Введение
Вследствие углубления международного разделения труда и развития международной экономической интеграции в научных трудах ученых все более часто стал применяться термин международная транспортная инфраструктура, в большинстве случаев без раскрытия его содержания. Из общего количества таких работ в научной среде можно выделить наиболее современный подход, суть которого сводится к изучению международной транспортной инфраструктуры как материальной основы международных транспортных коридоров (далее – МТК), которые в свою очередь консолидируют коммуникации глобальной опорной транспортной сети.
Подход к исследованию такого элемента территориальной структуры хозяйства как МТК нашел отражение в научных публикациях российских и зарубежных ученых. Вместе с тем, в экономической науке отсутствует единый взгляд к определению понятия МТК, сущность его до конца не определена, поэтому далее рассмотрим содержание понятия МТК, исследуем работы ученых и прочие литературные и нормативно-правовые источники.
Каждое научное исследование предполагает обзор современных источников, ключевых моментов и стандартов. Одним из важнейших его компонентов выступает понятийный аппарат. Исследование раскрывает теоретические поиски определения понятия «Международный транспортный коридор». Многоаспектность этого понятия, а также отсутствие в настоящее время единого и четко сформулированного определения, рассмотрены в качестве обоснования целесообразности данного исследования.
Материалы и методы исследования
Данное исследование основано на обобщении представлений разных ученых различных отраслей знаний, специалистов-практиков. Проанализированы нормативно-правовые документы, аналитические наблюдения в сфере мировой экономики и транспорта. Авторы статьи стремятся определить функционально-конструктивное содержание понятийно-терминологического аппарата в своем исследовании, осмыслить перспективные стороны стратегического развития транспортной инфраструктуры в рамках углубления и расширения интеграционных процессов в глобальной экономике.
Результаты исследования и их обсуждение
Макроэкономическая роль транспорта и транспортно-инфраструктурной компоненты в глобальном пространстве исследована во многих работах и научно-исследовательских проектах, и за последние годы интерес исследователей к изучению международной транспортной инфраструктуры только возрастает. К настоящему моменту уже проработаны различные альтернативные подходы к изучению этого «явления» с опорой на теоретические основания. Иерархия исследований транспортной инфраструктуры, в том числе международной, представлена на рисунке.
Анализ современных исследований транспортной отрасли и инфраструктуры показывает, что в научной литературе по мировой экономике и транспорту сложились три базовых подхода к изучению транспортной инфраструктуры, в том числе международной. В рамках первого подхода ученые вкладывают в содержание понятия весь транспорт как всю отрасль хозяйства, тем самым придерживаясь более широкого восприятия содержания. Второй подход делает упор на транспортную сеть и транспортные сооружения, закрепленные к определенной территории. Эти два подхода внесли существенный вклад в понимание центральных вопросов о международной транспортной инфраструктуре. К слову, ученые в своих дальнейших исследованиях часто объединяют их воедино, расширяя сферу своих исследований и рассматривая международную транспортную инфраструктуру, как в широком, так и узком смысле слова. Специфика третьего подхода представляет собой развернутую в пространстве и времени альтернативу второго подхода и подразумевает исследование транспорта в границах МТК.
В литературе по мировой экономике и транспорту сложились некоторые частные подходы к определению понятия МТК, в рамках которых несколько различным образом раскрыта сущность данного термина. Современные научные подходы к определению МТК, используемые в нормативно-правовых документах, представлены в таблице.
Иерархия исследований транспортной инфраструктуры, в том числе международной
Современные подходы к определению МТК
Источник |
Содержание понятия |
Департамент транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии (ЕЭК ЕАЭС*) |
«Совокупность маршрутов, … обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов в международном сообщении на направлениях их наибольшей концентрации, а также совокупность технологических и организационно-правовых условий осуществления этих перевозок» [1, с. 13]. |
Комитет по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) |
«Часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные международные грузовые и пассажирские перевозки между отдельными географическими районами. Включает в себя подвижной состав и стационарные устройства всех видов транспорта, работающие на данном направлении, а также совокупность технологических, организационных и правовых условий осуществления этих перевозок» [2, с. 10]. Также «это набор правил, регулирующих аспекты транспортировки и транзита товаров по определенному маршруту, которые подкреплены договором, подписанным странами-участниками» [3, с. 3]. |
Межпарламентская Ассамблея государств – участников Содружества Независимых Государств |
«Совокупность магистральных транспортных инфраструктур с соответствующим обустройством и, как правило, различных видов транспорта на направлениях их наибольшей концентрации, обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов в международном сообщении на основе логистического подхода и связывающих различные страны» [4, с. 3]. |
Меморандум о сотрудничестве государств – участников СНГ в области международных транспортных коридоров |
«Совокупность установленных (Правительствами государств – участников СНГ) магистральных транспортных коммуникаций как имеющихся, так и вновь создаваемых, с соответствующим обустройством, как правило, различных видов транспорта, обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов на направлениях, связывающих территории различных государств – участников СНГ» [5, с. 2]. |
Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р |
«Совокупность маршрутов, проходящих по территориям государств и обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов в международном сообщении на направлениях их наибольшей концентрации, а также совокупность технологических и организационно-правовых условий осуществления этих перевозок» [6, с. 9]. |
*Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (ранее – Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП)).
Основополагающие формулировки различных ученых к определению данного понятия несколько разносторонние. Так, МТК, по определению В.А. Дергачева, представляет собой «концентрацию на генеральных направлениях транспорта общего пользования (железнодорожного, автомобильного, морского, трубопроводного) и телекоммуникаций». При этом «концентрация материальных, финансовых и информационных потоков, высокое качество обслуживания и разнообразие оказываемых услуг обеспечивают ускорение оборачиваемости капитала и синхронизации прохождения товаров, документов и денег в условиях преференциального режима» [7].
Главным требованием в современной рыночной экономике является сокращение времени доставки грузов и перевозки пассажиров. Такое положение ведет к необходимости значительно сокращать время перегрузочных работ, ввиду ограниченных сроков действия потребительского спроса. В свете развития и актуализации интермодальных технологий в транспортном сообщении авторы Е.Ю. Винокуров, М.А. Джадралиев и Ю.А. Щербанин расширили содержание МТК. Их определение МТК звучит, как «магистральные направления, обеспечивающие (за счет многопланового развития транспортной инфраструктуры и коммуникаций в целом) использование интермодальных технологий, а также различные комбинирующие виды транспорта, оптимально расположенные многофункциональные транспортные терминалы и перегрузочные мощности» [2, с. 20].
Другими словами, подразумевается, что в рамках транспортных коридоров при транспортировке груза применяется одна и та же грузовая единица и/или емкость, в которую был загружен груз отправителем (производителем) в начале пути, т.е. груз не перегружается, а передается на транспортное средство другого вида. Акцент делается на сокращение рисков потери и времени нахождения грузов на погрузочно-разгрузочных (перевалочных) пунктах. Как следствие, при взаимодействии различных видов транспорта снижаются затраты на перегрузочные работы, нет потребности в перегрузочных механизмах и оборудовании.
Как часть национальной и международной транспортной системы, транспортные коридоры обеспечивают грузовые и пассажирские перевозки между отдельными географическими районами. По мнению Е.М. Чернявской, МТК – это «совокупность разнофункциональных линейных и узловых объектов транспортно-логистической инфраструктуры (транспортные пути, транспортные средства, навигационное и телекоммуникационное оборудование), находящихся на территории двух и более стран, используемые для выполнения интермодальных или унимодальных перевозок грузов, циркулирующих в международной торговле» [8, с. 10].
А.Г. Кириллова вкладывает в исследуемое понятие «направленное движение крупных грузопотоков; совокупность сухопутных, водных и воздушных путей; сопутствующую инфраструктуру. В составе инфраструктуры МТК могут находиться железнодорожные, автомобильные и внутренние водные магистрали с их обустройством, морские порты, аэропорты и транспортные терминалы, размещённые в зонах коридоров и влияющие на их работу» [9, с. 8].
Наиболее емкое определение предлагают Л.Б. Вардомский и М.О. Тураева. Согласно их мнению, МТК – это «согласованное развитие и унификация технических параметров национальных магистральных путей нескольких стран, образующих международное направление перевозок между крупными центрами производств и потребления, национальных норм регулирования транзитных и внешнеторговых перевозок, логистической деятельности и широкое внедрение на этом направлении интермодальных технологий в доставке грузов. Иными словами, динамика МТК – отражение технического прогресса на транспорте, хода глобализации и регионализации мировой экономики, геополитических и геоэкономических интересов стран-участниц в развитии международных сообщений» [10, с. 10].
Стоит заметить, представители современного академического сообщества не пришли к единообразной интерпретации данного понятия – представления ученых о транспортных коридорах расходятся, как по масштабам объекта, так и по структуре. Научные дискуссии продолжаются. Например, Е.М. Чернявская делает упор на использование интермодальных или унимодальных перевозок грузов и обязательное юридическое сопровождение в международных законодательных актах [8, с. 9]. К схожей точке зрения склоняется М.А. Манукян, утверждая, что транспортные коридоры должны создаваться на логистическом принципе функционирования и иметь интегрированную систему управления перевозочным процессом [11, с. 9]. К.В. Холопов и П.Е. Раровский выдвигают на первый план международный контейнерный транзит грузов как важнейшую составную часть экспорта транспортных услуг при формировании магистральных транспортных коммуникаций [12, с. 72]. О.Д. Покровская и соавторы подчеркивают необходимость создания и дальнейшего развития региональной инфраструктурно-сервисной терминальной сети при формировании МТК [13, с. 36].
Заключение
Таким образом, разные авторы в различной степени трактуют это крайне широкое понятие, что свидетельствует о его многоаспектности. Вместе с тем, несмотря на определенные различия представленных в статье подходов, можно выделить и общую составляющую. Бесспорно, прослеживается необходимость применения комплексного подхода к изучению МТК ввиду чрезвычайно важного их значения для стран, по которым они проходят, как с экономической точки зрения, так и выгоды с более широких позиций национальной безопасности. Также, сочетание МТК с участками национальных транспортных коридоров накладывает определенные требования учета региональных составляющих – промышленной, технологической, продовольственной и демографической, поскольку открываются возможности для модернизации и стратегического развития элементов совместно используемой региональной транспортной инфраструктуры.