Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ РЕГИОНОВ РФ

Мальцев Ю.Г. 1 Султанов Б.Р. 1
1 ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»
Статья посвящена исследованию баланса в регионах РФ, регион рассматривается, как социо-эколого-экономическая система, которая состоит из социальной, экологической и экономической компонент. Баланс возникает тогда, когда компоненты «триады» имеют равное значение в хозяйственной деятельности региона. Между компонентами «триады» протекают потоки вещества, энергии и информации, которые делятся на техногенные и природные. Равенство техногенных и природных потоков характеризует баланс. В статье производится первичная оценка сбалансированности регионов РФ, на основе трех показателей: расходы на национальную экономику, здравоохранение, экологию. Делаются выводы о сбалансированности регионов, предлагаются варианты для дальнейших научных исследований.
регион
социо-эколого-экономическая система
баланс
1. Кузнецов Ю.В. Стратегическая устойчивость предприятий в регионах России: оценка и управление: монография. Москва: Проспект, 2020. 456 с.
2. Татаркин А.И., Маевский В.И. Теория эволюции социально-экономических систем: монография / УрО РАН, Ин-т экономики. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2008. 694 с.
3. Картухин В.Ю., Бабаев Б.Д., Новиков А.И. Управление экономикой региона: проблемы и пути решения. Владимир: Издательство Владимирский филиал РАНХиГС, 2019. 260 с.
4. Павленко В.И., Куценко С.Ю. Региональная экономика и управление. М.: Русайнс, 2017. 156 с.
5. Jacobs S., Dendoncker N., Keune H. (Eds.). Ecosystem Services. Global Issues, Local Practices, Elsevier. 2014. 411 p.
6. Даванков А.Ю., Двинин Д.Ю., Мальцев Ю.Г. Моделирование уровня сбалансированности социо-эколого-экономической системы региона при переходе к альтернативной энергетике // Управление в современных системах. 2021. № 2 (30). С. 3-12.
7. Липенков А.Д. Экономика, жизнь, разум. Общественное производство с точки зрения глобальной эволюции. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2012. 218 с.
8. Пряхин Г.Н., Мальцев Ю.Г., Банникова Е.С. Трехфазная модель развития региона в эпоху четвертой промышленной революции // Экономика и предпринимательство. 2020. № 10 (123). С. 458-460.

Введение

В настоящее время темп социо-эколого-экономического развития замедлился это связано с происходящими глобальными процессами. Процессы глобализации, протекающие в мире и сложная геополитическая обстановка в которой находится Российская Федерации, требует проработки проблем сбалансированного регионального развития. Сбалансированное развитие является единственным способом обеспечения неограниченного во времени существования региональных социо-эколого-экономических систем. Что в свою очередь позволяет эффективнее решать существующие глобальные проблемы.

Передовые страны уже включили в систему национальных счетов экологические услуги, что свидетельствует о стремлении к сбалансированному развитию, за счет рационального использования природного потенциала. Так же разрабатываются подходы к управлению направленного на сбалансированное развитие территорий. Сбалансированное развитие становится основной задачей в стратегиях развития государств [5].

Рассмотрим сбалансированное развитие с позиций системного подхода, тогда помимо взаимодействия социальной, экологической и экономической компонент, можно также учесть организационные, маркетинговые, кадровые и многие другие факторы, которые также влияют на формирование сбалансированности, путем обеспечения гибкого реагирования на изменяющуюся конъюнктуру. Поэтому сбалансированное развитие социо-эколого-экономической системы занимает место в ряду с конкурентоспособностью, инновационностью, эффективностью использования человеческого капитала и др. Сбалансированность так же является стратегической задачей управления регионом [1].

Средовые факторы, влияющие на социо-эколого-экономическую систему, отличаются сильной изменчивостью, что приводит к росту требований к качеству жизни населения и других структурных подсистем региона. К таким подсистемам можно отнести не только социальную, экологическую и экономическую, но и политическую, правовую, действующие в определенных природных, материальных и нематериальных условиях. Именно деятельность данных подсистем позволяет системе самовоспроизводится, регулироваться, в течении своего существования. Баланс данных подсистем позволит достичь региональной системе бесконечного самовоспроизводства [4].

Факторы развития социо-эколого-экономического развития региона можно разделить на экономические, социальные, экологические. К экономическим факторам относятся: отраслевая структура регионального хозяйства, производственный потенциал, научно-технический потенциал, инвестиционная и инновационная восприимчивость региональной экономики, бюджетно-финансовое состояние, уровень развития внешнеэкономической деятельности. К социальным факторам относятся: демографическое состояние, уровень жизни населения, миграционные потоки, занятость населения, состояние систем здравоохранения, образования, культуры, качественное состояние трудовых ресурсов, криминогенная обстановка и проч. К экологическим факторам относятся: состояние природной среды, климатические условия, уровень использования природных ресурсов [8].

Анализ социо-эколого-экономических систем различного уровня иерархии (федеральная, региональные, муниципальные), исследование основывается на изучении факторов, механизмов и инструментов регулирования социо-эколого-экономических систем регионов, позволяет говорить о том, что социо-эколого-экономическая система региона является связующим звеном между федеральной системой и муниципальными системами, поэтому управлять социо-эколого-экономическим развитием страны необходимо, через регионы, только, когда региональные социо-эколого-экономические системы достигнут баланса, только, тогда достигнет баланса и федеральная система [3].

Таким образом, под социо-эколого-экономической системой мы понимаем «триаду» совокупность подсистем и элементов, функционирующих для обеспечения сбалансированного развития и обладающих способностью к адаптации по средством инструментов регулирующего воздействия для достижения стратегических целей социо-эколого-экономического развития. Сбалансированное развитие представляет собой равенство компонент «триады» между собой по силе взаимодействия, определяемой силой потоков вещества, энергии и информации, так же должно соблюдаться равенство между техногенными и природными потоками.

Целью данного исследования является расчет показателя сбалансированности для регионов Российской Федерации.

Материалы и методы исследования

Социо-эколого-экономические системы исследуются уже несколько десятилетий, рассматриваются их структурные компоненты, теснота и устройство связей между компонентами, которые определяют сбалансированное развитие. Однако поиск модели описывающей сбалансированность «триады» остается недостаточно проработанным, поэтому мы оценим сбалансированность регионов РФ исходя из следующих показателей: расходы бюджета субъекта РФ по разделу «Национальная экономика», данный фактор определяет экономическую подсистему. Расходы бюджета субъекта Российской Федерации на здравоохранение определяет социальную подсистему. Экологическая подсистема определяется расходами на защиту окружающей среды.

missing image file

Баланс социо-эколого-экономической системы

На рисунке представлена символическая схема структуры социо-эколого-экономической «триады», состоящей из трех компонент (социальной, экономической, экологической), такая структура является минимальной, то есть на ее основе строятся структуры более крупных систем. Например, социо-эколого-экономическая система страны, является системой состоящей из минимальных социо-эколого-экономических «триад». Показатели a, b, c характеризуют интенсивность взаимосвязей (потоков вещества, энергии и информации) соответствующих компонент, то есть представляют собой интегральную характеристику связи между компонентами, а – интенсивность взаимодействия социальной сферы и экологии, b – интенсивность взаимодействия между экономической и социальной сферой, с – интенсивность взаимодействия между экономической сферой и экологической. О потоках вещества, энергии и информации и об образуемым ими биосферном метаболизме, можно прочитать в работе [7].

Сбалансированное состояние «триады» характеризуется равной интенсивностью взаимодействия между компонентами «триады», т. е. выполняется равенство a=b=c. Следовательно, сбалансированность «триады» выражается через соотношения показателей a, b, c. Интегральные показатели связи в целом можно разделить на сильные и слабые. Именно сила взаимосвязей между компонентами определяет сбалансированность «триады». Подробно данная модель описана в работе [6].

Показатель сбалансированности социо-эколого-экономической «триады». Показателем является функция вида G= f(a,b,c), при этом функция f(a,b,c) принимает значения от 0 до 1, при любых значениях параметров a,b,c. В зависимости от интервала, в который попадают значения показателя, можно сделать вывод о степени системной сбалансированности исследуемой «триады»: 0,0 < G ≤ 0,2 – крайне низкая сбалансированность, 0,2 < G ≤ 0,5 – низкая сбалансированность, 0,5 < G ≤ 0,7 – средняя сбалансированность, 0,7 < G ≤ 0,9 – высокая сбалансированность, 0,9 < G ≤ 1,0 – максимальная сбалансированность. Функция f(a, b, c) состоит из всевозможных соотношений показателей a, b, c. Функция имеет вид:

missing image file

Таким образом, мы предложили показатель сбалансированности «триады». Индикатор G=1, если «триада» сбалансирована, соответственно, чем ближе значение показателя к 0, тем выше дисбаланс социо-эколого-экономической «триады». Теперь у нас есть необходимый инструментарий для оценки сбалансированности регионов РФ. Расчет данного показателя, и классификация дисбалансов позволяет направить политику регионов и страны в целом на преодоление дисбалансов и обеспечение сбалансированного развития.

Результаты исследования и их обсуждение

Российская федерация состоит из 85 регионов и 8 федеральных округов. В результате расчетов показателя сбалансированности регионы по группам сбалансированности: 0,0 < G ≤ 0,2 – крайне низкая сбалансированность, 0,2 < G ≤ 0,5 – низкая сбалансированность, 0,5 < G ≤ 0,7 – средняя сбалансированность, 0,7 < G ≤ 0,9 – высокая сбалансированность, 0,9 < G ≤ 1,0 – максимальная сбалансированность. Результаты значений показателя сбалансированности представлены в таблице.

Значения показателя сбалансированности социо-эколого-экономической систем регионов РФ

Регион

Коэффициент a

Коэффициент b

Коэффициент c

Значение показателя

Российская Федерация из суммы субъектов

14004654

969964

2416824

0.428546

Центральный федеральный округ

431414

158890

1023800

0.133750

Белгородская область

11395

11365

33612

0.278990

Брянская область

5541

1981

17955

0.091933

Владимирская область

7994

2924

10763

0.241464

Воронежская область

13031

6759

26879

0.236834

Ивановская область

2872

887

5768

0.129708

Калужская область

6297

4066

18355

0.192748

Костромская область

3699

2012

5714

0.361457

Курская область

5935

3416

13503

0.236211

Липецкая область

6389

6394

16950

0.327003

Московская область

88677

38019

118939

0.303392

Орловская область

3297

905

7538

0.099102

Рязанская область

6576

2841

11307

0.233704

Смоленская область

3571

2187

8351

0.244391

Тамбовская область

2959

3229

12142

0.185840

Тверская область

5827

4231

11900

0.356720

Тульская область

10027

4626

14310

0.315121

Ярославская область

6915

7380

13024

0.571416

г. Москва

240412

55661

676790

0.066834

Северо-Западный федеральный округ

154984

87132

289371

0.297107

Республика Карелия

3643

3209

7522

0.428109

Республика Коми

9076

10951

8982

0.930323

Архангельская область

9242

13926

11346

0.796932

Вологодская область

7448

7545

12187

0.674794

Калининградская область

7660

2087

75608

0.022118

Ленинградская область

19940

17878

25801

0.823190

Мурманская область

8147

13961

7141

0.561441

Новгородская область

3605

1889

7937

0.220849

Псковская область

3714

1198

8957

0.112874

г. Санкт-Петербург

80600

14484

119613

0.088639

Ненецкий автономный округ

1909

534

4207

0.105071

Южный федеральный округ

324246

42709

122778

0.111534

Республика Адыгея

2178

650

3889

0.139957

Республика Калмыкия

1481

311

2482

0.096612

Республика Крым

250783

4162

5000

0.09304

Краснодарский край

30597

13596

48726

0.264682

Астраханская область

5718

3485

6240

0.622322

Волгоградская область

10774

12214

21692

0.536232

Ростовская область

17278

7215

30212

0.219347

г. Севастополь

5437

1072

4537

0.147702

Северо-Кавказский федеральный округ

32874

10212

56680

0.152336

Республика Дагестан

8378

803

12077

0.043916

Республика Ингушетия

1120

63

2748

0.016853

Кабардино-Балкарская

2553

622

6160

0.082102

Карачаево-Черкесская

1995

742

4875

0.130963

Северная Осетия-Алания

3947

1047

3789

0.202758

Чеченская Республика

5153

1130

7649

0.112940

Ставропольский край

9728

5802

19382

0.293487

Приволжский федеральный округ

143448

146563

315111

0.441014

Республика Башкортостан

23652

23908

35949

0.742581

Республика Марий Эл

1840

2872

4790

0.407109

Республика Мордовия

3734

2346

9190

0.234742

Республика Татарстан

25149

30565

89159

0.242406

Удмуртская Республика

6164

4354

12208

0.361268

Чувашская Республика

4753

3123

10805

0.274648

Пермский край

13263

15798

26685

0.549199

Кировская область

3123

4775

10439

0.288318

Нижегородская область

16285

19733

28558

0.667077

Оренбургская область

9449

7758

15402

0.564487

Пензенская область

6674

1645

12803

0.103576

Самарская область

15080

19786

32342

0.517719

Саратовская область

8447

6253

16544

0.386996

Ульяновская область

5835

3640

10237

0.367757

Уральский федеральный округ

132862

106330

229245

0.506423

Курганская область

3259

2061

5207

0.423810

Свердловская область

27294

26929

46796

0.620670

Тюменская область

17443

53849

74757

0.198461

Ханты-Мансийский автономный округ

50190

29895

35030

0.699099

Ямало-Ненецкий автономный округ

18212

15096

37475

0.405799

Челябинская область

16464

23490

29980

0.642029

Сибирский федеральный округ

95919

114104

203722

0.507499

Республика Алтай

1527

733

2972

0.231238

Республика Тыва

1991

871

4248

0.184917

Республика Хакасия

3011

3375

18723

0.109651

Алтайский край

10289

2718

7696

0.059076

Красноярский край

22138

44732

37696

0.544986

Иркутская область

14588

25081

22753

0.661693

Кемеровская область

14858

18361

25178

0.699204

Новосибирская область

14100

3401

28577

0.095889

Омская область

7116

8887

15885

0.481519

Томская область

6301

5942

9994

0.668226

Дальневосточный федеральный округ

88907

61676

176117

0.353772

Республика Бурятия

7435

3913

3813

0.529158

Республика Саха (Якутия)

11137

17555

41689

0.248944

Забайкальский край

5485

4299

7646

0.661458

Камчатский край

5453

2599

21980

0.095887

Приморский край

11775

8681

20191

0.465681

Хабаровский край

9225

7825

22459

0.323514

Амурская область

5348

4768

9705

0.524746

Магаданская область

5437

2671

3202

0.541498

Сахалинская область

23665

7522

34032

0.187169

Еврейская автономная область

1205

712

1151

0.657655

Чукотский автономный округ

2742

1127

10249

0.090470

Вывод

Таким образом, мы рассчитали предложенный нами показатель сбалансированности для регионов РФ, выявили низкую сбалансированность характерную в целом для страны. Следовательно, необходимо предложить мероприятия позволяющие повысить сбалансированность регионов. Низкие значения показателя в большинстве регионов, объясняются превышением техногенной нагрузки над ассимиляционным потенциалом региона. Снизить техногенную нагрузку без ущерба для производства, можно за счет трансформации энергетического комплекса, а именно необходимо, осуществить постепенное замещение традиционных видов источников энергии, на альтернативные. Так же необходимо восстанавливать региональные экосистемы, за счет земель, не используемых в сельском хозяйстве из оборота, превращение их в зависимости от региона, либо в естественные степи, либо в хвойные или лиственные леса.

Вопрос о том, какую долю альтернативные источники энергии должны занимать в энергобалансе каждого из регионов, для установления баланса, является темой дальнейших исследований. Аналогичной, является ситуация с количеством земель, которые необходимо вывести из хозяйственного оборота в каждом из регионов это так же является темой дальнейших исследований.


Библиографическая ссылка

Мальцев Ю.Г., Султанов Б.Р. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ РЕГИОНОВ РФ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 6-1. – С. 110-115;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2253 (дата обращения: 20.04.2024).