Введение
Существует очень разнообразная видовая характеристика технологий государственного управления. В соответствии с таким критерием, как специфика управляемых объектов, выделяют управленческие технологии диагностирования, управленческие технологии проектирования, управленческие технологии реформирования соответствующих подсистем; в зависимости от характера управленческих воздействий можно назвать информационные управленческие технологии, внедренческие управленческие технологии и обучающие управленческие технологии; с точки зрения уровней государственного управления следует говорить о федеральном уровне государственного управления, региональном уровне государственного управления и местном уровне государственного управления; что касается целей государственного управления, то они могут быть очень многообразными, что множит и видовой ряд технологий государственного управления – разрешение социальных конфликтов, повышение темпов экономического роста, обеспечение инновационного развития и т. д. [1, с. 117].
Видовая характеристика современных технологий государственного управления невозможна без упоминания таких их инновационных форм как государственно-частное партнерство и аутсорсинг.
Государственно-частное партнерство подразумевает взаимодействие публичных структур – органов федеральной, муниципальной, местной власти – и частных бизнес-структур. Соглашение, которое заключается между ними, является результатом конкурсного рассмотрения заявок и отбора наиболее оптимальной из них; конкурсность процедуры отбора позволяет повысить качество предоставляемых услуг, обеспечивает возможность участия населения, а также является источником притока частных инвестиций в общественно-значимые проекты.
Аутсорсинг – это также конкурсная процедура, но уже направленная на полное выведение некоторых видов деятельности из сферы деятельности органов государственной власти. Финансовый учет, подбор кадров для госструктур, управление зданиями и сооружениями государственных учреждений, внедрение новых информационных технологий – эти многие другие направления деятельности, не относящиеся к функционалу государственного управления, но без которых стало бы невозможным само существование и институциональное оформление государственных органов власти, являются объектами аутсорсинга и на конкурсной основе становятся юрисдикцией частных структур [2, с. 212].
Цель исследования
Считаем, что целесообразнее остановиться на новых технологиях государственного управления, которые получили или только получают широкое распространение в России. В этом ряду технологии кадрового обеспечения занимают важное место и являются наиболее актуальными для достижения целей повышения эффективности деятельности органов государственного управления и взаимодействия с гражданских обществом, в том числе в сфере профилактики девиантного поведения несовершеннолетних.
Материал и методы исследования
Тенденции формирования информационного общества находят свое выражение в различных сферах деятельности, в том числе в расширении форм и видов технологий государственного управления, совершенствовании административного судопроизводства, повышении доступности правосудия для физических и юридических лиц в процессе разрешения государственно-правовых споров. В данном направлении предусматривается:
– развитие технологии электронного правительства;
– размещение судебных решений в сети Internet;
– перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид, в том числе через создание государственных и муниципальных МФЦ;
– обслуживание клиентов по принципу «одного окна».
Перспективным направлением развития технологий государственного управления является кадровая его составляющая и технологии кадрового обеспечения [3]. Хотелось бы особо подчеркнуть, что специфика таких технологий связана не только с инновационными формами и современными методами кадровой работы, но и с необходимостью налаживания обратной связи – изучения общественного мнения – как важнейшего индикатора качества работы государственных служб. Основные элементы технологий кадрового обеспечения представлены на рис. 1.
Рис. 1. Основные направления внедрения технологий кадрового обеспечения
Традиционные технологии кадрового обеспечения, предусматривающие конкурсный отбор, аттестацию государственных служащих, формирование кадрового резерва, четкое определение квалификационных требований к государственным служащим и многое другое, пока не обеспечили должную эффективность кадрового обеспечения государственной службы. «Слабыми звеньями» в этой системе явились такие, как: неразвитый механизм стимулирования труда, относительная закрытость государственной гражданской службы, ограниченность показателей, позволяющих оценить качество и результативность профессиональной деятельности государственных служащих. Работа в данных направлениях позволит не только оптимизировать технологии кадрового обеспечения, но и сделать более совершенным правовой механизм регулирования государственных служб и поднять на более современный уровень всю систему кадровой политики государственных структур [4].
Важнейшим направлением развития технологий государственного управления является внедрение таких их форм, которые бы обеспечивали открытость и возможность эффективного мониторинга деятельности органов государственной власти и качества исполнения ими своих полномочий. В этом направлении целесообразно развивать следующие технологии:
а) технологии «открытого правительства», в форме организации независимых общественных советов при федеральных и региональных органах исполнительной власти. Практика привлечения к формированию таких советов органов государственной власти и общественных палат доказала свою неэффективность в силу субъективности и предвзятости заинтересованных сторон, участвующих в этом процессе. Поэтому привлечение независимых экспертов к деятельности общественных советов становится необходимым требованием современности. В реализации данных технологий невозможно обойтись и без современных средств связи – ресурсных возможностей Internet, поскольку это именно те технологии, которые позволяют сделать предложения общественности публичными, дискуссионными и достаточно просто внедряющими общественные инициативы в деятельность государственных структур власти;
б) технологии «обратной связи», которые позволяют выявлять подлинную эффективность и результативность управленческих решений и являются средством совершенствования контроля за деятельностью властных структур. Мы уже отмечали, что в системе государственного управления одним из слабых звеньев являются контрольно-надзорные технологии, предполагающие систематический мониторинг управленческих процессов, применяемых методов и форм, сравнительный анализ управленческих структур. Поэтому использование, например, практики публичной отчетности органов государственного управления является своевременным и очень актуальным принципом работы органов власти;
в) федеральная контрактная система, обеспечивающая прозрачность процедур госзакупок для нужд государственного и муниципального сектора.
Кадровое обеспечение государственных структур должно быть ориентировано на овладение относительно новыми технологиями менеджмента вообще и государственного управления, в частности. Речь идет о таких компетенциях как управление по результатам. Элементы данной технологии представлены на рис. 2.
Рис. 2. Элементы управления по результатам
Обобщая сказанное, заметим, что использование различных управленческих технологий, в том числе технологий кадрового обеспечения, опосредуется внедрением электронных форм государственного управления, которые способствуют большей эффективности и открытости государственных структур. Федеральные интернет-порталы содержат исчерпывающую информацию относительно различных управленческих технологий: их сущности, актуальности использования, нормативно-правовой базе, этапизации процесса реализации и проч.
Какие бы технологии государственного управления не использовались на практике, логическим завершением их применения становится оценка эффективности работы управленческих структур путем соизмерения затраченных ресурсов управления и результатов управленческой деятельности в форме социально-экономических эффектов и достижений.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ используемых технологий государственного управления, в том числе технологий кадрового обеспечения, в сфере профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в Кузбассе позволил выявить следующее.
Правительство Кузбасса понимает значимость профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. Поэтому оно активно использует управленческие технологии реформирования соответствующей подсистемы – сферы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних – с тем, чтобы улучшить ситуацию в данной области. Технологии местного уровня государственного управления, так же как и федерального, прежде всего предполагают нормотворческую деятельность. Так, в сфере профилактики девиантного поведения основополагающим является Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [5]. В этом нормативном акте не только совершенствуется понятийный аппарат, необходимый для изучения и освещения данной социальной проблемы, но и структурируется и регламентируется вся система профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. В соответствии с Федеральным законом Правительством Кузбасса был принят соответствующий локальный акт [6], в котором четко определены задачи субъектов, ведущих профилактическую работу:
– защита законных интересов и прав несовершеннолетних;
– предупреждение беспризорности, безнадзорности, антиобщественных действий и правонарушений несовершеннолетних, а также устранение причин этих асоциальных явлений;
– строгое пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, любые антиобщественные мероприятия, суицидальные наклонности
– оказание всех видов реабилитационной помощи несовершеннолетним, которые находятся в социально опасном положении.
Это есть пример использования технологий государственного управления, ориентированных на результат. Их применение способствует повышению эффективности управленческой деятельности на всех уровнях государственного управления, в том числе на местном уровне, где правоохранительные органы и органы исполнительной власти региона несут основную ответственность за реализацию управленческих технологий в данной сфере.
Современный компетентностный уровень кадрового обеспечения данного процесса позволил использовать институциональные технологии в сфере профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в Кузбассе, которые нашли выражение в открытии социальных гостиниц, создании приютов для детей и подростков, находящихся в социально опасном положении. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав координируют усилия всех участников профилактической работы, конкретизируют систему защиты в каждом частном случае и, соответственно, играют ключевую роль в процессуальном оформлении защиты прав несовершеннолетних. Большую организационную работу ведут органы опеки и попечительства: учет детей-сирот и беспризорников, определение их в специализированные учреждения (интернаты, детские дома и т. п.).
Квинтэссенцией реализации технологий государственного управления в сфере профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в Кузбассе стало создание ГОО «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности» (далее – Центр) в 2014 году. В структуре Центра сформировано отделение по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, главный функционал которого – индивидуальная профилактическая работа с детьми и подростками, которые либо оказались в социально опасном положении, либо стали участниками неформальных асоциальных движений, и, конечно, профилактика девиантного поведения несовершеннолетних, создание и реализация соответствующих программ, выявление и коррекция условий развития девиантного поведения у молодежи.
Основной задачей Центра является создание и развитие действенной сети организаций и специалистов, для реализации программ по профилактике асоциальных явлений среди молодежи. Сегодня эта сеть создана и успешно работает в 8 населённых пунктах Кузбасса. Ежегодно специалисты и волонтеры данной организации помогают тысячам детей адаптироваться в непростой жизни и выбрать верную дорогу – созидательный путь здорового образа жизни, дружбы, любви и семейных ценностей.
Свою работу Центр осуществляют, используя различные управленческие технологии превентивной деятельности, в том числе системные, связанные с выделением различных элементов и их уровней в этой многоплановой и сложной сфере (рис. 3).
Рис. 3. Система превентивной работы в сфере девиантного поведения несовершеннолетних в Кузбассе
Для специалистов региона Центр – это организационно-методический, информационно-аналитический центр, генерирующий инновационные программы по профилактике асоциального поведения молодежи и реализующий их на территории Кузбасса.
Опираясь на технологии кадрового обеспечения, Центр объединяет специалистов в сфере профилактики безнадзорности, наркозависимости и правонарушений среди несовершеннолетних и организует курсы повышения квалификации. В рамках этой деятельности можно выделить следующие управленческие технологии:
1. Инновационные формы работы по профилактике экстремизма и ксенофобии в молодежной среде.
2. Профилактика употребления психоактивных веществ среди молодежи.
3. Социальное сопровождение несовершеннолетних правонарушителей.
4. Организация уличной социально-патрульной службы.
5. Методы работы в области межкультурного воспитания молодежи.
6. Организация социально-правовой работы в сфере профилактики безнадзорности, наркозависимости и правонарушений несовершеннолетних.
Важным направлением работы Центра является использование инновационных технологий государственного управления в сфере профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. Свидетельством тому можно считать его ориентацию на опыт Федерального экспериментального центра по социальной работе, апробации и распространения инновационных социальных технологий работы с молодежью; непосредственное применение инновационных технологий в области профилактики девиантного и деликвентного поведения молодежи; разработка современного инструментария сбора, обработки и анализа информации между участниками системы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних.
Заключение
Государственная политика Кузбасса в сфере профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в последние два десятилетия приобрела новый качественный уровень. В регионе создаются и реализуются различные технологии государственного управления в сфере профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, важное место среди которых занимают технологии кадрового обеспечения. Главная задача применения таких технологий – создание благоприятной среды для полноценного развития несовершеннолетних граждан региона и координация усилий субъектов профилактики.