Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В КЫРГЫЗСТАНЕ КАК ФАКТОР УСИЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Лукьянец А.С. 1 Тышкевич А.И. 1
1 ИДИ ФНИСЦ РАН «Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук»
Актуальность исследования миграции населения зависит от того факта, что современный мир характеризуется глобальными миграционными процессами. Без этих процессов нормальное функционирование народно-хозяйственного комплекса каждой страны и всей мировой экономики было бы невозможно. Иммиграционные потоки влияют на межгосударственные отношения, демографические условия, формирование рынка труда и экономику. Приток и отток иммигрантов изменили состояние рынка труда, уровень преступности и межрасовые отношения. Первого января 2022 года Кыргызстан стал председательствовать в одной из главных экономических организаций на постсоветском пространстве, а именно в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Перед государствами-членами организации непосредственно стоят задачи по кооперации и повышению конкурентоспособности национальных экономик, усилению интеграции на постсоветском пространстве и улучшению благосостояния населения. Стоит отметить, что миграционные процессы остаются важным аспектом в экономическом развитии и сплоченности стран-членов организации. Эпидемиологическая ситуация и затяжной период пандемии COVID-19 негативно сказались на трудовой миграции населения и вынудили правительства принять срочные меры по урегулированию новых вызовов, однако кризисная обстановка достаточно быстро стабилизировалась. В настоящее время, все более актуальным становится демографический вопрос, а именно миграционные процессы как во всем мире, так и в некоторых регионах. В данной работе будет проведен анализ миграционной ситуации в Кыргызской Республике как одного из факторов усиления интеграции на постсоветском пространстве.
миграция
миграционные процессы
кыргызстан
еаэс
интеграция
постсоветское пространство
1. Dilip Ratha, Supriyo De, Eung Ju Kim, Ganesh Seshan, Nadege Desiree Yameogo. Migration And Remittances: recent developments and outlook. World Bank Group. Brief review. Washington, DC. 2019. No. 31. Р. 2–3.
2. Dilip Ratha, Supriyo De, Eung Ju Kim, Sonia Plaza. Phase II: COVID‑19 Crisis through a Migration Lens Migration and Development. World Bank Group. Brief review Washington, DC. 2020. No. 33. Р. 8–20.
3. Малахов В.С., Деминцева Е.Б., Элебаева А.Б., Мусабаева А.Д. Вступление Кыргызской Республики в Евразийский экономический союз: влияние на процессы миграции / ред. И.С. Иванов. 2015. № 26; Российский совет по международным делам (РСМД). М.: Спецкнига, 2015. 56 с.
4. Геологическая служба Кыргызстана. URL: https://geoportal-kg.org/ru/рудные-полезные-ископаемые (дата обращения: 18.09.2022).
5. Гиноян А.Б. Миграционные процессы н макроэкономические последствия ремиттансов в странах СНГ: дисс. … канд. экон. наук. М.: РАНХиГС, 2017. 25 с.
6. Касан уулу С. Оценка влияния ремиттансов на социально-экономическое развитие Кыргызской Республики и пути замещения миграции в условиях интеграционных процессов в ЕАЭС // Научные записки молодых исследователей. 2021. № 9(2). С. 14-23.
7. Концепция миграционной политики Кыргызской Республики на 2021–2030 годы. URL: https://migranty.org/wp-content/uploads/2021/06/06.04.21.ru_koncepcija-migracionnoj-politiki-kr-na-2021-2030-gg.pdf?ysclid=l8bdp4yw7s103520254 (дата обращения: 18.09.2022).
8. Насритдинов Э. Миграция в Кыргызстане: взвешивая все за и против. URL: http://www.academia.edu/4371896/Миграция_в_Кыргызстане_взвешивая_за_и_против (дата обращения: 18.09. 2022).
9. Национальный статистический комитет К.Р. URL: http://www.stat.kg/ru/ (дата обращения: 18.09.2022).
10. Панкратьев А.А. Внешняя трудовая миграция как фактор достижения сбалансированности рынка труда территории: дисс. … канд. экон. наук. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2020. С. 13-14.
11. Теодору Ю.Р., Вей Ши, К. Жос. Доклад МФВ по стране Кыргызской Республике. № 19/209. Группа МВФ. Вашингтон, округ Колумбия. 2019. С. 10-13. URL: https://www.imf.org/-/media/Files/Publications/CR/2019/ Russian/1KGZRA2019002 (дата обращения: 18.09.2022).
12. Узбекистан как новый фронтир для иностранных инвестиций. URL: https://www.bcg.com/press/16may2019-uzbekistan-new-front-foreign-investment (дата обращения: 18.09.2022).

Миграция сегодня играет важную роль в жизни стран СНГ, обеспечивая развитие территории страны и перераспределение населения и трудовых ресурсов. В последние годы миграция населения не обеспечила перераспределения населения на территориях различных стран для сбалансирования спроса и предложения на рынке труда. Интеграционный процесс постсоветской Евразии зависит как от логики экономического развития, так и от логики безопасности. Главной целью евразийской интеграции является создание условий для свободного перемещения товаров, капитала, услуг и людей. Эта формула составляет основу Евразийского экономического союза (ЕАЭС), членом которого вместе с Россией, Казахстаном, Беларусью и Арменией Кыргызская Республика стала в мае 2015 года [3].

Однако следует отметить, что если существует устойчивая положительная тенденция (хотя и не без сбоев), связанная с первыми тремя элементами приведенного выше списка, то в отношении свободного передвижения людей обзор этой тенденции практически отсутствует. Одной из моделей интегрированного образования является Европейский союз (ЕС), процесс формирования которого длился более 60 лет. В ЕАЭС проживает большое количество трудовых мигрантов, и они составляют значительную часть всего экономически активного населения страны. В связи с этим объем денежных переводов от трудящихся мигрантов велик и составляет около трети ВВП страны, что делает Кыргызстан одной из стран, наиболее зависимых от уровня денежных переводов. В настоящее время ввиду последствий пандемии COVID-19 и политической ситуации в стране экономика Кыргызстана переживает значительный спад, поэтому объем денежных переводов от трудовых мигрантов становится все более важным для многонациональных семей [6].

Миграция населения Кыргызстана представляет собой сложное многостороннее социально-экономическое и историко-политическое явление, на которое в прошедший период повлияли различные факторы. Кыргызский народ, живущий в современном геополитическом пространстве, сформировался в ходе масштабного миграционного движения. По состоянию на середину девятнадцатого века население Кыргызстана характеризовалось относительно низкой мобильностью, и мобильность была в основном ограничена сезонной миграцией [6].

Развитие демографических процессов в Кыргызстане

Радикальные изменения, произошедшие после 1917 года, привели к изменениям в характере и форме миграционного процесса. Интенсивное перемещение населения из центрального региона в пригороды было вызвано главным образом экономическими, культурными и политическими реформами, проведенными советским правительством. Особое место в истории кыргызской миграции занимала широкомасштабная незаконная высылка советских людей. Пик миграционного процесса в советский период пришелся на 1970-е годы, когда Кыргызстан занимал второе место среди республик по интенсивности иммиграции в страну, уступая только Казахстану. Столица Кыргызстана Бишкек в советское время называлась Фрунзе и негласно считалась «городом для русских» – вплоть до 1999 года их жило там больше, чем киргизов. К примеру, по данным статистических служб Кыргызстана, на 1979 год в Республике проживало около 2 млн русских [9]. Это было связано с быстрым экономическим развитием Республики в то время, в основном с новыми отраслями промышленного производства – приборостроением, электротехникой и электроникой. Эти отрасли нуждались в обеспечении высококачественными кадрами, а этих талантов в Кыргызстане было недостаточно [11].

Однако уже в конце 1970-х годов из-за притока мигрантов восточные регионы страны – Сибирь и Дальний Восток, приток иммигрантов в Республику сократился. Рост численности населения усилил конкуренцию на рынке труда в регионе и в конечном итоге способствовал «вытеснению» некоренного населения. С распадом Советского Союза поток традиционных иммигрантов между республиками бывшего Советского Союза резко сократился [11].

Факторы трансформации миграционных потоков

На трансформацию миграционных процессов стали влиять следующие факторы:

– различные типы демографического воспроизводства в новых независимых государствах;

– разница в уровнях и темпах их социально-экономического развития; – создание новой рыночной инфраструктуры, рынка рабочей силы, финансового рынка и развитие альтернативных направлений занятости населения – в малом и среднем частном бизнесе.

Важным фактором является интеграция Кыргызстана в международный рынок труда, что объективно предполагает участие страны в глобальном процессе внешней трудовой миграции. Начиная с 2000-х годов, представители Кыргызстана и других коренных народов все чаще выезжают в страны СНГ (в основном в Россию и Казахстан) в поисках работы. В этот период мотивация переселения в Россию изменилась. Если в начале 1990-х годов мотивация была связана со страхом ухудшения межэтнических отношений в странах СНГ, то в конце столетия основная часть иммиграции объясняла причины личного и семейного характера (49,7%) [9].

Такие масштабные перемещения изменили состав страны в сторону существования одной многочисленной этнической группы и сократили долю городских жителей (деурбанизация). Прирост населения в середине-конце 1990–х годов был полностью обусловлен естественным приростом, но основная его часть – более 50,3% – была «поглощена» оттоком иммигрантов. Таким образом, более половины естественного прироста используется для компенсации миграционных потерь. Начиная с 2000-х гг. Кыргызстан стал «донором» трудовых ресурсов для других государств: на 1 прибывшего приходится 2,5 выбывших [3]. В Кыргызстане распространены и следующие виды миграции: временное перемещение (работа по договору, выезд на учебу, военную службу); невозвратное перемещение сельского населения в город (перемена постоянного места жительства); сезонное перемещение (работа в сельском хозяйстве).

Актуальные миграционные процессы в РК

В последние годы миграционный процесс в Республике характеризуется отрицательным миграционным балансом. Однако в 2021 году было отмечено наиболее значительное снижение миграционного оттока населения по большому счету ввиду эпидемиологической ситуации. В то же время его значение в балансе с миграцией 2020 года составляет всего 16 %.

В настоящее время наибольшее количество трудовых мигрантов зарегистрировано в Российской Федерации. В случае безработицы отъезд трудящихся-мигрантов очень важен не только для благосостояния их семей, но и для экономики Кыргызстана. Каждый год трудовые иммигранты из России переводят более 30% финансовых ресурсов от ВВП. Таким образом, трудящиеся-мигранты являются крупнейшими инвесторами в экономику страны. Сегодня эти деньги в основном используются для оплаты основных товаров и услуг [10].

Согласно данным Министерства цифрового развития Кыргызской Республики, 82 000 человек прибыли в Республику на постоянное место жительства в 2021 году и 10 000 в 2020 году. Кроме того, 90 000 человек уехали в 2020 году и 58 000 в 2021 году. Следовательно, миграционный отток населения в 2020 году составил – 4,8 тыс. человек, а в 2021 году – 0,8 тыс. человек, произошло снижение на 4,0 тыс. человек [9].

В 2021 году увеличилось число людей, выезжающих из Кыргызской Республики на территорию других стран с целью смены постоянного места жительства. Россия (67,4%) и Казахстан (26,6%) по-прежнему доминируют в выборе постоянного места жительства для иммигрантов.

В 2021 году в пятерку наиболее многочисленных этнических групп эмигрантов вошли русские – 42,3 процента, кыргызы – 29,1 процента, узбеки – 8,2 процента, казахи – 3,0 процента и татары – 2,6 процента [12].

Таблица 1

Внешняя миграция населения Кыргызской Республики по государствам прибытия (выбытия) (человек)

 

2020

2021

число выбывших

число прибывших

миграционный прирост, отток (+, -)

число выбывших

число прибывших

миграционный прирост, отток (+, -)

Всего

в том числе:

5 822

961

-4 861

8 998

8 229

-769

Страны СНГ

5 649

940

-4 709

8 583

7 526

-1 057

Беларусь

7

-

-7

24

8

-16

Армения

-

-

-

-

1

1

Азербайджан

4

2

-2

3

1

-2

Россия

3 792

242

-3 550

6 066

6 006

-60

Молдова

2

-

-2

-

-

-

Казахстан

1 664

74

-1 590

2 392

468

-1 924

Узбекистан

161

248

87

81

553

472

Туркменистан

-

1

1

-

2

2

Таджикистан

9

371

362

6

460

454

Украина

10

2

-8

11

27

16

Страны вне СНГ

173

21

-152

415

703

288

Источник: Национальный статистический комитет Кыргызской Республики.

Таблица 2

Внешняя миграция населения Кыргызской Республики по отдельным национальностям мигрантов (человек)

 

2020

2021

число прибывших

число выбывших

миграционный прирост, отток (+, -)

число прибывших

число выбывших

миграционный прирост, отток (+, -)

Всего

в том числе:

961

5 822

-4 861

8 229

8 998

-769

узбеки

87

880

-793

1 190

740

450

русские

80

1 528

-1 448

284

3 808

-3 524

кыргызы

702

2 452

-1 750

6 230

2 616

3 614

казахи

9

149

-140

56

271

-215

татары

7

90

-83

37

232

-195

украинцы

2

124

-122

17

187

-170

корейцы

10

54

-44

45

101

-56

немцы

5

74

-69

9

217

-208

дунгане

21

77

-56

65

203

-138

уйгуры

7

114

-107

69

169

-100

таджики

14

34

-20

102

26

76

турки

3

50

-47

51

57

-6

другие

национальности

14

196

-182

74

371

-297

Источник: Национальный статистический комитет Кыргызской Республики.

Особенности внутренней миграции населения

Во внутренних миграционных потоках населения преобладает межобластная миграция. Наиболее высокий уровень межобластной миграции имеет место в Нарынской (82%) и Баткенской (72%) областях. Тогда как в Ошской (70%) и Джалалабадской (63%) областях наибольший удельный вес приходится на внутриобластную миграцию соответственно [7]. Особенно высок отток жителей высокогорных регионов. Главными причинами оттока населения республики из ряда регионов также являются социально-экономические условия: безработица, низкий уровень заработной платы у работающего населения, неудовлетворительное социальное обеспечение. Наиболее активно во внутренней миграции участвует население города Бишкека и Чуйской области: на столицу и небольшую по размерам пристоличную область, в которых проживает свыше 31% населения страны, приходится 40% выбытий и 61% прибытий [7]. Миграция в столицу уже в первые годы независимости сопровождалась самозахватом земель в городской черте.

Миграция населения из сельских районов в город – преобладающая форма межобластного территориального перемещения населения страны. В течение последнего десятилетия в Кыргызстане во внутриреспубликанском миграционном обмене населения приток происходил за счет жителей сельской местности. Сельская местность республики теряет наиболее молодую, активную и образованную часть населения, изменяется ее социальная и профессионально-квалификационная структура.

Во внутренней миграции Кыргызской республики в современных условиях продолжают проявляться следующие тенденции:

1) миграция населения из села в город;

2) из региональных городов в большие города;

3) из экономических слаборазвитых, неблагополучных регионов в более развитые, благополучные.

Стихийная внутриреспубликанская миграция населения может стать серьезной угрозой устойчивому экономическому и социальному развитию страны. Это связанно с оттоком специалистов из села, с разбалансированностью рынка труда, с захватом земель и настройкой на периферии городов, повышением нагрузки на социальную инфраструктуру городов [8]. Кроме того, неконтролируемая внутренняя миграция привела к возникновению и усилению межэтнических, межрегиональных и межплеменных конфликтов. В северном регионе и столице Бишкеке генетическая структура населения быстро изменилась из-за отъезда русскоязычного населения и притока коренного населения из южных регионов [5].

Следует отметить, что переселение сельских жителей также принесло преимущества развитию городов и поселков городского типа. Появились новые отрасли промышленности, предприятия, наряду с развитием старых городов, появились новые города.

Особенности внешней миграции населения

Трудовая миграция большинства граждан Кыргызстана является обязательной мерой для решения их экономических проблем, и в долгосрочной перспективе это может привести к серьезным негативным последствиям для их страны. В большинстве случаев мигранты со средним образованием отправляются работать за границу, что, в свою очередь, препятствует трудоустройству на высокооплачиваемые должности. Кроме того, многие мигранты не получили определенного основного или высшего образования, из которых 13,8% получили высшее образование, а более 70% имеют только школьное образование [9].

Из-за отсутствия соответствующих навыков и опыта большинство трудящихся-мигрантов из Кыргызстана вынуждены заниматься низкоквалифицированным трудом (низкая заработная плата и плохие условия труда) [4]. Большинство мигрантов из Кыргызстана заняты в строительном секторе, ресторанах и гостиницах. Возможно, имеет место определенное приобретение и накопление профессиональных навыков, связанных с изменениями в городском строительстве и услугах сельскохозяйственной деятельности и домашней работы. Такие навыки не дают квалификации значительного качественного повышения.

В свою очередь, высококачественные и востребованные трудовые мигранты (хотя они составляют меньшинство трудовых иммигрантов) переезжают в страну назначения на постоянное место жительства после получения требуемых должностей и более высокой заработной платы в принимающей стране, поскольку среднемесячная заработная плата Кыргызстана не может удовлетворить их потребности. Важно знать разницу в заработной плате между Кыргызстаном и Россией, поэтому для решения проблемы миграции квалифицированных работников можно применить простейшую модель, в которой страна разделена на лагеря с высоким и низким уровнем экономического развития.

Если мы примем эту модель, эмиграция высококлассных сотрудников из Кыргызстана приведет к увеличению заработной платы оставшихся специалистов. В то же время рост числа таких специалистов в принимающей стране может снизить уровень предложения в принимающей стране (следствием может стать снижение заработной платы) [2].

Поскольку между государствами-членами ЕАЭС нет законодательных барьеров, а уровень затрат на трудоустройство по-прежнему очень низок, поток экспертов в более процветающие страны ЕАЭС, вероятно, продолжится. В то же время, в долгосрочной перспективе принимающая страна выигрывает от трудовой миграции квалифицированных работников, поскольку расходы на рабочую силу предпринимателей сокращаются. В то же время расходы на рабочую силу кыргызских предпринимателей будут иметь тенденцию к увеличению. Этот аргумент подтверждается опытом западных принимающих стран, где наблюдается высокий уровень трудовой миграции квалифицированных кадров. В то же время стоит учитывать, что в странах, куда уезжает большинство трудящихся-мигрантов, уровень безработицы очень высок, поэтому иммиграционная политика этих стран направлена на поддержание высокого уровня иммиграции как инструмента снижения безработицы (из-за общего сокращения рабочей силы) [1]. Такая политика позволяет переводить деньги в страну выезда, которая в определенной степени будет включать близких родственников иммигрантов, чтобы получить определенный вклад в национальную экономику. Последствия такой миграции влияют не только на безопасность персонала. Денежные переводы могут иметь эффекты, сопоставимые, например, с таковыми как в Нидерландах: расходы значительно возросли по отношению к ВВП, доля сферы услуг увеличилась (доля промышленного сектора снизилась), динамика экспорта слабая, а темпы импорта относительно высокие [1].

Стоит отметить, что, хотя большой приток денежных переводов стабилизировал экономику Кыргызстана и, несомненно, поддержал уровень жизни семей, сильная привязанность к экономике Российской Федерации может привести к упадку кыргызского рынка. Согласно разным исследованиям, существует порог соотношения денежных переводов к ВВП, превышение которого может усилить негативные последствия для экономики.

Что касается социальных последствий трудовой миграции, то большинство трудовых мигрантов из Кыргызстана – это молодые граждане в возрасте 20-29 лет. Учитывая культуру и этику региона, эти молодые люди обычно состоят в браке и имеют детей-иждивенцев. Как правило, родители вынуждены оставлять своих детей на попечение близких родственников и не участвуют в их воспитании. Предполагается, что после достижения совершеннолетия дети отправятся в страны ЕАЭС в качестве трудовых иммигрантов.

Зависимость семьи от денежных переводов приводит к серьезным рискам для социально-экономической безопасности страны. Поэтому правительству Кыргызстана следует серьезно рассмотреть возможность замещения миграции. Одним из способов заменить эмиграцию является создание возможностей трудоустройства в Кыргызстане. Благодаря прямым иностранным инвестициям новые возможности трудоустройства уменьшат отток граждан и позволят им получать доход в государстве, тем самым уменьшая зависимость семьи.

Заключение

Таким образом, трудовая миграция в условиях единого рынка ЕАЭС стала стимулирующим фактором для экономик всех членов альянса. Правительство Кыргызстана считает, что трудовая миграция является положительным фактором в снижении безработицы и снижении социальной напряженности. Это позволяет гражданам покидать свою страну, чтобы работать, чтобы поддерживать денежные переводы своих семей дома.

Принимая во внимание проблемы, с которыми сталкиваются мигранты в принимающей стране, можно сделать вывод, что государствам-членам ЕАЭС еще предстоит проделать большую работу по совершенствованию управления иммиграционными отношениями.

Что касается самих мигрантов из Кыргызстана, то, несмотря на нынешние трудности с работой и жильем за рубежом, их число продолжает увеличиваться. Потому что рынок труда не создает для них новых рабочих мест дома, а наоборот, число безработных увеличивается с каждым годом.

Хотя в рамках интеграционного объединения была объявлена возможность свободного перемещения рабочей силы, необходимо понимать, что существует множество ограничений на фактическую реализацию этой возможности. По-прежнему существуют различия в интересах между странами, которые импортируют рабочую силу, и странами, которые экспортируют рабочую силу.


Библиографическая ссылка

Лукьянец А.С., Тышкевич А.И. МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В КЫРГЫЗСТАНЕ КАК ФАКТОР УСИЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 11-1. – С. 132-138;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2541 (дата обращения: 23.11.2024).