Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

FEATURES OF EDUCATIONAL MANAGEMENT IN CONDITIONS OF DISTANCE STUDYING

Afonina Yа.A. 1 Khrustaleva N.V. 1 Loginov A.N. 1
1 VlSU Pedagogical Institute «Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletov»
The article analyzes the experience of organizing educational processes in a remote format in universities in a pandemic. At the beginning of the article, the authors explore the possibilities and features of distance learning as a form of education. The advantages and disadvantages of using information technologies in distance learning processes are highlighted. The following is a brief discussion of the most popular software products, such as e-mail; the program “Skype” (Skype); Google Docs service (Google Docs); platform “Moodle” (Moodle); program “Zoom” (Zoom). The review of the key features of these programs is supplemented by examples of unused or rarely used software features, which are also recommended for use in distance learning processes. At the final stage of the study, the authors note the important role of distance studying in the modern learning process. They also give recommendations on the implementation of educational management, taking into account the identified features of distance studying.
management
pedagogical management
educational management
educational process management
distance studying

Введение

С весны 2020 года в связи со сложившейся ситуацией в России и во всем мире учащихся вузов и школ вынуждено перевели на дистанционное обучение (далее ДО). Так, в условиях пандемии дистанционное обучение стало единственным способом для продолжения обучения, а использование других форм оказалось невозможным. Сенаторы России внесли в Государственную думу законопроект, в котором описан порядок возможности применения ДО для учащихся вузов и школ [2].

Как отмечают Л. Пен и Л.Н. Рулиене, COVID-19 «ускорил трансформацию форм и методов образовательной деятельности, перспективными становятся мобильные и интерактивные технологии» [7, с.162]. По мнению П. Саловея, президента Йельского университета, «опыт дистанционного преподавания в чрезвычайных ситуациях окажет долгосрочное воздействие на будущее, а также способствует переформированию онлайн-методов образования и инициирует изменения в традиционном обучении» [3].

Проблемой исследования является неудовлетворенность многих преподавателей и учащихся дистанционным обучением (далее ДО).

Объектом исследования являются дистанционные образовательные процессы в российских вузах и общеобразовательных школах.

Предмет исследования – способы применения современных информационных технологий в образовании.

Цель исследования – определить особенности образовательного менеджмента в условиях дистанционного обучения.

Задачи исследования:

− выявить преимущества и недостатки использования информационных технологий в дистанционных учебных процессах;

− рекомендовать пути совершенствования управления дистанционными образовательными процессами с учетом неиспользованных возможностей информационных средств.

Материалы и методы исследования

В исследовании использовался метод обзора литературных источников. Теоретическим основанием послужили труды таких исследователей, как: А.А. Андреев, Л.Н. Рулиене, Л. Пэн.

Результаты исследования и их обсуждение

1. Выявлены преимущества использования информационных технологий в дистанционных учебных процессах, такие как: возможность освоения новых информационных технологий; доступ к заданиям курса в любое время; обучение доступно из любой точки мира; получение информации с помощью информационных средств; автоматизация учебного процесса; свободный доступ к различным базам данных, индивидуализация образования.

2. Выявлены недостатки использования информационных технологий в дистанционных учебных процессах, такие как: повышение трудозатрат из-за адаптации и подготовки материала для дистанционных занятий; сложность освоения новых компетенций в информационном обучении; дефицит «живого» общения между преподавателем и учащимся; дополнительные затраты времени из-за процесса коммутации учащихся и преподавателя; повышенная нагрузка на органы зрения и опорно-двигательный аппарат человека.

3. Выявлены неиспользуемые возможности программных средств, которые рекомендуется применять в дистанционных образовательных процессах. Например, часто происходит обмен текстовыми файлами с помощью почтового сервиса от компании «Google», при этом не все знают и использую сервис «Google Документы», который позволяет не только создавать, но и редактировать текстовый документ сразу нескольким пользователям, в режиме «реального времени».

4. Определены наиболее популярные программные средства для дистанционного обучения. Среди наиболее распространённых можно отметить: электронная почта; программа «Скайп» (Skype); сервис «Гугл-документы» (Google-документы); платформа «Мудл» (Moodle); программа «Зум» (Zoom).

Преимущества и недостатки современного дистанционного обучения. На данный момент эксперты выделяют несколько основных определений понятия «дистанционное обучение». Например, доктор педагогических наук Андреев А.А. считает: «Дистанционное обучение – это синтетическая, интегральная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые применяются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, диалогового обмена между преподавателем и обучающимся, причем процесс обучения в общем случае некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению» [1]. Сотрудники Лаборатории средств и педагогических технологий дистанционного обучения Института общего среднего образования Российской академии образования трактуют смысл данного определения как «форму обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся между собой осуществляется на расстоянии, и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» [6, с. 17]. Исследователи в Российском экономическом университете имени Г. В. Плеханова понимают под ДО: «технологию обучения на расстоянии, при которой преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах. Ранее дистанционное обучение означало заочное обучение. Сейчас это – средство обучения, использующее кейс-, ТВ- и сетевые технологии обучения» [5, с. 11].

Закон «Об образовании Российской Федерации» гласит: «под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [3].

На основании вышеизложенных понятий можно сделать вывод, что организация дистанционного обучения требует перестройки подходов и методов обучения. Однако, в учебном в формате дистанционного обучения наблюдается ряд следующих проблем:

− несмотря на высокий уровень цифровизации и компьютеризации современного общества, довольно часто встречаются люди, имеющие ограниченный доступ к персональному компьютеру и сети «Интернет»;

− не все преподаватели обладают достаточными знаниями для работы с компьютером;

− не каждую профессию можно освоить в формате дистанционного образования;

− использование дистанционного формата обучения требует высокого уровня самодисциплины учащегося;

− дистанционное обучение не всегда может корректно передать особенности невербального общения с преподавателем [8, с. 244].

Решение указанных выше проблем – прерогатива образовательного менеджмента (educational management) [4]. В международном словаре сущность определения «educational management» заключается в реализации практических задач по организации и администрированию деятельности функционирующих образовательных организаций и образовательных систем, а также в проработке теоретических аспектов решения указанных задач [4]. При этом, повышенное внимание уделяется финансовым операциям, сопровождающим деятельность образовательного учреждения, проблемам кадрового обеспечения образовательной деятельности, вопросам материально-технического обеспечения учебного процесса [10].

Кроме того, в круг задач управления образованием входит управление различной вспомогательной деятельностью (например, организация работы библиотеки, организация питания, координация учебного процесса и т.д.) [11].

Эффективным инструментом в решении указанных ранее трудностей и проблем дистанционного образования могут служить информационные технологии, вместе с тем, необходимо отметить, что их использование требует вдумчивого подхода и определённой подготовки всех участников образовательного процесса. Дистанционное обучение заставляет по-новому взглянуть на управление процессом образования, учитывая возможности интернет-коммуникаций. Применяя современные информационные технологии, учащиеся без труда могут найти нужную им информацию. Используя персональные компьютеры и специальное программное обеспечение как средство обучения, появляется возможность сделать процесс получения знаний доступным для большего круга лиц. При этом, применение цифровых и мультимедийных технологий положительно сказывается на учебном процессе, т.к. происходит стимулирование когнитивных аспектов обучения, таких как восприятие и осознание информации.

Особенности и краткое описание средств дистанционного обучения. Для организации процесса ДО существует широкий выбор средств коммуникации. Наиболее популярны:

− электронная почта. Данная форма коммуникации на протяжении долгого времени успешно используется в университетах, школах и других учебных заведениях для взаимодействия между преподавателями и учащимися. Её основными преимуществами являются: простота в использовании, неограниченность во времени (возможность отправить сообщение независимо от времени суток). Главным недостатком данного средства коммуникации является отсутствие возможности контролировать непосредственно процесс работы учащегося и своевременно давать необходимую консультацию;

− программа «Скайп» (Skype). Данная программа позволяет общаться в онлайн-режиме с использованием видеосвязи. С ее помощью у преподавателя появляется возможность проведения консультации непосредственно во время видео трансляции. Учитель может наблюдать, обсуждать, а также давать советы и делать замечания непосредственно в момент выполнения работы учащимся, т.е. в режиме «реального времени». Одним из главных недостатков указанной программы является отсутствие возможности у преподавателя контролировать деятельность учащегося «за кадром», например, что записывается в тетради, ход выполнения задания, а также наличие шпаргалок или иных источников информации во время прохождения контрольных мероприятий;

− сервис «Гугл-документы» (Google-документы). Указанный инструмент используется при работе с таблицами, документами, и презентациями. Основным преимуществом данного средства является возможность следить за ходом работы учащегося благодаря функции одновременного доступа к гугл-документу нескольких лиц;

− платформа «Мудл» (Moodle). Указанное программное обеспечение является образовательной платформой, предназначенной для ДО, и включает в себя сервисы для проведения тестирования и проверки знаний, контроля успеваемости, определения сроков выполнения задания, учет частоты посещаемости пользователями указанной платформы. Таким образом, платформа «Мудл» – это гибкий набор инструментов для поддержки онлайн-курсов. На образовательной платформе преподаватели могут размещать свои учебные материалы. Курсы могут длиться весь учебный год, один семестр или всего несколько занятий, в зависимости от потребности и учебной программы. При этом, учебный курс может использоваться как одним преподавателем (учителем), так и в групповом режиме. На указанной платформе для учащегося создается личная страница, на которой отображается все содержимое платформы «Moodle». При этом, необходимо отметить, что содержимое курса разрабатывается с использованием непосредственно встроенных инструментов программного обеспечения. Программное обеспечение «Moodle» позволяет формировать различные группы пользователей и наделять их разноуровневыми возможностями использования всех инструментов веб-сайта, или другими словами, позволяет организовать доступ с различным набором полномочий (только просмотр / возможность оставлять комментарий / возможность редактировать материал). Например, пользователь с уровнем доступа «Преподаватель» имеет возможность предоставлять или ограничивать доступ к материалам, контролировать исполнение выложенных заданий, выбирать свой критерий оценивания, выставлять соответствующие баллы оценивания и комментировать результаты работы пользователей с уровнем доступа «Студент». Еще одной причиной, способствующей широкому распространению платформы «Мудл» является гибкий интерфейс с возможностью изменения макетов и дизайна отдельных страниц. Платформа легко интегрируется с большим количеством стороннего программного обеспечения, делая ее удобной для работы. Таким образом, используя описанный выше программный продукт, студент имеет возможность выбрать необходимый курс обучения в рамках его учебной программы, и далее переходя по ссылке курса, учащийся может выполнять задания, изучать материалы, выкладывать свои работы на оценивание, а также имеет возможность изучить дополнительные материалы по дисциплине. При этом, итоговая оценка за курс формируется из тех критериев, которые закладывает преподаватель [9];

− программа «Зум» (Zoom). Указанное программное обеспечение представляет собой одну из крупнейших платформ для проведения онлайн-конференций. Программа удобна для ее использования как на компьютере, так и на мобильном телефоне. Программа имеет бесплатную ограниченную рекламную версию (лимитировано время сеанса связи, также имеется ряд функциональных ограничений). Бесплатная версия программы «Зум» (Zoom) позволяет проводить встречи с участием до 100 участников, с ограничением в 40 минут на каждую конференцию. При этом, у преподавателя есть возможность записывать и сохранять свои лекции, конференции, делиться своим рабочим столом с участниками, а также пользоваться чатом во время видеоконференции.

При планировании и организации дистанционного обучения, преподавателю следует учитывать возраст учащегося, его опыт работы с информационными технологиями, а также технические особенности и возможности программного обеспечения, которое будет применяться в процессе обучения. Одновременное использование различных средств коммуникации позволит преподавателю разнообразить и лучше контролировать процесс обучения.

У рассмотренных нами ранее средств дистанционного обучения существует большое количество функций, которые пока не освоены в образовательном процессе, такие как:

− электронная почта (календарь, умный ответ, отмена сообщений и др.);

− программа «Скайп» (Skype) (возможности организации аудиоконференций, совместных презентаций, форматирования текстов и др.);

− сервис «Гугл-документы» (Google-документы) (гугл-презентации, возможности работы с текстовыми документами, таблицами и др.);

− платформа «Мудл» (Moodle) (модуль «Бесплатный деканат» (Free Dean’s Office) позволяет разбивать студентов на подгруппы, объединять в потоки в рамках определенных дисциплин, работать с электронными зачётными книжками, управлять расписанием занятий и электронными журналами групп студентов).

− программа «Зум» (Zoom) (возможности разбития учащихся на группы, предоставления ссылки для перехода на сервис или веб-сайт).

Таким образом, современное программное обеспечение с одной стороны обладает обширным списком функций, которые позволяют проводить обучение в дистанционном формате с высокой степенью эффективности, с другой стороны требует наличия у пользователей специальных навыков для их использования.

Выводы

Дистанционное обучение – это востребованная в настоящее время форма обучения, которая требует, как специальных навыков и оборудования для её использования, так и специальной подготовки персонала, разработки и адаптации образовательных процессов и рабочих программ. Вместе с тем, необходимо отметить, что анализ различных аспектов дистанционного обучения, получившего сверхбыстрое и массовое распространение в силу объективных причин (пандемия коронавируса COVID–19), выявил некоторые сложности в его осуществлении. Осуществление образовательного менеджмента с учётом выявленных особенностей дистанционного образования позволит снизить нагрузку на всех участников образовательной процесса и повысит его качество.