Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

РОЛЬ ТЕХНОЛОГИЙ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКОЙ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Уткина А.Н. 1 Ширманова Г.С. 1
1 Беловский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»
Технологии кадрового обеспечения в системе государственного управления профилактикой девиантного поведения несовершеннолетних традиционно включают такие их виды, которые применяются безотносительно характера и типа государственного управления – аттестация государственных служащих, конкурсный отбор, формирование кадрового резерва, уточнение квалификационных требований к государственным служащим и др. Однако, эффективность кадрового обеспечения государственной службы пока остается предметом активной критики и нареканий о её несоответствии современным требованиям. К числу таких требований специалисты относят совершенствование механизма стимулирования труда и его персонифицирование, достижение большей открытости и прозрачности государственной гражданской службы, развитие системы критериев оценки качества работы государственных служащих. Отдельным вектором развития технологий государственного управления является внедрение и распространение их новых форм, которые становятся незаменимыми в направлении повышения открытости и эффективности мониторинга деятельности органов государственной власти, что напрямую связано с качеством исполнения ими своих полномочий. Речь идет о следующих технологиях: «открытого правительства», «обратной связи», федеральной контрактной системы и др. Актуализация данных направлений определяет перспективы развития технологий кадрового обеспечения в части менеджмента, а также позволяет совершенствовать механизм регулирования государственных служб в части права. В результате, вся система кадровой политики государственных структур станет более эффективной и адекватной требованиям современности. Анализ государственной политики Кузбасса в сфере профилактики девиантного поведения несовершеннолетних выявил её новый качественный уровень. В регионе создаётся и реализуется целый спектр технологий государственного управления в сфере профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, в том числе технологий кадрового обеспечения. Формирование благоприятной среды для развития несовершеннолетних, а также координация усилий субъектов профилактики – стали главной стратегической целевой установкой для применения таких технологий.
технологии государственного управления
кадровое обеспечение
девиантное поведение несовершеннолетних
кузбасс
молодежная политика
Тазетдинов, Р.Р. Особенности профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях // Юридическая наука: история и современность. 2017. № 8. С. 117-119.
Якимец, В.Н., Никовская, Л.И. Гражданское участие, межсекторное партнерство и интернет-технологии публичной политики // Социальные и гуманитарные знания. 2019. Том 5, № 3. С. 208-223.
Righini Е. New public administration technologies: The future is here [Электронный ресурс]. URL: https://www.doxee.com/blog/digital-marketing/new-public-administration-technologies-the-future-is-here/ (дата обращения: 15.10.2022).
Johnson R.D., Gueuta H.G. Transforming H.R. Through Technology: The Use of E-HR and HRIS in Organizations [Электронный ресурс]. URL: https://www.shrm.org/hr-today/trends-and-forecasting/special-reports-and-expert-views/Documents/HR-Technology.pdf (дата обращения: 15.10.2022).
Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 17.10.2022).
Закон Кемеровской области «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Кемеровской области» от 17.01.2005 № 11-ОЗ [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 17.10.2022).

Введение

Существует очень разнообразная видовая характеристика технологий государственного управления. В соответствии с таким критерием, как специфика управляемых объектов, выделяют управленческие технологии диагностирования, управленческие технологии проектирования, управленческие технологии реформирования соответствующих подсистем; в зависимости от характера управленческих воздействий можно назвать информационные управленческие технологии, внедренческие управленческие технологии и обучающие управленческие технологии; с точки зрения уровней государственного управления следует говорить о федеральном уровне государственного управления, региональном уровне государственного управления и местном уровне государственного управления; что касается целей государственного управления, то они могут быть очень многообразными, что множит и видовой ряд технологий государственного управления – разрешение социальных конфликтов, повышение темпов экономического роста, обеспечение инновационного развития и т. д. [1, с. 117].

Видовая характеристика современных технологий государственного управления невозможна без упоминания таких их инновационных форм как государственно-частное партнерство и аутсорсинг.

Государственно-частное партнерство подразумевает взаимодействие публичных структур – органов федеральной, муниципальной, местной власти – и частных бизнес-структур. Соглашение, которое заключается между ними, является результатом конкурсного рассмотрения заявок и отбора наиболее оптимальной из них; конкурсность процедуры отбора позволяет повысить качество предоставляемых услуг, обеспечивает возможность участия населения, а также является источником притока частных инвестиций в общественно-значимые проекты.

Аутсорсинг – это также конкурсная процедура, но уже направленная на полное выведение некоторых видов деятельности из сферы деятельности органов государственной власти. Финансовый учет, подбор кадров для госструктур, управление зданиями и сооружениями государственных учреждений, внедрение новых информационных технологий – эти многие другие направления деятельности, не относящиеся к функционалу государственного управления, но без которых стало бы невозможным само существование и институциональное оформление государственных органов власти, являются объектами аутсорсинга и на конкурсной основе становятся юрисдикцией частных структур [2, с. 212].

Цель исследования

Считаем, что целесообразнее остановиться на новых технологиях государственного управления, которые получили или только получают широкое распространение в России. В этом ряду технологии кадрового обеспечения занимают важное место и являются наиболее актуальными для достижения целей повышения эффективности деятельности органов государственного управления и взаимодействия с гражданских обществом, в том числе в сфере профилактики девиантного поведения несовершеннолетних.

Материал и методы исследования

Тенденции формирования информационного общества находят свое выражение в различных сферах деятельности, в том числе в расширении форм и видов технологий государственного управления, совершенствовании административного судопроизводства, повышении доступности правосудия для физических и юридических лиц в процессе разрешения государственно-правовых споров. В данном направлении предусматривается:

– развитие технологии электронного правительства;

– размещение судебных решений в сети Internet;

– перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид, в том числе через создание государственных и муниципальных МФЦ;

– обслуживание клиентов по принципу «одного окна».

Перспективным направлением развития технологий государственного управления является кадровая его составляющая и технологии кадрового обеспечения [3]. Хотелось бы особо подчеркнуть, что специфика таких технологий связана не только с инновационными формами и современными методами кадровой работы, но и с необходимостью налаживания обратной связи – изучения общественного мнения – как важнейшего индикатора качества работы государственных служб. Основные элементы технологий кадрового обеспечения представлены на рис. 1.

pic_Utkina_1.wmf

Рис. 1. Основные направления внедрения технологий кадрового обеспечения

Традиционные технологии кадрового обеспечения, предусматривающие конкурсный отбор, аттестацию государственных служащих, формирование кадрового резерва, четкое определение квалификационных требований к государственным служащим и многое другое, пока не обеспечили должную эффективность кадрового обеспечения государственной службы. «Слабыми звеньями» в этой системе явились такие, как: неразвитый механизм стимулирования труда, относительная закрытость государственной гражданской службы, ограниченность показателей, позволяющих оценить качество и результативность профессиональной деятельности государственных служащих. Работа в данных направлениях позволит не только оптимизировать технологии кадрового обеспечения, но и сделать более совершенным правовой механизм регулирования государственных служб и поднять на более современный уровень всю систему кадровой политики государственных структур [4].

Важнейшим направлением развития технологий государственного управления является внедрение таких их форм, которые бы обеспечивали открытость и возможность эффективного мониторинга деятельности органов государственной власти и качества исполнения ими своих полномочий. В этом направлении целесообразно развивать следующие технологии:

а) технологии «открытого правительства», в форме организации независимых общественных советов при федеральных и региональных органах исполнительной власти. Практика привлечения к формированию таких советов органов государственной власти и общественных палат доказала свою неэффективность в силу субъективности и предвзятости заинтересованных сторон, участвующих в этом процессе. Поэтому привлечение независимых экспертов к деятельности общественных советов становится необходимым требованием современности. В реализации данных технологий невозможно обойтись и без современных средств связи – ресурсных возможностей Internet, поскольку это именно те технологии, которые позволяют сделать предложения общественности публичными, дискуссионными и достаточно просто внедряющими общественные инициативы в деятельность государственных структур власти;

б) технологии «обратной связи», которые позволяют выявлять подлинную эффективность и результативность управленческих решений и являются средством совершенствования контроля за деятельностью властных структур. Мы уже отмечали, что в системе государственного управления одним из слабых звеньев являются контрольно-надзорные технологии, предполагающие систематический мониторинг управленческих процессов, применяемых методов и форм, сравнительный анализ управленческих структур. Поэтому использование, например, практики публичной отчетности органов государственного управления является своевременным и очень актуальным принципом работы органов власти;

в) федеральная контрактная система, обеспечивающая прозрачность процедур госзакупок для нужд государственного и муниципального сектора.

Кадровое обеспечение государственных структур должно быть ориентировано на овладение относительно новыми технологиями менеджмента вообще и государственного управления, в частности. Речь идет о таких компетенциях как управление по результатам. Элементы данной технологии представлены на рис. 2.

pic_Utkina_2.wmf

Рис. 2. Элементы управления по результатам

Обобщая сказанное, заметим, что использование различных управленческих технологий, в том числе технологий кадрового обеспечения, опосредуется внедрением электронных форм государственного управления, которые способствуют большей эффективности и открытости государственных структур. Федеральные интернет-порталы содержат исчерпывающую информацию относительно различных управленческих технологий: их сущности, актуальности использования, нормативно-правовой базе, этапизации процесса реализации и проч.

Какие бы технологии государственного управления не использовались на практике, логическим завершением их применения становится оценка эффективности работы управленческих структур путем соизмерения затраченных ресурсов управления и результатов управленческой деятельности в форме социально-экономических эффектов и достижений.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ используемых технологий государственного управления, в том числе технологий кадрового обеспечения, в сфере профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в Кузбассе позволил выявить следующее.

Правительство Кузбасса понимает значимость профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. Поэтому оно активно использует управленческие технологии реформирования соответствующей подсистемы – сферы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних – с тем, чтобы улучшить ситуацию в данной области. Технологии местного уровня государственного управления, так же как и федерального, прежде всего предполагают нормотворческую деятельность. Так, в сфере профилактики девиантного поведения основополагающим является Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [5]. В этом нормативном акте не только совершенствуется понятийный аппарат, необходимый для изучения и освещения данной социальной проблемы, но и структурируется и регламентируется вся система профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. В соответствии с Федеральным законом Правительством Кузбасса был принят соответствующий локальный акт [6], в котором четко определены задачи субъектов, ведущих профилактическую работу:

– защита законных интересов и прав несовершеннолетних;

– предупреждение беспризорности, безнадзорности, антиобщественных действий и правонарушений несовершеннолетних, а также устранение причин этих асоциальных явлений;

– строгое пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, любые антиобщественные мероприятия, суицидальные наклонности

– оказание всех видов реабилитационной помощи несовершеннолетним, которые находятся в социально опасном положении.

Это есть пример использования технологий государственного управления, ориентированных на результат. Их применение способствует повышению эффективности управленческой деятельности на всех уровнях государственного управления, в том числе на местном уровне, где правоохранительные органы и органы исполнительной власти региона несут основную ответственность за реализацию управленческих технологий в данной сфере.

Современный компетентностный уровень кадрового обеспечения данного процесса позволил использовать институциональные технологии в сфере профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в Кузбассе, которые нашли выражение в открытии социальных гостиниц, создании приютов для детей и подростков, находящихся в социально опасном положении. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав координируют усилия всех участников профилактической работы, конкретизируют систему защиты в каждом частном случае и, соответственно, играют ключевую роль в процессуальном оформлении защиты прав несовершеннолетних. Большую организационную работу ведут органы опеки и попечительства: учет детей-сирот и беспризорников, определение их в специализированные учреждения (интернаты, детские дома и т. п.).

Квинтэссенцией реализации технологий государственного управления в сфере профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в Кузбассе стало создание ГОО «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности» (далее – Центр) в 2014 году. В структуре Центра сформировано отделение по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, главный функционал которого – индивидуальная профилактическая работа с детьми и подростками, которые либо оказались в социально опасном положении, либо стали участниками неформальных асоциальных движений, и, конечно, профилактика девиантного поведения несовершеннолетних, создание и реализация соответствующих программ, выявление и коррекция условий развития девиантного поведения у молодежи.

Основной задачей Центра является создание и развитие действенной сети организаций и специалистов, для реализации программ по профилактике асоциальных явлений среди молодежи. Сегодня эта сеть создана и успешно работает в 8 населённых пунктах Кузбасса. Ежегодно специалисты и волонтеры данной организации помогают тысячам детей адаптироваться в непростой жизни и выбрать верную дорогу – созидательный путь здорового образа жизни, дружбы, любви и семейных ценностей.

Свою работу Центр осуществляют, используя различные управленческие технологии превентивной деятельности, в том числе системные, связанные с выделением различных элементов и их уровней в этой многоплановой и сложной сфере (рис. 3).

pic_Utkina_3.wmf

Рис. 3. Система превентивной работы в сфере девиантного поведения несовершеннолетних в Кузбассе

Для специалистов региона Центр – это организационно-методический, информационно-аналитический центр, генерирующий инновационные программы по профилактике асоциального поведения молодежи и реализующий их на территории Кузбасса.

Опираясь на технологии кадрового обеспечения, Центр объединяет специалистов в сфере профилактики безнадзорности, наркозависимости и правонарушений среди несовершеннолетних и организует курсы повышения квалификации. В рамках этой деятельности можно выделить следующие управленческие технологии:

1. Инновационные формы работы по профилактике экстремизма и ксенофобии в молодежной среде.

2. Профилактика употребления психоактивных веществ среди молодежи.

3. Социальное сопровождение несовершеннолетних правонарушителей.

4. Организация уличной социально-патрульной службы.

5. Методы работы в области межкультурного воспитания молодежи.

6. Организация социально-правовой работы в сфере профилактики безнадзорности, наркозависимости и правонарушений несовершеннолетних.

Важным направлением работы Центра является использование инновационных технологий государственного управления в сфере профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. Свидетельством тому можно считать его ориентацию на опыт Федерального экспериментального центра по социальной работе, апробации и распространения инновационных социальных технологий работы с молодежью; непосредственное применение инновационных технологий в области профилактики девиантного и деликвентного поведения молодежи; разработка современного инструментария сбора, обработки и анализа информации между участниками системы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних.

Заключение

Государственная политика Кузбасса в сфере профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в последние два десятилетия приобрела новый качественный уровень. В регионе создаются и реализуются различные технологии государственного управления в сфере профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, важное место среди которых занимают технологии кадрового обеспечения. Главная задача применения таких технологий – создание благоприятной среды для полноценного развития несовершеннолетних граждан региона и координация усилий субъектов профилактики.


Библиографическая ссылка

Уткина А.Н., Ширманова Г.С. РОЛЬ ТЕХНОЛОГИЙ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКОЙ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 11-3. – С. 569-575;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2605 (дата обращения: 25.04.2024).