Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

CОСТОЯНИЕ «ЗЕЛЁНОГО» ФИНАНСИРОВАНИЯ В РОССИИ

Найденова Т.А. 1 Новокшонова Е.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»
Исследование нацелено на оценку текущего состояния «зелёного» финансирования в России, определение направлений его развития в долгосрочной перспективе. Обоснована необходимость увеличения доли «зелёных» инвестиций для финансирования инвестиционных проектов. Предложено сфокусировать внимание на необходимости формирования нормативно-правовой базы «зелёного» финансирования в направлении разработки Стратегии и Концепции его развития, а также Закона, устанавливающего механизм реализации «зелёного» финансирования с учетом российских реалий, позволяющие сделать привлекательными частные инвестиции для реализации «зелёных» проектов, проработать комплекс механизмов, включающий в себя способы снижения финансовой нагрузки на федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ. Сделан вывод о целесообразности использования известных мировых практик повышения инвестиционной привлекательности проектов в сфере «зелёной» экономики, о необходимости стимулирования внедрения концессионных соглашений, государственно-частного партнёрства.
«зеленая» экономика
«зеленые» облигации
«зелёный» кредит
устойчивое развитие
1. Бедняков А.С. Место России на рынке «зеленого» финансирования // Платформа «РОСИНФРА» Национального Центра ГЧП (ВЭБ.РФ). [Электронный ресурс]. URL: https://roscongress.org/materials/mesto-rossii-na-rynke-zelenogo-finansirovaniya/ (дата обращения 01.06.2022).
2. Маковецкий С.А. Лизинговая модель стимулирования экологизации промышленных предприятий // Вестник института экономических исследований. 2019. № 3. (15). С. 109-118.
3. Мирошниченко О.С., Мостовая Н.А. «Зеленый» кредит как инструмент «зеленого» финансирования // Финансы и кредит. 2019. № 2. С. 31-43.
4. Найденова Т.А. Плата за негативное воздействие на окружающую среду и её роль в обеспечении охраны окружающей среды // Двадцать восьмая годичная сессия Учёного совета Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина: Февральские чтения, посвящённые 100-летию образования Республики Коми и Году науки и технологий. Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2021. С. 382-386.
5. Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2021 N 3052-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения 01.06.2022).
6. Седаш Т.Н., Тютюкина Е.Б., Лобанов И.Н. Направления и инструменты финансирования зеленых проектов в концепции устойчивого развития экономики // Экономика. Налоги. Право. 2019. № 5. С. 52-59.
7. Ситник А.А. «Зеленые» финансы: понятие и система // Актуальные проблемы российского права. 2022. Т. 17. № 2 (135). С. 63-80.
8. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения 01.06.2022).
9. Швецова И.Н., Найденова Т.А. Налоговое регулирование охраны окружающей среды // Бухгалтерский учет. 2019. № 7. С. 107-113.
10. Яковлев И.А., Богачёва О.В., Кабир Л.С., Смородинов О.В., Никулина С.И., Раков И.Д. Сравнительный анализ механизмов финансирования «зелёных» и «грязных» инвестиционных проектов // Аналитическая записка. М.: НИФИ, 2016. 39 с.

Введение

Целевой парадигмой устойчивого развития является переход на «зелёную» экономику, отличительными чертами которой является эффективное использование природных ресурсов, сохранение и увеличение природного капитала, низкий уровень эмиссии парниковых газов, предотвращение утраты экосистемных услуг и биоразнообразия, повышение качества и уровня жизни людей. Иными словами, устойчивое развитие зависит от «зелёной» экономики. Поэтому на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме в 2021 году Президент России В.В. Путин, анонсируя стратегические направления развития страны, обозначил «зелёную» повестку, как основу экономического роста. Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [8] существенно усилил значимость экологической повестки, нацеливая развитие на «зелёный» вектор. В связи «с новыми вызовами, связанными с нарастанием негативного воздействия на окружающую среду, исчерпанием природных ресурсов, ведущими к обострению социальных проблем и ограничивающими возможности дальнейшего развития» [9, с. 107], всё большее распространение приобретают механизмы устойчивого, в том числе «зелёного» финансирования, которые ориентированы на принципы экологической, социальной и управленческой ответственности [5].

Реализация концепции экологически устойчивого экономического развития России связана с необходимостью разработки и управления достаточно затратными инвестиционными природоохранными проектами, требующими значительного объема «зелёных» инвестиций. Поэтому формирование и развитие системы «зелёного» финансирования рассматривается в текущий момент как составная часть национальной стратегии развития, механизм реализации которой заложен в национальном проекте «Экология». Тема «зелёного» финансирования отражена также в Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации на 2022 год и период 2023 и 2024 годов.

Сказанное предопределило целесообразность решения ряда проблем концептуального и практического характера, влияющих на формирование и развитие механизмов «зелёного» финансирования и способствовало развертыванию в исследовательской среде и среди практикующих экспертов масштабной полемики о нивелировании влияния вредных факторов на состояние окружающей среды за счет модернизации финансового механизма, составным компонентом которого выступают инструменты финансовой политики» [4, с. 382].

Цель исследования – оценка текущего состояния «зелёного» финансирования в России, определение направлений его развития в долгосрочной перспективе.

Материалы и методы исследования

Основой исследования является изучение и обобщение практики «зелёного» финансирования в России. Многогранность понятия «зелёное» финансирование определила широкое использование методов междисциплинарного исследования. Использование индуктивных и дедуктивных методов познания, методов анализа и синтеза формирует общенаучный уровень исследования, уточняющий механизм и инструменты «зелёного» финансирования. Конкретно-научный уровень исследования предполагает использование методов статистического анализа, позволяет на основе статистических показателей, характеризующих деятельность по охране окружающей среды, в частности, оценки уровня «зелёных» инвестиций в основной капитал в общем объеме инвестиций, выявить тенденции в развитии «зелёного» финансирования. В качестве информационной базы исследования использованы официальные данные Росстата.

Результаты исследования и их обсуждение

«Зелёное» финансирование рассматривается как привлечение финансовых ресурсов для финансирования «зелёных» проектов.

Рынок «зелёного» финансирования в России недостаточно развит в сравнении с другими странами, в первую очередь с европейскими. В 2021 г. мировой публичный долговой рынок «устойчивого» финансирования (состоящий из сегментов «зелёных» облигаций, «социальных» облигаций и облигаций устойчивого развития) по оценке Climate Bond Initiative превысил $1,6 трлн. Ожидается, что к 2025 году его объемы вырастут в 10 раз. В России объем выпущенных облигаций в секторе устойчивого развития в 2019-2020 гг. составил около $3,5 млрд. Это соответствует всего лишь 0,35% от мирового рынка, а большая часть привлеченных средств приходится на «зелёные» облигации ОАО «РЖД» [1].

На состояние рынка «зелёного» финансирования в России оказывают влияние факторы стимулирующие и ограничивающие инвестиции. К первым следует отнести факторы: энергетической безопасности, мультипликативного эффекта, экологической чистоты, экологической безопасности, снижения рисков климатических изменений, наукоёмкости и конкурентоспособности. Вторая группа включает высокий уровень консервативности характера экономического развития, существенные различия в уровне развития «зелёной» экономики, характере и масштабах влияния «зелёных» инвестиций на экономический рост, неоднозначность влияния инвестиций в развитие «зелёной» экономики на рост производства и занятость в различных производствах и непроизводственной сфере [10, с. 33].

Механизм «зелёного» финансирования охватывает:

1) бюджетное финансирование путем реализации государственных программ и федеральных целевых программ в области охраны окружающей среды;

2) финансирование за счет средств частных инвесторов с использованием инструментов нивелирующих риски потерь дохода от вложенных инвестиций.

В идеале, основная часть инвестиций должна реализовываться посредством частных инвестиций, привлекаемых организациями для экологических «зелёных» проектов. Ориентация на использование в основном государственных инструментов «зелёного» финансирования инвестиционных природоохранных проектов не позволяет в достаточной степени стимулировать компании внедрять «зелёные» технологии.

Однако реализация «зелёных» проектов для частных инвесторов связана с существенными рисками. Это политические риски, связанные с изменениями в политической системе; макроэкономические риски, под воздействием колебаний экономических конъюнктуры и волатильности цен на сырьевые товары, процентных ставок, обменных курсов; экономические риски, сопряжённые с изменением тарифов, субсидий на ископаемые ресурсы; технологические и эксплуатационные риски, как следствие недостижения целевых показателей в результате отсутствия необходимой для реализации проектов инфраструктуры и др.

Для нивелирования рисков частных инвесторов при инвестировании в «зелёные» проекты используется широкий арсенал мер государственной поддержки: 1) государственное регулирование с использованием таких инструментов как налоговые кредиты, стандарты, льготные тарифы, квоты на возобновляемую энергию; 2) государственное финансирование, включающее гранты, субсидии, экологические программы; 3) кредитование предусматривающее проектное финансирование, долговые фонды, «зелёные» кредиты и льготные кредитные ставки, «зелёные» облигации; 4) снижение рисков через кредитные поручительства и гарантии, страхование, защита от волатильности обменного курса и процентной ставки [6, с. 56].

В современных условиях наиболее значимыми финансовыми инструментами поддержки «зелёных» проектов выступают: «зелёные» облигации, «зелёные» кредиты, обеспечивающие перелив капитала в проекты «зелёного» финансирования. В то же время рынок «зелёного» финансирования, изначально фокусировавшийся на использовании «зелёных» облигаций и краткосрочных «зелёных» кредитов для финансирования экологически рентабельных проектов, постепенно разрастается и нацеливается на параметрическое (индексное) страхование, «зелёный» краудфандинг, экологический лизинг.

На мировом уровне отсутствует единообразный стандарт для определения «зелёных» финансовых инструментов, но разработаны принципы для отдельных инструментов, в частности для «зелёных» облигаций, которым следует большинство эмитентов.

«Зелёные» облигации, как наиболее популярный финансовый инструмент «зелёного» финансирования, это – долговые ценные бумаги с фиксированным доходом, средства от которых предназначены для финансирования проектов с положительными экологическими или климатическими эффектами. В их числе можно назвать: «лесные» облигации – эмитируемые для финансового обеспечения проектов, связанных с защитой леса (высадка новых деревьев защита леса от пожаров, эрозии почвы, его прореживание и т.д.); «синие» облигации – направлены на финансирование проектов, поддерживающих устойчивое использование ресурсов океана; «белые» облигации – обслуживают экологические проекты в Арктике;

«Зелёной» считается облигация, удовлетворяющая четырем требованиям: привлекаемый капитал должен быть локализован на реализации «зелёных» проектов; инвестиции обязательно проходят оценку на соответствие экопринципам; привлекаемые эмитентом средства имеют исключительно целевой характер, и информация об их расходовании является прозрачной; остаток средств от выпуска облигаций ежегодно публикуется. Тем самым преследуются и достигаются синхронно две цели: финансовая и социальная – выгодное привлечение финансовых ресурсов и улучшение экологической ситуации, либо за счет мультипликативного экологического эффекта от проекта, либо посредством снижения ранее осуществлённого негативного воздействия на природу, в том числе с привлечением средств частных структур.

Характерными чертами «зелёных» облигаций являются:

1) свободное обращение на рынке;

2) фиксированная процентная ставка;

3) погашение в течение согласованного периода времени.

Преимущества «зелёных» облигаций:

1) купонная ставка по ним ниже, чем ставка по обычным облигациям эмитентов того же уровня;

2) капитал, привлеченный в результате выпуска «зелёных» облигаций от инвесторов, эмитент направляет исключительно на финансирование или рефинансирование «зелёных» проектов, предназначенных для экологически чистых целей.

К факторам, препятствующим широкому развитию «зелёных» облигаций, относится: отсутствие нормативного регулирования механизма их верификации; малую доходность по сравнению с другими инвестиционными продуктами; дефицит «зелёных» проектов; ограниченный объём частных инвестиций в экологические проекты.

Параллельно «зелёным» облигациям в последние годы стремительно развивается другой инструмент «зелёного» финансирования – «зелёный» кредит. Он предназначается для реализации экологических проектов, связанных с сельским хозяйством, возобновляемыми источниками энергии (переходом к энергоэффективной экономике), экологически чистой промышленностью и др.

В настоящее время ассоциация кредитного рынка (Loan Market Association) ранжирует «зелёный» кредит на два основных класса:

1) кредит на проекты и услуги по охране окружающей среды и сокращение выбросов («зелёный» автокредит, предоставляемый на приобретение экологически чистых автомобилей по ставкам ниже обычных кредитов; «зелёная» ипотека, выдаваемая для обзаведения объектами недвижимости с высоким уровнем энергетической эффективности);

2) кредит развивающимся стратегическим отраслям. Однако кредитные организации обычно генерируют и практикуют дополнительные продукты и услуги для удовлетворения актуальных потребностей своих клиентов.

Достоинство «зелёных» кредитов в том, что банк оценивает цели кредитования, санкционирует выдачу ссуды и далее контролирует целевое расходование валюты кредита. Поэтому «зелёные»» кредиты благоприятствуют снижению показателя просроченных кредитов и риска кредитного дефолта кредитной организации. Условия таких кредитов могут быть более выгодными для заемщиков, однако кредитные сделки обычно менее публичны, и в данном случае имиджевая составляющая может быть менее заметной. Рынок «зелёных» кредитов ничтожно малый, он нацелен на определённую нишу, и это вызывает рост затрат на его обслуживание; также требуется время и денежные средства на сертификацию для обеспечения устойчивости инвестиций. При этом в последующем на долговой рынок могут быть выпущены облигации, обеспеченные денежными потоками от ранее выданного «зелёного» кредита [3, с. 34].

По договору параметрического страхования страховщик выплачивает страховое возмещение в случае, когда рисковое событие достигает параметров, определенных в договоре страхования (уровень воды при наводнении, скорость ветра при урагане, магнитуда землетрясения и т.д.) вне зависимости от того, понес ли страхователь убытки.

«Зелёный» краудфандинг – форма коллективного инвестирования, заключающаяся в сборе (при посредничестве инвестиционных платформ) денежных средств от неопределенного круга третьих лиц в целях финансирования «зелёных» проектов [7, с. 77].

Стимулирование экологизации производства на основе экологического лизинга заключается в активизации процессов целевого финансирования НИОКР для обеспечения роста прибыли промышленных предприятий как участников лизинговых операций; в улучшении их технического и экологического состояния; в непрерывности процесса разработки новых очистных и безотходных технологий производства и оборудования природоохранного назначения; в подготовке профессиональных кадров для организации экологически безопасного производства промышленной продукции [2, c. 117].

Механизм «зелёного» финансирования поддерживают финансовые институты: государственные и общественные организации, банки, фонды, страховые компании. Они транслируют лучшие практики финансирования «зелёных» проектов. Значительную роль в механизме «зелёного» финансирования играют инфраструктурные сервисные организации: организаторы торгов, многофункциональные торговые площадки, крауфандинговые площадки, рейтинговые агентства, верификаторы, сертифицируемые агентства, исследовательские институты, ценовые центры, которые обслуживают сделки с финансовыми инструментами.

Существующий финансовый механизм «зелёного» финансирования обусловил сложившуюся тенденцию «зелёных» инвестиций в охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сравнивая объемы инвестиций в основной капитал с объемом инвестиций, направленных на охрану окружающей среды следует отметить, что «зелёные» инвестиции занимают незначительную долю в общем объеме инвестиций (около 1%) (табл. 1).

Анализ натуральных показателей в отраслевом разрезе, характеризующих масштабы и уровень воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, водопользования и размещения отходов производства и потребления, можно дополнить отраслевыми сведениями о проведении природоохранных мероприятий (табл. 2).

Анализ данных официальной статистики позволяет сделать вывод, что основная доля «зелёных» инвестиций, которые в 2020 г. составили 195962 млн руб., концентрируется в таких видах экономической деятельности как «Обрабатывающие производства» – 40,2%, «Добыча полезных ископаемых» – 16,3% от общей суммы инвестиций. Минимальные значения отмечены по виду экономической деятельности «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» – 1,2%. Также наблюдаются изменения в структуре природоохранных инвестиций в 2020 г. по сравнению с 2019 г. в сторону снижения их доли по видам экономической деятельности «Транспортировка и хранение» на 36%, «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» на 22%, «Добыча полезных ископаемых» на 21%.

Таблица 1

Динамика «зелёных» инвестиций, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в России

 

«Зелёные» инвестиции, млн руб.

Инвестиции в основной капитал, млн руб.

Доля «зелёных» инвестиций в инвестициях в основной капитал, %

2015

2019

2020

2015

2019

2020

2015

2019

2020

Всего

151788

175029

195 962

10485900

14725400

15441400

1,16

1,18

1,26

Рассчитано авторами по: Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/search.

Таблица 2

Распределение «зелёных» инвестиций, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в России в разрезе видов экономической деятельности

Вид экономической деятельности

2015

2019

2020

Изменение

2020/2019, %.

млн руб.

%

млн руб.

%

млн руб.

%

Всего «зелёных» инвестиций

151788

100

175029

100

195962

100

+ 11,2

Из них по видам экономической деятельности

             

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

740,9

0, 49

2947,7

1,7

2301,1

1,2

– 22,0

Добыча полезных ископаемых

31656,2

20,8

40243,2

22,9

31881,0

16,3

– 21,0

Обрабатывающие производства

68541,3

45,2

68826,4

39,3

78697,6

40,2

+ 14,0

Обеспечение электроэнергией, газом и паром, кондиционирование воздуха

30335,8

19,9

13410,6

7,7

17074,8

8,7

+ 27,0

Транспортировка и хранение

3375,8

2,2

7488,8

4,3

4807,2

2,5

– 36,0

Другие виды экономической деятельности

17138,0

11,41

42112,2

24,1

61200,3

31,1

+ 45,0

Составлено авторами на основе: О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2020 году»: Государственный доклад. М., 2021. С. 233.

Таблица 3

«Зелёные» инвестиции по источникам финансирования в России в 2019 году

 

Инвестиции

в т.ч. за счет средств

Федерального бюджета

Бюджетов субъектов РФ

Собственных средств организаций

Других источников

Всего «зелёные» инвестиции, млн руб.

175029

8878

8058

155878

2225

Доля «зелёных» инвестиций, %

100

5,1

4,6

89,1

1,2

Охрана окружающей среды в России. 2020. Стат. сб. Росстат. М., 2020. С. 106.

Собственные средства организаций превалируют в финансировании природоохранных мероприятий, что является отрицательным моментом, учитывая неблагоприятную экономическую ситуацию. В 2019 г. на их долю приходилось 89,1% «зелёных» инвестиций. Однако роль государства в разработке и воплощении в жизнь «зелёной» политики существенна, средства федерального и региональных бюджетов являются незаменимыми источниками финансирования проектов экологической и климатической направленности (табл. 3).

В рассматриваемой сфере государство оказывает как прямое воздействие (посредством финансирования мероприятий по переходу к низкоуглеродной и энергоэффективной экономике), так и косвенное, стимулируя хозяйствующих субъектов к экологически и климатически ответственному поведению.

Заключение

Таким образом, в России, учитывая незначительные объемы «зелёного» финансирования, логичным будет задействование опыта зарубежных стран и на этой основе разработка Стратегии и Концепции «зелёного» финансирования, а также Закона, уста вливающего механизм развития и регулирования «зелёного» финансирования с учетом российских реалий, позволяющие сделать привлекательными частные инвестиции для реализации «зелёных» проектов. Принципиально важным разделом данных документов является проработанный комплекс мер, включающий в себя способы снижения финансовой нагрузки на государственный бюджет, известные практики повышения инвестиционной привлекательности проектов в сфере «зелёной» экономики, стимулирование внедрения концессионных соглашений, государственно-частного парнёрства.


Библиографическая ссылка

Найденова Т.А., Новокшонова Е.Н. CОСТОЯНИЕ «ЗЕЛЁНОГО» ФИНАНСИРОВАНИЯ В РОССИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 7-1. – С. 114-120;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2308 (дата обращения: 24.04.2024).