проектной деятельности в Правительстве РФ [5]. В нем, по сравнению с предыдущим [4], в понятие «проект» внесено изменение – вместо слова «достижение» использовано слово «получение»: проект – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на получение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений. Также в определениях терминов появились понятия: «национальный проект», « федеральный проект, входящий в состав национального проекта», «федеральный проект, не входящий в состав национального проекта», «ведомственный проект», «региональный проект». В этом же Положении предусмотрено структурное подразделение Аппарата Правительства РФ под названием Проектный офис Правительства РФ, функции которого осуществляет Департамент проектной деятельности Правительства РФ, в обязанности которого входит обеспечение работы Президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам. Также установлено, что в целях осуществления проектной деятельности в федеральных органах исполнительной власти формируются органы управления проектной деятельностью.

Во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2018 г. N 204 были утверждены Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2024 года (утв. 07.05.2019 г. N 4043п-П13), инструментами реализации которых стали государственные программы РФ, наиболее значительные направления реализации которых выделены в национальные проекты (программы). Также был принят Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года (также утв. Правительством РФ 07.05.2019 г. N 4043п-П13).

Третий этап, «постпандемийный», связанный с необходимостью преодолевать карантинные последствия для экономики («перезагрузка и дальнейшее развитие»). Этап осложнен реакцией Запада на специальную военную операцию России в Украине в виде санкций и геополитического давления (2020 г. – по настоящее время).

В 2020 году Российская Федерация, как весь мир, испытала негативные последствия распространения коронавирусной инфекции. Карантинные ограничения привели к ощутимому падению экономик всех сран. На общем мировом фоне экономика России продемонстрировала относительную устойчивость и быстрое восстановление. Однако проектные планы пришлось корректировать. Появился Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [2], в котором произошла корректировка целей по сравнению с Указом от 07.05.2018 г. N 204. Так, например, в Указе 2018 г. ставились цели к 2024 г.: обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации; повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году – до 80 лет). В Указе 2020 г. к 2030 г. поставлены более заниженные цели: обеспечение устойчивого (отсутствует слово «естественного», т.е. не обязательно за счет повышения рождаемости, но и, например, за счет миграционных процессов, а это уже не так сложно и амбициозно) роста численности населения Российской Федерации; повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (а ранее к 2030 г. ставилась задача до 80 лет); снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года (ранее эта задача ставилась к 2024 г., теперь – к 2030 г.); увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн человек (ранее эта задача ставилась к 2024 г. и без учета самозанятых, теперь – к 2030 г. и с учетом самозанятых) и т.д. Некоторые цели, провозглашенные в Указе 2018 г., вообще исчезли, например, «вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов». Но, с другой стороны, в Указе 2020 г. появились и новые цели, например, «увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 процентов».

Следует заметить, что в этот период в России появился и новый Председатель Правительства РФ – М.В. Мишустин, который достойно справлялся с новыми вызовами и продолжил развитие проектной деятельности Правительства РФ.

Во исполнение скорректированных задач, поставленных Президентом РФ, в мае 2021 г. Правительство РФ утвердило Положение о системе управления государственными программами РФ [6], которое установило правила разработки, реализации, мониторинга и оценки эффективности государственных программ РФ. В Положении, в частности, установлено, что государственная программа (комплексная программа) в качестве структурных элементов содержит федеральные проекты и (или) мероприятия (результаты) федеральных проектов, ведомственные проекты, в совокупности составляющие проектную часть государственной программы (комплексной программы), а также комплексы процессных мероприятий (п. 12). В систему управления государственной программой (комплексной программой) входят: куратор, который назначаются из числа заместителей Председателя Правительства РФ; куратор формирует управляющий совет и является его председателем; управляющий совет может формировать рабочие группы; в систему управления входят также ответственный исполнитель, соисполнители и участники государственной программы (комплексной программы).

Минэкономразвития России утвердил Методические рекомендации по разработке и реализации государственных программ РФ [10].

В ходе контроля реализации (мониторинга) формируются ежемесячные, ежеквартальные и годовые отчеты в соответствии с Положением о проектной деятельности Правительства РФ и Методическими рекомендациями по мониторингу государственных программ [12]. В системе «Электронный бюджет» обеспечивается автоматическое направление отчетов о ходе реализации структурных элементов государственной программы (комплексной программы) ответственному исполнителю государственной программы (комплексной программы), а также ответственному исполнителю другой программы, сфера реализации которой затрагивает сферу реализации такой государственной программы (комплексной программы).

В октябре 2021 года Правительство РФ приняло новый Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года [8], а также опубликовало Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года [9], в которой обозначены 42 инициативы, под каждую из которых подготовлена государственная программа проектного характера. Для подготовки новых инициатив было сформировано пять рабочих групп, в которые вошли представители бизнеса, экспертных и научных организаций, региональных и федеральных органов власти. Участники групп проанализировали более 250 идей и отобрали для финального перечня 42 наиболее востребованные инициативы. Каждая из этих инициатив соответствует определенным критериям: отвечает на реальные запросы граждан; даёт ощутимые результаты в сфере улучшения качества жизни; помогает достичь национальных целей развития и не дублирует уже существующие мероприятия, например, в нацпроектах. Инициативы, включённые в перечень, распределены по шести направлениям: социальная сфера, строительство, экология, цифровая трансформация, технологический рывок и государство для граждан.

После начала специальной военной операции в отношении России началась санкционная война коллективного Запада. Проектный подход нуждался в корректировке с учетом новых реалий. В апреле 2022 г. принято Постановление Правительства РФ, которое вносило изменения в систему управления государственными программами Российской Федерации [7], в частности, установлено, что реализация программных мероприятий должна быть направлена на предотвращение ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики; с другой стороны, меры, предусматривающие это предотвращение, должны быть включены в программные мероприятия; единый запрос на изменение государственной программы может утверждаться ответственным исполнителем государственной программы; расширяются полномочия кураторов государственных программ, которые в определенных случаях вправе осуществлять полномочия без проведения заседаний управляющих советов государственных программ; управление программами всё больше цифровизируется (например, осуществляется автоматическое формирование и представление ежемесячных отчетов о ходе реализации государственных программ и комплексов процессных мероприятий в системе «Электронный бюджет») и др. Таким образом, механизм управления нацпроектами стал более гибким и оперативным – заработала новая модель, которая цифровизирована и клиентоцентрична. Клиентоцентричность – это изменение подходов государства к оказанию услуг не как идеальному процессу, а как достижению конечного результата в виде удовлетворённости гражданина. Поэтому клиентоцентричность проходит сквозной нитью через все стратегические инициативы Правительства», – пояснял Заместитель Председателя Правительства – Руководитель Аппарата Правительства Дмитрий Григоренко [15]. Одним из инструментов внедрения принципов клиентоцентричности в деятельность органов государственной власти являются лаборатории пользовательского тестирования. До 2024 г. планируется открыть 25 таких лабораторий в регионах. Лаборатории будут заниматься мониторингом и сертификацией государственных услуг. Федеральным проектом «Государство для людей» к 2030 году предусмотрена сертификация не менее 90% услуг, сервисов и государственных функций всех федеральных и региональных органов власти [16].

В системе государственного регулирования установлен также механизм взаимодействия ответственного исполнителя государственной программы РФ с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, который предусматривает заключение, исполнение, внесение изменений и/или расторжение соглашения о реализации на территории субъекта РФ государственных программ субъекта РФ, направленных на достижение целей и показателей государственной программы РФ. Минэкономразвития России установил Порядок заключения таких соглашения и его типовую форму [11], который будет применяться, начиная с соглашений на 2023 год.

Также Федерация при оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов РФ и деятельности исполнительных органов субъектов РФ [3] учитывает целевые показатели национальных проектов РФ и государственных программ РФ.

Субъекты Федерации, встраиваясь в систему реализации федеральных проектов, принимают свои проектные акты и государственные программы, а также создают свои организационные структуры, аналогичные федеральным, например, региональные проектные офисы, ведомственные проектные офисы, управление проектной деятельностью при губернаторе и т.д.

В регионах создается правовая база проектной деятельности, аналогичная федеральной. Так, в Ростовской области Правительством РО утверждено Положение об организации проектной деятельности в исполнительных органах Ростовской области [13], в котором речь идет о региональных, приоритетных, ведомственных проектах. Организационная структура системы управления проектной деятельностью в Ростовской области включает в себя: постоянные органы управления (Совет и региональный проектный офис); временные органы управления (куратор проекта; руководитель проекта; администратор проекта; участники проекта; рабочая группа (штаб) проекта; ведомственный проектный офис; иные организационные структуры при исполнительных органах Ростовской области). Стадиями проектной деятельности в Ростовской области являются: инициирование проекта; подготовка проекта; реализация проекта; завершение проекта. Проекты отражаются в виде структурных элементов в составе соответствующих государственных программ Ростовской области, к сфере реализации которых они относятся.

На территории Ростовской области в настоящее время реализуются 46 региональных проектов [17]. Региональный проект – это проект, обеспечивающий достижение показателей и результатов федерального проекта, которые относятся к законодательно установленным полномочиям Ростовской области, а также к вопросам местного значения органов местного самоуправления муниципальных образований в Ростовской области. Региональными проектами являются только те проекты, по которым заключены соглашения о реализации регионального проекта между должностными лицами, осуществляющими функции руководителя регионального проекта и руководителя соответствующего федерального проекта (п.1.2 Положения об организации проектной деятельности в исполнительных органах Ростовской области).

Выводы

Таким образом, мы видим, что проектный подход в российском государственном управлении реализуется с 2005(2003) г. уже почти без малого двадцать лет. В его становлении и развитии выделены три периода. Современный период осложнен внешними вызовами в виде санкционной войны коллективного Запада против России и геополитическим давлением на нашу страну. Тем не менее в настоящее время этот подход является приоритетным в государственном управлении и руководство страны демонстрирует намерение продолжать развивать и использовать данный инструмент управления.

15 декабря 2022 года на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам В.В. Путин отметил, что несмотря на беспрецедентную санкционную агрессию Запада против России, сложившаяся в России модель управления экономикой выдерживает внешние вызовы: «Мы сохранили все основные государственные программы…Более того…реализуем качественно новые проекты» [14].


Библиографическая ссылка

Кетова Л.П. РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА ДО ПРИОРИТЕТНОГО В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ РОССИИ (2018 Г. – НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ) // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 1. – С. 66-72;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2670 (дата обращения: 21.11.2024).