Введение
Молодежные общественные объединения являются объектом пристального изучения многих отечественных и зарубежных ученых – экономистов, социологов, политологов, юристов, педагогов, что связано с особым их влиянием на социализацию, воспитание и развитие личности молодежи. Молодежные студенческие объединения проявляют у обучающихся профессионально-значимые качества и профессиональные компетенции, реализуют социальные инновации, развивают предпринимательские способности, способствуют реализации студенческих инициатив. В рамках общественных объединений студенты участвуют в совместной деятельности, получают опыт взаимодействия как между собой, так и с другими организациями, дают возможность выбора траектории профессионального пути и развития карьеры [11].
В современных условиях актуальной становится задача формирования стратегии развития молодежных общественных объединений, которые бы содействовали динамичному развитию российской экономики и общества. В связи с этим вопросы, связанные с организационно-экономическими аспектами функционирования общественных объединений на базе образовательных организаций, особенно актуальны и своевременны.
Целью исследования является изучение организационно-экономических аспектов создания, функционирования и ликвидации общественных объединений в образовательных организациях с позиций решения важных проблем экономики и общества.
Материалы и методы исследования
Теоретические основы реализации молодежной политики были заложены еще античными философами Платоном и Аристотелем, которые затрагивали вопросы воспитания молодого поколения, предлагая обучать и приобщать молодое поколение к активному образу жизни [16].
Первые детские и юношеские объединения в России были созданы еще в начале XX века. Первыми такими объединениями были скаутские и православные организации. После 1917 года главенствующие позиции заняла идеология марксизма-ленинизма. Исторически взаимодействие власти и молодежных движений носило однополярный характер: власть организовывала и контролировала деятельность молодежи, которая являлась ресурсом для власти [12].
С начала 1990-х годов роль молодежных общественных объединений изменилась, и они впервые получили законодательное признание в 1995 году с принятием ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» [3], участие молодых людей в общественных объединениях стало добровольным.
Молодежные общественные объединения и организации в образовательных учреждениях действуют в соответствии с законодательством РФ, а обучающиеся входят в их состав на добровольных началах.
Конституция РФ гарантирует свободу общественных объединений [1], но их деятельность не должна противоречить закону, должно быть обеспечено верховенство права. Современное российское законодательство направлено на стимулирование создания общественных объединений в том числе на базе образовательных организаций, вовлечение молодежи в студенческое самоуправление, предпринимательскую деятельность, волонтерство.
Основная законодательная и нормативно-правовая база, затрагивающая вопросы общественных объединений в образовательных организациях, представлена:
1. Конвенцией ООН о правах ребенка [4];
2. Гражданским кодексом РФ [2];
3. Федеральными законами:
3.1. от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» [5],
3.2. от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» [3],
3.3. от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [6],
3.4. от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [7],
4. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [8];
5. ведомственными документами Министерства просвещения РФ, Министерства науки и высшего образования РФ, органов управления образованием субъектов РФ и муниципальных образований.
Результаты исследования и их обсуждение
Обратимся более подробно к молодежным общественным объединениям в образовательных организациях, которые объединяют обучающихся на добровольных началах с целью достижения общих целей и решения вопросов, а также раскрытия их профессионального и творческого потенциалов.
Множество молодежных общественных объединений полномасштабно и разнообразно. В настоящее время число общественных объединений неуклонно растет, периодически изменяются типы и содержание их деятельности [13]. Вместе с тем вовлеченность молодежи в общественные объединения невысока и приближается к 10%, что в основном связано с сильной занятостью в учебном процессе.
Анализ российских общественных объединений, созданных в образовательных организациях, позволил их систематизировать и классифицировать по функциональным признакам. Среди множества молодежных общественных объединений при школах, колледжах и вузах следует выделить: спортивные, военно-патриотические, политические, добровольческие, профессиональные, предпринимательские, информационные, научные, творческие и другие [14]. Среди всех объединений следует особо выделить студенческое самоуправление, которое формирует у обучающихся определённый набор навыков, направленных на принятие управленческих решений, на адаптивность и гибкость, на эффективное взаимодействие с обществом, на развитие лидерских качеств и т.д.
Организационно-экономические аспекты, касающиеся общественных объединений в образовательных организациях, затрагивают механизм их создания, функционирования и ликвидации, остановимся на этом вопросе более детально и подробно опишем эти процессы.
Согласно ФЗ №82-ФЗ «Об общественных объединениях» [5], под «общественной организацией» понимается общественное объединение, основанное на членстве, созданное на основе совместной деятельности для защиты интересов входящих в него граждан, для достижения уставных целей, создание которых осуществляется по инициативе не менее трех физических лиц (учредителей). На основании статьи 18 ФЗ №82-ФЗ учредителями также могут быть общественные объединения-юридические лица.
Первоначально учредители общественного объединения созывают съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается решение о создании общественной организации, принимается устав, формируются руководящие и контрольно-ревизионные органы.
Согласно ФЗ №82-ФЗ в уставе должны быть отражены следующие аспекты: официальное наименование, цели, организационно-правовая форма, структура, руководящие и контрольно-ревизионные органы, территория, в пределах которой объединение осуществляет деятельность, условия и порядок приобретения и членства, порядок формирования руководящих органов, порядок реорганизации и ликвидации.
Принимая во внимание п. 42 Административного регламента, утвержденного приказом Минюста РФ от 30.12.2011 N 455 [9] Протокол учредительного съезда (конференции) или общего собрания учредителей должен содержать:
- дату и место проведения учредительного съезда (конференции), общего собрания, заседания;
- список учредителей – участников учредительного съезда (конференции), общего собрания, заседания;
- сведения о количественном и персональном составе (фамилия, имя, отчество) рабочих органов (президиума, секретариата и иных);
- существо принятых решений и результаты голосования по ним;
- сведения (фамилия, имя, отчество) об избранных (назначенных) членах руководящих и контрольно-ревизионных органов;
- фамилию, инициалы, личную подпись председателя и секретаря съезда (конференции), общего собрания, заседания, ответственных за составление протокола.
Общественная организация считается созданной с момента принятия указанных выше решений, а ее членами становятся по личному заявлению. Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть лица, достигшие возраста 14 лет. Конституция РФ [1] устанавливает требование добровольного участия молодежи во всех объединениях, независимо от их вида и типа.
Молодежные общественные объединения могут создаваться и функционировать без официальной государственной регистрации, что во многом упрощает их работу, однако главными требованиями являются законность деятельности и выражение интересов их членов. Основным принципом функционирования общественных объединений в образовательных организациях является самоуправление.
Полноценное функционирование и развитие общественных объединений находится в прямой зависимости от руководства образовательных организаций, необходимы заинтересованность, понимание важности их многообразия, материальная и моральная поддержка обучающихся.
На основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №272-ФЗ ст. 32 [7] образовательная организация вправе координировать действия общественных объединений, например, в вопросах утверждения графиков проведения мероприятий, в которых задействованы обучающиеся, может предлагать свои услуги и привлекаться к реализации воспитательных программ и т.д.
Образовательная организация вправе приостановить деятельность общественных объединений, если программа ее деятельности не согласуется или противоречит программе развития, обучения и воспитания самой образовательной организации [15].
Приоритетным направлением развития российской экономики является развитие малого предпринимательства, способного динамично реагировать на изменение внешних условий. В числе главных задач, стоящих перед российскими университетами, стоит необходимость развития молодежного технологического предпринимательства, способствующего достижению стратегических задач развития высокотехнологичных отраслей и снижения влияния западных санкций на экономику.
В начале 2022 года Правительством России одобрены и запущены два федеральных проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» и «Передовые инженерные школы». Первый проект поддерживает стартапы студентов и раскрывает их предпринимательский потенциал. Второй проект способствует подготовке квалифицированных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики [17].
Студенты относятся к категории людей, способных к быстрой адаптации, легко воспринимают все новое. Многие колледжи и вузы осознают, что должны быть предпринимательскими, в связи с этим особую актуальность приобретают вопросы создания общественных объединений в образовательных организациях, способных развивать soft и hard skills предпринимателей. К «гибким» навыкам (soft skills) относятся коммуникативные способности, навыки публичных выступлений, ораторское искусство, эмоциональный интеллект, работа в команде, лидерство, создание эффективных команд и другие, а к «жестким» (hard skills) – владение английским языком, понимание сути бизнеса, выстраивание структуры управления. Успешные предприниматели обладают уникальным менталитетом, который позволяет им по-разному решать проблемы. Вместо того, чтобы рассматривать проблемы как обременительные силы оппозиции, они рассматривают проблемы как возможности – возможности учиться, расти, совершенствоваться или приспосабливаться таким образом, чтобы им было лучше, чем до того, как проблема существовала.
В настоящее время в организациях высшего и среднего профессионального образования многие обучающиеся участвуют в общественных объединениях предпринимательской направленности, способных раскрыть их способности. Формирование у молодых людей профессиональных компетенций и практических навыков в этой области выступает приоритетом развития современной образовательной системы.
Важная роль в общественных объединениях в образовательных организациях отводится лидерам, которые выбираются из числа обучающихся, осознающих свою ответственность и понимающих, что для эффективной деятельности общественного объединения крайне необходимы конструктивные отношения между обучающимися, педагогами и обществом.
Заключение
Процветание общества и рост экономики напрямую зависят от качественного воспитания и образования молодых граждан, которые являются ключевым фактором их развития. Общественные объединения в образовательных организациях обладают потенциалом формирования уникального и высоко морального общества молодых людей с активной жизненной позицией, способных на настоящие открытия и прорывы. В этой связи молодежные общественные объединения, в которых рождаются и поддерживаются молодежные инициативы, становятся главным фактором экономического развития. Знания о культурных и нравственных ценностях молодежи позволяют корректировать молодежную политику, а с ее помощью прогнозировать перспективы развития российского общества.
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.