Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

THEORETICAL APPROACHES TO DEFINING THE CONTENT OF THE CONCEPT OF «INTERNATIONAL TRANSPORT CORRIDOR»

Tchumlyakov K.S. 1 Tchumlyakova D.V. 1
1 Industrial University of Tyumen
An analysis of the concept of “International transport corridor” is presented in the article. Determining the functional and constructive content of the conceptual and terminological apparatus is the purpose of the research. Scientific theoretical approaches of different authors to the research of the economic nature and content of this term are analyzed by the authors. The works of scientists and other literary and legal sources have been studied. It has been established that in economics there is no single approach to the definition of the term. The multidimensionality of this concept is confirmed. The generalization of approaches to the definition of the term made it possible to identify the points, the study of which is necessary for the further strategic development of the national transport infrastructure. The need for an integrated approach to the research of international transport corridors is important both from an economic point of view and from a broader perspective. The requirements for accounting for components include industrial, technological, food and demographic.
internationalization
international transport infrastructure
international transport corridors
integration

Введение

Вследствие углубления международного разделения труда и развития международной экономической интеграции в научных трудах ученых все более часто стал применяться термин международная транспортная инфраструктура, в большинстве случаев без раскрытия его содержания. Из общего количества таких работ в научной среде можно выделить наиболее современный подход, суть которого сводится к изучению международной транспортной инфраструктуры как материальной основы международных транспортных коридоров (далее – МТК), которые в свою очередь консолидируют коммуникации глобальной опорной транспортной сети.

Подход к исследованию такого элемента территориальной структуры хозяйства как МТК нашел отражение в научных публикациях российских и зарубежных ученых. Вместе с тем, в экономической науке отсутствует единый взгляд к определению понятия МТК, сущность его до конца не определена, поэтому далее рассмотрим содержание понятия МТК, исследуем работы ученых и прочие литературные и нормативно-правовые источники.

Каждое научное исследование предполагает обзор современных источников, ключевых моментов и стандартов. Одним из важнейших его компонентов выступает понятийный аппарат. Исследование раскрывает теоретические поиски определения понятия «Международный транспортный коридор». Многоаспектность этого понятия, а также отсутствие в настоящее время единого и четко сформулированного определения, рассмотрены в качестве обоснования целесообразности данного исследования.

Материалы и методы исследования

Данное исследование основано на обобщении представлений разных ученых различных отраслей знаний, специалистов-практиков. Проанализированы нормативно-правовые документы, аналитические наблюдения в сфере мировой экономики и транспорта. Авторы статьи стремятся определить функционально-конструктивное содержание понятийно-терминологического аппарата в своем исследовании, осмыслить перспективные стороны стратегического развития транспортной инфраструктуры в рамках углубления и расширения интеграционных процессов в глобальной экономике.

Результаты исследования и их обсуждение

Макроэкономическая роль транспорта и транспортно-инфраструктурной компоненты в глобальном пространстве исследована во многих работах и научно-исследовательских проектах, и за последние годы интерес исследователей к изучению международной транспортной инфраструктуры только возрастает. К настоящему моменту уже проработаны различные альтернативные подходы к изучению этого «явления» с опорой на теоретические основания. Иерархия исследований транспортной инфраструктуры, в том числе международной, представлена на рисунке.

Анализ современных исследований транспортной отрасли и инфраструктуры показывает, что в научной литературе по мировой экономике и транспорту сложились три базовых подхода к изучению транспортной инфраструктуры, в том числе международной. В рамках первого подхода ученые вкладывают в содержание понятия весь транспорт как всю отрасль хозяйства, тем самым придерживаясь более широкого восприятия содержания. Второй подход делает упор на транспортную сеть и транспортные сооружения, закрепленные к определенной территории. Эти два подхода внесли существенный вклад в понимание центральных вопросов о международной транспортной инфраструктуре. К слову, ученые в своих дальнейших исследованиях часто объединяют их воедино, расширяя сферу своих исследований и рассматривая международную транспортную инфраструктуру, как в широком, так и узком смысле слова. Специфика третьего подхода представляет собой развернутую в пространстве и времени альтернативу второго подхода и подразумевает исследование транспорта в границах МТК.

В литературе по мировой экономике и транспорту сложились некоторые частные подходы к определению понятия МТК, в рамках которых несколько различным образом раскрыта сущность данного термина. Современные научные подходы к определению МТК, используемые в нормативно-правовых документах, представлены в таблице.

missing image file

Иерархия исследований транспортной инфраструктуры, в том числе международной

Современные подходы к определению МТК

Источник

Содержание понятия

Департамент транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии (ЕЭК ЕАЭС*)

«Совокупность маршрутов, … обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов в международном сообщении на направлениях их наибольшей концентрации, а также совокупность технологических и организационно-правовых условий осуществления этих перевозок» [1, с. 13].

Комитет по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН)

«Часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные международные грузовые и пассажирские перевозки между отдельными географическими районами. Включает в себя подвижной состав и стационарные устройства всех видов транспорта, работающие на данном направлении, а также совокупность технологических, организационных и правовых условий осуществления этих перевозок» [2, с. 10]. Также «это набор правил, регулирующих аспекты транспортировки и транзита товаров по определенному маршруту, которые подкреплены договором, подписанным странами-участниками» [3, с. 3].

Межпарламентская Ассамблея государств – участников Содружества Независимых Государств

«Совокупность магистральных транспортных инфраструктур с соответствующим обустройством и, как правило, различных видов транспорта на направлениях их наибольшей концентрации, обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов в международном сообщении на основе логистического подхода и связывающих различные страны» [4, с. 3].

Меморандум о сотрудничестве государств – участников СНГ в области международных транспортных коридоров

«Совокупность установленных (Правительствами государств – участников СНГ) магистральных транспортных коммуникаций как имеющихся, так и вновь создаваемых, с соответствующим обустройством, как правило, различных видов транспорта, обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов на направлениях, связывающих территории различных государств – участников СНГ» [5, с. 2].

Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р

«Совокупность маршрутов, проходящих по территориям государств и обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов в международном сообщении на направлениях их наибольшей концентрации, а также совокупность технологических и организационно-правовых условий осуществления этих перевозок» [6, с. 9].

*Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (ранее – Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП)).

Основополагающие формулировки различных ученых к определению данного понятия несколько разносторонние. Так, МТК, по определению В.А. Дергачева, представляет собой «концентрацию на генеральных направлениях транспорта общего пользования (железнодорожного, автомобильного, морского, трубопроводного) и телекоммуникаций». При этом «концентрация материальных, финансовых и информационных потоков, высокое качество обслуживания и разнообразие оказываемых услуг обеспечивают ускорение оборачиваемости капитала и синхронизации прохождения товаров, документов и денег в условиях преференциального режима» [7].

Главным требованием в современной рыночной экономике является сокращение времени доставки грузов и перевозки пассажиров. Такое положение ведет к необходимости значительно сокращать время перегрузочных работ, ввиду ограниченных сроков действия потребительского спроса. В свете развития и актуализации интермодальных технологий в транспортном сообщении авторы Е.Ю. Винокуров, М.А. Джадралиев и Ю.А. Щербанин расширили содержание МТК. Их определение МТК звучит, как «магистральные направления, обеспечивающие (за счет многопланового развития транспортной инфраструктуры и коммуникаций в целом) использование интермодальных технологий, а также различные комбинирующие виды транспорта, оптимально расположенные многофункциональные транспортные терминалы и перегрузочные мощности» [2, с. 20].

Другими словами, подразумевается, что в рамках транспортных коридоров при транспортировке груза применяется одна и та же грузовая единица и/или емкость, в которую был загружен груз отправителем (производителем) в начале пути, т.е. груз не перегружается, а передается на транспортное средство другого вида. Акцент делается на сокращение рисков потери и времени нахождения грузов на погрузочно-разгрузочных (перевалочных) пунктах. Как следствие, при взаимодействии различных видов транспорта снижаются затраты на перегрузочные работы, нет потребности в перегрузочных механизмах и оборудовании.

Как часть национальной и международной транспортной системы, транспортные коридоры обеспечивают грузовые и пассажирские перевозки между отдельными географическими районами. По мнению Е.М. Чернявской, МТК – это «совокупность разнофункциональных линейных и узловых объектов транспортно-логистической инфраструктуры (транспортные пути, транспортные средства, навигационное и телекоммуникационное оборудование), находящихся на территории двух и более стран, используемые для выполнения интермодальных или унимодальных перевозок грузов, циркулирующих в международной торговле» [8, с. 10].

А.Г. Кириллова вкладывает в исследуемое понятие «направленное движение крупных грузопотоков; совокупность сухопутных, водных и воздушных путей; сопутствующую инфраструктуру. В составе инфраструктуры МТК могут находиться железнодорожные, автомобильные и внутренние водные магистрали с их обустройством, морские порты, аэропорты и транспортные терминалы, размещённые в зонах коридоров и влияющие на их работу» [9, с. 8].

Наиболее емкое определение предлагают Л.Б. Вардомский и М.О. Тураева. Согласно их мнению, МТК – это «согласованное развитие и унификация технических параметров национальных магистральных путей нескольких стран, образующих международное направление перевозок между крупными центрами производств и потребления, национальных норм регулирования транзитных и внешнеторговых перевозок, логистической деятельности и широкое внедрение на этом направлении интермодальных технологий в доставке грузов. Иными словами, динамика МТК – отражение технического прогресса на транспорте, хода глобализации и регионализации мировой экономики, геополитических и геоэкономических интересов стран-участниц в развитии международных сообщений» [10, с. 10].

Стоит заметить, представители современного академического сообщества не пришли к единообразной интерпретации данного понятия – представления ученых о транспортных коридорах расходятся, как по масштабам объекта, так и по структуре. Научные дискуссии продолжаются. Например, Е.М. Чернявская делает упор на использование интермодальных или унимодальных перевозок грузов и обязательное юридическое сопровождение в международных законодательных актах [8, с. 9]. К схожей точке зрения склоняется М.А. Манукян, утверждая, что транспортные коридоры должны создаваться на логистическом принципе функционирования и иметь интегрированную систему управления перевозочным процессом [11, с. 9]. К.В. Холопов и П.Е. Раровский выдвигают на первый план международный контейнерный транзит грузов как важнейшую составную часть экспорта транспортных услуг при формировании магистральных транспортных коммуникаций [12, с. 72]. О.Д. Покровская и соавторы подчеркивают необходимость создания и дальнейшего развития региональной инфраструктурно-сервисной терминальной сети при формировании МТК [13, с. 36].

Заключение

Таким образом, разные авторы в различной степени трактуют это крайне широкое понятие, что свидетельствует о его многоаспектности. Вместе с тем, несмотря на определенные различия представленных в статье подходов, можно выделить и общую составляющую. Бесспорно, прослеживается необходимость применения комплексного подхода к изучению МТК ввиду чрезвычайно важного их значения для стран, по которым они проходят, как с экономической точки зрения, так и выгоды с более широких позиций национальной безопасности. Также, сочетание МТК с участками национальных транспортных коридоров накладывает определенные требования учета региональных составляющих – промышленной, технологической, продовольственной и демографической, поскольку открываются возможности для модернизации и стратегического развития элементов совместно используемой региональной транспортной инфраструктуры.