Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Эльмесов К.Л. 1, 2
1 ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»
2 Управление Федерального казначейства по Ростовской области
В статье изложены основы методического подхода к осуществлению контроля аудиторской деятельности со стороны специалистов Федерального казначейства. Раскрыто авторское видение методических аспектов в работе Федерального казначейства по проведению надзорных мероприятий за субъектами аудиторской деятельности с использованием особенностей государственного финансового контроля. В основу разработанного методического подхода положена взаимосвязь с функциями структур Федерального казначейства по аудиторскому надзору. Описаны регламенты и методики, формирующие методическое обеспечение, в контексте исполнения полномочий подразделений Федерального казначейства. Разработанные регламенты по проведению контрольных мероприятий в отношении аудиторских организаций позволяют структурировать систему методического обеспечения данного направления деятельности Федерального казначейства.
аудиторская деятельность
аудиторские организации
внешние проверки
контроль качества
методическое обеспечение
1. Ангальдт Е.В., Камерилов Р.В. Контроль аудиторской деятельности в Российской Федерации // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. 2013. №10. С. 117-120.
2. Хандрамай А.А., Гасымова Э.Н., Евтягин А.С. Реформирование системы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации // Научное обозрение. 2019. № 2. С. 137-141.
3. Снеткова Т.А., Мелешенко С.С., Маркарьян С.Э. Ключевые элементы контроля качества аудита // Казанский экономический вестник. 2019. № 6 (44). С. 68-73.
4. Зизекалова Е.А. Проблемы и перспективы государственного регулирования аудиторской деятельности в России // Ars Administrandi (Искусство управления). 2019. Т. 11. № 3. С. 437-454.
5. Бровкина Н.Д. Стратегия развития органов надзора за качеством аудиторских услуг // Учет. Анализ. Аудит. 2019. №6 (5). С. 69-79.
6. Даниленко Н.И. Казначейские риски в современных условиях: теория, методология, практика // Дайджест-финансы. 2012. №12 (216). С. 57-62.
7. Даниленко Н.И. Теоретические и практические аспекты развития механизма государственного казначейского контроля // Международный бухгалтерский учет. 2014. №43 (337). С. 33-43.
8. Основные показатели деятельности по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов в 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/mainindex_monitoring/ (дата обращения: 2.08.2022).
9. О создании Совета по организации внешнего контроля качества работы аудиторских организаций» (в редакции приказа Федерального казначейства от 28 сентября 2018 г. № 286. Приказ Федерального казначейства от 30 июня 2016 г. № 236. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902326800 (дата обращения: 2.08.2022).

Введение

В условиях нарастания тенденций, связанных с усилением роли внешнего финансового контроля и надзора, особую актуальность приобретает исследование проблем осуществления надзора за деятельностью аудиторских организаций. С другой стороны, еще не завершился полностью многоступенчатый процесс трансформации контрольной функции в отношении аудиторской деятельности [1]. Обсуждается вопрос возможности передачи ЦБ РФ функций по регулированию аудиторской деятельности, осуществляемых сегодня Минфином России и Федеральным казначейством РФ [2].

Контроль качества услуг в области аудиторской деятельности производится двумя субъектами. К первому субъекту относится Федеральное казначейство как уполномоченный орган по надзору и контролю федерального значения. Второй субъект – саморегулируемые организации аудиторов (в настоящее время работает одна организация – Ассоциация «Содружество» [4].

Материалы и методы исследования

Контроль качества со стороны государственных органов проводится по деятельности организаций, осуществляющих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Исследуем показатели работы специалистов Федерального казначейства в области контрольных мероприятий в отношении работы аудиторов (таблица 1).

Таблица 1

Количественные показатели внешних проверок аудиторских организаций со стороны Федерального казначейства

Показатели

2017 год

2018 год

Всего в 2018 году – вместе с проверками СРОА

Количество проверок аудиторских организаций, проводивших аудит отчетности общественно значимых организаций

272

240

499

Количество случаев уклонения аудиторских организаций от прохождения внешнего контроля качества работы

21

21

276

Количество проверок аудиторских организаций, по результатам которых приняты меры воздействия

224

206

317

Примечание: разработано автором по [8].

Федеральным казначейством за два года – 2017 и 2018 годы – проведено 272 и 240 проверок соответственно. В 2018 году эти проверки составили 50,8% от общего числа (499) проведенных контрольных мероприятий.

Группировка данных по результатам проверочных мероприятий показала, что в 2018 году специалисты Федерального казначейства в отношении аудиторских организаций, которые допустили нарушения законодательства, предприняли ряд мер воздействия:

− предписания, обязывающие устранить нарушения – 45;

− предупреждения о недопустимости нарушений –126;

− приостановление членства в саморегулируемой организации аудиторов –27;

− исключение из членов саморегулируемой организации аудиторов – 8.

В опубликованном МВФ докладе по оценке российского регулирования аудита на предмет имплементации Принципов IOSCO к существенным недостаткам отнесены ряд факторов: нарушение принципа независимости аудитора при его назначении на проведение проверки; несоответствие задач, поставленных перед аудитором в ходе планирования проверки, и его профессионального опыта; несоблюдение правил ротации аудиторов; неадекватное исследование вопросов, касающихся операций, связанных с контролируемыми организациями [5].

Предметом проверок деятельности аудиторов со стороны Федерального казначейства является соблюдение аудиторской организацией обязательных требований аудиторского законодательства.

Одним из внутренних факторов казначейских рисков является «неполная (неправильная) регламентация процедур и операций, несовершенство информационных систем, используемых органами Федерального казначейства» [6]. Если рассматривать совокупность рисков по направлениям деятельности Федерального казначейства, то данный риск отнесен к «осуществлению нормативно-методического сопровождения деятельности» [7].

Характеризуя аспекты государственного казначейского контроля, касающиеся теоретических и методических направлений (наряду с организационным и техническим аспектами), Н.И. Даниленко включил в него три компонента: теоретическая база, методическое обеспечение, нормативная база (рисунок 1).

Следовательно, «методическое обеспечение» как компонент казначейского контроля со стороны государства содержит «методические документы, которые включают конкретные вопросы организации контроля в Федеральном казначействе, разъясняют приемы и способы практического осуществления процедур контроля)» [7].

Очевидно, что все три указанные на рисунке 1 компоненты в полной мере характерны и для внешнего контроля качества аудита.

В 2018 году 587 аудиторских организаций, оказывающих услуги по обязательному аудиту, подлежали внешнему государственному надзору, это на 337 меньше, чем 4 года назад. Доля запланированных проверок внешнего контроля качества к общему числу аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», не превысила 41 процента.

missing image file

Рис. 1. Характеристика теоретико-методологического аспекта казначейского контроля со стороны государства Составлено автором по [7]

missing image file

Рис. 2. Методические аспекты работы Рабочих групп Совета по организации внешнего контроля качества работы аудиторских организаций Составлено автором по [9]

В соответствии с приказом Федерального казначейства от 30 июня 2016 г. № 236 «О создании Совета по организации внешнего контроля качества работы аудиторских организаций» (в редакции приказа Федерального казначейства от 28 сентября 2018 г. № 286) при указанном Совете работают три Рабочие группы:

- «по подготовке Классификатора нарушений, выявляемых при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Классификатор нарушений);

- по обобщению правоприменительной практики и осуществлению методической работы;

- по обобщению правоприменительной практики и осуществлению методической работы в рамках исполнения аудиторскими организациями требований Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ)».

Судя по названиям всех трех Рабочих групп, значительная часть их работы связана с методической работой и методическим обеспечением надзора за аудиторской деятельностью (рисунок 2).

Результаты исследования и их обсуждение

Рост результативности и эффективности проведенного контроля качества должен сопровождаться снижением количества проверяемых аудиторских организаций. Для этого чрезвычайно важно развивать все аспекты внешнего контроля качества, в том числе методические.

Методические аспекты контрольной работы в отношении деятельности аудиторов представлены в Положении об Управлении по надзору за аудиторской деятельностью Федерального казначейства в полномочиях Комиссии Федерального Казначейства (таблица 2).

Таким образом, в большинстве полномочий Управления по надзору за аудиторской деятельностью Федерального казначейства имеют место методические аспекты, которые должны реализовываться во внутренних регламентах. В частности, предлагается включить в состав методического обеспечения по контролю деятельности аудиторов следующие регламенты и методики:

1) Регламенты контроля деятельности аудиторов:

− Регламент осуществления внешних проверок работы аудиторов;

− Регламент осуществления внешних проверок работы аудиторов с использованием информационных технологий и систем;

− Регламент мониторинга деятельности структурных подразделений территориальных органов Федерального казначейства;

− Регламент взаимодействия специалистов Федерального казначейства при организации и проведении контрольных мероприятий в отношении деятельности аудиторов;

− Регламент по организации деятельности рабочих групп совещаний, семинаров и иных мероприятий по методическим вопросам;

− Регламент по повышению квалификации сотрудников Управления, в том числе по методическим вопросам контрольных мероприятий в отношении деятельности аудиторов.

2) Методики организации и проведения контрольных мероприятий в отношении работы аудиторов:

− Методика контроля выполнения требований законодательства в области аудиторской деятельности;

− Методика выявления и предупреждения фактов нарушения требований законодательства по аудиторской деятельности;

− Методика обобщения и распространения положительного опыта проверочных мероприятий;

− Методика оценки эффективности контроля деятельности аудиторов, проводимого специалистами Федерального казначейства;

− Методика идентификации и оценки рисков контрольных мероприятий в отношении деятельности аудиторов;

− Методика формирования обзоров зарубежной практики и опыта работы саморегулируемых организаций аудиторов в отношении контроля работы аудиторов;

− Методика оценки результатов проведенных контрольных мероприятий.

Таблица 2

Методические аспекты работы Управления по надзору за аудиторской деятельностью Федерального казначейства

Полномочия Управления по надзору за аудиторской деятельностью

Методическое обеспечение работы Управления по надзору за аудиторской деятельностью

1. Обеспечение аспектов, связанных с организацией и координацией работы по взаимодействию с Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов РФ, национальными и международными надзорными органами, саморегулируемыми организациями аудиторов

Методика оценки соблюдения законодательства РФ, регулирующего деятельность в области аудита

2. Методическое руководство, координация и контроль работы подразделений органов Федерального казначейства на территории РФ, которые несут ответственность за осуществление контрольных мероприятий в отношении работы аудиторов

Регламент мониторинга работы структурных подразделений органов Федерального казначейства

Методика обобщения и распространения положительного опыта мероприятий по проверкам

3. Организация семинаров, совещаний, и других мероприятий по компетенциям Федерального казначейства

Организация семинаров, совещаний и других мероприятий по методическим вопросам

4. Подготовка предложений по повышению квалификации сотрудников Управления

Регламент по повышению квалификации сотрудников Управления, в том числе по методическим вопросам

5. Участие в формировании докладов Президенту и Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации по проведению контрольных мероприятий со стороны государства и по вопросам эффективности этого контроля

Методика оценки эффективности государственного контроля в отношении деятельности аудиторов

6. Участие в методическом обеспечении рабочих групп, совещаниях и других мероприятиях по компетенциям Федерального казначейства

Регламент по организации деятельности рабочих групп совещаний, семинаров и иных мероприятий по методическим вопросам

7. Участие в подготовке предложений, разработке и постановке задач, приемке и внедрении информационных систем, которые необходимы для реализации поставленных задач

Регламент проведения внешних проверок качества аудиторских организаций с использованием информационных технологий и систем

8. Организация, координация и проведение проверок соблюдения аудиторами требований законодательства в области аудита

Регламент проведения внешних проверок аудиторских организаций

9. Осуществление анализа рисков, которые связаны с контрольными мероприятиями в отношении деятельности аудиторов

Методика анализа рисков, которые связаны с контрольными мероприятиями в отношении деятельности аудиторов

10. Осуществляение деятельности по выявлению и предупреждению фактов нарушения требований законодательства по аудиторской деятельности

Методика выявления и предупреждения фактов нарушения требований законодательства по аудиторской деятельности

11. Запрос и получение от территориальных органов Федерального казначейства сведений и документов

Регламент внутреннего и внешнего взаимодействия по контролю деятельности аудиторов

12. Организация передачи материалов и документов по контролю в другие экспертные учреждения

13. Направление руководителям подразделений органов Федерального казначейства, организациям разъяснений по вопросам, относящимся к ведению Управления

14. Сбор, анализ и обработка информации, которая необходима для исполнения функции по контролю работы аудиторов

Регламент проведения контроля деятельности аудиторов

15. Разработка программы контрольных мероприятий, проводимых территориальными подразделениями Федерального казначейства

16. Проработка зарубежных методик контроля деятельности аудиторов

Методика формирования обзоров зарубежной практики и опыта саморегулируемых организаций аудиторов в отношении проверочных мероприятий

17. Систематизация предложений по повышению мотивации сотрудников Федерального казначейства, осуществляющих контрольные функции в отношении аудиторов

Методика оценки результатов проверок, проведенных специалистами Федерального казначейства

18. Сиситематизация результатов работы специалистов Федерального казначейства по проверки деятельности аудиторов (для руководства Федерального казначейства)

Регламент внутреннего и внешнего взаимодействия по результатам проверок деятельности аудиторов

19. Распространение информации по предупреждению недостатков в контрольной деятельности специалистов Федерального казначейства

Методика формирования обзоров зарубежной практики и опыта саморегулируемых организаций аудиторов в отношении проверочных мероприятий

20. Рассмотрение обращений со стороны представителей саморегулируемых организаций аудиторов, федеральных органов исполнительной власти, органов Прокуратуры, аудиторских организаций, правоохранительных органов, подготовка ответов

Регламент внутреннего и внешнего взаимодействия по контролю деятельности аудиторов

21. Рассмотрение обращений граждан и юридических лиц, подготовка ответов

Заключение

Сформированные предложения по методическому обеспечению контрольных мероприятий в отношении работы аудиторов являются часть стандартизации деятельности специалистов Федерального казначейства, направленной на повышение эффективности контрольной деятельности.

Предлагаемые регламенты и методики проведения контрольных мероприятий могут лечь в основу разработки системы методического обеспечения государственного контроля деятельности аудиторов со стороны Федерального казначейства Российской Федерации.

Установление внутренних правил и характеристик контроля качества аудиторской деятельности в целях их добровольного многократного использования позволит достичь:

− упорядоченности организации работ в данной сфере;

− повышения эффективности работы внешних контролеров качества;

− оптимизации управления процессами планирования, проведения, оформления результатов проверок аудиторских организаций;

− снижения трудоемкости проверок на отдельных их участках, представленных в виде рабочих таблиц и шаблонов;

− унификации методов сбора, анализа данных и предоставления статистики уполномоченным органам;

− повышения результативности работы за счет использования отечественных и зарубежных достижений в области надзора за аудиторской деятельностью;

− снижения государственных расходов на осуществление надзорной функции со стороны Федерального казначейства.

Таким образом, предложения по систематизации и дальнейшей разработке методического обеспечения проведения контроля качества со стороны подразделений Федерального казначейства РФ будут способствовать росту результативности и эффективности государственного контроля качества аудиторской деятельности.


Библиографическая ссылка

Эльмесов К.Л. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 8-2. – С. 320-326;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2383 (дата обращения: 19.04.2024).