Миграция сегодня играет важную роль в жизни стран СНГ, обеспечивая развитие территории страны и перераспределение населения и трудовых ресурсов. В последние годы миграция населения не обеспечила перераспределения населения на территориях различных стран для сбалансирования спроса и предложения на рынке труда. Интеграционный процесс постсоветской Евразии зависит как от логики экономического развития, так и от логики безопасности. Главной целью евразийской интеграции является создание условий для свободного перемещения товаров, капитала, услуг и людей. Эта формула составляет основу Евразийского экономического союза (ЕАЭС), членом которого вместе с Россией, Казахстаном, Беларусью и Арменией Кыргызская Республика стала в мае 2015 года [3].
Однако следует отметить, что если существует устойчивая положительная тенденция (хотя и не без сбоев), связанная с первыми тремя элементами приведенного выше списка, то в отношении свободного передвижения людей обзор этой тенденции практически отсутствует. Одной из моделей интегрированного образования является Европейский союз (ЕС), процесс формирования которого длился более 60 лет. В ЕАЭС проживает большое количество трудовых мигрантов, и они составляют значительную часть всего экономически активного населения страны. В связи с этим объем денежных переводов от трудящихся мигрантов велик и составляет около трети ВВП страны, что делает Кыргызстан одной из стран, наиболее зависимых от уровня денежных переводов. В настоящее время ввиду последствий пандемии COVID-19 и политической ситуации в стране экономика Кыргызстана переживает значительный спад, поэтому объем денежных переводов от трудовых мигрантов становится все более важным для многонациональных семей [6].
Миграция населения Кыргызстана представляет собой сложное многостороннее социально-экономическое и историко-политическое явление, на которое в прошедший период повлияли различные факторы. Кыргызский народ, живущий в современном геополитическом пространстве, сформировался в ходе масштабного миграционного движения. По состоянию на середину девятнадцатого века население Кыргызстана характеризовалось относительно низкой мобильностью, и мобильность была в основном ограничена сезонной миграцией [6].
Развитие демографических процессов в Кыргызстане
Радикальные изменения, произошедшие после 1917 года, привели к изменениям в характере и форме миграционного процесса. Интенсивное перемещение населения из центрального региона в пригороды было вызвано главным образом экономическими, культурными и политическими реформами, проведенными советским правительством. Особое место в истории кыргызской миграции занимала широкомасштабная незаконная высылка советских людей. Пик миграционного процесса в советский период пришелся на 1970-е годы, когда Кыргызстан занимал второе место среди республик по интенсивности иммиграции в страну, уступая только Казахстану. Столица Кыргызстана Бишкек в советское время называлась Фрунзе и негласно считалась «городом для русских» – вплоть до 1999 года их жило там больше, чем киргизов. К примеру, по данным статистических служб Кыргызстана, на 1979 год в Республике проживало около 2 млн русских [9]. Это было связано с быстрым экономическим развитием Республики в то время, в основном с новыми отраслями промышленного производства – приборостроением, электротехникой и электроникой. Эти отрасли нуждались в обеспечении высококачественными кадрами, а этих талантов в Кыргызстане было недостаточно [11].
Однако уже в конце 1970-х годов из-за притока мигрантов восточные регионы страны – Сибирь и Дальний Восток, приток иммигрантов в Республику сократился. Рост численности населения усилил конкуренцию на рынке труда в регионе и в конечном итоге способствовал «вытеснению» некоренного населения. С распадом Советского Союза поток традиционных иммигрантов между республиками бывшего Советского Союза резко сократился [11].
Факторы трансформации миграционных потоков
На трансформацию миграционных процессов стали влиять следующие факторы:
– различные типы демографического воспроизводства в новых независимых государствах;
– разница в уровнях и темпах их социально-экономического развития; – создание новой рыночной инфраструктуры, рынка рабочей силы, финансового рынка и развитие альтернативных направлений занятости населения – в малом и среднем частном бизнесе.
Важным фактором является интеграция Кыргызстана в международный рынок труда, что объективно предполагает участие страны в глобальном процессе внешней трудовой миграции. Начиная с 2000-х годов, представители Кыргызстана и других коренных народов все чаще выезжают в страны СНГ (в основном в Россию и Казахстан) в поисках работы. В этот период мотивация переселения в Россию изменилась. Если в начале 1990-х годов мотивация была связана со страхом ухудшения межэтнических отношений в странах СНГ, то в конце столетия основная часть иммиграции объясняла причины личного и семейного характера (49,7%) [9].
Такие масштабные перемещения изменили состав страны в сторону существования одной многочисленной этнической группы и сократили долю городских жителей (деурбанизация). Прирост населения в середине-конце 1990–х годов был полностью обусловлен естественным приростом, но основная его часть – более 50,3% – была «поглощена» оттоком иммигрантов. Таким образом, более половины естественного прироста используется для компенсации миграционных потерь. Начиная с 2000-х гг. Кыргызстан стал «донором» трудовых ресурсов для других государств: на 1 прибывшего приходится 2,5 выбывших [3]. В Кыргызстане распространены и следующие виды миграции: временное перемещение (работа по договору, выезд на учебу, военную службу); невозвратное перемещение сельского населения в город (перемена постоянного места жительства); сезонное перемещение (работа в сельском хозяйстве).
Актуальные миграционные процессы в РК
В последние годы миграционный процесс в Республике характеризуется отрицательным миграционным балансом. Однако в 2021 году было отмечено наиболее значительное снижение миграционного оттока населения по большому счету ввиду эпидемиологической ситуации. В то же время его значение в балансе с миграцией 2020 года составляет всего 16 %.
В настоящее время наибольшее количество трудовых мигрантов зарегистрировано в Российской Федерации. В случае безработицы отъезд трудящихся-мигрантов очень важен не только для благосостояния их семей, но и для экономики Кыргызстана. Каждый год трудовые иммигранты из России переводят более 30% финансовых ресурсов от ВВП. Таким образом, трудящиеся-мигранты являются крупнейшими инвесторами в экономику страны. Сегодня эти деньги в основном используются для оплаты основных товаров и услуг [10].
Согласно данным Министерства цифрового развития Кыргызской Республики, 82 000 человек прибыли в Республику на постоянное место жительства в 2021 году и 10 000 в 2020 году. Кроме того, 90 000 человек уехали в 2020 году и 58 000 в 2021 году. Следовательно, миграционный отток населения в 2020 году составил – 4,8 тыс. человек, а в 2021 году – 0,8 тыс. человек, произошло снижение на 4,0 тыс. человек [9].
В 2021 году увеличилось число людей, выезжающих из Кыргызской Республики на территорию других стран с целью смены постоянного места жительства. Россия (67,4%) и Казахстан (26,6%) по-прежнему доминируют в выборе постоянного места жительства для иммигрантов.
В 2021 году в пятерку наиболее многочисленных этнических групп эмигрантов вошли русские – 42,3 процента, кыргызы – 29,1 процента, узбеки – 8,2 процента, казахи – 3,0 процента и татары – 2,6 процента [12].
Таблица 1
Внешняя миграция населения Кыргызской Республики по государствам прибытия (выбытия) (человек)
2020 |
2021 |
|||||
число выбывших |
число прибывших |
миграционный прирост, отток (+, -) |
число выбывших |
число прибывших |
миграционный прирост, отток (+, -) |
|
Всего в том числе: |
5 822 |
961 |
-4 861 |
8 998 |
8 229 |
-769 |
Страны СНГ |
5 649 |
940 |
-4 709 |
8 583 |
7 526 |
-1 057 |
Беларусь |
7 |
- |
-7 |
24 |
8 |
-16 |
Армения |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
Азербайджан |
4 |
2 |
-2 |
3 |
1 |
-2 |
Россия |
3 792 |
242 |
-3 550 |
6 066 |
6 006 |
-60 |
Молдова |
2 |
- |
-2 |
- |
- |
- |
Казахстан |
1 664 |
74 |
-1 590 |
2 392 |
468 |
-1 924 |
Узбекистан |
161 |
248 |
87 |
81 |
553 |
472 |
Туркменистан |
- |
1 |
1 |
- |
2 |
2 |
Таджикистан |
9 |
371 |
362 |
6 |
460 |
454 |
Украина |
10 |
2 |
-8 |
11 |
27 |
16 |
Страны вне СНГ |
173 |
21 |
-152 |
415 |
703 |
288 |
Источник: Национальный статистический комитет Кыргызской Республики.
Таблица 2
Внешняя миграция населения Кыргызской Республики по отдельным национальностям мигрантов (человек)
2020 |
2021 |
|||||
число прибывших |
число выбывших |
миграционный прирост, отток (+, -) |
число прибывших |
число выбывших |
миграционный прирост, отток (+, -) |
|
Всего в том числе: |
961 |
5 822 |
-4 861 |
8 229 |
8 998 |
-769 |
узбеки |
87 |
880 |
-793 |
1 190 |
740 |
450 |
русские |
80 |
1 528 |
-1 448 |
284 |
3 808 |
-3 524 |
кыргызы |
702 |
2 452 |
-1 750 |
6 230 |
2 616 |
3 614 |
казахи |
9 |
149 |
-140 |
56 |
271 |
-215 |
татары |
7 |
90 |
-83 |
37 |
232 |
-195 |
украинцы |
2 |
124 |
-122 |
17 |
187 |
-170 |
корейцы |
10 |
54 |
-44 |
45 |
101 |
-56 |
немцы |
5 |
74 |
-69 |
9 |
217 |
-208 |
дунгане |
21 |
77 |
-56 |
65 |
203 |
-138 |
уйгуры |
7 |
114 |
-107 |
69 |
169 |
-100 |
таджики |
14 |
34 |
-20 |
102 |
26 |
76 |
турки |
3 |
50 |
-47 |
51 |
57 |
-6 |
другие национальности |
14 |
196 |
-182 |
74 |
371 |
-297 |
Источник: Национальный статистический комитет Кыргызской Республики.
Особенности внутренней миграции населения
Во внутренних миграционных потоках населения преобладает межобластная миграция. Наиболее высокий уровень межобластной миграции имеет место в Нарынской (82%) и Баткенской (72%) областях. Тогда как в Ошской (70%) и Джалалабадской (63%) областях наибольший удельный вес приходится на внутриобластную миграцию соответственно [7]. Особенно высок отток жителей высокогорных регионов. Главными причинами оттока населения республики из ряда регионов также являются социально-экономические условия: безработица, низкий уровень заработной платы у работающего населения, неудовлетворительное социальное обеспечение. Наиболее активно во внутренней миграции участвует население города Бишкека и Чуйской области: на столицу и небольшую по размерам пристоличную область, в которых проживает свыше 31% населения страны, приходится 40% выбытий и 61% прибытий [7]. Миграция в столицу уже в первые годы независимости сопровождалась самозахватом земель в городской черте.
Миграция населения из сельских районов в город – преобладающая форма межобластного территориального перемещения населения страны. В течение последнего десятилетия в Кыргызстане во внутриреспубликанском миграционном обмене населения приток происходил за счет жителей сельской местности. Сельская местность республики теряет наиболее молодую, активную и образованную часть населения, изменяется ее социальная и профессионально-квалификационная структура.
Во внутренней миграции Кыргызской республики в современных условиях продолжают проявляться следующие тенденции:
1) миграция населения из села в город;
2) из региональных городов в большие города;
3) из экономических слаборазвитых, неблагополучных регионов в более развитые, благополучные.
Стихийная внутриреспубликанская миграция населения может стать серьезной угрозой устойчивому экономическому и социальному развитию страны. Это связанно с оттоком специалистов из села, с разбалансированностью рынка труда, с захватом земель и настройкой на периферии городов, повышением нагрузки на социальную инфраструктуру городов [8]. Кроме того, неконтролируемая внутренняя миграция привела к возникновению и усилению межэтнических, межрегиональных и межплеменных конфликтов. В северном регионе и столице Бишкеке генетическая структура населения быстро изменилась из-за отъезда русскоязычного населения и притока коренного населения из южных регионов [5].
Следует отметить, что переселение сельских жителей также принесло преимущества развитию городов и поселков городского типа. Появились новые отрасли промышленности, предприятия, наряду с развитием старых городов, появились новые города.
Особенности внешней миграции населения
Трудовая миграция большинства граждан Кыргызстана является обязательной мерой для решения их экономических проблем, и в долгосрочной перспективе это может привести к серьезным негативным последствиям для их страны. В большинстве случаев мигранты со средним образованием отправляются работать за границу, что, в свою очередь, препятствует трудоустройству на высокооплачиваемые должности. Кроме того, многие мигранты не получили определенного основного или высшего образования, из которых 13,8% получили высшее образование, а более 70% имеют только школьное образование [9].
Из-за отсутствия соответствующих навыков и опыта большинство трудящихся-мигрантов из Кыргызстана вынуждены заниматься низкоквалифицированным трудом (низкая заработная плата и плохие условия труда) [4]. Большинство мигрантов из Кыргызстана заняты в строительном секторе, ресторанах и гостиницах. Возможно, имеет место определенное приобретение и накопление профессиональных навыков, связанных с изменениями в городском строительстве и услугах сельскохозяйственной деятельности и домашней работы. Такие навыки не дают квалификации значительного качественного повышения.
В свою очередь, высококачественные и востребованные трудовые мигранты (хотя они составляют меньшинство трудовых иммигрантов) переезжают в страну назначения на постоянное место жительства после получения требуемых должностей и более высокой заработной платы в принимающей стране, поскольку среднемесячная заработная плата Кыргызстана не может удовлетворить их потребности. Важно знать разницу в заработной плате между Кыргызстаном и Россией, поэтому для решения проблемы миграции квалифицированных работников можно применить простейшую модель, в которой страна разделена на лагеря с высоким и низким уровнем экономического развития.
Если мы примем эту модель, эмиграция высококлассных сотрудников из Кыргызстана приведет к увеличению заработной платы оставшихся специалистов. В то же время рост числа таких специалистов в принимающей стране может снизить уровень предложения в принимающей стране (следствием может стать снижение заработной платы) [2].
Поскольку между государствами-членами ЕАЭС нет законодательных барьеров, а уровень затрат на трудоустройство по-прежнему очень низок, поток экспертов в более процветающие страны ЕАЭС, вероятно, продолжится. В то же время, в долгосрочной перспективе принимающая страна выигрывает от трудовой миграции квалифицированных работников, поскольку расходы на рабочую силу предпринимателей сокращаются. В то же время расходы на рабочую силу кыргызских предпринимателей будут иметь тенденцию к увеличению. Этот аргумент подтверждается опытом западных принимающих стран, где наблюдается высокий уровень трудовой миграции квалифицированных кадров. В то же время стоит учитывать, что в странах, куда уезжает большинство трудящихся-мигрантов, уровень безработицы очень высок, поэтому иммиграционная политика этих стран направлена на поддержание высокого уровня иммиграции как инструмента снижения безработицы (из-за общего сокращения рабочей силы) [1]. Такая политика позволяет переводить деньги в страну выезда, которая в определенной степени будет включать близких родственников иммигрантов, чтобы получить определенный вклад в национальную экономику. Последствия такой миграции влияют не только на безопасность персонала. Денежные переводы могут иметь эффекты, сопоставимые, например, с таковыми как в Нидерландах: расходы значительно возросли по отношению к ВВП, доля сферы услуг увеличилась (доля промышленного сектора снизилась), динамика экспорта слабая, а темпы импорта относительно высокие [1].
Стоит отметить, что, хотя большой приток денежных переводов стабилизировал экономику Кыргызстана и, несомненно, поддержал уровень жизни семей, сильная привязанность к экономике Российской Федерации может привести к упадку кыргызского рынка. Согласно разным исследованиям, существует порог соотношения денежных переводов к ВВП, превышение которого может усилить негативные последствия для экономики.
Что касается социальных последствий трудовой миграции, то большинство трудовых мигрантов из Кыргызстана – это молодые граждане в возрасте 20-29 лет. Учитывая культуру и этику региона, эти молодые люди обычно состоят в браке и имеют детей-иждивенцев. Как правило, родители вынуждены оставлять своих детей на попечение близких родственников и не участвуют в их воспитании. Предполагается, что после достижения совершеннолетия дети отправятся в страны ЕАЭС в качестве трудовых иммигрантов.
Зависимость семьи от денежных переводов приводит к серьезным рискам для социально-экономической безопасности страны. Поэтому правительству Кыргызстана следует серьезно рассмотреть возможность замещения миграции. Одним из способов заменить эмиграцию является создание возможностей трудоустройства в Кыргызстане. Благодаря прямым иностранным инвестициям новые возможности трудоустройства уменьшат отток граждан и позволят им получать доход в государстве, тем самым уменьшая зависимость семьи.
Заключение
Таким образом, трудовая миграция в условиях единого рынка ЕАЭС стала стимулирующим фактором для экономик всех членов альянса. Правительство Кыргызстана считает, что трудовая миграция является положительным фактором в снижении безработицы и снижении социальной напряженности. Это позволяет гражданам покидать свою страну, чтобы работать, чтобы поддерживать денежные переводы своих семей дома.
Принимая во внимание проблемы, с которыми сталкиваются мигранты в принимающей стране, можно сделать вывод, что государствам-членам ЕАЭС еще предстоит проделать большую работу по совершенствованию управления иммиграционными отношениями.
Что касается самих мигрантов из Кыргызстана, то, несмотря на нынешние трудности с работой и жильем за рубежом, их число продолжает увеличиваться. Потому что рынок труда не создает для них новых рабочих мест дома, а наоборот, число безработных увеличивается с каждым годом.
Хотя в рамках интеграционного объединения была объявлена возможность свободного перемещения рабочей силы, необходимо понимать, что существует множество ограничений на фактическую реализацию этой возможности. По-прежнему существуют различия в интересах между странами, которые импортируют рабочую силу, и странами, которые экспортируют рабочую силу.