Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

FACILITATION OF ACCESS TO FINANCING FOR INNOVATIVE AGRICULTURE

Mammadova kyzy U.Sh. 1
1 Azerbaijan University of Cooperation
Access to financing of innovative activities in the agricultural sector is an important condition for its effectiveness. In the conditions of innovative development, the characteristics of access to financing are undergoing significant changes. Therefore, the study of issues of facilitating access to financing for innovative agriculture is relevant. The purpose of the study is to substantiate directions for facilitating access to financing for innovative agriculture. Research methodology – in the process of research, methods of comparative analysis, synthesis, abstraction and logical generalization were used. Applied significance of the study – the results obtained can be used to prepare and implement measures to facilitate access to financing for subjects of innovative agricultural activities. The results of the study are substantiated provisions on facilitating access to financial resources for innovative activities in the agricultural sector. The originality and scientific novelty of the research are indicated – directions for improving the system of obtaining a loan, agricultural insurance and stimulating investments in the field.
agriculture
financial resources
credit
agricultural insurance
investment attractiveness
easier access

Введение

Эффективность инновационной деятельности напрямую зависит от состояния доступа к финансам. Доступ к финансовым ресурсам сельхозпроизводителей сталкивается с более серьезными препятствиями, чем большинство отраслей народного хозяйства. Эти препятствия имеют объективные и субъективные причины. Высокий уровень инновационной сельскохозяйственной деятельности требует проведения комплексных научно-экспериментальных исследований по характеристике факторов, определяющих барьеры, возникающие в процессе доступа сельхозпроизводителей к финансированию. Поэтому проблемы облегчения доступа к финансированию инновационного сельского хозяйства достаточно актуальны.

Облегчение доступа к кредитным ресурсам

Согласно экспертным подходам в сельском хозяйстве Азербайджана [1, с. 31-33] удельный вес потенциальных заемщиков, которых можно отнести не только к группе «хороших», но даже и к группе «удовлетворительных» в силу их платежеспособности, достаточно мал. Предпочтение крупным производственным предприятиям при кредитовании остается серьезным и нежелательным фактом.

Облегчение доступа сельскохозяйственных производителей к финансированию отражено в качестве стратегической цели в Стратегической дорожной карте по производству и переработке сельскохозяйственной продукции в Азербайджанской Республике [2, с. 82-84]. Первоочередной задачей должно стать совершенствование механизма финансирования для облегчения доступа к финансированию субъектов, занимающихся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Вторым приоритетом является развитие агрострахования, а третьим приоритетом является стимулирование инвестиций в сельское хозяйство.

Предпринимаемые шаги в направлении совершенствования кредитного обеспечения инновационного развития должны контролироваться, полученные результаты оцениваться совместно с результатами анализа процессов, происходящих на рынке сельскохозяйственной продукции. В информационно-консультационной службе инновационного сельского хозяйства должны быть реализованы возможности государственно-частного партнерства, в этой сфере должна быть сформирована здоровая конкурентная среда. В то же время не следует забывать, что «на развитие информационно-консультационных сервисных организаций негативно влияют большие затраты и длительный период их окупаемости, отсутствие навыков у консультантов, низкий уровень квалификации персонала, отсутствие информации о новых достижения науки, передовые технологии и новые рынки сбыта» [3]. В то же время с таким мнением можно согласиться, что необходимо проводить антикризисный мониторинг заемщиков, чтобы облегчить доступ к финансам сельхозпроизводителей и «для обеспечения финансовой устойчивости» [4].

Одним из способов улучшения кредитования сельхозпроизводителей является участие в адресных коалиционных программах [программах, объединяющих субъектов, работающих без конкуренции с несколькими субъектами, преследующими одну цель]. CRM [Customer Relationship Management], считающийся новым, цифровым подходом к управлению взаимоотношениями с клиентами, дает реальные возможности для создания единой базы клиентов и организации работы с ними на инновационной основе [5, с. 165-168].

В целях улучшения кредитной обеспеченности субъектов производства в сельском хозяйстве и повышения их кредитоспособности отметим целесообразность принятия следующих мер: совершенствование мониторинга кредитования в сфере, снижение операционных издержек, связанных с данным мониторингом; усиление взаимосвязи между заработной платой работников и результатами производственно-финансовой деятельности производственного субъекта; оптимизация программного обеспечения. В зарубежной практике банки предоставляют беспроцентные или очень льготные кредиты производителям [в том числе в аграрном секторе] независимо от размера бизнеса и его организационно-правовой формы. Целесообразно использовать такой опыт, уже опробованный на постсоветском пространстве [6]: улучшение маркетинговой деятельности; увеличение оборотных средств, приобретаемых за счет собственных средств; эффективное управление дебиторской и кредиторской задолженностью; установление договорных отношений с покупателями, обеспечивающих своевременное и полное получение денежных средств, как цель управления дебиторской задолженностью; установление договорных отношений с грузоотправителями, учитывающих время поступления денежных средств от покупателей; обеспечение репутации и экономической стабильности в качестве заемщика.

В целях повышения уровня кредитной обеспеченности сельхозпроизводителей рекомендуется реализовать меры по следующему направлению: усиление роли государства в регулировании кредитного рынка для повышения заинтересованности банков в аграрном секторе, развитие сельскохозяйственной кооперации, так далее.; развитие конкуренции на рынке аграрного лизинга; снижение транзакционных издержек, связанных с получением кредита; оказание государством ресурсной поддержки банкам, имеющим непрерывный и положительный опыт работы с сельскохозяйственными предприятиями. Кстати, отметим, что в международной практике обеспечивается строгий и прозрачный контроль [7]. Есть доказательства того, что такая поддержка эффективна;применение земельно-ипотечного кредитования с учетом создания в стране необходимой институциональной и инфраструктурной обеспеченности; развитие сельскохозяйственной кредитной кооперации.

Совершенствование системы аграрного страхования

Инновационное развитие в сфере сельского хозяйства, в том численеобходимость облегчения доступа к финансам при реализации карт деятельности по обеспечению продовольственной безопасности, при восстановлении биоразнообразия, а также при производстве экологически чистой продукции требует новых подходов к системе страхования и возможности ее совершенствования. На данный момент 50% страховых премий выплачиваются страховщикам в сфере страхования садоводства в Азербайджане за счет государственного бюджета. Хотя этот механизм оказал большую поддержку сельхозпроизводителям, он не смог в достаточной мере стимулировать страхование на местах. С другой стороны, уплата 50 % страховых взносов из государственного бюджета вызывает искажения в распределении рисков, а также в правильной оценке страхуемых страховщиками рисков.

В системе аграрного страхования в центре внимания находятся инновационные подходы при страховании природно-климатических рисков. Эти подходы могут быть в большей степени ориентированы на поиск финансовых и технологических, а также управленческих альтернатив. Применение инновационных методов, которые предполагается использовать или уже используют для управления рисками, связано со сбором данных и расчетом индексов [индикаторов], отражающих вероятность конкретного события.

Технологические инновации могут оказать существенное влияние на снижение затрат в сельскохозяйственном страховании. С этой точки зрения трудно не согласиться со следующим мнением. «Технологические инновации, такие как спутниковый мониторинг погоды и компьютерные модели для раннего предупреждения об опасностях, значительно сокращают расходы на сельскохозяйственное страхование. Эти параметрические инструменты, помимо распространения технологических инноваций, значительно сокращают, а иногда и полностью устраняют традиционные проблемы» [8]. Действительно, технологические новшества в аграрном страховании снижают традиционные проблемы, возникающие в сфере, в том числе затраты на решение вопросов, доведенных до правового уровня, дополнительные расходы за счет устранения ошибок при отборе и т.д.

Показатели, используемые в процессе внедрения агростраховых инноваций, можно выделить как группы, связанные с погодными условиями и продуктивностью (в конкретном районе). Как одно из направлений развития поддерживаемых государством инструментов страхования малых форм хозяйствования особое значение имеет совершенствование механизма применения индексов, связанных с погодными условиями. С этой точки зрения можно согласиться со следующей позицией. «В индексированном страховании нет прямой оценки фактического убытка конкретного хозяйства, а размер страхового возмещения определяется по заранее заданной модели. Преимущества: позволяет значительно упростить заключение договора страхования и урегулирование убытков» [9, с. 14].

Важной причиной, препятствующей широкому распространению индексного страхования, является то, что оно требует большой подготовительной работы, связанной с подготовкой и обработкой данных о состоянии посевов. Субъективность может иметь место в количественном выражении предусмотренного договором показателя при индексированном страховании от погодного фактора. Это серьезный недостаток, поскольку в данном виде сельхозстрахования убыток сельхозпроизводителя оценивается по этому показателю. При таком подходе некоторые из реальных характеристик повреждения могут быть упущены из виду. В целом следующую позицию можно считать приемлемой с некоторыми оговорками. «Страхование, связанное с погодой, не только помогает минимизировать высокие риски производителей и сельскохозяйственных экономических агентов, в то же время это снижает расходы государства на помощь пострадавшим от стихийных бедствий. Таким образом, важнейшим условием развития инновационных методов является применение соответствующих технологий мониторинга и сбора данных, обеспечивающих их точность и достоверность [8].

Целью совершенствования системы сельскохозяйственного страхования является предотвращение тенденции к увеличению страховых тарифов по мере уменьшения размеров хозяйствующих субъектов. Так, «на практике страховые тарифы для малых предприятий выше, чем для крупных сельскохозяйственных предприятий. В первую очередь это связано с тем, что потеря урожая даже с небольшого участка посевов или небольшой части животных [незначительных для крупного хозяйства] вызывает страховой случай. Кроме того, ресурсы мелких фермерских хозяйств в сельском хозяйстве ограничены, что сказывается на соблюдении агротехнологий, наличии необходимой сельскохозяйственной техники, а также на привлечении профессиональных агрономов и узкопрофильных специалистов [9, с. 16].

В большинстве случаев пимущество его членов застраховано в обществах взаимного страхования, которые признаются некоммерческими страховыми обществами, принадлежащими жителям Игорты. «Организационным принципом взаимного страхования является распределение суммы ущерба между всеми членами общества при наступлении страхового случая. Страховой фонд создается с учетом предыдущего составления убытков и расходуется по мере возникновения убытков. В этом случае возникает риск несоответствия размера созданного фонда фактической сумме убытков, а фактический убыток оплачивается страховщиком» [10, с. 196]. Много информации о положительных сторонах взаимного [совместного] страхования можно найти в соответствующих источниках. Типичным в этом отношении можно считать следующее положение. «Поскольку каждый член общества взаимного страхования является и страховщиком, и страхователем, конфликта интересов здесь нет» [11, с. 29-30].

Совершенствовать систему аграрного страхованияускорение формирования нормативно-правовой базы;повышение заинтересованности как сельхозпроизводителей, так и частных страховых компаний в страховании субсидий, предоставляемых государством страховым компаниям, благодаря партнерству государственных и частных подразделений в агростраховании; оптимизация процесса изменения удельных весов добровольных и обязательных видов сельскохозяйственной страховой работы в части реализации приоритетов национальной продовольственной безопасности;необходимо, чтобы страховщики были полностью информированы о возможностях рассчитывать на помощь государства в аграрной сфере, а товаропроизводители были полностью информированы о возможностях заключения договора на льготных условиях.

Как направление совершенствования системы агрострахования заслуживают внимания вопросы повышения гибкости в управлении рисками и установления информационной базы на уровне необходимых требований.Высока вероятность, что цифровизация однозначно положительно скажется на эффективности страхования. В связи с этим примечательна следующая позиция, хотя и отличающаяся своим оптимизмом..«В результате использования цифровых технологий в страховой деятельности: повысится эффективность и прибыльность страховой деятельности; конвергенция взаимного и коммерческого страхования продолжится; произойдет социализация страховых отношений; появятся новые страховые услуги и продукты; произойдут изменения на рынке труда страховой отрасли» [12, с. 119].

Повышение инвестиционной привлекательности района

Инвестиционная привлекательность является важным фактором с точки зрения обеспечения финансирования и облегчения доступа к финансированию в той или иной сфере деятельности. До сих пор нет единого подхода к понятию инвестиционной привлекательности в целом, в том числе и применительно к субъектам АПК, что однозначно принимается большинством. В соответствующих источниках, обычно в процессе исследования возможностей повышения инвестиционной привлекательности, выделяются подходы к данному понятию на экономическом и финансовом уровнях. В этой связи нам представляется важным следующий подход. «Финансовая сторона понятия «инвестиционная привлекательность» для инвестора, прежде всего, относится к качеству и эффективности формирования структуры капитала, выбору источников финансирования и ликвидности предприятия, платежеспособности, отражает управление рисками, связанными с инвестиционной деятельностью. Такой подход предполагает расчет финансовых коэффициентов для подтверждения уровня инвестиционной привлекательности учреждения» [13].

При оценке возможностей повышения инвестиционной привлекательности следует учитывать более важные с практической точки зрения факторы, то есть инвестора, направление деятельности и цель вложения средств. Не случайно эти факторы рекомендуется учитывать при характеристике инвестиционной привлекательности в соответствующих источниках. «Предпочтение отдается определению инвестиционной привлекательности, учитывающему тип инвестора, профиль компании и текущие инвестиционные цели» [14, с. 843]. Использование цифровой платформы для обеспечения оптимального принятия решений на местах, скорее всего, даст значительные положительные результаты. В качестве таких результатов в соответствующих источниках упоминаются: «систематизация и оптимизация принятия решений в управлении; оптимизация государственных инвестиций в сфере; создание площадок для развития малого и среднего бизнеса; улучшение условий для привлечения иностранных инвестиций [15].

Уровень деловой активности в аграрной экономике зависит, прежде всего, от финансового состояния хозяйствующего субъекта и уровня удовлетворения инвестиционного спроса, а этот уровень зависит от инвестиционной привлекательности. Решение инвестора об инвестировании в этот район принимается с учетом влияния многих факторов. На уровне отрасли и предприятия эти факторы должны включать в себя инвестиционный продукт, включенный в комплекс маркетинга субъекта, ценообразование, распределение и коммуникацию, конкурентов, посредников, других инвесторов, а также личные характеристики инвестора, принимающего решения [16].

При подготовке инвестиционных решений следует характеризовать имеющиеся финансовые ресурсы, определяемый инвестиционный спрос, высокую вероятность рисков и ряд других подобных факторов, учитывать приоритеты инвестиционной политики государства в аграрной сфере. Известно, что уровень доходности и вероятность риска в инвестиционной деятельности в большинстве случаев прямо пропорциональны. Поэтому для каждого инвестора «инвестиции должны периодически анализироваться с точки зрения доходности и уровня риска. Если актив не подходит портфелю, инвестору следует продать его и приобрести более подходящие инструменты. Наконец, инвестор не должен останавливаться и ждать каждый цент прибыли. Тому, кто ждет самой высокой цены, обычно приходится наблюдать, как стоимость его инвестиций падает» [17, с. 869].

В качестве неочевидных факторов, снижающих инвестиционную привлекательность сельского хозяйства, в соответствующих источниках упоминаются следующие: «высокая долговая [кредитная] нагрузка предприятий, низкий уровень инновационной активности и использование устаревших технологий, применение устаревших подходов в управлении сельскохозяйственными предприятиями. и области в целом, и отсутствие эффективной организации управления» [18, с. 6]. Есть много моментов, в которых мы согласны с представленной позицией.

Благоприятный инвестиционный климат напрямую связан с эффективностью системы регулирования инвестиционного процесса. Таким образом, «финансово-кредитный механизм регулирования инвестиций выступает составной частью единой инвестиционной системы, охватывающей определенную сферу инвестиционных отношений. Этот механизм дает возможность финансово-инвестиционным институтам целенаправленно воздействовать на инвестиционные отношения и создает необходимые условия для перераспределения денежных потоков между различными сегментами финансового рынка» [19, с. 336].

Необходимо согласиться с исследователями, подчеркивающими роль аграрной информационно-консультационной службы на уровне местного самоуправления в сельской местности. АВ условиях ограниченных финансовых ресурсов субъектов сельскохозяйственного производства муниципалитеты могут принимать эффективные меры по распространению сельскохозяйственных знаний, созданию системы обмена семенами улучшенных сортов, совершенствованию консультационной помощи сельхозпроизводителям и сельскому населению во взаимодействии с региональной информационно-консультационной службой. ассоциации [20, с. 15].

«Одним из главных вопросов в условиях реформирования народного хозяйства является повышение инновационной активности научных организаций, предприятий, фирм, компаний. Отличительной чертой развития инноваций на данном этапе является быстрый переход на более прогрессивные технологические процессы и гибкое производство, что позволяет выпускать новую конкурентоспособную продукцию, соответствующую мировым стандартам [21, с. 139].

Современное состояние инвестиционной инфраструктуры в агропромышленном комплексе, хотя и произошли существенные положительные изменения за последние годы, все же нельзя признать удовлетворительным с точки зрения технологического обеспечения отрасли. Прежде всего, отметим, что необходимо совершенствовать инвестиционную инфраструктуру в части повышения эффективности управления рисками, сопровождающими инновационную деятельность. В связи с этим одним из важных направлений является формирование современного институционального обеспечения разработки и реализации целевых программ по доведению инвестиционной инфраструктуры до уровня, соответствующего требованиям инновационного развития.

С точки зрения облегчения доступа к финансам в различных сферах народного хозяйства, в том числе в сельском хозяйстве, повышение инвестиционной активности и привлекательности делает объективной необходимостью согласованную деятельность на макро-, отраслевом, региональном и микроуровнях. С этой точки зрения целесообразна разработка стратегии повышения инвестиционной привлекательности аграрного сектора. В этой стратегии приоритет должен быть отдан инновационному развитию как вектору повышения инвестиционной привлекательности. «Привлечение частных инвестиций в создание и использование информационных систем и центров обработки данных, которым принадлежит решающая роль в цифровизации экономики, иными словами, благодаря государственно-частному партнерству рентабельность цифровой экономики может быть увеличивается с большой вероятностью. Здесь есть мотив для активизации частного сектора» [22, с. 42].

Оптимизация масштабов технико-внедренческой деятельности в сельском хозяйстве с учетом полевых особенностей передовых технологий, лизинга машин и оборудования может принести важные положительные результаты с точки зрения обеспечения конкурентоспособности.

Вывод

Целесообразно реализовать следующие меры по повышению уровня кредитного обеспечения инновационной деятельности в сельском хозяйстве: надежное обеспечение системы льготного кредитования, прежде всего продуктов питания и продовольственной безопасности; создание и поддержка фондов целевого кредитования; создание кредитных союзов и содействие их согласованной деятельности; подготовка и реализация программ финансового оздоровления субъектов сельскохозяйственного производства; расширение доступа сельхозпроизводителей к финансовым ресурсам, в том числе кредитным, на условиях государственно-частного партнерства; создание специальных инновационных фондов для продвижения аграрных инноваций; развитие конкуренции на рынке аграрного лизинга.

Цель совершенствования системы аграрного страхованияболее активное использование страхового фактора для стимулирования инвестиций в сельское хозяйство; ускорение формирования нормативно-правовой базы;повышение заинтересованности как сельхозпроизводителей, так и частных страховых компаний в страховании субсидий, предоставляемых государством страховым компаниям, благодаря партнерству государственных и частных подразделений в аграрном страховании.

Аграрная экономика яВ целях повышения инвестиционной привлекательности следует выбрать удобные методы и инструменты, а также рассмотреть возможность предоставления налоговых льгот по кредитам, направленным на реализацию инвестиционных проектов в сфере. япроцесс финансирования инноваций не должен заканчиваться продуктовыми инновациями в производстве, инновации, облегчающие движение этих продуктов на внутреннем и внешнем рынках, также должны быть объектом капитальных вложений.