Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC ASPECTS OF THE FUNCTIONING OF YOUTH PUBLIC ASSOCIATIONS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Gruzina Yu.M. 1 Shmeleva L.A. 1 Shtanova K.A. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
In modern conditions, issues related to youth public associations in educational organizations that contribute to the dynamic development of the Russian economy and society are becoming particularly relevant. The article analyzes the organizational and economic aspects of the functioning of public associations in educational organizations, discusses their classification, goals and functions. Modern Russian legislation is aimed at stimulating the creation of public associations, involving young people in student self-government, entrepreneurship, and socially significant activities. Currently, the number of public associations is steadily growing, their types and content are periodically changing. Youth student associations show students professionally significant qualities and professional competencies, develop entrepreneurial abilities, implement social innovations, and contribute to the implementation of student initiatives. The priority direction of the development of the Russian economy is the development of small businesses that can dynamically respond to changing external conditions. Among the main tasks facing Russian universities is the need to develop youth technological entrepreneurship, contributing to the achievement of strategic objectives for the development of high-tech industries and reducing the impact of Western sanctions on the economy. It is noted that youth public associations, in which initiatives are born and supported, become the main factor of economic development. Knowledge about the cultural and moral values of youth allows you to adjust youth policy, and with its help to predict the prospects for the development of the economy and society.
public associations
educational organization
youth
student entrepreneurship
economy
society
factors
economic development

Введение

Молодежные общественные объединения являются объектом пристального изучения многих отечественных и зарубежных ученых – экономистов, социологов, политологов, юристов, педагогов, что связано с особым их влиянием на социализацию, воспитание и развитие личности молодежи. Молодежные студенческие объединения проявляют у обучающихся профессионально-значимые качества и профессиональные компетенции, реализуют социальные инновации, развивают предпринимательские способности, способствуют реализации студенческих инициатив. В рамках общественных объединений студенты участвуют в совместной деятельности, получают опыт взаимодействия как между собой, так и с другими организациями, дают возможность выбора траектории профессионального пути и развития карьеры [11].

В современных условиях актуальной становится задача формирования стратегии развития молодежных общественных объединений, которые бы содействовали динамичному развитию российской экономики и общества. В связи с этим вопросы, связанные с организационно-экономическими аспектами функционирования общественных объединений на базе образовательных организаций, особенно актуальны и своевременны.

Целью исследования является изучение организационно-экономических аспектов создания, функционирования и ликвидации общественных объединений в образовательных организациях с позиций решения важных проблем экономики и общества.

Материалы и методы исследования

Теоретические основы реализации молодежной политики были заложены еще античными философами Платоном и Аристотелем, которые затрагивали вопросы воспитания молодого поколения, предлагая обучать и приобщать молодое поколение к активному образу жизни [16].

Первые детские и юношеские объединения в России были созданы еще в начале XX века. Первыми такими объединениями были скаутские и православные организации. После 1917 года главенствующие позиции заняла идеология марксизма-ленинизма. Исторически взаимодействие власти и молодежных движений носило однополярный характер: власть организовывала и контролировала деятельность молодежи, которая являлась ресурсом для власти [12].

С начала 1990-х годов роль молодежных общественных объединений изменилась, и они впервые получили законодательное признание в 1995 году с принятием ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» [3], участие молодых людей в общественных объединениях стало добровольным.

Молодежные общественные объединения и организации в образовательных учреждениях действуют в соответствии с законодательством РФ, а обучающиеся входят в их состав на добровольных началах.

Конституция РФ гарантирует свободу общественных объединений [1], но их деятельность не должна противоречить закону, должно быть обеспечено верховенство права. Современное российское законодательство направлено на стимулирование создания общественных объединений в том числе на базе образовательных организаций, вовлечение молодежи в студенческое самоуправление, предпринимательскую деятельность, волонтерство.

Основная законодательная и нормативно-правовая база, затрагивающая вопросы общественных объединений в образовательных организациях, представлена:

1. Конвенцией ООН о правах ребенка [4];

2. Гражданским кодексом РФ [2];

3. Федеральными законами:

3.1. от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» [5],

3.2. от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» [3],

3.3. от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [6],

3.4. от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [7],

4. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [8];

5. ведомственными документами Министерства просвещения РФ, Министерства науки и высшего образования РФ, органов управления образованием субъектов РФ и муниципальных образований.

Результаты исследования и их обсуждение

Обратимся более подробно к молодежным общественным объединениям в образовательных организациях, которые объединяют обучающихся на добровольных началах с целью достижения общих целей и решения вопросов, а также раскрытия их профессионального и творческого потенциалов.

Множество молодежных общественных объединений полномасштабно и разнообразно. В настоящее время число общественных объединений неуклонно растет, периодически изменяются типы и содержание их деятельности [13]. Вместе с тем вовлеченность молодежи в общественные объединения невысока и приближается к 10%, что в основном связано с сильной занятостью в учебном процессе.

Анализ российских общественных объединений, созданных в образовательных организациях, позволил их систематизировать и классифицировать по функциональным признакам. Среди множества молодежных общественных объединений при школах, колледжах и вузах следует выделить: спортивные, военно-патриотические, политические, добровольческие, профессиональные, предпринимательские, информационные, научные, творческие и другие [14]. Среди всех объединений следует особо выделить студенческое самоуправление, которое формирует у обучающихся определённый набор навыков, направленных на принятие управленческих решений, на адаптивность и гибкость, на эффективное взаимодействие с обществом, на развитие лидерских качеств и т.д.

Организационно-экономические аспекты, касающиеся общественных объединений в образовательных организациях, затрагивают механизм их создания, функционирования и ликвидации, остановимся на этом вопросе более детально и подробно опишем эти процессы.

Согласно ФЗ №82-ФЗ «Об общественных объединениях» [5], под «общественной организацией» понимается общественное объединение, основанное на членстве, созданное на основе совместной деятельности для защиты интересов входящих в него граждан, для достижения уставных целей, создание которых осуществляется по инициативе не менее трех физических лиц (учредителей). На основании статьи 18 ФЗ №82-ФЗ учредителями также могут быть общественные объединения-юридические лица.

Первоначально учредители общественного объединения созывают съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается решение о создании общественной организации, принимается устав, формируются руководящие и контрольно-ревизионные органы.

Согласно ФЗ №82-ФЗ в уставе должны быть отражены следующие аспекты: официальное наименование, цели, организационно-правовая форма, структура, руководящие и контрольно-ревизионные органы, территория, в пределах которой объединение осуществляет деятельность, условия и порядок приобретения и членства, порядок формирования руководящих органов, порядок реорганизации и ликвидации.

Принимая во внимание п. 42 Административного регламента, утвержденного приказом Минюста РФ от 30.12.2011 N 455 [9] Протокол учредительного съезда (конференции) или общего собрания учредителей должен содержать:

- дату и место проведения учредительного съезда (конференции), общего собрания, заседания;

- список учредителей – участников учредительного съезда (конференции), общего собрания, заседания;

- сведения о количественном и персональном составе (фамилия, имя, отчество) рабочих органов (президиума, секретариата и иных);

- существо принятых решений и результаты голосования по ним;

- сведения (фамилия, имя, отчество) об избранных (назначенных) членах руководящих и контрольно-ревизионных органов;

- фамилию, инициалы, личную подпись председателя и секретаря съезда (конференции), общего собрания, заседания, ответственных за составление протокола.

Общественная организация считается созданной с момента принятия указанных выше решений, а ее членами становятся по личному заявлению. Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть лица, достигшие возраста 14 лет. Конституция РФ [1] устанавливает требование добровольного участия молодежи во всех объединениях, независимо от их вида и типа.

Молодежные общественные объединения могут создаваться и функционировать без официальной государственной регистрации, что во многом упрощает их работу, однако главными требованиями являются законность деятельности и выражение интересов их членов. Основным принципом функционирования общественных объединений в образовательных организациях является самоуправление.

Полноценное функционирование и развитие общественных объединений находится в прямой зависимости от руководства образовательных организаций, необходимы заинтересованность, понимание важности их многообразия, материальная и моральная поддержка обучающихся.

На основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №272-ФЗ ст. 32 [7] образовательная организация вправе координировать действия общественных объединений, например, в вопросах утверждения графиков проведения мероприятий, в которых задействованы обучающиеся, может предлагать свои услуги и привлекаться к реализации воспитательных программ и т.д.

Образовательная организация вправе приостановить деятельность общественных объединений, если программа ее деятельности не согласуется или противоречит программе развития, обучения и воспитания самой образовательной организации [15].

Приоритетным направлением развития российской экономики является развитие малого предпринимательства, способного динамично реагировать на изменение внешних условий. В числе главных задач, стоящих перед российскими университетами, стоит необходимость развития молодежного технологического предпринимательства, способствующего достижению стратегических задач развития высокотехнологичных отраслей и снижения влияния западных санкций на экономику.

В начале 2022 года Правительством России одобрены и запущены два федеральных проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» и «Передовые инженерные школы». Первый проект поддерживает стартапы студентов и раскрывает их предпринимательский потенциал. Второй проект способствует подготовке квалифицированных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики [17].

Студенты относятся к категории людей, способных к быстрой адаптации, легко воспринимают все новое. Многие колледжи и вузы осознают, что должны быть предпринимательскими, в связи с этим особую актуальность приобретают вопросы создания общественных объединений в образовательных организациях, способных развивать soft и hard skills предпринимателей. К «гибким» навыкам (soft skills) относятся коммуникативные способности, навыки публичных выступлений, ораторское искусство, эмоциональный интеллект, работа в команде, лидерство, создание эффективных команд и другие, а к «жестким» (hard skills) – владение английским языком, понимание сути бизнеса, выстраивание структуры управления. Успешные предприниматели обладают уникальным менталитетом, который позволяет им по-разному решать проблемы. Вместо того, чтобы рассматривать проблемы как обременительные силы оппозиции, они рассматривают проблемы как возможности – возможности учиться, расти, совершенствоваться или приспосабливаться таким образом, чтобы им было лучше, чем до того, как проблема существовала.

В настоящее время в организациях высшего и среднего профессионального образования многие обучающиеся участвуют в общественных объединениях предпринимательской направленности, способных раскрыть их способности. Формирование у молодых людей профессиональных компетенций и практических навыков в этой области выступает приоритетом развития современной образовательной системы.

Важная роль в общественных объединениях в образовательных организациях отводится лидерам, которые выбираются из числа обучающихся, осознающих свою ответственность и понимающих, что для эффективной деятельности общественного объединения крайне необходимы конструктивные отношения между обучающимися, педагогами и обществом.

Заключение

Процветание общества и рост экономики напрямую зависят от качественного воспитания и образования молодых граждан, которые являются ключевым фактором их развития. Общественные объединения в образовательных организациях обладают потенциалом формирования уникального и высоко морального общества молодых людей с активной жизненной позицией, способных на настоящие открытия и прорывы. В этой связи молодежные общественные объединения, в которых рождаются и поддерживаются молодежные инициативы, становятся главным фактором экономического развития. Знания о культурных и нравственных ценностях молодежи позволяют корректировать молодежную политику, а с ее помощью прогнозировать перспективы развития российского общества.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.