Введение
Цифровые технологии все глубже внедряются во все сферы жизнедеятельности человека, что не только приводит к позитивным социально – экономическим сдвигам (повышение производительности труда, рост благосостояния), но имеет и негативные последствия, которые заключаются в исчезновении традиционных рынков и замене некоторых профессий роботизированными системами. Активные инновационные процессы в производственной и управленческой сферах вызывают изменение типов профессиональной деятельности и требований к компетенциям и навыкам специалистов.
В условиях стремительного устаревания старых знаний и появления новых главной ценностью человека становится стремление обучаться всю жизнь. С конца 60-х годов прошлого столетия во всем мире получила распространение концепция непрерывного образования, которая определяется как процесс роста образовательного потенциала человека на протяжении всей жизни с помощью системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества.
Степень вовлеченности взрослого населения страны в непрерывное образование считается одним из индикаторов развития человеческого капитала. Система дополнительного профессионального образования позволяет решать задачи, связанные с вовлечением граждан в процесс непрерывного образования, следовательно, способствует росту благосостояния общества. В связи с этим одним из важных направлений государственной политики должно являться развитие системы дополнительного профессионального образования.
Цель работы состоит в изучении динамики внедрения цифровых технологий в российскую экономику в сравнении с зарубежными государствами. Кроме этого поставлена задача выявить негативные последствия цифровизации экономики, касающиеся возникновения структурных сдвигов на рынке труда.
Материалы и методы исследования
В ходе работы рассмотрена гипотеза о том, что сфера дополнительного профессионального образования позволит устранить данные сдвиги, поскольку позволяет специалистам получать новые знания и навыки, следовательно, быть конкурентоспособным на рынке труда. Также авторами проанализированы статистические данные, позволяющие оценить уровень вовлеченности работоспособных россиян в систему дополнительного профессионального образования. При проведении исследования использовались такие методы как изучение сведений, метод сравнительного и логического анализа, наблюдение, опрос.
Результаты исследования и их обсуждение
Президент Российской Федерации в декабре 2016 года в своем послании Федеральному Собранию предложил запустить в нашей стране масштабную программу развития экономики нового технологического поколения – так называемой цифровой экономики. Данный термин был введен в употребление в 1995 году и, по определению Всемирного банка, «цифровая экономика – это система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий» [1]. До сих пор ученые не пришли к единому мнению, является ли повсеместное внедрение цифровых технологий безусловным благом, что не препятствует неуклонному росту уровня цифровизации всех сфер жизнедеятельности.
Оценить процессы цифровизации, происходящие в России позволяют данные, представленные Научным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (далее – НИУ ВСЭ) в статистическом сборнике «Цифровая экономика, 2021». В данном исследовании обобщены данные Минцифры России, Росстата, Банка России, Организации экономического сотрудничества и развития, Евростата, Международного союза электросвязи, Конференции ООН по торговле и развитию, Департамента экономического и социального развития ООН, Всемирной организации интеллектуальной собственности, базы данных Scopus, которые позволили сделать вывод об уровне цифровизации экономики России, в том числе, в сравнении с другими странами.
НИУ ВСЭ указывает, что в 2017 – 2019 годах российские предприятия в целом наращивали инновационный потенциал, однако темпы прироста не такие высокие, как за рубежом [2]. Данные в отношении использования организациями отдельных видов цифровых технологий представлены в таблице 1.
Таблица 1
Доля организаций, использовавших цифровые технологии в 2017–2019 гг. к общему количеству организаций
Виды технологий |
2017 |
2018 |
2019 |
Широкополосный интернет |
83,2 |
86,6 |
86,6 |
Облачные сервисы |
22,9 |
26,1 |
28,1 |
Автоматизация управления бизнес-процессами (ERP-, CRM-, SCM-системы) |
17,4 |
19,6 |
20,5 |
RFID-технологии (системы бесконтактного автоматического распознавания объектов) |
5,0 |
5,4 |
6,3 |
Для оценки уровня цифровизации экономики Российской Федерации в международном масштабе обратимся к результатам исследования, проведенного Международной страховой компанией Euler Hermes. Специалисты данной организации в начале 2021 года составили рейтинг из 115 стран, оценив регуляторную среду для бизнеса, экосистему знаний, инфраструктуру, размер рынка, качество подключения к интернету. На первых трех местах в рейтинге расположились США, Германия и Дания, четвертое место у Китая, Россия – на 38 месте.
Активная цифровизация всех сфер экономики, а, следовательно, роботизация рабочих мест, приводит к трансформации рынка труда. В ноябре 2017 года международная консалтинговая компании McKinsey опубликовала отчет «Рабочие места потерянные и приобретенные: перемещение рабочей силы во эпоху автоматизации», согласно которому к 2030 году будут автоматизированы 14% рабочих мест на мировом рынке, что приведет к замене 400 млн работников роботами. В России данные показатели могут составить 16% или 10 млн человек, при этом под риск увольнения попадут работники возрастной категории 40 – 45 лет. В первую очередь, автоматизации будут подвергнуты «физические работы в предсказуемой среде» (например, приготовление еды в общепите), сбор и обработка данных, рабочие места, требующие применение физической силы.
В упомянутом отчете исследователи сообщают, что автоматизация будет также создавать новые рабочие места. При этом государство и бизнес должны предпринять ряд мер, направленных на удовлетворение изменяющихся требований рынка труда:
• совершенствование системы сбора и анализа статистических данных с целью отслеживания актуальных трендов технологических преобразований;
• создание перспективных отраслей экономики, способных предоставлять новые рабочие места;
• реформирование системы социальной поддержки граждан;
• развитие образовательных систем и увеличение инвестиций в профессиональную переподготовку.
Поскольку большое количество людей будут поставлены перед необходимостью изменения рода профессиональной деятельности и освоения новых навыков (по оценкам McKinsey, это потребуется 75 – 375 млн специалистов), возникает необходимость в развитии системы дополнительного профессионального образования.
Необходимо отметить, что рядовые граждане, наблюдая за происходящими глобальными процессами в экономике, реально оценивают свои перспективы, связанные с необходимостью смены профессии. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного международной консалтинговой группой “Ромир”, которые опубликованы в декабре 2021 на официальном сайте компании.
По мнению 40% опрошенных россиян, цифровизация оказывает негативное влияние на жизнь человека, и чаще всего такого мнения придерживаются люди, которые проживают в небольших городах (42% опрошенных), а также люди с незаконченным высшим образованием (48%).
В ходе исследования выявлены следующие негативные последствия цифровизации:
• утрата личных границ (37% от числа опрошенных)
• безработица, вызванная роботизацией (19%)
• снижение уровня образования (18%)
• сокращение живого общения (13%)
• снижение уровня культуры (11%).
Чаще других возможной безработицы опасаются специалисты со средним и неполным образованием (33%).
В 2020 году каждый пятый россиянин предполагал, что роботы будут выполнять его работу в ближайшие пять лет, в общемировом масштабе с этим тезисом согласны 29% граждан. Чаще других предполагают роботизацию своей профессии жители Индии (61%), Таиланда (36%) и Южной Кореи (34%) [3].
В 2020 – 2021 годах, когда повсеместно вводились ограничительные меры, связанные с распространением коронавирусной инфекции, процесс высвобождения людей, навыки которых не соответствуют требованиям рынка занятости, ускорился. Реалии требуют от таких специалистов либо обновления имеющихся навыков, либо профессиональной переквалификации. Данная задача решается в сфере дополнительного профессионального образования.
Таким образом, внедрение современных технологий, рост продолжительности жизни и изменение критериев пенсионного возраста, ужесточение требований к овладению специфическими навыками делают необходимостью приобретение новых компетенций путем непрерывного образования на протяжении всей жизни. При этом Татарикова А.А. определяет непрерывное профессиональное образование как «институционально обеспеченную систему учебной деятельности, адаптированную к новым социально-экономическим условиям и направленную на совершенствование знаний, навыков и умений человека на протяжении всей его жизни, главным фактором которой является личная мотивация и различные образовательные ресурсы» [4].
В России деятельность в сфере образования регулируется Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ. В соответствии с данным нормативно-правовым актом дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды [5]. Программы повышения квалификации либо профессиональной переподготовки могут осваивать лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и высшее образование.
НИУ ВШЭ на основании официальных данных Росстата и Минобрнауки России проведен анализ показателей, характеризующих участие трудоустроенного населения в возрасте от 25 до 65 лет в обучении и образовании, в соответствии с результатами которого в 2019 году в Российской Федерации по программам дополнительного профессионального образования обучалось около 6,3 млн человек. Исследователями выявлено, что более высокий охват дополнительными образовательными программами наблюдается среди лиц с высшим образованием (рисунок).
Распределение слушателей программ ДПО в зависимости от уровня исходного образования (в процентах от общего количества обучающихся) в 2017, 2019 гг.
Таблица 2
Показатели деятельности в секторе дополнительного профессионального образования в 2019–2021 гг.
Показатели |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Реализовано программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, единиц |
285 691 |
266 734 |
270 217 |
Количество слушателей, обученных по программам, человек. В том числе: |
6 338 433 |
6 663 833 |
6 961 332 |
работники предприятий и организаций |
3 635 438 |
3 834 382 |
3 800 899 |
работники образовательных организаций |
1 865 661 |
1 996 128 |
2 161 171 |
лица, замещающие государственные должности и должности государственной гражданской службы |
196 597 |
180 687 |
190 578 |
незанятые лица по направлению службы занятости |
59 447 |
53 393 |
57 322 |
студенты, обучающиеся по образовательным программам |
186 037 |
191 188 |
265 243 |
другие категории граждан |
395 253 |
408 055 |
486 119 |
Количество слушателей, которые обучались по договорам за счет собственных средств |
1 418 476 |
1 382 109 |
1 341 200 |
Данные, характеризующие динамику показателей сферы дополнительного профессионального образования в Российской Федерации за 2019 – 2021 годы, отражены в таблице 2 (представлены на официальном сайте Минобрнауки в отчете по форме №1-ПК) [6].
Представленные показатели свидетельствуют о том, что количество граждан, обучавшихся по программам дополнительного профессионального образования неуклонно растет: в 2021 году по сравнению с 2020 годом этот показатель увеличился на 4,5%, в свою очередь, темп его прироста в 2020 году по сравнению с 2019 годом составил 5,1%. Как видно из таблицы, подавляющее большинство слушателей относятся к тем категориям лиц, которые обязаны проходить повышение квалификации в соответствии с законодательно установленными нормативами. Одновременно с этим уровень вовлеченности населения в непрерывное образование в России (около 25 % трудоспособных граждан) значительно ниже, чем в развитых западных странах (порядка 40 %), поэтому государство должно разработать ряд мер, направленных на расширение сферы дополнительного профессионального образования.
Заключение
Таким образом, в ходе проведенного исследования авторами подтверждена гипотеза о важной роли дополнительного профессионального образования в системе образовательной деятельности в связи с активизацией инновационных процессов в экономике и ускорением научно-технического прогресса, которые приводят к устареванию полученных знаний и стремительному увеличению новых. В настоящий момент под риском исчезновения оказались целые профессии, некоторые – существенно усложнились, при этом развиваются новые сферы деятельности, требующие наличия высококвалифицированных трудовых ресурсов, что приводит к перераспределению потребности в кадрах. В таких условиях именно на систему дополнительного профессионального образования возлагается задача по уравновешиванию спроса и предложения на рынке труда.
В Российской Федерации нормативная основа деятельности образовательных организаций в сфере дополнительного образования заложена Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ, при этом целями их деятельности является:
• повышение квалификации сотрудников с учетом требований работодателей
• удовлетворение потребностей работодателя в повышении квалификации и профессиональной переподготовке кадров;
• обеспечение социальной защищенности и занятости специалистов.