Введение
Целевой парадигмой устойчивого развития является переход на «зелёную» экономику, отличительными чертами которой является эффективное использование природных ресурсов, сохранение и увеличение природного капитала, низкий уровень эмиссии парниковых газов, предотвращение утраты экосистемных услуг и биоразнообразия, повышение качества и уровня жизни людей. Иными словами, устойчивое развитие зависит от «зелёной» экономики. Поэтому на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме в 2021 году Президент России В.В. Путин, анонсируя стратегические направления развития страны, обозначил «зелёную» повестку, как основу экономического роста. Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [8] существенно усилил значимость экологической повестки, нацеливая развитие на «зелёный» вектор. В связи «с новыми вызовами, связанными с нарастанием негативного воздействия на окружающую среду, исчерпанием природных ресурсов, ведущими к обострению социальных проблем и ограничивающими возможности дальнейшего развития» [9, с. 107], всё большее распространение приобретают механизмы устойчивого, в том числе «зелёного» финансирования, которые ориентированы на принципы экологической, социальной и управленческой ответственности [5].
Реализация концепции экологически устойчивого экономического развития России связана с необходимостью разработки и управления достаточно затратными инвестиционными природоохранными проектами, требующими значительного объема «зелёных» инвестиций. Поэтому формирование и развитие системы «зелёного» финансирования рассматривается в текущий момент как составная часть национальной стратегии развития, механизм реализации которой заложен в национальном проекте «Экология». Тема «зелёного» финансирования отражена также в Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации на 2022 год и период 2023 и 2024 годов.
Сказанное предопределило целесообразность решения ряда проблем концептуального и практического характера, влияющих на формирование и развитие механизмов «зелёного» финансирования и способствовало развертыванию в исследовательской среде и среди практикующих экспертов масштабной полемики о нивелировании влияния вредных факторов на состояние окружающей среды за счет модернизации финансового механизма, составным компонентом которого выступают инструменты финансовой политики» [4, с. 382].
Цель исследования – оценка текущего состояния «зелёного» финансирования в России, определение направлений его развития в долгосрочной перспективе.
Материалы и методы исследования
Основой исследования является изучение и обобщение практики «зелёного» финансирования в России. Многогранность понятия «зелёное» финансирование определила широкое использование методов междисциплинарного исследования. Использование индуктивных и дедуктивных методов познания, методов анализа и синтеза формирует общенаучный уровень исследования, уточняющий механизм и инструменты «зелёного» финансирования. Конкретно-научный уровень исследования предполагает использование методов статистического анализа, позволяет на основе статистических показателей, характеризующих деятельность по охране окружающей среды, в частности, оценки уровня «зелёных» инвестиций в основной капитал в общем объеме инвестиций, выявить тенденции в развитии «зелёного» финансирования. В качестве информационной базы исследования использованы официальные данные Росстата.
Результаты исследования и их обсуждение
«Зелёное» финансирование рассматривается как привлечение финансовых ресурсов для финансирования «зелёных» проектов.
Рынок «зелёного» финансирования в России недостаточно развит в сравнении с другими странами, в первую очередь с европейскими. В 2021 г. мировой публичный долговой рынок «устойчивого» финансирования (состоящий из сегментов «зелёных» облигаций, «социальных» облигаций и облигаций устойчивого развития) по оценке Climate Bond Initiative превысил $1,6 трлн. Ожидается, что к 2025 году его объемы вырастут в 10 раз. В России объем выпущенных облигаций в секторе устойчивого развития в 2019-2020 гг. составил около $3,5 млрд. Это соответствует всего лишь 0,35% от мирового рынка, а большая часть привлеченных средств приходится на «зелёные» облигации ОАО «РЖД» [1].
На состояние рынка «зелёного» финансирования в России оказывают влияние факторы стимулирующие и ограничивающие инвестиции. К первым следует отнести факторы: энергетической безопасности, мультипликативного эффекта, экологической чистоты, экологической безопасности, снижения рисков климатических изменений, наукоёмкости и конкурентоспособности. Вторая группа включает высокий уровень консервативности характера экономического развития, существенные различия в уровне развития «зелёной» экономики, характере и масштабах влияния «зелёных» инвестиций на экономический рост, неоднозначность влияния инвестиций в развитие «зелёной» экономики на рост производства и занятость в различных производствах и непроизводственной сфере [10, с. 33].
Механизм «зелёного» финансирования охватывает:
1) бюджетное финансирование путем реализации государственных программ и федеральных целевых программ в области охраны окружающей среды;
2) финансирование за счет средств частных инвесторов с использованием инструментов нивелирующих риски потерь дохода от вложенных инвестиций.
В идеале, основная часть инвестиций должна реализовываться посредством частных инвестиций, привлекаемых организациями для экологических «зелёных» проектов. Ориентация на использование в основном государственных инструментов «зелёного» финансирования инвестиционных природоохранных проектов не позволяет в достаточной степени стимулировать компании внедрять «зелёные» технологии.
Однако реализация «зелёных» проектов для частных инвесторов связана с существенными рисками. Это политические риски, связанные с изменениями в политической системе; макроэкономические риски, под воздействием колебаний экономических конъюнктуры и волатильности цен на сырьевые товары, процентных ставок, обменных курсов; экономические риски, сопряжённые с изменением тарифов, субсидий на ископаемые ресурсы; технологические и эксплуатационные риски, как следствие недостижения целевых показателей в результате отсутствия необходимой для реализации проектов инфраструктуры и др.
Для нивелирования рисков частных инвесторов при инвестировании в «зелёные» проекты используется широкий арсенал мер государственной поддержки: 1) государственное регулирование с использованием таких инструментов как налоговые кредиты, стандарты, льготные тарифы, квоты на возобновляемую энергию; 2) государственное финансирование, включающее гранты, субсидии, экологические программы; 3) кредитование предусматривающее проектное финансирование, долговые фонды, «зелёные» кредиты и льготные кредитные ставки, «зелёные» облигации; 4) снижение рисков через кредитные поручительства и гарантии, страхование, защита от волатильности обменного курса и процентной ставки [6, с. 56].
В современных условиях наиболее значимыми финансовыми инструментами поддержки «зелёных» проектов выступают: «зелёные» облигации, «зелёные» кредиты, обеспечивающие перелив капитала в проекты «зелёного» финансирования. В то же время рынок «зелёного» финансирования, изначально фокусировавшийся на использовании «зелёных» облигаций и краткосрочных «зелёных» кредитов для финансирования экологически рентабельных проектов, постепенно разрастается и нацеливается на параметрическое (индексное) страхование, «зелёный» краудфандинг, экологический лизинг.
На мировом уровне отсутствует единообразный стандарт для определения «зелёных» финансовых инструментов, но разработаны принципы для отдельных инструментов, в частности для «зелёных» облигаций, которым следует большинство эмитентов.
«Зелёные» облигации, как наиболее популярный финансовый инструмент «зелёного» финансирования, это – долговые ценные бумаги с фиксированным доходом, средства от которых предназначены для финансирования проектов с положительными экологическими или климатическими эффектами. В их числе можно назвать: «лесные» облигации – эмитируемые для финансового обеспечения проектов, связанных с защитой леса (высадка новых деревьев защита леса от пожаров, эрозии почвы, его прореживание и т.д.); «синие» облигации – направлены на финансирование проектов, поддерживающих устойчивое использование ресурсов океана; «белые» облигации – обслуживают экологические проекты в Арктике;
«Зелёной» считается облигация, удовлетворяющая четырем требованиям: привлекаемый капитал должен быть локализован на реализации «зелёных» проектов; инвестиции обязательно проходят оценку на соответствие экопринципам; привлекаемые эмитентом средства имеют исключительно целевой характер, и информация об их расходовании является прозрачной; остаток средств от выпуска облигаций ежегодно публикуется. Тем самым преследуются и достигаются синхронно две цели: финансовая и социальная – выгодное привлечение финансовых ресурсов и улучшение экологической ситуации, либо за счет мультипликативного экологического эффекта от проекта, либо посредством снижения ранее осуществлённого негативного воздействия на природу, в том числе с привлечением средств частных структур.
Характерными чертами «зелёных» облигаций являются:
1) свободное обращение на рынке;
2) фиксированная процентная ставка;
3) погашение в течение согласованного периода времени.
Преимущества «зелёных» облигаций:
1) купонная ставка по ним ниже, чем ставка по обычным облигациям эмитентов того же уровня;
2) капитал, привлеченный в результате выпуска «зелёных» облигаций от инвесторов, эмитент направляет исключительно на финансирование или рефинансирование «зелёных» проектов, предназначенных для экологически чистых целей.
К факторам, препятствующим широкому развитию «зелёных» облигаций, относится: отсутствие нормативного регулирования механизма их верификации; малую доходность по сравнению с другими инвестиционными продуктами; дефицит «зелёных» проектов; ограниченный объём частных инвестиций в экологические проекты.
Параллельно «зелёным» облигациям в последние годы стремительно развивается другой инструмент «зелёного» финансирования – «зелёный» кредит. Он предназначается для реализации экологических проектов, связанных с сельским хозяйством, возобновляемыми источниками энергии (переходом к энергоэффективной экономике), экологически чистой промышленностью и др.
В настоящее время ассоциация кредитного рынка (Loan Market Association) ранжирует «зелёный» кредит на два основных класса:
1) кредит на проекты и услуги по охране окружающей среды и сокращение выбросов («зелёный» автокредит, предоставляемый на приобретение экологически чистых автомобилей по ставкам ниже обычных кредитов; «зелёная» ипотека, выдаваемая для обзаведения объектами недвижимости с высоким уровнем энергетической эффективности);
2) кредит развивающимся стратегическим отраслям. Однако кредитные организации обычно генерируют и практикуют дополнительные продукты и услуги для удовлетворения актуальных потребностей своих клиентов.
Достоинство «зелёных» кредитов в том, что банк оценивает цели кредитования, санкционирует выдачу ссуды и далее контролирует целевое расходование валюты кредита. Поэтому «зелёные»» кредиты благоприятствуют снижению показателя просроченных кредитов и риска кредитного дефолта кредитной организации. Условия таких кредитов могут быть более выгодными для заемщиков, однако кредитные сделки обычно менее публичны, и в данном случае имиджевая составляющая может быть менее заметной. Рынок «зелёных» кредитов ничтожно малый, он нацелен на определённую нишу, и это вызывает рост затрат на его обслуживание; также требуется время и денежные средства на сертификацию для обеспечения устойчивости инвестиций. При этом в последующем на долговой рынок могут быть выпущены облигации, обеспеченные денежными потоками от ранее выданного «зелёного» кредита [3, с. 34].
По договору параметрического страхования страховщик выплачивает страховое возмещение в случае, когда рисковое событие достигает параметров, определенных в договоре страхования (уровень воды при наводнении, скорость ветра при урагане, магнитуда землетрясения и т.д.) вне зависимости от того, понес ли страхователь убытки.
«Зелёный» краудфандинг – форма коллективного инвестирования, заключающаяся в сборе (при посредничестве инвестиционных платформ) денежных средств от неопределенного круга третьих лиц в целях финансирования «зелёных» проектов [7, с. 77].
Стимулирование экологизации производства на основе экологического лизинга заключается в активизации процессов целевого финансирования НИОКР для обеспечения роста прибыли промышленных предприятий как участников лизинговых операций; в улучшении их технического и экологического состояния; в непрерывности процесса разработки новых очистных и безотходных технологий производства и оборудования природоохранного назначения; в подготовке профессиональных кадров для организации экологически безопасного производства промышленной продукции [2, c. 117].
Механизм «зелёного» финансирования поддерживают финансовые институты: государственные и общественные организации, банки, фонды, страховые компании. Они транслируют лучшие практики финансирования «зелёных» проектов. Значительную роль в механизме «зелёного» финансирования играют инфраструктурные сервисные организации: организаторы торгов, многофункциональные торговые площадки, крауфандинговые площадки, рейтинговые агентства, верификаторы, сертифицируемые агентства, исследовательские институты, ценовые центры, которые обслуживают сделки с финансовыми инструментами.
Существующий финансовый механизм «зелёного» финансирования обусловил сложившуюся тенденцию «зелёных» инвестиций в охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сравнивая объемы инвестиций в основной капитал с объемом инвестиций, направленных на охрану окружающей среды следует отметить, что «зелёные» инвестиции занимают незначительную долю в общем объеме инвестиций (около 1%) (табл. 1).
Анализ натуральных показателей в отраслевом разрезе, характеризующих масштабы и уровень воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, водопользования и размещения отходов производства и потребления, можно дополнить отраслевыми сведениями о проведении природоохранных мероприятий (табл. 2).
Анализ данных официальной статистики позволяет сделать вывод, что основная доля «зелёных» инвестиций, которые в 2020 г. составили 195962 млн руб., концентрируется в таких видах экономической деятельности как «Обрабатывающие производства» – 40,2%, «Добыча полезных ископаемых» – 16,3% от общей суммы инвестиций. Минимальные значения отмечены по виду экономической деятельности «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» – 1,2%. Также наблюдаются изменения в структуре природоохранных инвестиций в 2020 г. по сравнению с 2019 г. в сторону снижения их доли по видам экономической деятельности «Транспортировка и хранение» на 36%, «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» на 22%, «Добыча полезных ископаемых» на 21%.
Таблица 1
Динамика «зелёных» инвестиций, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в России
«Зелёные» инвестиции, млн руб. |
Инвестиции в основной капитал, млн руб. |
Доля «зелёных» инвестиций в инвестициях в основной капитал, % |
|||||||
2015 |
2019 |
2020 |
2015 |
2019 |
2020 |
2015 |
2019 |
2020 |
|
Всего |
151788 |
175029 |
195 962 |
10485900 |
14725400 |
15441400 |
1,16 |
1,18 |
1,26 |
Рассчитано авторами по: Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/search.
Таблица 2
Распределение «зелёных» инвестиций, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в России в разрезе видов экономической деятельности
Вид экономической деятельности |
2015 |
2019 |
2020 |
Изменение 2020/2019, %. |
|||
млн руб. |
% |
млн руб. |
% |
млн руб. |
% |
||
Всего «зелёных» инвестиций |
151788 |
100 |
175029 |
100 |
195962 |
100 |
+ 11,2 |
Из них по видам экономической деятельности |
|||||||
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
740,9 |
0, 49 |
2947,7 |
1,7 |
2301,1 |
1,2 |
– 22,0 |
Добыча полезных ископаемых |
31656,2 |
20,8 |
40243,2 |
22,9 |
31881,0 |
16,3 |
– 21,0 |
Обрабатывающие производства |
68541,3 |
45,2 |
68826,4 |
39,3 |
78697,6 |
40,2 |
+ 14,0 |
Обеспечение электроэнергией, газом и паром, кондиционирование воздуха |
30335,8 |
19,9 |
13410,6 |
7,7 |
17074,8 |
8,7 |
+ 27,0 |
Транспортировка и хранение |
3375,8 |
2,2 |
7488,8 |
4,3 |
4807,2 |
2,5 |
– 36,0 |
Другие виды экономической деятельности |
17138,0 |
11,41 |
42112,2 |
24,1 |
61200,3 |
31,1 |
+ 45,0 |
Составлено авторами на основе: О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2020 году»: Государственный доклад. М., 2021. С. 233.
Таблица 3
«Зелёные» инвестиции по источникам финансирования в России в 2019 году
Инвестиции |
в т.ч. за счет средств |
||||
Федерального бюджета |
Бюджетов субъектов РФ |
Собственных средств организаций |
Других источников |
||
Всего «зелёные» инвестиции, млн руб. |
175029 |
8878 |
8058 |
155878 |
2225 |
Доля «зелёных» инвестиций, % |
100 |
5,1 |
4,6 |
89,1 |
1,2 |
Охрана окружающей среды в России. 2020. Стат. сб. Росстат. М., 2020. С. 106.
Собственные средства организаций превалируют в финансировании природоохранных мероприятий, что является отрицательным моментом, учитывая неблагоприятную экономическую ситуацию. В 2019 г. на их долю приходилось 89,1% «зелёных» инвестиций. Однако роль государства в разработке и воплощении в жизнь «зелёной» политики существенна, средства федерального и региональных бюджетов являются незаменимыми источниками финансирования проектов экологической и климатической направленности (табл. 3).
В рассматриваемой сфере государство оказывает как прямое воздействие (посредством финансирования мероприятий по переходу к низкоуглеродной и энергоэффективной экономике), так и косвенное, стимулируя хозяйствующих субъектов к экологически и климатически ответственному поведению.
Заключение
Таким образом, в России, учитывая незначительные объемы «зелёного» финансирования, логичным будет задействование опыта зарубежных стран и на этой основе разработка Стратегии и Концепции «зелёного» финансирования, а также Закона, уста вливающего механизм развития и регулирования «зелёного» финансирования с учетом российских реалий, позволяющие сделать привлекательными частные инвестиции для реализации «зелёных» проектов. Принципиально важным разделом данных документов является проработанный комплекс мер, включающий в себя способы снижения финансовой нагрузки на государственный бюджет, известные практики повышения инвестиционной привлекательности проектов в сфере «зелёной» экономики, стимулирование внедрения концессионных соглашений, государственно-частного парнёрства.
Библиографическая ссылка
Найденова Т.А., Новокшонова Е.Н. CОСТОЯНИЕ «ЗЕЛЁНОГО» ФИНАНСИРОВАНИЯ В РОССИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 7-1. – С. 114-120;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2308 (дата обращения: 03.12.2024).