Введение
Снижение уровня жизни населения является одной из наиболее значимых социально-экономических проблем России в последние годы, что связано с периодом экономических кризисов, оказывающих существенное негативное влияние на потребительские цены и уровень доходов населения, в том числе реальных [1]. Одним из значимых периодов последних лет является ухудшение внешнеполитической обстановки на фоне событий 2014 года, результатом которых стал ввод антироссийских экономических санкций, которые затронули многие рынки страны [2]. При этом рынок труда не стал исключением: вследствие ухода ряда иностранных компаний произошел рост безработицы, а реальные доходы населения снизились на фоне роста темпов инфляции [3]. Все это лишь обострило существовавшую и ранее проблему бедности, в результате чего уже к 2015 году в России численность людей, находящихся за чертой бедности, выросла более чем на 3 млн человек [4]. Несмотря на то, что проводимая в последние годы социальная политика, включающая меры финансовой поддержки населения, дала определенные результаты и ситуация улучшилась, проблема бедности и неравенства уровня доходов среди населения остается нерешенной, чем и обусловлена актуальность исследования [5].
Цель исследования – провести оценку изменения уровня бедности в России в условиях экономического кризиса последних лет, выявить сложившиеся тенденции и их социально-экономические последствия.
Материалы и методы исследования
В ходе исследования использовались данные статистического бюллетеня «Социально-экономические индикаторы бедности» [6] об основных показателях, характеризующих уровень жизни и бедность населения России в период 2014-2021 гг. Выбор 2014 года в качестве базисного периода исследования обусловлен началом очередного экономического кризиса на фоне внешнеполитических разногласий и ввода антироссийских санкций. В рамках исследования дается оценка изменения установленной величины прожиточного минимума, которая является маркером градации населения по уровню жизни, а также рассматривается соотношение прожиточного минимума со среднедушевыми доходами и средней заработной платой. Кроме того, проводится анализ динамики численности и доли населения, находящегося за чертой бедности, объема дефицита денежного дохода в абсолютном и относительном выражении. Также дается оценка изменения структуры населения России по величине среднедушевых доходов и рассматривается динамика коэффициента Джини. Исследование проводилось с использованием целого ряда методов и подходов, в том числе: интеллектуальный анализ данных и общенаучные инструменты анализа [7, 8].
Результаты исследования и их обсуждение
Сегодня, как и прежде основным критерием, позволяющим провести градацию населения по уровню бедности, является прожиточный минимум, определяемый ежегодно Правительством РФ исходя из стоимости потребительской корзины. В 2014 году размер прожиточного минимума составлял 8050 руб. что выше уровня 2014 года на 10,2%. При этом прирост показателя в 2015 году произошел на уровне 21% и составил 9701 руб., что в наибольшей степени связан с усилением инфляции на фоне событий 2014 года, что привело к необходимости в ощутимой индексации. В последующие годы, на фоне стабилизации обстановки, прожиточный минимум рос невысокими темпами – даже ниже уровня инфляции. Так, в 2017 году прожиточный минимум составил 10088 руб., а к 2019 году увеличился до 10890 руб., что выше уровня предыдущего года на 5,9%. Превысил 11 тыс. руб. прожиточный минимум только в 2020 году, а к 2021 году вырос до 11653 руб., что выше уровня базисного периода лишь на 20% (рисунок 1).
Сопоставление прожиточного минимума со среднедушевыми доходами и средней заработной платой в стране показало, что в базисном периоде данные показатели превышали более чем в 3 раза величину установленного прожиточного минимума. При этом стоит отметить, что в 2014 году был более существенный разрыв между среднедушевым доходом, средней заработной платой и среднедушевой доход в стране растет практически пропорционально размеру прожиточного минимума, в результате чего сохраняется разрыв на уровне 3,1-3,4 раза, в то время как разрыв между средней заработной платой и прожиточным минимумом сохраняет тенденцию к усилению к 2021 году. Если в 2015 году средняя заработная плата превышала прожиточный минимум в 3,25 раза, то уже к 2019 году разрыв вырос до 4,05 раза, а к 2021 году – до 4,51 раза. Это свидетельствует о том, что средняя заработная плата в стране растет более динамично, чем размер прожиточного минимума, который хоть ежегодно и индексируется, однако по большей степени такое повышение носит формальный характер (рисунок 2).
Рис. 1. Динамика величины прожиточного минимума населения в России в 2014-2021 гг.
Рис. 2. Динамика соотношения среднедушевых доходов и средней заработной платы и величины прожиточного минимума в РФ в 2014-2021 гг.
Говоря об уровне бедности стоит отметить, что в 2014 году в стране от общей численности населения только 11,3% людей относилось к категории, находящихся за чертой бедности, что равно 16,3 млн чел. В 2015 году, на фоне ухудшения политической ситуации и усиления кризисных тенденций, отмечается всплеск уровня бедности в стране. Так, уровень бедности вырос на 2,1% до 13,4%, что равно 19,6 млн чел. от общей численности и является наибольшим значением в рассматриваемом периоде. В последующие годы отмечается устойчивая динамика к снижению численности и доли населения, находящегося за чертой бедности. В результате, уже в 2017 году доля уровень бедности снизился до 12,9%, а к 2019 году – до 12,1%, что равно 17,7 млн чел. В 2021 году отмечается дальнейшее снижение численности и доли бедного населения, в конечном итоге показатель достиг наименьшего за исследуемый период значения – 11%, что равно 16,1 млн человек. Такое снижение уровня бедности в России во многом обусловлено стабилизацией ситуации после ввода антироссийских санкций, способствовавших усилению экономического кризиса (рисунок 3).
Также о негативное влиянии начавшегося на фоне событий 2014 года кризиса свидетельствует практически двукратный рост дефицита денежного дохода населения. Если в 2014 году показатель находился на уровне 483 млрд руб., то уже в 2015 году составил практически 702 млрд руб., что выше уровня базисного периода на 45%. В относительном выражении дефицит денежного дохода вырос с 1% до 1,3%. В свою очередь 2016-2017 гг. можно охарактеризовать как период стабилизации, когда объем дефицита денежного дохода находился практически на одном и том же уровне и составлял 1,3-1,2% (рисунок 4).
Рис. 3. Динамика численности и доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в России в 2014-2021 гг.
Рис. 4. Динамика дефицита денежного дохода населения в России в 2014-2021 гг.
Оценка изменения распределения населения РФ по величине среднедушевых доходов в 2014-2021 гг.
Показатель |
Значение, % |
Изменение, % |
||||||
2014 г. |
2015 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
в 2015 г. к 2014 г. |
в 2019 г. к 2015 г. |
в 2021 г. к 2020 г. |
|
Все население, в т.ч. с денежными доходами, руб.: |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
- |
- |
- |
до 7 000,0 |
8,2 |
6,2 |
4,1 |
3,5 |
2,7 |
-2 |
-2,1 |
-0,8 |
от 7 000,1 до 10 000,0 |
9,5 |
8 |
6 |
5,6 |
4,6 |
-1,5 |
-2 |
-1 |
от 10 000,1 до 14 000,0 |
13,5 |
12,3 |
10,1 |
9,6 |
8,3 |
-1,2 |
-2,2 |
-1,3 |
от 14 000,1 до 19 000,0 |
15,1 |
14,5 |
13 |
12,8 |
11,6 |
-0,6 |
-1,5 |
-1,2 |
от 19 000,1 до 27 000,0 |
17,9 |
18,2 |
17,8 |
17,9 |
17,1 |
0,3 |
-0,4 |
-0,8 |
от 27 000,1 до 45 000,0 |
20,6 |
22,4 |
24,6 |
25,3 |
26 |
1,8 |
2,2 |
0,7 |
от 45 000,1 до 60 000,0 |
7,2 |
8,3 |
10,2 |
10,6 |
11,6 |
1,1 |
1,9 |
1 |
от 60 000,1 до 75 000,0 |
3,5 |
4,3 |
5,6 |
5,8 |
6,7 |
0,8 |
1,3 |
0,9 |
от 75 000,1 до 100 000,0 |
2,6 |
3,2 |
4,5 |
4,7 |
5,8 |
0,6 |
1,3 |
1,1 |
свыше 100 000,0 |
1,9 |
2,6 |
4,1 |
4,2 |
5,6 |
0,7 |
1,5 |
1,4 |
В 2019-2020 годах отмечается рост показателя в стоимостном выражении до 728,6 млрд руб., что выше уровня 2018 года на 1,1%, несмотря на то что в относительном выражении наметилась тенденция к снижению дефицита денежного дохода, что вызвано общим динамичным ростом объемов доходов населения. В 2021 году произошло сокращение дефицита денежного дохода на 13% до 633,2 млрд руб., что равно 0,9% от общего объема доходов населения и можно расценивать как положительную тенденцию.
Оценка распределения населения по величине среднедушевых доходов показала, что в 2014-2015 гг. отмечалась тенденция к снижению доли населения в группах с доходами до 19 тыс. руб., в то время как в категория 19-100 тыс. руб. динамика к росту является устойчивой. Наиболее динамичный прирост доли населения отмечается в группе 27-45 тыс. руб. и 45-60 тыс. руб., а наибольшее снижение – в категориях 7-10 тыс. руб. и 10-14 тыс. руб. За период 2015-2019 гг. отмечается усиление тенденции в группах населения с наименьшими доходами, при этом динамика к снижению отмечается для среднедушевых доходов вплоть до 27 тыс. руб. категория населения с доходами 27-45 тыс. руб. по-прежнему остается наиболее динамично растущей: за период 2015-2019 гг. доля населения выросла на 2,2%. Также высокую динамику показывает категория населения с доходами 45-60 тыс. руб., а в наибольшей степени снизилась группа населения с доходами 10-14 тыс. руб. и менее 7 тыс. руб. В последние 2 года отмечается сохранение тенденций прошлых лет, в результате чего происходит дальнейшее сокращение численности населения с доходами менее 27 тыс. руб., а в остальных категориях динамика к росту сохраняется, но невысокими темпами. В результате наибольший прирост за последние 2 года произошел в группе населения с доходами свыше 100 тыс. руб. – на 1,4%, а также в категории 75-100 тыс. руб. – на 1,1%, что во многом связано с усилением инфляции в последние годы на фоне усиления кризисных явлений (таблица).
Во всем исследуемом периоде наиболее многочисленной категорией является группа населения с доходами 27-45 тыс. руб.: если в 2014 году на ее долю приходилось 20,6% населения, то к 2021 году данный показатель вырос до 26%. Вторую позицию занимает группа населения с доходами 27-45 тыс. руб., удельный вес которой в исследуемом периоде практически не изменился и находится на уровне 17-18%. В результате, суммарно на категории с доходами 19-45 тыс. руб. сегодня приходится более 40% населения. Говоря о группах с более низкими средними доходами, стоит отметить, что несмотря на тенденцию к снижению, сегодня суммарно приходится 27,2% на население с доходами в пределах 19 тыс. руб. Это является довольно существенным значением и свидетельствует о сохранении диффференциации в уровне доходов.
Рис. 5. Динамика коэффициента Джини в России в 2014-2021 гг.
Среди групп населения с более высоким уровнем доходов наиболее многочисленной является группа 45-60 тыс. руб., доля которой в общей структуре выросла с 7,2% до 11,6% к 2021 году. В свою очередь практически вдвое вырос удельный вес группы населения с доходами 60-75 тыс. руб. – с 3,5% до 6,7% и группы населения с доходами 75-100 тыс. руб. – с 2,6% до 5,8%. Вместе с тем удельный вес населения с доходами более 100 тыс. руб. в 2014 году составлял всего лишь 1,9%, а уже в 2019 году превысил 4,1%, а к концу рассматриваемого периода достиг 5,6%, что свидетельствует о динамичном росте данной категории.
Коэффициент Джини является обобщённым индикатором, отражающим степень неравенства распределения доходов в обществе, при этом общепринятым пороговым значением является 0,3-0,4 (рисунок 5).
Оценка коэффициента Джини в России в 2014-2021 годах показала, что показатель во всем рассматриваемом периоде превышает 0,4, что свидетельствует о том, что в стране сохраняется существенная дифференциация среди населения по уровню доходов. При этом наибольшее значение показателя отмечается в 2014 году – 0,417, а в последующие годы наметилась тенденция к его снижению вплоть до 2018 год, когда индекс составил 0,411. В 2019 году отмечается усиление неравенства среди населения, в результате чего коэффициент Джини вырос до 0,413, а в 2020 году немного снизился – до 0,412. В свою очередь в 2021 году отмечается существенное снижение коэффициент Джини – до 0,403, что является наименьшим значением за исследуемый период и свидетельствует о небольшом снижении неравенства среди населения по уровню доходов.
Заключение
В 2021 году размер прожиточного минимума, являющегося основным критерием градации населения в контексте бедности, составил 11653 рублей. При этом в последние годы произошло усиление дифференциации размера средней заработной платы к прожиточному минимуму с 3,5 до 4,5 раз. Это свидетельствует о том, что средний уровень оплаты труда растет более динамично, чем базовый минимум доходов. Оценка уровня бедности показала, что к 2021 году показателю удалось вернуться на докризисный уровень (2014 года), в результате чего сегодня в стране насчитывается около 11% населения, находящихся за чертой бедности, что равно около 16 млн человек. Говоря о дефиците денежного дохода в стране, необходимо отметить, что после периода роста показателя до 1,3%, к 2021 году он также вернулся на докризисный уровень и составил 0,9%, хотя в абсолютном выражении и существенного выше, чем в 2014 году, что во многом обусловлено ростом цен за прошедший период. По итогам оценки распределения населения по уровню доходов было выявлено, что в исследуемом периоде более четверти от общей численности имеет доход в пределах 27-45 тыс. руб. Кроме того, в условиях динамичного роста потребительских цен и соответствующей индексации базовых минимумов (прожиточного минимума, МРОТа), устойчивой тенденции является сокращение удельного веса населения с более низкими доходами (до 27 тыс. руб.) при одновременном росте доли населения с более высокими доходами. Кроме того, одними из наиболее динамично растущих групп населения являются кластеры 45-60 тыс. руб. и более 100 тыс. руб., что является положительным аспектом. В целом, можно сделать вывод о том, что к 2021 году негативное влияние антироссийских санкций на уровень жизни населения страны было нивелировано, в результате чего, даже в условиях пандемии, показатели вернулись на докризисный уровень.
Библиографическая ссылка
Перькова Е.Ю., Наджафова М.Н., Болычева Е.А., Беспарточный Б.Д. ПРОБЛЕМА БЕДНОСТИ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 10-3. – С. 444-450;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2510 (дата обращения: 21.11.2024).