Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ОБЛЕГЧЕНИЕ ДОСТУПА К ФИНАНСИРОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Мамедова кызы У.Ш. 1
1 Азербайджанский университет кооперации
Доступ к финансированию инновационной деятельности в аграрной сфере является важным условием ее эффективности. В условиях инновационного развития характеристики доступа к финансированию претерпевают существенные изменения. Поэтому исследование вопросов облегчения доступа к финансированию инновационного сельского хозяйства является актуальным. Цель исследования – обосновать направления облегчения доступа к финансированию инновационного сельского хозяйства. Методология исследования – в процессе исследования использовались методы сравнительного анализа, синтеза, абстрагирования и логического обобщения. Прикладная значимость исследования – полученные результаты могут быть использованы для подготовки и реализации мероприятий по облегчению доступа к финансированию субъектов инновационной сельскохозяйственной деятельности. Результаты исследования – обоснованы положения об облегчении доступа к финансовым ресурсам инновационной деятельности в аграрной сфере. Указаны оригинальность и научная новизна исследования – направления совершенствования системы оформления кредита, аграрного страхования и стимулирования инвестиций в сфере.
сельское хозяйство
финансовые ресурсы
кредит
агрострахование
инвестиционная привлекательность
облегчение доступа
1. Балаев Р.А. Интересы и приоритеты в сфере сельского хозяйства: материалы международной научно-практической конференции «Аграрная экономика: 20 лет независимости». Баку: АзЕТКТИ и ТИ, 2011. С. 31-33.
2. Стратегическая дорожная карта по производству и переработке сельскохозяйственной продукции в Азербайджанской Республике. Утвержден Указом Президента Азербайджанской Республики от 6 декабря 2016 года. Баку, 2016. 177 с.
3. Антошин К.А. Формирование рынка консультационных услуг для инновационного развития сельской экономики // Образование, наука и производство. 2013. № 4 (5). С. 20-23.
4. Алферов В.Н., Худякова В.В. Мониторинг кредитоспособности заемщиков как механизм антикризисного управления // Бизнес стратегия: анализ, прогноз, управление. 2017. № 4 (36). С. 23-34.
5. Лещев В.А. Эффективность применения CRM-системы // Молодой студент. 2016. № 12. С. 165-168.
6. URL: https://softline.ru/кредит (дата обращения: 16.05.2022).
7. URL: https://www.fitchratings.com/research/banks (дата обращения: 16.05.2022).
8. Гришанова С.В., Ветрова М.Н. Зарубежный опыт формирования программ агрострахования // Никоновские чтения. 2009. № 14. С. 316-318.
9. Банк России. Предложения по развитию агрострахования с государственной поддержкой в Российской Федерации. М., 2017. 25 с.
10. Григоренко И.В. Особенности обеспечения финансовой устойчивости обществ взаимного страхования // Вестник Волгоградского государственного университета. 2013. № 1 (22). С. 196-201.
11. Соколова И.А. Инновационная модель государственно-частного партнерства в агростраховании // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2011. № 9. С. 27-33.
12, Цыганов А.А., Брызгалов Д.В. Цифровизация страхового рынка: задачи, проблемы и перспективы // Экономика и управление экономика и управление. 2018. № 2. С. 111-120.
13. Головецкий Н.Я., Терехова А.И. Инвестиционная привлекательность аграрного сектора экономики в условиях импортозамещения // Науковедение. 2015. Т. 7. № 5.
14. Глотова И.И., Томилина Е.П., Доронин Б.А., Клишина Ю.Е., Углицких О.Н. Инвестиционная привлекательность компании: подходы к определению и методы оценки // Успехи социальных наук, образования и гуманитарных исследований. Гуманитарные и социальные науки: новации, проблемы, перспективы. 2019. Т. 333. С. 843-848. DOI: 10.2991/hssnpp-19.2019.162.
15. Есполов Т.И. Цифровизация – ключевой фактор развития АПК. URL: https://www.eurasiancommission.org › акт › dep_agroprom] (дата обращения: 16.05.2022).
16. Габидинова Г., Хайруллин Б. Процесс принятия решения потребителем на рынке инвестиционных товаров // Практический маркетинг. 2011. № 8. С. 26-31.
17. Лоуренс Дж. Гитман, Майкл Д. Джонк. Базовые инвестиции. М.: Дело, 1997. 870 с.
18. Цветков В.А., Шутков А.А., Дудин М.Н., Лясников Н.В. Повышение инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса России. Финансы: теория и практика. 2018. № 3. С. 6-21.
19. Инвестиции / под ред. Л.И. Юзвович, С.А. Дегтярева, Е.Г. Принцесса. Екатеринбург: Изд-во Урал. университета, 2016. 543 с.
20. Дупленко Н.Г., Лупачева М.А. Проблемы стимулирования инновационной деятельности малых сельскохозяйственных предприятий на муниципальном уровне // Молодой учений. 2015. № 21.1. С. 11-15.
21. Гусейнова А.Д. Пути развития инновационной деятельности в Азербайджане // Азербайджанский налоговый журнал. 2015. № 4. С. 129-144.
22. Балаев Р.А. О регулирующем воздействии государства на цифровую экономику и возможностях технологической поддержки // Научные новости UNEC. 2019. Т. 7. С. 35-44.

Введение

Эффективность инновационной деятельности напрямую зависит от состояния доступа к финансам. Доступ к финансовым ресурсам сельхозпроизводителей сталкивается с более серьезными препятствиями, чем большинство отраслей народного хозяйства. Эти препятствия имеют объективные и субъективные причины. Высокий уровень инновационной сельскохозяйственной деятельности требует проведения комплексных научно-экспериментальных исследований по характеристике факторов, определяющих барьеры, возникающие в процессе доступа сельхозпроизводителей к финансированию. Поэтому проблемы облегчения доступа к финансированию инновационного сельского хозяйства достаточно актуальны.

Облегчение доступа к кредитным ресурсам

Согласно экспертным подходам в сельском хозяйстве Азербайджана [1, с. 31-33] удельный вес потенциальных заемщиков, которых можно отнести не только к группе «хороших», но даже и к группе «удовлетворительных» в силу их платежеспособности, достаточно мал. Предпочтение крупным производственным предприятиям при кредитовании остается серьезным и нежелательным фактом.

Облегчение доступа сельскохозяйственных производителей к финансированию отражено в качестве стратегической цели в Стратегической дорожной карте по производству и переработке сельскохозяйственной продукции в Азербайджанской Республике [2, с. 82-84]. Первоочередной задачей должно стать совершенствование механизма финансирования для облегчения доступа к финансированию субъектов, занимающихся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Вторым приоритетом является развитие агрострахования, а третьим приоритетом является стимулирование инвестиций в сельское хозяйство.

Предпринимаемые шаги в направлении совершенствования кредитного обеспечения инновационного развития должны контролироваться, полученные результаты оцениваться совместно с результатами анализа процессов, происходящих на рынке сельскохозяйственной продукции. В информационно-консультационной службе инновационного сельского хозяйства должны быть реализованы возможности государственно-частного партнерства, в этой сфере должна быть сформирована здоровая конкурентная среда. В то же время не следует забывать, что «на развитие информационно-консультационных сервисных организаций негативно влияют большие затраты и длительный период их окупаемости, отсутствие навыков у консультантов, низкий уровень квалификации персонала, отсутствие информации о новых достижения науки, передовые технологии и новые рынки сбыта» [3]. В то же время с таким мнением можно согласиться, что необходимо проводить антикризисный мониторинг заемщиков, чтобы облегчить доступ к финансам сельхозпроизводителей и «для обеспечения финансовой устойчивости» [4].

Одним из способов улучшения кредитования сельхозпроизводителей является участие в адресных коалиционных программах [программах, объединяющих субъектов, работающих без конкуренции с несколькими субъектами, преследующими одну цель]. CRM [Customer Relationship Management], считающийся новым, цифровым подходом к управлению взаимоотношениями с клиентами, дает реальные возможности для создания единой базы клиентов и организации работы с ними на инновационной основе [5, с. 165-168].

В целях улучшения кредитной обеспеченности субъектов производства в сельском хозяйстве и повышения их кредитоспособности отметим целесообразность принятия следующих мер: совершенствование мониторинга кредитования в сфере, снижение операционных издержек, связанных с данным мониторингом; усиление взаимосвязи между заработной платой работников и результатами производственно-финансовой деятельности производственного субъекта; оптимизация программного обеспечения. В зарубежной практике банки предоставляют беспроцентные или очень льготные кредиты производителям [в том числе в аграрном секторе] независимо от размера бизнеса и его организационно-правовой формы. Целесообразно использовать такой опыт, уже опробованный на постсоветском пространстве [6]: улучшение маркетинговой деятельности; увеличение оборотных средств, приобретаемых за счет собственных средств; эффективное управление дебиторской и кредиторской задолженностью; установление договорных отношений с покупателями, обеспечивающих своевременное и полное получение денежных средств, как цель управления дебиторской задолженностью; установление договорных отношений с грузоотправителями, учитывающих время поступления денежных средств от покупателей; обеспечение репутации и экономической стабильности в качестве заемщика.

В целях повышения уровня кредитной обеспеченности сельхозпроизводителей рекомендуется реализовать меры по следующему направлению: усиление роли государства в регулировании кредитного рынка для повышения заинтересованности банков в аграрном секторе, развитие сельскохозяйственной кооперации, так далее.; развитие конкуренции на рынке аграрного лизинга; снижение транзакционных издержек, связанных с получением кредита; оказание государством ресурсной поддержки банкам, имеющим непрерывный и положительный опыт работы с сельскохозяйственными предприятиями. Кстати, отметим, что в международной практике обеспечивается строгий и прозрачный контроль [7]. Есть доказательства того, что такая поддержка эффективна;применение земельно-ипотечного кредитования с учетом создания в стране необходимой институциональной и инфраструктурной обеспеченности; развитие сельскохозяйственной кредитной кооперации.

Совершенствование системы аграрного страхования

Инновационное развитие в сфере сельского хозяйства, в том численеобходимость облегчения доступа к финансам при реализации карт деятельности по обеспечению продовольственной безопасности, при восстановлении биоразнообразия, а также при производстве экологически чистой продукции требует новых подходов к системе страхования и возможности ее совершенствования. На данный момент 50% страховых премий выплачиваются страховщикам в сфере страхования садоводства в Азербайджане за счет государственного бюджета. Хотя этот механизм оказал большую поддержку сельхозпроизводителям, он не смог в достаточной мере стимулировать страхование на местах. С другой стороны, уплата 50 % страховых взносов из государственного бюджета вызывает искажения в распределении рисков, а также в правильной оценке страхуемых страховщиками рисков.

В системе аграрного страхования в центре внимания находятся инновационные подходы при страховании природно-климатических рисков. Эти подходы могут быть в большей степени ориентированы на поиск финансовых и технологических, а также управленческих альтернатив. Применение инновационных методов, которые предполагается использовать или уже используют для управления рисками, связано со сбором данных и расчетом индексов [индикаторов], отражающих вероятность конкретного события.

Технологические инновации могут оказать существенное влияние на снижение затрат в сельскохозяйственном страховании. С этой точки зрения трудно не согласиться со следующим мнением. «Технологические инновации, такие как спутниковый мониторинг погоды и компьютерные модели для раннего предупреждения об опасностях, значительно сокращают расходы на сельскохозяйственное страхование. Эти параметрические инструменты, помимо распространения технологических инноваций, значительно сокращают, а иногда и полностью устраняют традиционные проблемы» [8]. Действительно, технологические новшества в аграрном страховании снижают традиционные проблемы, возникающие в сфере, в том числе затраты на решение вопросов, доведенных до правового уровня, дополнительные расходы за счет устранения ошибок при отборе и т.д.

Показатели, используемые в процессе внедрения агростраховых инноваций, можно выделить как группы, связанные с погодными условиями и продуктивностью (в конкретном районе). Как одно из направлений развития поддерживаемых государством инструментов страхования малых форм хозяйствования особое значение имеет совершенствование механизма применения индексов, связанных с погодными условиями. С этой точки зрения можно согласиться со следующей позицией. «В индексированном страховании нет прямой оценки фактического убытка конкретного хозяйства, а размер страхового возмещения определяется по заранее заданной модели. Преимущества: позволяет значительно упростить заключение договора страхования и урегулирование убытков» [9, с. 14].

Важной причиной, препятствующей широкому распространению индексного страхования, является то, что оно требует большой подготовительной работы, связанной с подготовкой и обработкой данных о состоянии посевов. Субъективность может иметь место в количественном выражении предусмотренного договором показателя при индексированном страховании от погодного фактора. Это серьезный недостаток, поскольку в данном виде сельхозстрахования убыток сельхозпроизводителя оценивается по этому показателю. При таком подходе некоторые из реальных характеристик повреждения могут быть упущены из виду. В целом следующую позицию можно считать приемлемой с некоторыми оговорками. «Страхование, связанное с погодой, не только помогает минимизировать высокие риски производителей и сельскохозяйственных экономических агентов, в то же время это снижает расходы государства на помощь пострадавшим от стихийных бедствий. Таким образом, важнейшим условием развития инновационных методов является применение соответствующих технологий мониторинга и сбора данных, обеспечивающих их точность и достоверность [8].

Целью совершенствования системы сельскохозяйственного страхования является предотвращение тенденции к увеличению страховых тарифов по мере уменьшения размеров хозяйствующих субъектов. Так, «на практике страховые тарифы для малых предприятий выше, чем для крупных сельскохозяйственных предприятий. В первую очередь это связано с тем, что потеря урожая даже с небольшого участка посевов или небольшой части животных [незначительных для крупного хозяйства] вызывает страховой случай. Кроме того, ресурсы мелких фермерских хозяйств в сельском хозяйстве ограничены, что сказывается на соблюдении агротехнологий, наличии необходимой сельскохозяйственной техники, а также на привлечении профессиональных агрономов и узкопрофильных специалистов [9, с. 16].

В большинстве случаев пимущество его членов застраховано в обществах взаимного страхования, которые признаются некоммерческими страховыми обществами, принадлежащими жителям Игорты. «Организационным принципом взаимного страхования является распределение суммы ущерба между всеми членами общества при наступлении страхового случая. Страховой фонд создается с учетом предыдущего составления убытков и расходуется по мере возникновения убытков. В этом случае возникает риск несоответствия размера созданного фонда фактической сумме убытков, а фактический убыток оплачивается страховщиком» [10, с. 196]. Много информации о положительных сторонах взаимного [совместного] страхования можно найти в соответствующих источниках. Типичным в этом отношении можно считать следующее положение. «Поскольку каждый член общества взаимного страхования является и страховщиком, и страхователем, конфликта интересов здесь нет» [11, с. 29-30].

Совершенствовать систему аграрного страхованияускорение формирования нормативно-правовой базы;повышение заинтересованности как сельхозпроизводителей, так и частных страховых компаний в страховании субсидий, предоставляемых государством страховым компаниям, благодаря партнерству государственных и частных подразделений в агростраховании; оптимизация процесса изменения удельных весов добровольных и обязательных видов сельскохозяйственной страховой работы в части реализации приоритетов национальной продовольственной безопасности;необходимо, чтобы страховщики были полностью информированы о возможностях рассчитывать на помощь государства в аграрной сфере, а товаропроизводители были полностью информированы о возможностях заключения договора на льготных условиях.

Как направление совершенствования системы агрострахования заслуживают внимания вопросы повышения гибкости в управлении рисками и установления информационной базы на уровне необходимых требований.Высока вероятность, что цифровизация однозначно положительно скажется на эффективности страхования. В связи с этим примечательна следующая позиция, хотя и отличающаяся своим оптимизмом..«В результате использования цифровых технологий в страховой деятельности: повысится эффективность и прибыльность страховой деятельности; конвергенция взаимного и коммерческого страхования продолжится; произойдет социализация страховых отношений; появятся новые страховые услуги и продукты; произойдут изменения на рынке труда страховой отрасли» [12, с. 119].

Повышение инвестиционной привлекательности района

Инвестиционная привлекательность является важным фактором с точки зрения обеспечения финансирования и облегчения доступа к финансированию в той или иной сфере деятельности. До сих пор нет единого подхода к понятию инвестиционной привлекательности в целом, в том числе и применительно к субъектам АПК, что однозначно принимается большинством. В соответствующих источниках, обычно в процессе исследования возможностей повышения инвестиционной привлекательности, выделяются подходы к данному понятию на экономическом и финансовом уровнях. В этой связи нам представляется важным следующий подход. «Финансовая сторона понятия «инвестиционная привлекательность» для инвестора, прежде всего, относится к качеству и эффективности формирования структуры капитала, выбору источников финансирования и ликвидности предприятия, платежеспособности, отражает управление рисками, связанными с инвестиционной деятельностью. Такой подход предполагает расчет финансовых коэффициентов для подтверждения уровня инвестиционной привлекательности учреждения» [13].

При оценке возможностей повышения инвестиционной привлекательности следует учитывать более важные с практической точки зрения факторы, то есть инвестора, направление деятельности и цель вложения средств. Не случайно эти факторы рекомендуется учитывать при характеристике инвестиционной привлекательности в соответствующих источниках. «Предпочтение отдается определению инвестиционной привлекательности, учитывающему тип инвестора, профиль компании и текущие инвестиционные цели» [14, с. 843]. Использование цифровой платформы для обеспечения оптимального принятия решений на местах, скорее всего, даст значительные положительные результаты. В качестве таких результатов в соответствующих источниках упоминаются: «систематизация и оптимизация принятия решений в управлении; оптимизация государственных инвестиций в сфере; создание площадок для развития малого и среднего бизнеса; улучшение условий для привлечения иностранных инвестиций [15].

Уровень деловой активности в аграрной экономике зависит, прежде всего, от финансового состояния хозяйствующего субъекта и уровня удовлетворения инвестиционного спроса, а этот уровень зависит от инвестиционной привлекательности. Решение инвестора об инвестировании в этот район принимается с учетом влияния многих факторов. На уровне отрасли и предприятия эти факторы должны включать в себя инвестиционный продукт, включенный в комплекс маркетинга субъекта, ценообразование, распределение и коммуникацию, конкурентов, посредников, других инвесторов, а также личные характеристики инвестора, принимающего решения [16].

При подготовке инвестиционных решений следует характеризовать имеющиеся финансовые ресурсы, определяемый инвестиционный спрос, высокую вероятность рисков и ряд других подобных факторов, учитывать приоритеты инвестиционной политики государства в аграрной сфере. Известно, что уровень доходности и вероятность риска в инвестиционной деятельности в большинстве случаев прямо пропорциональны. Поэтому для каждого инвестора «инвестиции должны периодически анализироваться с точки зрения доходности и уровня риска. Если актив не подходит портфелю, инвестору следует продать его и приобрести более подходящие инструменты. Наконец, инвестор не должен останавливаться и ждать каждый цент прибыли. Тому, кто ждет самой высокой цены, обычно приходится наблюдать, как стоимость его инвестиций падает» [17, с. 869].

В качестве неочевидных факторов, снижающих инвестиционную привлекательность сельского хозяйства, в соответствующих источниках упоминаются следующие: «высокая долговая [кредитная] нагрузка предприятий, низкий уровень инновационной активности и использование устаревших технологий, применение устаревших подходов в управлении сельскохозяйственными предприятиями. и области в целом, и отсутствие эффективной организации управления» [18, с. 6]. Есть много моментов, в которых мы согласны с представленной позицией.

Благоприятный инвестиционный климат напрямую связан с эффективностью системы регулирования инвестиционного процесса. Таким образом, «финансово-кредитный механизм регулирования инвестиций выступает составной частью единой инвестиционной системы, охватывающей определенную сферу инвестиционных отношений. Этот механизм дает возможность финансово-инвестиционным институтам целенаправленно воздействовать на инвестиционные отношения и создает необходимые условия для перераспределения денежных потоков между различными сегментами финансового рынка» [19, с. 336].

Необходимо согласиться с исследователями, подчеркивающими роль аграрной информационно-консультационной службы на уровне местного самоуправления в сельской местности. АВ условиях ограниченных финансовых ресурсов субъектов сельскохозяйственного производства муниципалитеты могут принимать эффективные меры по распространению сельскохозяйственных знаний, созданию системы обмена семенами улучшенных сортов, совершенствованию консультационной помощи сельхозпроизводителям и сельскому населению во взаимодействии с региональной информационно-консультационной службой. ассоциации [20, с. 15].

«Одним из главных вопросов в условиях реформирования народного хозяйства является повышение инновационной активности научных организаций, предприятий, фирм, компаний. Отличительной чертой развития инноваций на данном этапе является быстрый переход на более прогрессивные технологические процессы и гибкое производство, что позволяет выпускать новую конкурентоспособную продукцию, соответствующую мировым стандартам [21, с. 139].

Современное состояние инвестиционной инфраструктуры в агропромышленном комплексе, хотя и произошли существенные положительные изменения за последние годы, все же нельзя признать удовлетворительным с точки зрения технологического обеспечения отрасли. Прежде всего, отметим, что необходимо совершенствовать инвестиционную инфраструктуру в части повышения эффективности управления рисками, сопровождающими инновационную деятельность. В связи с этим одним из важных направлений является формирование современного институционального обеспечения разработки и реализации целевых программ по доведению инвестиционной инфраструктуры до уровня, соответствующего требованиям инновационного развития.

С точки зрения облегчения доступа к финансам в различных сферах народного хозяйства, в том числе в сельском хозяйстве, повышение инвестиционной активности и привлекательности делает объективной необходимостью согласованную деятельность на макро-, отраслевом, региональном и микроуровнях. С этой точки зрения целесообразна разработка стратегии повышения инвестиционной привлекательности аграрного сектора. В этой стратегии приоритет должен быть отдан инновационному развитию как вектору повышения инвестиционной привлекательности. «Привлечение частных инвестиций в создание и использование информационных систем и центров обработки данных, которым принадлежит решающая роль в цифровизации экономики, иными словами, благодаря государственно-частному партнерству рентабельность цифровой экономики может быть увеличивается с большой вероятностью. Здесь есть мотив для активизации частного сектора» [22, с. 42].

Оптимизация масштабов технико-внедренческой деятельности в сельском хозяйстве с учетом полевых особенностей передовых технологий, лизинга машин и оборудования может принести важные положительные результаты с точки зрения обеспечения конкурентоспособности.

Вывод

Целесообразно реализовать следующие меры по повышению уровня кредитного обеспечения инновационной деятельности в сельском хозяйстве: надежное обеспечение системы льготного кредитования, прежде всего продуктов питания и продовольственной безопасности; создание и поддержка фондов целевого кредитования; создание кредитных союзов и содействие их согласованной деятельности; подготовка и реализация программ финансового оздоровления субъектов сельскохозяйственного производства; расширение доступа сельхозпроизводителей к финансовым ресурсам, в том числе кредитным, на условиях государственно-частного партнерства; создание специальных инновационных фондов для продвижения аграрных инноваций; развитие конкуренции на рынке аграрного лизинга.

Цель совершенствования системы аграрного страхованияболее активное использование страхового фактора для стимулирования инвестиций в сельское хозяйство; ускорение формирования нормативно-правовой базы;повышение заинтересованности как сельхозпроизводителей, так и частных страховых компаний в страховании субсидий, предоставляемых государством страховым компаниям, благодаря партнерству государственных и частных подразделений в аграрном страховании.

Аграрная экономика яВ целях повышения инвестиционной привлекательности следует выбрать удобные методы и инструменты, а также рассмотреть возможность предоставления налоговых льгот по кредитам, направленным на реализацию инвестиционных проектов в сфере. япроцесс финансирования инноваций не должен заканчиваться продуктовыми инновациями в производстве, инновации, облегчающие движение этих продуктов на внутреннем и внешнем рынках, также должны быть объектом капитальных вложений.


Библиографическая ссылка

Мамедова кызы У.Ш. ОБЛЕГЧЕНИЕ ДОСТУПА К ФИНАНСИРОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 9-1. – С. 106-112;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2399 (дата обращения: 25.04.2024).