Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Грузина Ю.М. 1 Шмелева Л.А. 1 Штанова К.А. 1
1 ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ»
В современных условиях вопросы, связанные с молодежными общественными объединениями в образовательных организациях, содействующими динамичному развитию российской экономики и общества, становятся особенно актуальными. В статье анализируются организационно-экономические аспекты функционирования общественных объединений в образовательных организациях, рассматриваются их классификация, цели и функции. Современное российское законодательство направлено на стимулирование создания общественных объединений, вовлечение молодежи в студенческое самоуправление, предпринимательство, социально-значимую деятельность. В настоящее время число общественных объединений неуклонно растет, периодически изменяются их типы и содержание. Молодежные студенческие объединения проявляют у обучающихся профессионально-значимые качества и профессиональные компетенции, развивают предпринимательские способности, реализуют социальные инновации, способствуют реализации студенческих инициатив. Приоритетным направлением развития российской экономики является развитие малого предпринимательства, способного динамично реагировать на изменение внешних условий. В числе главных задач, стоящих перед российскими университетами, стоит необходимость развития молодежного технологического предпринимательства, способствующего достижению стратегических задач развития высокотехнологичных отраслей и снижения влияния западных санкций на экономику. Отмечается, что молодежные общественные объединения, в которых рождаются и поддерживаются инициативы, становятся главным фактором экономического развития. Знания о культурных и нравственных ценностях молодежи позволяют корректировать молодежную политику, а с ее помощью прогнозировать перспективы развития экономики и общества.
общественные объединения
образовательная организация
молодежь
студенческое предпринимательство
экономика
общество
факторы
экономическое развитие
1. Конституция Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.
2. Гражданский кодекс РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_5142/.
3. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28.06.1995 N 98-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7041/.
4. Конвенция ООН о правах ребенка, одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 № 1559-1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/.
5. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/.
6. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/.
7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf.
9. Приказ Минюста РФ от 30.12.2011 № 455 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_125793/.
10. Алиев М.М. Общественные объединения как социально-правовой институт // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. №2. С. 64-66.
11. Голубева О.В., Хижная А.В., Бушуева А.А. Студенческие объединения: место и роль во внеучебной деятельности вуза // Мир науки. 2017. Т. 5. № 6. С. 13.
12. Давыдов А.В., Коряковцева О.А. Молодежные организации и движения в России: история и современность // PolitBook. 2014. №3. С. 41-54.
13. Журкина А.Я. Социальное воспитание в системе дополнительного образования. Детские общественные объединения // Педагогическое искусство. 2019. № 1. С. 123-127.
14. Лепешкина Е.Ю. Студенческие общественные объединения как субъект воспитательной деятельности вуза: к вопросу о классификации // Казанский педагогический журнал. 2015. № 5-2 (112). С. 334-338.
15. Положенцева И.В. Нормативно-правовые основы деятельности молодежных (детских) организаций как составляющей части гражданского общества // Власть. 2020. №1. С. 145-151.
16. Шумилов А.В. Государственная молодежная политика: теоретическое осмысление и измерение // PolitBook. 2016. № 3. С. 6-17.
17. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/44126/.

Введение

Молодежные общественные объединения являются объектом пристального изучения многих отечественных и зарубежных ученых – экономистов, социологов, политологов, юристов, педагогов, что связано с особым их влиянием на социализацию, воспитание и развитие личности молодежи. Молодежные студенческие объединения проявляют у обучающихся профессионально-значимые качества и профессиональные компетенции, реализуют социальные инновации, развивают предпринимательские способности, способствуют реализации студенческих инициатив. В рамках общественных объединений студенты участвуют в совместной деятельности, получают опыт взаимодействия как между собой, так и с другими организациями, дают возможность выбора траектории профессионального пути и развития карьеры [11].

В современных условиях актуальной становится задача формирования стратегии развития молодежных общественных объединений, которые бы содействовали динамичному развитию российской экономики и общества. В связи с этим вопросы, связанные с организационно-экономическими аспектами функционирования общественных объединений на базе образовательных организаций, особенно актуальны и своевременны.

Целью исследования является изучение организационно-экономических аспектов создания, функционирования и ликвидации общественных объединений в образовательных организациях с позиций решения важных проблем экономики и общества.

Материалы и методы исследования

Теоретические основы реализации молодежной политики были заложены еще античными философами Платоном и Аристотелем, которые затрагивали вопросы воспитания молодого поколения, предлагая обучать и приобщать молодое поколение к активному образу жизни [16].

Первые детские и юношеские объединения в России были созданы еще в начале XX века. Первыми такими объединениями были скаутские и православные организации. После 1917 года главенствующие позиции заняла идеология марксизма-ленинизма. Исторически взаимодействие власти и молодежных движений носило однополярный характер: власть организовывала и контролировала деятельность молодежи, которая являлась ресурсом для власти [12].

С начала 1990-х годов роль молодежных общественных объединений изменилась, и они впервые получили законодательное признание в 1995 году с принятием ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» [3], участие молодых людей в общественных объединениях стало добровольным.

Молодежные общественные объединения и организации в образовательных учреждениях действуют в соответствии с законодательством РФ, а обучающиеся входят в их состав на добровольных началах.

Конституция РФ гарантирует свободу общественных объединений [1], но их деятельность не должна противоречить закону, должно быть обеспечено верховенство права. Современное российское законодательство направлено на стимулирование создания общественных объединений в том числе на базе образовательных организаций, вовлечение молодежи в студенческое самоуправление, предпринимательскую деятельность, волонтерство.

Основная законодательная и нормативно-правовая база, затрагивающая вопросы общественных объединений в образовательных организациях, представлена:

1. Конвенцией ООН о правах ребенка [4];

2. Гражданским кодексом РФ [2];

3. Федеральными законами:

3.1. от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» [5],

3.2. от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» [3],

3.3. от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [6],

3.4. от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [7],

4. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [8];

5. ведомственными документами Министерства просвещения РФ, Министерства науки и высшего образования РФ, органов управления образованием субъектов РФ и муниципальных образований.

Результаты исследования и их обсуждение

Обратимся более подробно к молодежным общественным объединениям в образовательных организациях, которые объединяют обучающихся на добровольных началах с целью достижения общих целей и решения вопросов, а также раскрытия их профессионального и творческого потенциалов.

Множество молодежных общественных объединений полномасштабно и разнообразно. В настоящее время число общественных объединений неуклонно растет, периодически изменяются типы и содержание их деятельности [13]. Вместе с тем вовлеченность молодежи в общественные объединения невысока и приближается к 10%, что в основном связано с сильной занятостью в учебном процессе.

Анализ российских общественных объединений, созданных в образовательных организациях, позволил их систематизировать и классифицировать по функциональным признакам. Среди множества молодежных общественных объединений при школах, колледжах и вузах следует выделить: спортивные, военно-патриотические, политические, добровольческие, профессиональные, предпринимательские, информационные, научные, творческие и другие [14]. Среди всех объединений следует особо выделить студенческое самоуправление, которое формирует у обучающихся определённый набор навыков, направленных на принятие управленческих решений, на адаптивность и гибкость, на эффективное взаимодействие с обществом, на развитие лидерских качеств и т.д.

Организационно-экономические аспекты, касающиеся общественных объединений в образовательных организациях, затрагивают механизм их создания, функционирования и ликвидации, остановимся на этом вопросе более детально и подробно опишем эти процессы.

Согласно ФЗ №82-ФЗ «Об общественных объединениях» [5], под «общественной организацией» понимается общественное объединение, основанное на членстве, созданное на основе совместной деятельности для защиты интересов входящих в него граждан, для достижения уставных целей, создание которых осуществляется по инициативе не менее трех физических лиц (учредителей). На основании статьи 18 ФЗ №82-ФЗ учредителями также могут быть общественные объединения-юридические лица.

Первоначально учредители общественного объединения созывают съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается решение о создании общественной организации, принимается устав, формируются руководящие и контрольно-ревизионные органы.

Согласно ФЗ №82-ФЗ в уставе должны быть отражены следующие аспекты: официальное наименование, цели, организационно-правовая форма, структура, руководящие и контрольно-ревизионные органы, территория, в пределах которой объединение осуществляет деятельность, условия и порядок приобретения и членства, порядок формирования руководящих органов, порядок реорганизации и ликвидации.

Принимая во внимание п. 42 Административного регламента, утвержденного приказом Минюста РФ от 30.12.2011 N 455 [9] Протокол учредительного съезда (конференции) или общего собрания учредителей должен содержать:

- дату и место проведения учредительного съезда (конференции), общего собрания, заседания;

- список учредителей – участников учредительного съезда (конференции), общего собрания, заседания;

- сведения о количественном и персональном составе (фамилия, имя, отчество) рабочих органов (президиума, секретариата и иных);

- существо принятых решений и результаты голосования по ним;

- сведения (фамилия, имя, отчество) об избранных (назначенных) членах руководящих и контрольно-ревизионных органов;

- фамилию, инициалы, личную подпись председателя и секретаря съезда (конференции), общего собрания, заседания, ответственных за составление протокола.

Общественная организация считается созданной с момента принятия указанных выше решений, а ее членами становятся по личному заявлению. Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть лица, достигшие возраста 14 лет. Конституция РФ [1] устанавливает требование добровольного участия молодежи во всех объединениях, независимо от их вида и типа.

Молодежные общественные объединения могут создаваться и функционировать без официальной государственной регистрации, что во многом упрощает их работу, однако главными требованиями являются законность деятельности и выражение интересов их членов. Основным принципом функционирования общественных объединений в образовательных организациях является самоуправление.

Полноценное функционирование и развитие общественных объединений находится в прямой зависимости от руководства образовательных организаций, необходимы заинтересованность, понимание важности их многообразия, материальная и моральная поддержка обучающихся.

На основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №272-ФЗ ст. 32 [7] образовательная организация вправе координировать действия общественных объединений, например, в вопросах утверждения графиков проведения мероприятий, в которых задействованы обучающиеся, может предлагать свои услуги и привлекаться к реализации воспитательных программ и т.д.

Образовательная организация вправе приостановить деятельность общественных объединений, если программа ее деятельности не согласуется или противоречит программе развития, обучения и воспитания самой образовательной организации [15].

Приоритетным направлением развития российской экономики является развитие малого предпринимательства, способного динамично реагировать на изменение внешних условий. В числе главных задач, стоящих перед российскими университетами, стоит необходимость развития молодежного технологического предпринимательства, способствующего достижению стратегических задач развития высокотехнологичных отраслей и снижения влияния западных санкций на экономику.

В начале 2022 года Правительством России одобрены и запущены два федеральных проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» и «Передовые инженерные школы». Первый проект поддерживает стартапы студентов и раскрывает их предпринимательский потенциал. Второй проект способствует подготовке квалифицированных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики [17].

Студенты относятся к категории людей, способных к быстрой адаптации, легко воспринимают все новое. Многие колледжи и вузы осознают, что должны быть предпринимательскими, в связи с этим особую актуальность приобретают вопросы создания общественных объединений в образовательных организациях, способных развивать soft и hard skills предпринимателей. К «гибким» навыкам (soft skills) относятся коммуникативные способности, навыки публичных выступлений, ораторское искусство, эмоциональный интеллект, работа в команде, лидерство, создание эффективных команд и другие, а к «жестким» (hard skills) – владение английским языком, понимание сути бизнеса, выстраивание структуры управления. Успешные предприниматели обладают уникальным менталитетом, который позволяет им по-разному решать проблемы. Вместо того, чтобы рассматривать проблемы как обременительные силы оппозиции, они рассматривают проблемы как возможности – возможности учиться, расти, совершенствоваться или приспосабливаться таким образом, чтобы им было лучше, чем до того, как проблема существовала.

В настоящее время в организациях высшего и среднего профессионального образования многие обучающиеся участвуют в общественных объединениях предпринимательской направленности, способных раскрыть их способности. Формирование у молодых людей профессиональных компетенций и практических навыков в этой области выступает приоритетом развития современной образовательной системы.

Важная роль в общественных объединениях в образовательных организациях отводится лидерам, которые выбираются из числа обучающихся, осознающих свою ответственность и понимающих, что для эффективной деятельности общественного объединения крайне необходимы конструктивные отношения между обучающимися, педагогами и обществом.

Заключение

Процветание общества и рост экономики напрямую зависят от качественного воспитания и образования молодых граждан, которые являются ключевым фактором их развития. Общественные объединения в образовательных организациях обладают потенциалом формирования уникального и высоко морального общества молодых людей с активной жизненной позицией, способных на настоящие открытия и прорывы. В этой связи молодежные общественные объединения, в которых рождаются и поддерживаются молодежные инициативы, становятся главным фактором экономического развития. Знания о культурных и нравственных ценностях молодежи позволяют корректировать молодежную политику, а с ее помощью прогнозировать перспективы развития российского общества.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.


Библиографическая ссылка

Грузина Ю.М., Шмелева Л.А., Штанова К.А. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 8-2. – С. 200-211;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2366 (дата обращения: 20.04.2024).