Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Афонина Я.А. 1 Хрусталева Н.В. 1 Логинов А.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых»
В статье анализируется опыт организации учебных процессов в дистанционном формате в вузах в условиях пандемии. В начале статьи авторы исследуют возможности и особенности дистанционного обучения как формы обучения. Выделяются преимущества и недостатки использования информационных технологий в дистанционных учебных процессах. Далее кратко рассматриваются наиболее популярные программные продукты, например, такие как электронная почта; программа «Скайп» (Skype); сервис «Гугл-документы» (Google-документы); платформа «Мудл» (Moodle); программа «Зум» (Zoom). Обзор ключевых особенностей указанных программ дополняется примерами неиспользуемых или редко используемых возможностей программного обеспечения, которые также рекомендуется применять в дистанционных образовательных процессах. На заключительном этапе исследования авторы отмечают важную роль дистанционного образования в современном процессе обучения. А также дают рекомендации по осуществлению образовательного менеджмента с учётом выявленных особенностей дистанционного образования.
дистанционное обучение
образовательный менеджмент
прогрессивные технологии управления обучением
1. Андреев А.А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение». URL: http://www.e-joe.ru/sod/97/4_97/st096.html (дата обращения: 26.04.2022).
2. Дистанционное обучение в экстремальных условиях // Образование. URL: https://academia.interfax.ru/ru/analytics/research/4491/ (дата обращения: 03.04.22).
3. Минобрнауки: Пандемия изменит систему высшего образования // Российская газета. 24.04.2020. URL: https://rg.ru/2020/04/21/v-minobrnauki-nastroeny-nac hat-uchebnyj-god-vovremia-i-ochno.html (дата обращения: 10.05.2022).
4. Михеева С.А. Управление образованием и педагогический менеджмент: терминологический аспект // Управление образованием: теория и практика. 2018. № 2 (30). С. 11-23.
5. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики Открытое образование. Термины и определения. URL: http://www.info.mesi.ru/program/ glossaryOO.html (дата обращения: 16.03.2022).
6. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
7. Пэн Л., Рулиене Л.Н. Влияние пандемии-2020 на развитие образовательного процесса и образовательного менеджмента в университетах // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2020. № 4 (60). С. 161-167.
8. Гузуева Э.Р., Зияудинова С.М., Жамборов А.А. Роль дистанционного обучения в современном образовании // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3 (82). С. 242-243.
9. Техническое и информационно-программное обеспечение. URL: https://lyssch5.edusite.ru/p75aa1.html (дата обращения: 25.03.2022).
10. Master’s Degrees in Education Management / master-of-education.org. URL: http://www.master-of-education.org/ (дата обращения: 25.03.2022).
11. Sindhu I.S. Educational administration and management. Pearson India. 2012. 420 p.

Введение

С весны 2020 года в связи со сложившейся ситуацией в России и во всем мире учащихся вузов и школ вынуждено перевели на дистанционное обучение (далее ДО). Так, в условиях пандемии дистанционное обучение стало единственным способом для продолжения обучения, а использование других форм оказалось невозможным. Сенаторы России внесли в Государственную думу законопроект, в котором описан порядок возможности применения ДО для учащихся вузов и школ [2].

Как отмечают Л. Пен и Л.Н. Рулиене, COVID-19 «ускорил трансформацию форм и методов образовательной деятельности, перспективными становятся мобильные и интерактивные технологии» [7, с.162]. По мнению П. Саловея, президента Йельского университета, «опыт дистанционного преподавания в чрезвычайных ситуациях окажет долгосрочное воздействие на будущее, а также способствует переформированию онлайн-методов образования и инициирует изменения в традиционном обучении» [3].

Проблемой исследования является неудовлетворенность многих преподавателей и учащихся дистанционным обучением (далее ДО).

Объектом исследования являются дистанционные образовательные процессы в российских вузах и общеобразовательных школах.

Предмет исследования – способы применения современных информационных технологий в образовании.

Цель исследования – определить особенности образовательного менеджмента в условиях дистанционного обучения.

Задачи исследования:

− выявить преимущества и недостатки использования информационных технологий в дистанционных учебных процессах;

− рекомендовать пути совершенствования управления дистанционными образовательными процессами с учетом неиспользованных возможностей информационных средств.

Материалы и методы исследования

В исследовании использовался метод обзора литературных источников. Теоретическим основанием послужили труды таких исследователей, как: А.А. Андреев, Л.Н. Рулиене, Л. Пэн.

Результаты исследования и их обсуждение

1. Выявлены преимущества использования информационных технологий в дистанционных учебных процессах, такие как: возможность освоения новых информационных технологий; доступ к заданиям курса в любое время; обучение доступно из любой точки мира; получение информации с помощью информационных средств; автоматизация учебного процесса; свободный доступ к различным базам данных, индивидуализация образования.

2. Выявлены недостатки использования информационных технологий в дистанционных учебных процессах, такие как: повышение трудозатрат из-за адаптации и подготовки материала для дистанционных занятий; сложность освоения новых компетенций в информационном обучении; дефицит «живого» общения между преподавателем и учащимся; дополнительные затраты времени из-за процесса коммутации учащихся и преподавателя; повышенная нагрузка на органы зрения и опорно-двигательный аппарат человека.

3. Выявлены неиспользуемые возможности программных средств, которые рекомендуется применять в дистанционных образовательных процессах. Например, часто происходит обмен текстовыми файлами с помощью почтового сервиса от компании «Google», при этом не все знают и использую сервис «Google Документы», который позволяет не только создавать, но и редактировать текстовый документ сразу нескольким пользователям, в режиме «реального времени».

4. Определены наиболее популярные программные средства для дистанционного обучения. Среди наиболее распространённых можно отметить: электронная почта; программа «Скайп» (Skype); сервис «Гугл-документы» (Google-документы); платформа «Мудл» (Moodle); программа «Зум» (Zoom).

Преимущества и недостатки современного дистанционного обучения. На данный момент эксперты выделяют несколько основных определений понятия «дистанционное обучение». Например, доктор педагогических наук Андреев А.А. считает: «Дистанционное обучение – это синтетическая, интегральная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые применяются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, диалогового обмена между преподавателем и обучающимся, причем процесс обучения в общем случае некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению» [1]. Сотрудники Лаборатории средств и педагогических технологий дистанционного обучения Института общего среднего образования Российской академии образования трактуют смысл данного определения как «форму обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся между собой осуществляется на расстоянии, и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» [6, с. 17]. Исследователи в Российском экономическом университете имени Г. В. Плеханова понимают под ДО: «технологию обучения на расстоянии, при которой преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах. Ранее дистанционное обучение означало заочное обучение. Сейчас это – средство обучения, использующее кейс-, ТВ- и сетевые технологии обучения» [5, с. 11].

Закон «Об образовании Российской Федерации» гласит: «под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [3].

На основании вышеизложенных понятий можно сделать вывод, что организация дистанционного обучения требует перестройки подходов и методов обучения. Однако, в учебном в формате дистанционного обучения наблюдается ряд следующих проблем:

− несмотря на высокий уровень цифровизации и компьютеризации современного общества, довольно часто встречаются люди, имеющие ограниченный доступ к персональному компьютеру и сети «Интернет»;

− не все преподаватели обладают достаточными знаниями для работы с компьютером;

− не каждую профессию можно освоить в формате дистанционного образования;

− использование дистанционного формата обучения требует высокого уровня самодисциплины учащегося;

− дистанционное обучение не всегда может корректно передать особенности невербального общения с преподавателем [8, с. 244].

Решение указанных выше проблем – прерогатива образовательного менеджмента (educational management) [4]. В международном словаре сущность определения «educational management» заключается в реализации практических задач по организации и администрированию деятельности функционирующих образовательных организаций и образовательных систем, а также в проработке теоретических аспектов решения указанных задач [4]. При этом, повышенное внимание уделяется финансовым операциям, сопровождающим деятельность образовательного учреждения, проблемам кадрового обеспечения образовательной деятельности, вопросам материально-технического обеспечения учебного процесса [10].

Кроме того, в круг задач управления образованием входит управление различной вспомогательной деятельностью (например, организация работы библиотеки, организация питания, координация учебного процесса и т.д.) [11].

Эффективным инструментом в решении указанных ранее трудностей и проблем дистанционного образования могут служить информационные технологии, вместе с тем, необходимо отметить, что их использование требует вдумчивого подхода и определённой подготовки всех участников образовательного процесса. Дистанционное обучение заставляет по-новому взглянуть на управление процессом образования, учитывая возможности интернет-коммуникаций. Применяя современные информационные технологии, учащиеся без труда могут найти нужную им информацию. Используя персональные компьютеры и специальное программное обеспечение как средство обучения, появляется возможность сделать процесс получения знаний доступным для большего круга лиц. При этом, применение цифровых и мультимедийных технологий положительно сказывается на учебном процессе, т.к. происходит стимулирование когнитивных аспектов обучения, таких как восприятие и осознание информации.

Особенности и краткое описание средств дистанционного обучения. Для организации процесса ДО существует широкий выбор средств коммуникации. Наиболее популярны:

− электронная почта. Данная форма коммуникации на протяжении долгого времени успешно используется в университетах, школах и других учебных заведениях для взаимодействия между преподавателями и учащимися. Её основными преимуществами являются: простота в использовании, неограниченность во времени (возможность отправить сообщение независимо от времени суток). Главным недостатком данного средства коммуникации является отсутствие возможности контролировать непосредственно процесс работы учащегося и своевременно давать необходимую консультацию;

− программа «Скайп» (Skype). Данная программа позволяет общаться в онлайн-режиме с использованием видеосвязи. С ее помощью у преподавателя появляется возможность проведения консультации непосредственно во время видео трансляции. Учитель может наблюдать, обсуждать, а также давать советы и делать замечания непосредственно в момент выполнения работы учащимся, т.е. в режиме «реального времени». Одним из главных недостатков указанной программы является отсутствие возможности у преподавателя контролировать деятельность учащегося «за кадром», например, что записывается в тетради, ход выполнения задания, а также наличие шпаргалок или иных источников информации во время прохождения контрольных мероприятий;

− сервис «Гугл-документы» (Google-документы). Указанный инструмент используется при работе с таблицами, документами, и презентациями. Основным преимуществом данного средства является возможность следить за ходом работы учащегося благодаря функции одновременного доступа к гугл-документу нескольких лиц;

− платформа «Мудл» (Moodle). Указанное программное обеспечение является образовательной платформой, предназначенной для ДО, и включает в себя сервисы для проведения тестирования и проверки знаний, контроля успеваемости, определения сроков выполнения задания, учет частоты посещаемости пользователями указанной платформы. Таким образом, платформа «Мудл» – это гибкий набор инструментов для поддержки онлайн-курсов. На образовательной платформе преподаватели могут размещать свои учебные материалы. Курсы могут длиться весь учебный год, один семестр или всего несколько занятий, в зависимости от потребности и учебной программы. При этом, учебный курс может использоваться как одним преподавателем (учителем), так и в групповом режиме. На указанной платформе для учащегося создается личная страница, на которой отображается все содержимое платформы «Moodle». При этом, необходимо отметить, что содержимое курса разрабатывается с использованием непосредственно встроенных инструментов программного обеспечения. Программное обеспечение «Moodle» позволяет формировать различные группы пользователей и наделять их разноуровневыми возможностями использования всех инструментов веб-сайта, или другими словами, позволяет организовать доступ с различным набором полномочий (только просмотр / возможность оставлять комментарий / возможность редактировать материал). Например, пользователь с уровнем доступа «Преподаватель» имеет возможность предоставлять или ограничивать доступ к материалам, контролировать исполнение выложенных заданий, выбирать свой критерий оценивания, выставлять соответствующие баллы оценивания и комментировать результаты работы пользователей с уровнем доступа «Студент». Еще одной причиной, способствующей широкому распространению платформы «Мудл» является гибкий интерфейс с возможностью изменения макетов и дизайна отдельных страниц. Платформа легко интегрируется с большим количеством стороннего программного обеспечения, делая ее удобной для работы. Таким образом, используя описанный выше программный продукт, студент имеет возможность выбрать необходимый курс обучения в рамках его учебной программы, и далее переходя по ссылке курса, учащийся может выполнять задания, изучать материалы, выкладывать свои работы на оценивание, а также имеет возможность изучить дополнительные материалы по дисциплине. При этом, итоговая оценка за курс формируется из тех критериев, которые закладывает преподаватель [9];

− программа «Зум» (Zoom). Указанное программное обеспечение представляет собой одну из крупнейших платформ для проведения онлайн-конференций. Программа удобна для ее использования как на компьютере, так и на мобильном телефоне. Программа имеет бесплатную ограниченную рекламную версию (лимитировано время сеанса связи, также имеется ряд функциональных ограничений). Бесплатная версия программы «Зум» (Zoom) позволяет проводить встречи с участием до 100 участников, с ограничением в 40 минут на каждую конференцию. При этом, у преподавателя есть возможность записывать и сохранять свои лекции, конференции, делиться своим рабочим столом с участниками, а также пользоваться чатом во время видеоконференции.

При планировании и организации дистанционного обучения, преподавателю следует учитывать возраст учащегося, его опыт работы с информационными технологиями, а также технические особенности и возможности программного обеспечения, которое будет применяться в процессе обучения. Одновременное использование различных средств коммуникации позволит преподавателю разнообразить и лучше контролировать процесс обучения.

У рассмотренных нами ранее средств дистанционного обучения существует большое количество функций, которые пока не освоены в образовательном процессе, такие как:

− электронная почта (календарь, умный ответ, отмена сообщений и др.);

− программа «Скайп» (Skype) (возможности организации аудиоконференций, совместных презентаций, форматирования текстов и др.);

− сервис «Гугл-документы» (Google-документы) (гугл-презентации, возможности работы с текстовыми документами, таблицами и др.);

− платформа «Мудл» (Moodle) (модуль «Бесплатный деканат» (Free Dean’s Office) позволяет разбивать студентов на подгруппы, объединять в потоки в рамках определенных дисциплин, работать с электронными зачётными книжками, управлять расписанием занятий и электронными журналами групп студентов).

− программа «Зум» (Zoom) (возможности разбития учащихся на группы, предоставления ссылки для перехода на сервис или веб-сайт).

Таким образом, современное программное обеспечение с одной стороны обладает обширным списком функций, которые позволяют проводить обучение в дистанционном формате с высокой степенью эффективности, с другой стороны требует наличия у пользователей специальных навыков для их использования.

Выводы

Дистанционное обучение – это востребованная в настоящее время форма обучения, которая требует, как специальных навыков и оборудования для её использования, так и специальной подготовки персонала, разработки и адаптации образовательных процессов и рабочих программ. Вместе с тем, необходимо отметить, что анализ различных аспектов дистанционного обучения, получившего сверхбыстрое и массовое распространение в силу объективных причин (пандемия коронавируса COVID–19), выявил некоторые сложности в его осуществлении. Осуществление образовательного менеджмента с учётом выявленных особенностей дистанционного образования позволит снизить нагрузку на всех участников образовательной процесса и повысит его качество.


Библиографическая ссылка

Афонина Я.А., Хрусталева Н.В., Логинов А.Н. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 6-2. – С. 205-210;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2266 (дата обращения: 29.03.2024).