Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

THE STATE OF GREEN FINANCING IN RUSSIA

Naydenova T.A. 1 Novokshonova E.N. 1
1 Pitirim Sorokin Syktyvkar State University
The study is aimed at assessing the current state of “green” financing in Russia, determining the directions for its development in the long term. The necessity of increasing the share of “green” investments to finance investment projects is substantiated. It is proposed to focus on the need to form a regulatory framework for “green” financing in the direction of developing a Strategy and Concept for its development, as well as a Law that establishes a mechanism for the implementation of “green” financing, taking into account Russian realities, which makes it possible to make private investments attractive for the implementation of “green” projects , work out a set of mechanisms, including ways to reduce the financial burden on the federal budget and the budgets of the constituent entities of the Russian Federation. The conclusion is made about the expediency of using well-known world practices to increase the investment attractiveness of projects in the field of the “green” economy, about the need to stimulate the introduction of concession agreements, public-private partnerships.
«green» economy
«green» bonds
«green» credit
sustainable development

Введение

Целевой парадигмой устойчивого развития является переход на «зелёную» экономику, отличительными чертами которой является эффективное использование природных ресурсов, сохранение и увеличение природного капитала, низкий уровень эмиссии парниковых газов, предотвращение утраты экосистемных услуг и биоразнообразия, повышение качества и уровня жизни людей. Иными словами, устойчивое развитие зависит от «зелёной» экономики. Поэтому на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме в 2021 году Президент России В.В. Путин, анонсируя стратегические направления развития страны, обозначил «зелёную» повестку, как основу экономического роста. Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [8] существенно усилил значимость экологической повестки, нацеливая развитие на «зелёный» вектор. В связи «с новыми вызовами, связанными с нарастанием негативного воздействия на окружающую среду, исчерпанием природных ресурсов, ведущими к обострению социальных проблем и ограничивающими возможности дальнейшего развития» [9, с. 107], всё большее распространение приобретают механизмы устойчивого, в том числе «зелёного» финансирования, которые ориентированы на принципы экологической, социальной и управленческой ответственности [5].

Реализация концепции экологически устойчивого экономического развития России связана с необходимостью разработки и управления достаточно затратными инвестиционными природоохранными проектами, требующими значительного объема «зелёных» инвестиций. Поэтому формирование и развитие системы «зелёного» финансирования рассматривается в текущий момент как составная часть национальной стратегии развития, механизм реализации которой заложен в национальном проекте «Экология». Тема «зелёного» финансирования отражена также в Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации на 2022 год и период 2023 и 2024 годов.

Сказанное предопределило целесообразность решения ряда проблем концептуального и практического характера, влияющих на формирование и развитие механизмов «зелёного» финансирования и способствовало развертыванию в исследовательской среде и среди практикующих экспертов масштабной полемики о нивелировании влияния вредных факторов на состояние окружающей среды за счет модернизации финансового механизма, составным компонентом которого выступают инструменты финансовой политики» [4, с. 382].

Цель исследования – оценка текущего состояния «зелёного» финансирования в России, определение направлений его развития в долгосрочной перспективе.

Материалы и методы исследования

Основой исследования является изучение и обобщение практики «зелёного» финансирования в России. Многогранность понятия «зелёное» финансирование определила широкое использование методов междисциплинарного исследования. Использование индуктивных и дедуктивных методов познания, методов анализа и синтеза формирует общенаучный уровень исследования, уточняющий механизм и инструменты «зелёного» финансирования. Конкретно-научный уровень исследования предполагает использование методов статистического анализа, позволяет на основе статистических показателей, характеризующих деятельность по охране окружающей среды, в частности, оценки уровня «зелёных» инвестиций в основной капитал в общем объеме инвестиций, выявить тенденции в развитии «зелёного» финансирования. В качестве информационной базы исследования использованы официальные данные Росстата.

Результаты исследования и их обсуждение

«Зелёное» финансирование рассматривается как привлечение финансовых ресурсов для финансирования «зелёных» проектов.

Рынок «зелёного» финансирования в России недостаточно развит в сравнении с другими странами, в первую очередь с европейскими. В 2021 г. мировой публичный долговой рынок «устойчивого» финансирования (состоящий из сегментов «зелёных» облигаций, «социальных» облигаций и облигаций устойчивого развития) по оценке Climate Bond Initiative превысил $1,6 трлн. Ожидается, что к 2025 году его объемы вырастут в 10 раз. В России объем выпущенных облигаций в секторе устойчивого развития в 2019-2020 гг. составил около $3,5 млрд. Это соответствует всего лишь 0,35% от мирового рынка, а большая часть привлеченных средств приходится на «зелёные» облигации ОАО «РЖД» [1].

На состояние рынка «зелёного» финансирования в России оказывают влияние факторы стимулирующие и ограничивающие инвестиции. К первым следует отнести факторы: энергетической безопасности, мультипликативного эффекта, экологической чистоты, экологической безопасности, снижения рисков климатических изменений, наукоёмкости и конкурентоспособности. Вторая группа включает высокий уровень консервативности характера экономического развития, существенные различия в уровне развития «зелёной» экономики, характере и масштабах влияния «зелёных» инвестиций на экономический рост, неоднозначность влияния инвестиций в развитие «зелёной» экономики на рост производства и занятость в различных производствах и непроизводственной сфере [10, с. 33].

Механизм «зелёного» финансирования охватывает:

1) бюджетное финансирование путем реализации государственных программ и федеральных целевых программ в области охраны окружающей среды;

2) финансирование за счет средств частных инвесторов с использованием инструментов нивелирующих риски потерь дохода от вложенных инвестиций.

В идеале, основная часть инвестиций должна реализовываться посредством частных инвестиций, привлекаемых организациями для экологических «зелёных» проектов. Ориентация на использование в основном государственных инструментов «зелёного» финансирования инвестиционных природоохранных проектов не позволяет в достаточной степени стимулировать компании внедрять «зелёные» технологии.

Однако реализация «зелёных» проектов для частных инвесторов связана с существенными рисками. Это политические риски, связанные с изменениями в политической системе; макроэкономические риски, под воздействием колебаний экономических конъюнктуры и волатильности цен на сырьевые товары, процентных ставок, обменных курсов; экономические риски, сопряжённые с изменением тарифов, субсидий на ископаемые ресурсы; технологические и эксплуатационные риски, как следствие недостижения целевых показателей в результате отсутствия необходимой для реализации проектов инфраструктуры и др.

Для нивелирования рисков частных инвесторов при инвестировании в «зелёные» проекты используется широкий арсенал мер государственной поддержки: 1) государственное регулирование с использованием таких инструментов как налоговые кредиты, стандарты, льготные тарифы, квоты на возобновляемую энергию; 2) государственное финансирование, включающее гранты, субсидии, экологические программы; 3) кредитование предусматривающее проектное финансирование, долговые фонды, «зелёные» кредиты и льготные кредитные ставки, «зелёные» облигации; 4) снижение рисков через кредитные поручительства и гарантии, страхование, защита от волатильности обменного курса и процентной ставки [6, с. 56].

В современных условиях наиболее значимыми финансовыми инструментами поддержки «зелёных» проектов выступают: «зелёные» облигации, «зелёные» кредиты, обеспечивающие перелив капитала в проекты «зелёного» финансирования. В то же время рынок «зелёного» финансирования, изначально фокусировавшийся на использовании «зелёных» облигаций и краткосрочных «зелёных» кредитов для финансирования экологически рентабельных проектов, постепенно разрастается и нацеливается на параметрическое (индексное) страхование, «зелёный» краудфандинг, экологический лизинг.

На мировом уровне отсутствует единообразный стандарт для определения «зелёных» финансовых инструментов, но разработаны принципы для отдельных инструментов, в частности для «зелёных» облигаций, которым следует большинство эмитентов.

«Зелёные» облигации, как наиболее популярный финансовый инструмент «зелёного» финансирования, это – долговые ценные бумаги с фиксированным доходом, средства от которых предназначены для финансирования проектов с положительными экологическими или климатическими эффектами. В их числе можно назвать: «лесные» облигации – эмитируемые для финансового обеспечения проектов, связанных с защитой леса (высадка новых деревьев защита леса от пожаров, эрозии почвы, его прореживание и т.д.); «синие» облигации – направлены на финансирование проектов, поддерживающих устойчивое использование ресурсов океана; «белые» облигации – обслуживают экологические проекты в Арктике;

«Зелёной» считается облигация, удовлетворяющая четырем требованиям: привлекаемый капитал должен быть локализован на реализации «зелёных» проектов; инвестиции обязательно проходят оценку на соответствие экопринципам; привлекаемые эмитентом средства имеют исключительно целевой характер, и информация об их расходовании является прозрачной; остаток средств от выпуска облигаций ежегодно публикуется. Тем самым преследуются и достигаются синхронно две цели: финансовая и социальная – выгодное привлечение финансовых ресурсов и улучшение экологической ситуации, либо за счет мультипликативного экологического эффекта от проекта, либо посредством снижения ранее осуществлённого негативного воздействия на природу, в том числе с привлечением средств частных структур.

Характерными чертами «зелёных» облигаций являются:

1) свободное обращение на рынке;

2) фиксированная процентная ставка;

3) погашение в течение согласованного периода времени.

Преимущества «зелёных» облигаций:

1) купонная ставка по ним ниже, чем ставка по обычным облигациям эмитентов того же уровня;

2) капитал, привлеченный в результате выпуска «зелёных» облигаций от инвесторов, эмитент направляет исключительно на финансирование или рефинансирование «зелёных» проектов, предназначенных для экологически чистых целей.

К факторам, препятствующим широкому развитию «зелёных» облигаций, относится: отсутствие нормативного регулирования механизма их верификации; малую доходность по сравнению с другими инвестиционными продуктами; дефицит «зелёных» проектов; ограниченный объём частных инвестиций в экологические проекты.

Параллельно «зелёным» облигациям в последние годы стремительно развивается другой инструмент «зелёного» финансирования – «зелёный» кредит. Он предназначается для реализации экологических проектов, связанных с сельским хозяйством, возобновляемыми источниками энергии (переходом к энергоэффективной экономике), экологически чистой промышленностью и др.

В настоящее время ассоциация кредитного рынка (Loan Market Association) ранжирует «зелёный» кредит на два основных класса:

1) кредит на проекты и услуги по охране окружающей среды и сокращение выбросов («зелёный» автокредит, предоставляемый на приобретение экологически чистых автомобилей по ставкам ниже обычных кредитов; «зелёная» ипотека, выдаваемая для обзаведения объектами недвижимости с высоким уровнем энергетической эффективности);

2) кредит развивающимся стратегическим отраслям. Однако кредитные организации обычно генерируют и практикуют дополнительные продукты и услуги для удовлетворения актуальных потребностей своих клиентов.

Достоинство «зелёных» кредитов в том, что банк оценивает цели кредитования, санкционирует выдачу ссуды и далее контролирует целевое расходование валюты кредита. Поэтому «зелёные»» кредиты благоприятствуют снижению показателя просроченных кредитов и риска кредитного дефолта кредитной организации. Условия таких кредитов могут быть более выгодными для заемщиков, однако кредитные сделки обычно менее публичны, и в данном случае имиджевая составляющая может быть менее заметной. Рынок «зелёных» кредитов ничтожно малый, он нацелен на определённую нишу, и это вызывает рост затрат на его обслуживание; также требуется время и денежные средства на сертификацию для обеспечения устойчивости инвестиций. При этом в последующем на долговой рынок могут быть выпущены облигации, обеспеченные денежными потоками от ранее выданного «зелёного» кредита [3, с. 34].

По договору параметрического страхования страховщик выплачивает страховое возмещение в случае, когда рисковое событие достигает параметров, определенных в договоре страхования (уровень воды при наводнении, скорость ветра при урагане, магнитуда землетрясения и т.д.) вне зависимости от того, понес ли страхователь убытки.

«Зелёный» краудфандинг – форма коллективного инвестирования, заключающаяся в сборе (при посредничестве инвестиционных платформ) денежных средств от неопределенного круга третьих лиц в целях финансирования «зелёных» проектов [7, с. 77].

Стимулирование экологизации производства на основе экологического лизинга заключается в активизации процессов целевого финансирования НИОКР для обеспечения роста прибыли промышленных предприятий как участников лизинговых операций; в улучшении их технического и экологического состояния; в непрерывности процесса разработки новых очистных и безотходных технологий производства и оборудования природоохранного назначения; в подготовке профессиональных кадров для организации экологически безопасного производства промышленной продукции [2, c. 117].

Механизм «зелёного» финансирования поддерживают финансовые институты: государственные и общественные организации, банки, фонды, страховые компании. Они транслируют лучшие практики финансирования «зелёных» проектов. Значительную роль в механизме «зелёного» финансирования играют инфраструктурные сервисные организации: организаторы торгов, многофункциональные торговые площадки, крауфандинговые площадки, рейтинговые агентства, верификаторы, сертифицируемые агентства, исследовательские институты, ценовые центры, которые обслуживают сделки с финансовыми инструментами.

Существующий финансовый механизм «зелёного» финансирования обусловил сложившуюся тенденцию «зелёных» инвестиций в охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сравнивая объемы инвестиций в основной капитал с объемом инвестиций, направленных на охрану окружающей среды следует отметить, что «зелёные» инвестиции занимают незначительную долю в общем объеме инвестиций (около 1%) (табл. 1).

Анализ натуральных показателей в отраслевом разрезе, характеризующих масштабы и уровень воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, водопользования и размещения отходов производства и потребления, можно дополнить отраслевыми сведениями о проведении природоохранных мероприятий (табл. 2).

Анализ данных официальной статистики позволяет сделать вывод, что основная доля «зелёных» инвестиций, которые в 2020 г. составили 195962 млн руб., концентрируется в таких видах экономической деятельности как «Обрабатывающие производства» – 40,2%, «Добыча полезных ископаемых» – 16,3% от общей суммы инвестиций. Минимальные значения отмечены по виду экономической деятельности «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» – 1,2%. Также наблюдаются изменения в структуре природоохранных инвестиций в 2020 г. по сравнению с 2019 г. в сторону снижения их доли по видам экономической деятельности «Транспортировка и хранение» на 36%, «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» на 22%, «Добыча полезных ископаемых» на 21%.

Таблица 1

Динамика «зелёных» инвестиций, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в России

 

«Зелёные» инвестиции, млн руб.

Инвестиции в основной капитал, млн руб.

Доля «зелёных» инвестиций в инвестициях в основной капитал, %

2015

2019

2020

2015

2019

2020

2015

2019

2020

Всего

151788

175029

195 962

10485900

14725400

15441400

1,16

1,18

1,26

Рассчитано авторами по: Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/search.

Таблица 2

Распределение «зелёных» инвестиций, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в России в разрезе видов экономической деятельности

Вид экономической деятельности

2015

2019

2020

Изменение

2020/2019, %.

млн руб.

%

млн руб.

%

млн руб.

%

Всего «зелёных» инвестиций

151788

100

175029

100

195962

100

+ 11,2

Из них по видам экономической деятельности

             

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

740,9

0, 49

2947,7

1,7

2301,1

1,2

– 22,0

Добыча полезных ископаемых

31656,2

20,8

40243,2

22,9

31881,0

16,3

– 21,0

Обрабатывающие производства

68541,3

45,2

68826,4

39,3

78697,6

40,2

+ 14,0

Обеспечение электроэнергией, газом и паром, кондиционирование воздуха

30335,8

19,9

13410,6

7,7

17074,8

8,7

+ 27,0

Транспортировка и хранение

3375,8

2,2

7488,8

4,3

4807,2

2,5

– 36,0

Другие виды экономической деятельности

17138,0

11,41

42112,2

24,1

61200,3

31,1

+ 45,0

Составлено авторами на основе: О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2020 году»: Государственный доклад. М., 2021. С. 233.

Таблица 3

«Зелёные» инвестиции по источникам финансирования в России в 2019 году

 

Инвестиции

в т.ч. за счет средств

Федерального бюджета

Бюджетов субъектов РФ

Собственных средств организаций

Других источников

Всего «зелёные» инвестиции, млн руб.

175029

8878

8058

155878

2225

Доля «зелёных» инвестиций, %

100

5,1

4,6

89,1

1,2

Охрана окружающей среды в России. 2020. Стат. сб. Росстат. М., 2020. С. 106.

Собственные средства организаций превалируют в финансировании природоохранных мероприятий, что является отрицательным моментом, учитывая неблагоприятную экономическую ситуацию. В 2019 г. на их долю приходилось 89,1% «зелёных» инвестиций. Однако роль государства в разработке и воплощении в жизнь «зелёной» политики существенна, средства федерального и региональных бюджетов являются незаменимыми источниками финансирования проектов экологической и климатической направленности (табл. 3).

В рассматриваемой сфере государство оказывает как прямое воздействие (посредством финансирования мероприятий по переходу к низкоуглеродной и энергоэффективной экономике), так и косвенное, стимулируя хозяйствующих субъектов к экологически и климатически ответственному поведению.

Заключение

Таким образом, в России, учитывая незначительные объемы «зелёного» финансирования, логичным будет задействование опыта зарубежных стран и на этой основе разработка Стратегии и Концепции «зелёного» финансирования, а также Закона, уста вливающего механизм развития и регулирования «зелёного» финансирования с учетом российских реалий, позволяющие сделать привлекательными частные инвестиции для реализации «зелёных» проектов. Принципиально важным разделом данных документов является проработанный комплекс мер, включающий в себя способы снижения финансовой нагрузки на государственный бюджет, известные практики повышения инвестиционной привлекательности проектов в сфере «зелёной» экономики, стимулирование внедрения концессионных соглашений, государственно-частного парнёрства.