Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РЫНОК ТРУДА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Яшин С.Н. 1 Иванова О.Е. 2
1 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
2 Приволжский институт повышения квалификации ФНС России (Приволжский ИПК ФНС России)
В статье определяется роль дополнительного профессионального образования в урегулировании спроса и предложения на рынке труда в условиях стремительных инновационных процессов в экономике. Внедрение цифровых технологий в бизнесе и сфере управления приводит к тому, что работодатели нуждаются в более высококвалифицированных кадрах, поэтому предъявляют новые требования к навыкам и компетенциям специалистов, которым последние зачастую не соответствуют. Для удовлетворения такого спроса специалисты должны на постоянной основе повышать свою квалификацию, или даже менять сферу профессиональной деятельности, чему в большей степени способствует развитая система дополнительного профессионального образования. Авторы в статье проанализировали нормативное регулирование данной отрасли социально-экономической сферы в нашей стране (нормативные аспекты, виды дополнительного профессионального образования), раскрыли понятие непрерывного обучения человека в течение всей жизни. Кроме этого в работе исследованы статистические данные, характеризующие динамику охвата трудоспособных россиян программами дополнительного профессионального образования в период 2019 – 2020 годы, которые показали, что в России доля населения, участвующего в таких образовательных программах, значительно ниже, чем в развитых западных странах.
цифровизация
дополнительное профессиональное образование
рынок труда
знания
навыки
1. Обзор Доклада Группы Всемирного банка о мировом развитии «Цифровые дивиденды». [Электронный ресурс]. URL: http://www.inesnet.ru/wp-content/uploads/2016/01/World0developm0l0dividends0overview.pdf (дата обращения: 15.06.2022).
2. Цифровой потенциал организаций укрепляется. Официальный сайт НИУ ВШЭ [Электронный ресурс]. URL:https://issek.hse.ru/news/403473278.html (дата обращения: 01.06.2022).
3. Ромир: большинство россиян положительно относятся к цифровизации. Официальный сайт Аналитической группы Ромир. [Электронный ресурс]. URL: https://romir.ru/studies/romir-bolshinstvo-rossiyan-polojitelno-otnosyatsya-k-cifrovizacii (дата обращения: 10.06.2022).
4. Татарикова А.А. Дополнительное профессиональное образование как составная часть непрерывного профессионального образования // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 299. С. 144-149.
5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/77308190/ (дата обращения: 15.06.2022).
6. Министерство науки и высшего образования. Дополнительное профессиональное образование. Форма № 1-ПК «Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам». Российская Федерация, 2019‒2021 гг. [Электронный ресурс]. URL:https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/added/ (дата обращения: 15.06.2022).

Введение

Цифровые технологии все глубже внедряются во все сферы жизнедеятельности человека, что не только приводит к позитивным социально – экономическим сдвигам (повышение производительности труда, рост благосостояния), но имеет и негативные последствия, которые заключаются в исчезновении традиционных рынков и замене некоторых профессий роботизированными системами. Активные инновационные процессы в производственной и управленческой сферах вызывают изменение типов профессиональной деятельности и требований к компетенциям и навыкам специалистов.

В условиях стремительного устаревания старых знаний и появления новых главной ценностью человека становится стремление обучаться всю жизнь. С конца 60-х годов прошлого столетия во всем мире получила распространение концепция непрерывного образования, которая определяется как процесс роста образовательного потенциала человека на протяжении всей жизни с помощью системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества.

Степень вовлеченности взрослого населения страны в непрерывное образование считается одним из индикаторов развития человеческого капитала. Система дополнительного профессионального образования позволяет решать задачи, связанные с вовлечением граждан в процесс непрерывного образования, следовательно, способствует росту благосостояния общества. В связи с этим одним из важных направлений государственной политики должно являться развитие системы дополнительного профессионального образования.

Цель работы состоит в изучении динамики внедрения цифровых технологий в российскую экономику в сравнении с зарубежными государствами. Кроме этого поставлена задача выявить негативные последствия цифровизации экономики, касающиеся возникновения структурных сдвигов на рынке труда.

Материалы и методы исследования

В ходе работы рассмотрена гипотеза о том, что сфера дополнительного профессионального образования позволит устранить данные сдвиги, поскольку позволяет специалистам получать новые знания и навыки, следовательно, быть конкурентоспособным на рынке труда. Также авторами проанализированы статистические данные, позволяющие оценить уровень вовлеченности работоспособных россиян в систему дополнительного профессионального образования. При проведении исследования использовались такие методы как изучение сведений, метод сравнительного и логического анализа, наблюдение, опрос.

Результаты исследования и их обсуждение

Президент Российской Федерации в декабре 2016 года в своем послании Федеральному Собранию предложил запустить в нашей стране масштабную программу развития экономики нового технологического поколения – так называемой цифровой экономики. Данный термин был введен в употребление в 1995 году и, по определению Всемирного банка, «цифровая экономика – это система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий» [1]. До сих пор ученые не пришли к единому мнению, является ли повсеместное внедрение цифровых технологий безусловным благом, что не препятствует неуклонному росту уровня цифровизации всех сфер жизнедеятельности.

Оценить процессы цифровизации, происходящие в России позволяют данные, представленные Научным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (далее – НИУ ВСЭ) в статистическом сборнике «Цифровая экономика, 2021». В данном исследовании обобщены данные Минцифры России, Росстата, Банка России, Организации экономического сотрудничества и развития, Евростата, Международного союза электросвязи, Конференции ООН по торговле и развитию, Департамента экономического и социального развития ООН, Всемирной организации интеллектуальной собственности, базы данных Scopus, которые позволили сделать вывод об уровне цифровизации экономики России, в том числе, в сравнении с другими странами.

НИУ ВСЭ указывает, что в 2017 – 2019 годах российские предприятия в целом наращивали инновационный потенциал, однако темпы прироста не такие высокие, как за рубежом [2]. Данные в отношении использования организациями отдельных видов цифровых технологий представлены в таблице 1.

Таблица 1

Доля организаций, использовавших цифровые технологии в 2017–2019 гг. к общему количеству организаций

Виды технологий

2017

2018

2019

Широкополосный интернет

83,2

86,6

86,6

Облачные сервисы

22,9

26,1

28,1

Автоматизация управления бизнес-процессами (ERP-, CRM-, SCM-системы)

17,4

19,6

20,5

RFID-технологии (системы бесконтактного автоматического распознавания объектов)

5,0

5,4

6,3

Для оценки уровня цифровизации экономики Российской Федерации в международном масштабе обратимся к результатам исследования, проведенного Международной страховой компанией Euler Hermes. Специалисты данной организации в начале 2021 года составили рейтинг из 115 стран, оценив регуляторную среду для бизнеса, экосистему знаний, инфраструктуру, размер рынка, качество подключения к интернету. На первых трех местах в рейтинге расположились США, Германия и Дания, четвертое место у Китая, Россия – на 38 месте.

Активная цифровизация всех сфер экономики, а, следовательно, роботизация рабочих мест, приводит к трансформации рынка труда. В ноябре 2017 года международная консалтинговая компании McKinsey опубликовала отчет «Рабочие места потерянные и приобретенные: перемещение рабочей силы во эпоху автоматизации», согласно которому к 2030 году будут автоматизированы 14% рабочих мест на мировом рынке, что приведет к замене 400 млн работников роботами. В России данные показатели могут составить 16% или 10 млн человек, при этом под риск увольнения попадут работники возрастной категории 40 – 45 лет. В первую очередь, автоматизации будут подвергнуты «физические работы в предсказуемой среде» (например, приготовление еды в общепите), сбор и обработка данных, рабочие места, требующие применение физической силы.

В упомянутом отчете исследователи сообщают, что автоматизация будет также создавать новые рабочие места. При этом государство и бизнес должны предпринять ряд мер, направленных на удовлетворение изменяющихся требований рынка труда:

• совершенствование системы сбора и анализа статистических данных с целью отслеживания актуальных трендов технологических преобразований;

• создание перспективных отраслей экономики, способных предоставлять новые рабочие места;

• реформирование системы социальной поддержки граждан;

• развитие образовательных систем и увеличение инвестиций в профессиональную переподготовку.

Поскольку большое количество людей будут поставлены перед необходимостью изменения рода профессиональной деятельности и освоения новых навыков (по оценкам McKinsey, это потребуется 75 – 375 млн специалистов), возникает необходимость в развитии системы дополнительного профессионального образования.

Необходимо отметить, что рядовые граждане, наблюдая за происходящими глобальными процессами в экономике, реально оценивают свои перспективы, связанные с необходимостью смены профессии. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного международной консалтинговой группой “Ромир”, которые опубликованы в декабре 2021 на официальном сайте компании.

По мнению 40% опрошенных россиян, цифровизация оказывает негативное влияние на жизнь человека, и чаще всего такого мнения придерживаются люди, которые проживают в небольших городах (42% опрошенных), а также люди с незаконченным высшим образованием (48%).

В ходе исследования выявлены следующие негативные последствия цифровизации:

• утрата личных границ (37% от числа опрошенных)

• безработица, вызванная роботизацией (19%)

• снижение уровня образования (18%)

• сокращение живого общения (13%)

• снижение уровня культуры (11%).

Чаще других возможной безработицы опасаются специалисты со средним и неполным образованием (33%).

В 2020 году каждый пятый россиянин предполагал, что роботы будут выполнять его работу в ближайшие пять лет, в общемировом масштабе с этим тезисом согласны 29% граждан. Чаще других предполагают роботизацию своей профессии жители Индии (61%), Таиланда (36%) и Южной Кореи (34%) [3].

В 2020 – 2021 годах, когда повсеместно вводились ограничительные меры, связанные с распространением коронавирусной инфекции, процесс высвобождения людей, навыки которых не соответствуют требованиям рынка занятости, ускорился. Реалии требуют от таких специалистов либо обновления имеющихся навыков, либо профессиональной переквалификации. Данная задача решается в сфере дополнительного профессионального образования.

Таким образом, внедрение современных технологий, рост продолжительности жизни и изменение критериев пенсионного возраста, ужесточение требований к овладению специфическими навыками делают необходимостью приобретение новых компетенций путем непрерывного образования на протяжении всей жизни. При этом Татарикова А.А. определяет непрерывное профессиональное образование как «институционально обеспеченную систему учебной деятельности, адаптированную к новым социально-экономическим условиям и направленную на совершенствование знаний, навыков и умений человека на протяжении всей его жизни, главным фактором которой является личная мотивация и различные образовательные ресурсы» [4].

В России деятельность в сфере образования регулируется Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ. В соответствии с данным нормативно-правовым актом дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды [5]. Программы повышения квалификации либо профессиональной переподготовки могут осваивать лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и высшее образование.

НИУ ВШЭ на основании официальных данных Росстата и Минобрнауки России проведен анализ показателей, характеризующих участие трудоустроенного населения в возрасте от 25 до 65 лет в обучении и образовании, в соответствии с результатами которого в 2019 году в Российской Федерации по программам дополнительного профессионального образования обучалось около 6,3 млн человек. Исследователями выявлено, что более высокий охват дополнительными образовательными программами наблюдается среди лиц с высшим образованием (рисунок).

missing image file

Распределение слушателей программ ДПО в зависимости от уровня исходного образования (в процентах от общего количества обучающихся) в 2017, 2019 гг.

Таблица 2

Показатели деятельности в секторе дополнительного профессионального образования в 2019–2021 гг.

Показатели

2019 год

2020 год

2021 год

Реализовано программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, единиц

285 691

266 734

270 217

Количество слушателей, обученных по программам, человек.

В том числе:

6 338 433

6 663 833

6 961 332

работники предприятий и организаций

3 635 438

3 834 382

3 800 899

работники образовательных организаций

1 865 661

1 996 128

2 161 171

лица, замещающие государственные должности и должности государственной гражданской службы

196 597

180 687

190 578

незанятые лица по направлению службы занятости

59 447

53 393

57 322

студенты, обучающиеся по образовательным программам

186 037

191 188

265 243

другие категории граждан

395 253

408 055

486 119

Количество слушателей, которые обучались по договорам за счет собственных средств

1 418 476

1 382 109

1 341 200

Данные, характеризующие динамику показателей сферы дополнительного профессионального образования в Российской Федерации за 2019 – 2021 годы, отражены в таблице 2 (представлены на официальном сайте Минобрнауки в отчете по форме №1-ПК) [6].

Представленные показатели свидетельствуют о том, что количество граждан, обучавшихся по программам дополнительного профессионального образования неуклонно растет: в 2021 году по сравнению с 2020 годом этот показатель увеличился на 4,5%, в свою очередь, темп его прироста в 2020 году по сравнению с 2019 годом составил 5,1%. Как видно из таблицы, подавляющее большинство слушателей относятся к тем категориям лиц, которые обязаны проходить повышение квалификации в соответствии с законодательно установленными нормативами. Одновременно с этим уровень вовлеченности населения в непрерывное образование в России (около 25 % трудоспособных граждан) значительно ниже, чем в развитых западных странах (порядка 40 %), поэтому государство должно разработать ряд мер, направленных на расширение сферы дополнительного профессионального образования.

Заключение

Таким образом, в ходе проведенного исследования авторами подтверждена гипотеза о важной роли дополнительного профессионального образования в системе образовательной деятельности в связи с активизацией инновационных процессов в экономике и ускорением научно-технического прогресса, которые приводят к устареванию полученных знаний и стремительному увеличению новых. В настоящий момент под риском исчезновения оказались целые профессии, некоторые – существенно усложнились, при этом развиваются новые сферы деятельности, требующие наличия высококвалифицированных трудовых ресурсов, что приводит к перераспределению потребности в кадрах. В таких условиях именно на систему дополнительного профессионального образования возлагается задача по уравновешиванию спроса и предложения на рынке труда.

В Российской Федерации нормативная основа деятельности образовательных организаций в сфере дополнительного образования заложена Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ, при этом целями их деятельности является:

• повышение квалификации сотрудников с учетом требований работодателей

• удовлетворение потребностей работодателя в повышении квалификации и профессиональной переподготовке кадров;

• обеспечение социальной защищенности и занятости специалистов.


Библиографическая ссылка

Яшин С.Н., Иванова О.Е. ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РЫНОК ТРУДА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 7-1. – С. 160-165;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2314 (дата обращения: 21.11.2024).