Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

THE PROBLEM OF POVERTY IN RUSSIA UNDER SANCTIONS

Perkova E.Yu. 1 Nadjafova M.N. 1 Bolycheva E.A. 2 Bespartochniy B.D. 3
1 Kursk state medical university
2 Southwest state university
3 Kursk branch of the Financial university under the Government of the Russian Federation
One of the significant periods of recent years is the deterioration of the foreign policy situation against the backdrop of the events of 2014, which resulted in the introduction of anti-Russian economic sanctions that affected many of the country’s markets. All this only exacerbated the problem of poverty that existed before, as a result of which, by 2015, the number of people living below the poverty line in Russia increased by more than 3 million people. Despite the fact that the social policy pursued in recent years, including measures of financial support for the population, has yielded certain results and the situation has improved, the problem of poverty and income inequality among the population remains unresolved. The study assesses the change in the level of poverty in Russia in the context of the economic crisis of recent years, reveals the current trends and their socio-economic consequences. It has been established that in recent years there has been an increase in the differentiation of the size of the average wage to the subsistence minimum from 3.5 to 4.5 times. This indicates that the average level of wages is growing more dynamically than the basic minimum income. The poverty assessment showed that by 2021 the indicator managed to return to the pre-crisis level (2014), as a result of which today there are about 11% of the population below the poverty line in the country, which is equal to about 16 million people. Speaking about the shortage of cash income in the country, it should be noted that after a period of growth of the indicator to 1.3%, by 2021 it also returned to the pre-crisis level and amounted to 0.9%.
standard of living
poverty
income of the population
subsistence minimum
gini coefficient

Введение

Снижение уровня жизни населения является одной из наиболее значимых социально-экономических проблем России в последние годы, что связано с периодом экономических кризисов, оказывающих существенное негативное влияние на потребительские цены и уровень доходов населения, в том числе реальных [1]. Одним из значимых периодов последних лет является ухудшение внешнеполитической обстановки на фоне событий 2014 года, результатом которых стал ввод антироссийских экономических санкций, которые затронули многие рынки страны [2]. При этом рынок труда не стал исключением: вследствие ухода ряда иностранных компаний произошел рост безработицы, а реальные доходы населения снизились на фоне роста темпов инфляции [3]. Все это лишь обострило существовавшую и ранее проблему бедности, в результате чего уже к 2015 году в России численность людей, находящихся за чертой бедности, выросла более чем на 3 млн человек [4]. Несмотря на то, что проводимая в последние годы социальная политика, включающая меры финансовой поддержки населения, дала определенные результаты и ситуация улучшилась, проблема бедности и неравенства уровня доходов среди населения остается нерешенной, чем и обусловлена актуальность исследования [5].

Цель исследования – провести оценку изменения уровня бедности в России в условиях экономического кризиса последних лет, выявить сложившиеся тенденции и их социально-экономические последствия.

Материалы и методы исследования

В ходе исследования использовались данные статистического бюллетеня «Социально-экономические индикаторы бедности» [6] об основных показателях, характеризующих уровень жизни и бедность населения России в период 2014-2021 гг. Выбор 2014 года в качестве базисного периода исследования обусловлен началом очередного экономического кризиса на фоне внешнеполитических разногласий и ввода антироссийских санкций. В рамках исследования дается оценка изменения установленной величины прожиточного минимума, которая является маркером градации населения по уровню жизни, а также рассматривается соотношение прожиточного минимума со среднедушевыми доходами и средней заработной платой. Кроме того, проводится анализ динамики численности и доли населения, находящегося за чертой бедности, объема дефицита денежного дохода в абсолютном и относительном выражении. Также дается оценка изменения структуры населения России по величине среднедушевых доходов и рассматривается динамика коэффициента Джини. Исследование проводилось с использованием целого ряда методов и подходов, в том числе: интеллектуальный анализ данных и общенаучные инструменты анализа [7, 8].

Результаты исследования и их обсуждение

Сегодня, как и прежде основным критерием, позволяющим провести градацию населения по уровню бедности, является прожиточный минимум, определяемый ежегодно Правительством РФ исходя из стоимости потребительской корзины. В 2014 году размер прожиточного минимума составлял 8050 руб. что выше уровня 2014 года на 10,2%. При этом прирост показателя в 2015 году произошел на уровне 21% и составил 9701 руб., что в наибольшей степени связан с усилением инфляции на фоне событий 2014 года, что привело к необходимости в ощутимой индексации. В последующие годы, на фоне стабилизации обстановки, прожиточный минимум рос невысокими темпами – даже ниже уровня инфляции. Так, в 2017 году прожиточный минимум составил 10088 руб., а к 2019 году увеличился до 10890 руб., что выше уровня предыдущего года на 5,9%. Превысил 11 тыс. руб. прожиточный минимум только в 2020 году, а к 2021 году вырос до 11653 руб., что выше уровня базисного периода лишь на 20% (рисунок 1).

Сопоставление прожиточного минимума со среднедушевыми доходами и средней заработной платой в стране показало, что в базисном периоде данные показатели превышали более чем в 3 раза величину установленного прожиточного минимума. При этом стоит отметить, что в 2014 году был более существенный разрыв между среднедушевым доходом, средней заработной платой и среднедушевой доход в стране растет практически пропорционально размеру прожиточного минимума, в результате чего сохраняется разрыв на уровне 3,1-3,4 раза, в то время как разрыв между средней заработной платой и прожиточным минимумом сохраняет тенденцию к усилению к 2021 году. Если в 2015 году средняя заработная плата превышала прожиточный минимум в 3,25 раза, то уже к 2019 году разрыв вырос до 4,05 раза, а к 2021 году – до 4,51 раза. Это свидетельствует о том, что средняя заработная плата в стране растет более динамично, чем размер прожиточного минимума, который хоть ежегодно и индексируется, однако по большей степени такое повышение носит формальный характер (рисунок 2).

missing image file

Рис. 1. Динамика величины прожиточного минимума населения в России в 2014-2021 гг.

missing image file

Рис. 2. Динамика соотношения среднедушевых доходов и средней заработной платы и величины прожиточного минимума в РФ в 2014-2021 гг.

Говоря об уровне бедности стоит отметить, что в 2014 году в стране от общей численности населения только 11,3% людей относилось к категории, находящихся за чертой бедности, что равно 16,3 млн чел. В 2015 году, на фоне ухудшения политической ситуации и усиления кризисных тенденций, отмечается всплеск уровня бедности в стране. Так, уровень бедности вырос на 2,1% до 13,4%, что равно 19,6 млн чел. от общей численности и является наибольшим значением в рассматриваемом периоде. В последующие годы отмечается устойчивая динамика к снижению численности и доли населения, находящегося за чертой бедности. В результате, уже в 2017 году доля уровень бедности снизился до 12,9%, а к 2019 году – до 12,1%, что равно 17,7 млн чел. В 2021 году отмечается дальнейшее снижение численности и доли бедного населения, в конечном итоге показатель достиг наименьшего за исследуемый период значения – 11%, что равно 16,1 млн человек. Такое снижение уровня бедности в России во многом обусловлено стабилизацией ситуации после ввода антироссийских санкций, способствовавших усилению экономического кризиса (рисунок 3).

Также о негативное влиянии начавшегося на фоне событий 2014 года кризиса свидетельствует практически двукратный рост дефицита денежного дохода населения. Если в 2014 году показатель находился на уровне 483 млрд руб., то уже в 2015 году составил практически 702 млрд руб., что выше уровня базисного периода на 45%. В относительном выражении дефицит денежного дохода вырос с 1% до 1,3%. В свою очередь 2016-2017 гг. можно охарактеризовать как период стабилизации, когда объем дефицита денежного дохода находился практически на одном и том же уровне и составлял 1,3-1,2% (рисунок 4).

missing image file

Рис. 3. Динамика численности и доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в России в 2014-2021 гг.

missing image file

Рис. 4. Динамика дефицита денежного дохода населения в России в 2014-2021 гг.

Оценка изменения распределения населения РФ по величине среднедушевых доходов в 2014-2021 гг.

Показатель

Значение, %

Изменение, %

2014 г.

2015 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

в 2015 г.

к 2014 г.

в 2019 г.

к 2015 г.

в 2021 г.

к 2020 г.

Все население, в т.ч. с денежными доходами, руб.:

100

100

100

100

100

-

-

-

до 7 000,0

8,2

6,2

4,1

3,5

2,7

-2

-2,1

-0,8

от 7 000,1 до 10 000,0

9,5

8

6

5,6

4,6

-1,5

-2

-1

от 10 000,1 до 14 000,0

13,5

12,3

10,1

9,6

8,3

-1,2

-2,2

-1,3

от 14 000,1 до 19 000,0

15,1

14,5

13

12,8

11,6

-0,6

-1,5

-1,2

от 19 000,1 до 27 000,0

17,9

18,2

17,8

17,9

17,1

0,3

-0,4

-0,8

от 27 000,1 до 45 000,0

20,6

22,4

24,6

25,3

26

1,8

2,2

0,7

от 45 000,1 до 60 000,0

7,2

8,3

10,2

10,6

11,6

1,1

1,9

1

от 60 000,1 до 75 000,0

3,5

4,3

5,6

5,8

6,7

0,8

1,3

0,9

от 75 000,1 до 100 000,0

2,6

3,2

4,5

4,7

5,8

0,6

1,3

1,1

свыше 100 000,0

1,9

2,6

4,1

4,2

5,6

0,7

1,5

1,4

В 2019-2020 годах отмечается рост показателя в стоимостном выражении до 728,6 млрд руб., что выше уровня 2018 года на 1,1%, несмотря на то что в относительном выражении наметилась тенденция к снижению дефицита денежного дохода, что вызвано общим динамичным ростом объемов доходов населения. В 2021 году произошло сокращение дефицита денежного дохода на 13% до 633,2 млрд руб., что равно 0,9% от общего объема доходов населения и можно расценивать как положительную тенденцию.

Оценка распределения населения по величине среднедушевых доходов показала, что в 2014-2015 гг. отмечалась тенденция к снижению доли населения в группах с доходами до 19 тыс. руб., в то время как в категория 19-100 тыс. руб. динамика к росту является устойчивой. Наиболее динамичный прирост доли населения отмечается в группе 27-45 тыс. руб. и 45-60 тыс. руб., а наибольшее снижение – в категориях 7-10 тыс. руб. и 10-14 тыс. руб. За период 2015-2019 гг. отмечается усиление тенденции в группах населения с наименьшими доходами, при этом динамика к снижению отмечается для среднедушевых доходов вплоть до 27 тыс. руб. категория населения с доходами 27-45 тыс. руб. по-прежнему остается наиболее динамично растущей: за период 2015-2019 гг. доля населения выросла на 2,2%. Также высокую динамику показывает категория населения с доходами 45-60 тыс. руб., а в наибольшей степени снизилась группа населения с доходами 10-14 тыс. руб. и менее 7 тыс. руб. В последние 2 года отмечается сохранение тенденций прошлых лет, в результате чего происходит дальнейшее сокращение численности населения с доходами менее 27 тыс. руб., а в остальных категориях динамика к росту сохраняется, но невысокими темпами. В результате наибольший прирост за последние 2 года произошел в группе населения с доходами свыше 100 тыс. руб. – на 1,4%, а также в категории 75-100 тыс. руб. – на 1,1%, что во многом связано с усилением инфляции в последние годы на фоне усиления кризисных явлений (таблица).

Во всем исследуемом периоде наиболее многочисленной категорией является группа населения с доходами 27-45 тыс. руб.: если в 2014 году на ее долю приходилось 20,6% населения, то к 2021 году данный показатель вырос до 26%. Вторую позицию занимает группа населения с доходами 27-45 тыс. руб., удельный вес которой в исследуемом периоде практически не изменился и находится на уровне 17-18%. В результате, суммарно на категории с доходами 19-45 тыс. руб. сегодня приходится более 40% населения. Говоря о группах с более низкими средними доходами, стоит отметить, что несмотря на тенденцию к снижению, сегодня суммарно приходится 27,2% на население с доходами в пределах 19 тыс. руб. Это является довольно существенным значением и свидетельствует о сохранении диффференциации в уровне доходов.

missing image file

Рис. 5. Динамика коэффициента Джини в России в 2014-2021 гг.

Среди групп населения с более высоким уровнем доходов наиболее многочисленной является группа 45-60 тыс. руб., доля которой в общей структуре выросла с 7,2% до 11,6% к 2021 году. В свою очередь практически вдвое вырос удельный вес группы населения с доходами 60-75 тыс. руб. – с 3,5% до 6,7% и группы населения с доходами 75-100 тыс. руб. – с 2,6% до 5,8%. Вместе с тем удельный вес населения с доходами более 100 тыс. руб. в 2014 году составлял всего лишь 1,9%, а уже в 2019 году превысил 4,1%, а к концу рассматриваемого периода достиг 5,6%, что свидетельствует о динамичном росте данной категории.

Коэффициент Джини является обобщённым индикатором, отражающим степень неравенства распределения доходов в обществе, при этом общепринятым пороговым значением является 0,3-0,4 (рисунок 5).

Оценка коэффициента Джини в России в 2014-2021 годах показала, что показатель во всем рассматриваемом периоде превышает 0,4, что свидетельствует о том, что в стране сохраняется существенная дифференциация среди населения по уровню доходов. При этом наибольшее значение показателя отмечается в 2014 году – 0,417, а в последующие годы наметилась тенденция к его снижению вплоть до 2018 год, когда индекс составил 0,411. В 2019 году отмечается усиление неравенства среди населения, в результате чего коэффициент Джини вырос до 0,413, а в 2020 году немного снизился – до 0,412. В свою очередь в 2021 году отмечается существенное снижение коэффициент Джини – до 0,403, что является наименьшим значением за исследуемый период и свидетельствует о небольшом снижении неравенства среди населения по уровню доходов.

Заключение

В 2021 году размер прожиточного минимума, являющегося основным критерием градации населения в контексте бедности, составил 11653 рублей. При этом в последние годы произошло усиление дифференциации размера средней заработной платы к прожиточному минимуму с 3,5 до 4,5 раз. Это свидетельствует о том, что средний уровень оплаты труда растет более динамично, чем базовый минимум доходов. Оценка уровня бедности показала, что к 2021 году показателю удалось вернуться на докризисный уровень (2014 года), в результате чего сегодня в стране насчитывается около 11% населения, находящихся за чертой бедности, что равно около 16 млн человек. Говоря о дефиците денежного дохода в стране, необходимо отметить, что после периода роста показателя до 1,3%, к 2021 году он также вернулся на докризисный уровень и составил 0,9%, хотя в абсолютном выражении и существенного выше, чем в 2014 году, что во многом обусловлено ростом цен за прошедший период. По итогам оценки распределения населения по уровню доходов было выявлено, что в исследуемом периоде более четверти от общей численности имеет доход в пределах 27-45 тыс. руб. Кроме того, в условиях динамичного роста потребительских цен и соответствующей индексации базовых минимумов (прожиточного минимума, МРОТа), устойчивой тенденции является сокращение удельного веса населения с более низкими доходами (до 27 тыс. руб.) при одновременном росте доли населения с более высокими доходами. Кроме того, одними из наиболее динамично растущих групп населения являются кластеры 45-60 тыс. руб. и более 100 тыс. руб., что является положительным аспектом. В целом, можно сделать вывод о том, что к 2021 году негативное влияние антироссийских санкций на уровень жизни населения страны было нивелировано, в результате чего, даже в условиях пандемии, показатели вернулись на докризисный уровень.