Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР»

Чумляков К.С. 1 Чумлякова Д.В. 1
1 Тюменский индустриальный университет
В условиях роста процесса глобализации одной из важнейших сфер деятельности является использование международных транспортных сообщений, в этой связи в современном мире активно развивается рынок международных транспортных услуг. В свою очередь международные транспортные коридоры являются важной составляющей на этом рынке. Международные транспортные коридоры обеспечивают стабильную доставку грузов в значительных объемах, а значит, способствуют эффективному функционированию международного транспорта. Активное современное развитие международного транспорта обуславливает актуальность тематики исследования. Статья раскрывает теоретические поиски определения понятия «Международный транспортный коридор», изучение экономической природы и содержания данного термина. Выполнен анализ понятия путем обобщения представлений разных авторов, специалистов-практиков различных отраслей знаний. Проанализированы нормативно-правовые документы, аналитические наблюдения в сфере мировой экономики и транспорта. Выявлено отсутствие в настоящее время единого и четко сформулированного определения, подтверждена многоаспектность этого понятия, что рассматривается как обоснование целесообразности данного исследования. Установлено, что представители современного академического сообщества не пришли к единообразной интерпретации данного понятия, представления ученых о транспортных коридорах расходятся, как по масштабам объекта, так и по структуре. Научные дискуссии продолжаются. Вместе с тем, обобщение подходов к определению МТК позволило выявить моменты, изучение которых необходимо для дальнейшего стратегического развития национальной транспортной инфраструктуры.
интернационализация
международная транспортная инфраструктура
международные транспортные коридоры
интеграция
1. Анализ существующих международных транспортных коридоров, проходящих через территории государств – членов. Аналитический доклад. Москва. 2019 // Евразийская экономическая комиссия, 2020. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org (дата обращения: 18.05.2022).
2. Винокуров Е.Ю., Джадралиев М.А., Щербанин Ю.А. Международные транспортные коридоры ЕврАзЭС: быстрее, дешевле, больше. Алматы: Евразийский банк развития, 2009. 58 с.
3. Международные транспортные коридоры на евразийском пространстве: развитие широтных маршрутов. Информационно-аналитический обзор // ERAI EURASIAN RAIL ALLIANCE INDEX. [Электронный ресурс]. URL: https://index1520.com/upload/medialibrary/954/_-_RU.pdf (дата обращения: 15.02.2022).
4. Модельный закон о транспортной деятельности. Принят на двадцать девятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ (постановление № 29-8 от 31 октября 2007 года) // Межпарламентская Ассамблея государств – участников Содружества Независимых Государств. [Электронный ресурс]. URL: https://iacis.ru/public/upload/files/1/219.pdf (дата обращения: 15.02.2022).
5. Меморандум о сотрудничестве государств – участников СНГ в области международных транспортных коридоров / Интернет портал СНГ, Создан по решению Совета глав государств СНГ, 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://e-cis.info/cooperation/3333/78827/ (дата обращения: 15.01.2022).
6. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р // Правительство России. [Электронный ресурс]. URL: http: //static.government.ru/media/files/7enYF2uL5kFZlOOpQhLl0nUT91RjCbeR.pdf (дата обращения: 24.05.2022).
7. Международные транспортные коридоры / Институт геополитики профессора В. А. Дергачева. Аналитический и образовательный портал. [Электронный ресурс]. URL: http://dergachev.ru/latest-geopolitics/30.html (дата обращения: 15.02.2022).
8. Чернявская Е.М. Европейские международные транспортные коридоры в контексте экономических интересов Российской Федерации: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Санкт-Петербург, 2017. 22 с.
9. Кириллова А.Г. Роль международных транспортных коридоров в современном мире // Инновации транспорта. 2018. № 1(31). С. 8-11.
10. Вардомский Л.Б., Тураева М.О. Развитие транспортных коридоров постсоветского пространства в условиях современных геополитических и экономических вызовов: научный доклад. М.: Институт экономики РАН, 2018. 64 с.
11. Манукян М.А. Методический инструментарий создания и классификации транспортных коридоров: дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.05. Ростов-на-Дону, 2015. 149 с.
12. Холопов К.В., Раровский П.Е. Концептуальные направления развития международного контейнерного транзита во внешней торговле России // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. № 2. С. 72-83.
13. Покровская О.Д., Самуйлов В.М., Неволина А.Д. Инфраструктура международных транспортных коридоров // Инновационный транспорт. 2013. № 3 (9). С. 33-37.

Введение

Вследствие углубления международного разделения труда и развития международной экономической интеграции в научных трудах ученых все более часто стал применяться термин международная транспортная инфраструктура, в большинстве случаев без раскрытия его содержания. Из общего количества таких работ в научной среде можно выделить наиболее современный подход, суть которого сводится к изучению международной транспортной инфраструктуры как материальной основы международных транспортных коридоров (далее – МТК), которые в свою очередь консолидируют коммуникации глобальной опорной транспортной сети.

Подход к исследованию такого элемента территориальной структуры хозяйства как МТК нашел отражение в научных публикациях российских и зарубежных ученых. Вместе с тем, в экономической науке отсутствует единый взгляд к определению понятия МТК, сущность его до конца не определена, поэтому далее рассмотрим содержание понятия МТК, исследуем работы ученых и прочие литературные и нормативно-правовые источники.

Каждое научное исследование предполагает обзор современных источников, ключевых моментов и стандартов. Одним из важнейших его компонентов выступает понятийный аппарат. Исследование раскрывает теоретические поиски определения понятия «Международный транспортный коридор». Многоаспектность этого понятия, а также отсутствие в настоящее время единого и четко сформулированного определения, рассмотрены в качестве обоснования целесообразности данного исследования.

Материалы и методы исследования

Данное исследование основано на обобщении представлений разных ученых различных отраслей знаний, специалистов-практиков. Проанализированы нормативно-правовые документы, аналитические наблюдения в сфере мировой экономики и транспорта. Авторы статьи стремятся определить функционально-конструктивное содержание понятийно-терминологического аппарата в своем исследовании, осмыслить перспективные стороны стратегического развития транспортной инфраструктуры в рамках углубления и расширения интеграционных процессов в глобальной экономике.

Результаты исследования и их обсуждение

Макроэкономическая роль транспорта и транспортно-инфраструктурной компоненты в глобальном пространстве исследована во многих работах и научно-исследовательских проектах, и за последние годы интерес исследователей к изучению международной транспортной инфраструктуры только возрастает. К настоящему моменту уже проработаны различные альтернативные подходы к изучению этого «явления» с опорой на теоретические основания. Иерархия исследований транспортной инфраструктуры, в том числе международной, представлена на рисунке.

Анализ современных исследований транспортной отрасли и инфраструктуры показывает, что в научной литературе по мировой экономике и транспорту сложились три базовых подхода к изучению транспортной инфраструктуры, в том числе международной. В рамках первого подхода ученые вкладывают в содержание понятия весь транспорт как всю отрасль хозяйства, тем самым придерживаясь более широкого восприятия содержания. Второй подход делает упор на транспортную сеть и транспортные сооружения, закрепленные к определенной территории. Эти два подхода внесли существенный вклад в понимание центральных вопросов о международной транспортной инфраструктуре. К слову, ученые в своих дальнейших исследованиях часто объединяют их воедино, расширяя сферу своих исследований и рассматривая международную транспортную инфраструктуру, как в широком, так и узком смысле слова. Специфика третьего подхода представляет собой развернутую в пространстве и времени альтернативу второго подхода и подразумевает исследование транспорта в границах МТК.

В литературе по мировой экономике и транспорту сложились некоторые частные подходы к определению понятия МТК, в рамках которых несколько различным образом раскрыта сущность данного термина. Современные научные подходы к определению МТК, используемые в нормативно-правовых документах, представлены в таблице.

missing image file

Иерархия исследований транспортной инфраструктуры, в том числе международной

Современные подходы к определению МТК

Источник

Содержание понятия

Департамент транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии (ЕЭК ЕАЭС*)

«Совокупность маршрутов, … обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов в международном сообщении на направлениях их наибольшей концентрации, а также совокупность технологических и организационно-правовых условий осуществления этих перевозок» [1, с. 13].

Комитет по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН)

«Часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные международные грузовые и пассажирские перевозки между отдельными географическими районами. Включает в себя подвижной состав и стационарные устройства всех видов транспорта, работающие на данном направлении, а также совокупность технологических, организационных и правовых условий осуществления этих перевозок» [2, с. 10]. Также «это набор правил, регулирующих аспекты транспортировки и транзита товаров по определенному маршруту, которые подкреплены договором, подписанным странами-участниками» [3, с. 3].

Межпарламентская Ассамблея государств – участников Содружества Независимых Государств

«Совокупность магистральных транспортных инфраструктур с соответствующим обустройством и, как правило, различных видов транспорта на направлениях их наибольшей концентрации, обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов в международном сообщении на основе логистического подхода и связывающих различные страны» [4, с. 3].

Меморандум о сотрудничестве государств – участников СНГ в области международных транспортных коридоров

«Совокупность установленных (Правительствами государств – участников СНГ) магистральных транспортных коммуникаций как имеющихся, так и вновь создаваемых, с соответствующим обустройством, как правило, различных видов транспорта, обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов на направлениях, связывающих территории различных государств – участников СНГ» [5, с. 2].

Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р

«Совокупность маршрутов, проходящих по территориям государств и обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов в международном сообщении на направлениях их наибольшей концентрации, а также совокупность технологических и организационно-правовых условий осуществления этих перевозок» [6, с. 9].

*Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (ранее – Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП)).

Основополагающие формулировки различных ученых к определению данного понятия несколько разносторонние. Так, МТК, по определению В.А. Дергачева, представляет собой «концентрацию на генеральных направлениях транспорта общего пользования (железнодорожного, автомобильного, морского, трубопроводного) и телекоммуникаций». При этом «концентрация материальных, финансовых и информационных потоков, высокое качество обслуживания и разнообразие оказываемых услуг обеспечивают ускорение оборачиваемости капитала и синхронизации прохождения товаров, документов и денег в условиях преференциального режима» [7].

Главным требованием в современной рыночной экономике является сокращение времени доставки грузов и перевозки пассажиров. Такое положение ведет к необходимости значительно сокращать время перегрузочных работ, ввиду ограниченных сроков действия потребительского спроса. В свете развития и актуализации интермодальных технологий в транспортном сообщении авторы Е.Ю. Винокуров, М.А. Джадралиев и Ю.А. Щербанин расширили содержание МТК. Их определение МТК звучит, как «магистральные направления, обеспечивающие (за счет многопланового развития транспортной инфраструктуры и коммуникаций в целом) использование интермодальных технологий, а также различные комбинирующие виды транспорта, оптимально расположенные многофункциональные транспортные терминалы и перегрузочные мощности» [2, с. 20].

Другими словами, подразумевается, что в рамках транспортных коридоров при транспортировке груза применяется одна и та же грузовая единица и/или емкость, в которую был загружен груз отправителем (производителем) в начале пути, т.е. груз не перегружается, а передается на транспортное средство другого вида. Акцент делается на сокращение рисков потери и времени нахождения грузов на погрузочно-разгрузочных (перевалочных) пунктах. Как следствие, при взаимодействии различных видов транспорта снижаются затраты на перегрузочные работы, нет потребности в перегрузочных механизмах и оборудовании.

Как часть национальной и международной транспортной системы, транспортные коридоры обеспечивают грузовые и пассажирские перевозки между отдельными географическими районами. По мнению Е.М. Чернявской, МТК – это «совокупность разнофункциональных линейных и узловых объектов транспортно-логистической инфраструктуры (транспортные пути, транспортные средства, навигационное и телекоммуникационное оборудование), находящихся на территории двух и более стран, используемые для выполнения интермодальных или унимодальных перевозок грузов, циркулирующих в международной торговле» [8, с. 10].

А.Г. Кириллова вкладывает в исследуемое понятие «направленное движение крупных грузопотоков; совокупность сухопутных, водных и воздушных путей; сопутствующую инфраструктуру. В составе инфраструктуры МТК могут находиться железнодорожные, автомобильные и внутренние водные магистрали с их обустройством, морские порты, аэропорты и транспортные терминалы, размещённые в зонах коридоров и влияющие на их работу» [9, с. 8].

Наиболее емкое определение предлагают Л.Б. Вардомский и М.О. Тураева. Согласно их мнению, МТК – это «согласованное развитие и унификация технических параметров национальных магистральных путей нескольких стран, образующих международное направление перевозок между крупными центрами производств и потребления, национальных норм регулирования транзитных и внешнеторговых перевозок, логистической деятельности и широкое внедрение на этом направлении интермодальных технологий в доставке грузов. Иными словами, динамика МТК – отражение технического прогресса на транспорте, хода глобализации и регионализации мировой экономики, геополитических и геоэкономических интересов стран-участниц в развитии международных сообщений» [10, с. 10].

Стоит заметить, представители современного академического сообщества не пришли к единообразной интерпретации данного понятия – представления ученых о транспортных коридорах расходятся, как по масштабам объекта, так и по структуре. Научные дискуссии продолжаются. Например, Е.М. Чернявская делает упор на использование интермодальных или унимодальных перевозок грузов и обязательное юридическое сопровождение в международных законодательных актах [8, с. 9]. К схожей точке зрения склоняется М.А. Манукян, утверждая, что транспортные коридоры должны создаваться на логистическом принципе функционирования и иметь интегрированную систему управления перевозочным процессом [11, с. 9]. К.В. Холопов и П.Е. Раровский выдвигают на первый план международный контейнерный транзит грузов как важнейшую составную часть экспорта транспортных услуг при формировании магистральных транспортных коммуникаций [12, с. 72]. О.Д. Покровская и соавторы подчеркивают необходимость создания и дальнейшего развития региональной инфраструктурно-сервисной терминальной сети при формировании МТК [13, с. 36].

Заключение

Таким образом, разные авторы в различной степени трактуют это крайне широкое понятие, что свидетельствует о его многоаспектности. Вместе с тем, несмотря на определенные различия представленных в статье подходов, можно выделить и общую составляющую. Бесспорно, прослеживается необходимость применения комплексного подхода к изучению МТК ввиду чрезвычайно важного их значения для стран, по которым они проходят, как с экономической точки зрения, так и выгоды с более широких позиций национальной безопасности. Также, сочетание МТК с участками национальных транспортных коридоров накладывает определенные требования учета региональных составляющих – промышленной, технологической, продовольственной и демографической, поскольку открываются возможности для модернизации и стратегического развития элементов совместно используемой региональной транспортной инфраструктуры.


Библиографическая ссылка

Чумляков К.С., Чумлякова Д.В. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР» // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 10-3. – С. 492-496;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2517 (дата обращения: 20.04.2024).