Введение
В настоящее время темп социо-эколого-экономического развития замедлился это связано с происходящими глобальными процессами. Процессы глобализации, протекающие в мире и сложная геополитическая обстановка в которой находится Российская Федерации, требует проработки проблем сбалансированного регионального развития. Сбалансированное развитие является единственным способом обеспечения неограниченного во времени существования региональных социо-эколого-экономических систем. Что в свою очередь позволяет эффективнее решать существующие глобальные проблемы.
Передовые страны уже включили в систему национальных счетов экологические услуги, что свидетельствует о стремлении к сбалансированному развитию, за счет рационального использования природного потенциала. Так же разрабатываются подходы к управлению направленного на сбалансированное развитие территорий. Сбалансированное развитие становится основной задачей в стратегиях развития государств [5].
Рассмотрим сбалансированное развитие с позиций системного подхода, тогда помимо взаимодействия социальной, экологической и экономической компонент, можно также учесть организационные, маркетинговые, кадровые и многие другие факторы, которые также влияют на формирование сбалансированности, путем обеспечения гибкого реагирования на изменяющуюся конъюнктуру. Поэтому сбалансированное развитие социо-эколого-экономической системы занимает место в ряду с конкурентоспособностью, инновационностью, эффективностью использования человеческого капитала и др. Сбалансированность так же является стратегической задачей управления регионом [1].
Средовые факторы, влияющие на социо-эколого-экономическую систему, отличаются сильной изменчивостью, что приводит к росту требований к качеству жизни населения и других структурных подсистем региона. К таким подсистемам можно отнести не только социальную, экологическую и экономическую, но и политическую, правовую, действующие в определенных природных, материальных и нематериальных условиях. Именно деятельность данных подсистем позволяет системе самовоспроизводится, регулироваться, в течении своего существования. Баланс данных подсистем позволит достичь региональной системе бесконечного самовоспроизводства [4].
Факторы развития социо-эколого-экономического развития региона можно разделить на экономические, социальные, экологические. К экономическим факторам относятся: отраслевая структура регионального хозяйства, производственный потенциал, научно-технический потенциал, инвестиционная и инновационная восприимчивость региональной экономики, бюджетно-финансовое состояние, уровень развития внешнеэкономической деятельности. К социальным факторам относятся: демографическое состояние, уровень жизни населения, миграционные потоки, занятость населения, состояние систем здравоохранения, образования, культуры, качественное состояние трудовых ресурсов, криминогенная обстановка и проч. К экологическим факторам относятся: состояние природной среды, климатические условия, уровень использования природных ресурсов [8].
Анализ социо-эколого-экономических систем различного уровня иерархии (федеральная, региональные, муниципальные), исследование основывается на изучении факторов, механизмов и инструментов регулирования социо-эколого-экономических систем регионов, позволяет говорить о том, что социо-эколого-экономическая система региона является связующим звеном между федеральной системой и муниципальными системами, поэтому управлять социо-эколого-экономическим развитием страны необходимо, через регионы, только, когда региональные социо-эколого-экономические системы достигнут баланса, только, тогда достигнет баланса и федеральная система [3].
Таким образом, под социо-эколого-экономической системой мы понимаем «триаду» совокупность подсистем и элементов, функционирующих для обеспечения сбалансированного развития и обладающих способностью к адаптации по средством инструментов регулирующего воздействия для достижения стратегических целей социо-эколого-экономического развития. Сбалансированное развитие представляет собой равенство компонент «триады» между собой по силе взаимодействия, определяемой силой потоков вещества, энергии и информации, так же должно соблюдаться равенство между техногенными и природными потоками.
Целью данного исследования является расчет показателя сбалансированности для регионов Российской Федерации.
Материалы и методы исследования
Социо-эколого-экономические системы исследуются уже несколько десятилетий, рассматриваются их структурные компоненты, теснота и устройство связей между компонентами, которые определяют сбалансированное развитие. Однако поиск модели описывающей сбалансированность «триады» остается недостаточно проработанным, поэтому мы оценим сбалансированность регионов РФ исходя из следующих показателей: расходы бюджета субъекта РФ по разделу «Национальная экономика», данный фактор определяет экономическую подсистему. Расходы бюджета субъекта Российской Федерации на здравоохранение определяет социальную подсистему. Экологическая подсистема определяется расходами на защиту окружающей среды.
Баланс социо-эколого-экономической системы
На рисунке представлена символическая схема структуры социо-эколого-экономической «триады», состоящей из трех компонент (социальной, экономической, экологической), такая структура является минимальной, то есть на ее основе строятся структуры более крупных систем. Например, социо-эколого-экономическая система страны, является системой состоящей из минимальных социо-эколого-экономических «триад». Показатели a, b, c характеризуют интенсивность взаимосвязей (потоков вещества, энергии и информации) соответствующих компонент, то есть представляют собой интегральную характеристику связи между компонентами, а – интенсивность взаимодействия социальной сферы и экологии, b – интенсивность взаимодействия между экономической и социальной сферой, с – интенсивность взаимодействия между экономической сферой и экологической. О потоках вещества, энергии и информации и об образуемым ими биосферном метаболизме, можно прочитать в работе [7].
Сбалансированное состояние «триады» характеризуется равной интенсивностью взаимодействия между компонентами «триады», т. е. выполняется равенство a=b=c. Следовательно, сбалансированность «триады» выражается через соотношения показателей a, b, c. Интегральные показатели связи в целом можно разделить на сильные и слабые. Именно сила взаимосвязей между компонентами определяет сбалансированность «триады». Подробно данная модель описана в работе [6].
Показатель сбалансированности социо-эколого-экономической «триады». Показателем является функция вида G= f(a,b,c), при этом функция f(a,b,c) принимает значения от 0 до 1, при любых значениях параметров a,b,c. В зависимости от интервала, в который попадают значения показателя, можно сделать вывод о степени системной сбалансированности исследуемой «триады»: 0,0 < G ≤ 0,2 – крайне низкая сбалансированность, 0,2 < G ≤ 0,5 – низкая сбалансированность, 0,5 < G ≤ 0,7 – средняя сбалансированность, 0,7 < G ≤ 0,9 – высокая сбалансированность, 0,9 < G ≤ 1,0 – максимальная сбалансированность. Функция f(a, b, c) состоит из всевозможных соотношений показателей a, b, c. Функция имеет вид:
Таким образом, мы предложили показатель сбалансированности «триады». Индикатор G=1, если «триада» сбалансирована, соответственно, чем ближе значение показателя к 0, тем выше дисбаланс социо-эколого-экономической «триады». Теперь у нас есть необходимый инструментарий для оценки сбалансированности регионов РФ. Расчет данного показателя, и классификация дисбалансов позволяет направить политику регионов и страны в целом на преодоление дисбалансов и обеспечение сбалансированного развития.
Результаты исследования и их обсуждение
Российская федерация состоит из 85 регионов и 8 федеральных округов. В результате расчетов показателя сбалансированности регионы по группам сбалансированности: 0,0 < G ≤ 0,2 – крайне низкая сбалансированность, 0,2 < G ≤ 0,5 – низкая сбалансированность, 0,5 < G ≤ 0,7 – средняя сбалансированность, 0,7 < G ≤ 0,9 – высокая сбалансированность, 0,9 < G ≤ 1,0 – максимальная сбалансированность. Результаты значений показателя сбалансированности представлены в таблице.
Значения показателя сбалансированности социо-эколого-экономической систем регионов РФ
Регион |
Коэффициент a |
Коэффициент b |
Коэффициент c |
Значение показателя |
Российская Федерация из суммы субъектов |
14004654 |
969964 |
2416824 |
0.428546 |
Центральный федеральный округ |
431414 |
158890 |
1023800 |
0.133750 |
Белгородская область |
11395 |
11365 |
33612 |
0.278990 |
Брянская область |
5541 |
1981 |
17955 |
0.091933 |
Владимирская область |
7994 |
2924 |
10763 |
0.241464 |
Воронежская область |
13031 |
6759 |
26879 |
0.236834 |
Ивановская область |
2872 |
887 |
5768 |
0.129708 |
Калужская область |
6297 |
4066 |
18355 |
0.192748 |
Костромская область |
3699 |
2012 |
5714 |
0.361457 |
Курская область |
5935 |
3416 |
13503 |
0.236211 |
Липецкая область |
6389 |
6394 |
16950 |
0.327003 |
Московская область |
88677 |
38019 |
118939 |
0.303392 |
Орловская область |
3297 |
905 |
7538 |
0.099102 |
Рязанская область |
6576 |
2841 |
11307 |
0.233704 |
Смоленская область |
3571 |
2187 |
8351 |
0.244391 |
Тамбовская область |
2959 |
3229 |
12142 |
0.185840 |
Тверская область |
5827 |
4231 |
11900 |
0.356720 |
Тульская область |
10027 |
4626 |
14310 |
0.315121 |
Ярославская область |
6915 |
7380 |
13024 |
0.571416 |
г. Москва |
240412 |
55661 |
676790 |
0.066834 |
Северо-Западный федеральный округ |
154984 |
87132 |
289371 |
0.297107 |
Республика Карелия |
3643 |
3209 |
7522 |
0.428109 |
Республика Коми |
9076 |
10951 |
8982 |
0.930323 |
Архангельская область |
9242 |
13926 |
11346 |
0.796932 |
Вологодская область |
7448 |
7545 |
12187 |
0.674794 |
Калининградская область |
7660 |
2087 |
75608 |
0.022118 |
Ленинградская область |
19940 |
17878 |
25801 |
0.823190 |
Мурманская область |
8147 |
13961 |
7141 |
0.561441 |
Новгородская область |
3605 |
1889 |
7937 |
0.220849 |
Псковская область |
3714 |
1198 |
8957 |
0.112874 |
г. Санкт-Петербург |
80600 |
14484 |
119613 |
0.088639 |
Ненецкий автономный округ |
1909 |
534 |
4207 |
0.105071 |
Южный федеральный округ |
324246 |
42709 |
122778 |
0.111534 |
Республика Адыгея |
2178 |
650 |
3889 |
0.139957 |
Республика Калмыкия |
1481 |
311 |
2482 |
0.096612 |
Республика Крым |
250783 |
4162 |
5000 |
0.09304 |
Краснодарский край |
30597 |
13596 |
48726 |
0.264682 |
Астраханская область |
5718 |
3485 |
6240 |
0.622322 |
Волгоградская область |
10774 |
12214 |
21692 |
0.536232 |
Ростовская область |
17278 |
7215 |
30212 |
0.219347 |
г. Севастополь |
5437 |
1072 |
4537 |
0.147702 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
32874 |
10212 |
56680 |
0.152336 |
Республика Дагестан |
8378 |
803 |
12077 |
0.043916 |
Республика Ингушетия |
1120 |
63 |
2748 |
0.016853 |
Кабардино-Балкарская |
2553 |
622 |
6160 |
0.082102 |
Карачаево-Черкесская |
1995 |
742 |
4875 |
0.130963 |
Северная Осетия-Алания |
3947 |
1047 |
3789 |
0.202758 |
Чеченская Республика |
5153 |
1130 |
7649 |
0.112940 |
Ставропольский край |
9728 |
5802 |
19382 |
0.293487 |
Приволжский федеральный округ |
143448 |
146563 |
315111 |
0.441014 |
Республика Башкортостан |
23652 |
23908 |
35949 |
0.742581 |
Республика Марий Эл |
1840 |
2872 |
4790 |
0.407109 |
Республика Мордовия |
3734 |
2346 |
9190 |
0.234742 |
Республика Татарстан |
25149 |
30565 |
89159 |
0.242406 |
Удмуртская Республика |
6164 |
4354 |
12208 |
0.361268 |
Чувашская Республика |
4753 |
3123 |
10805 |
0.274648 |
Пермский край |
13263 |
15798 |
26685 |
0.549199 |
Кировская область |
3123 |
4775 |
10439 |
0.288318 |
Нижегородская область |
16285 |
19733 |
28558 |
0.667077 |
Оренбургская область |
9449 |
7758 |
15402 |
0.564487 |
Пензенская область |
6674 |
1645 |
12803 |
0.103576 |
Самарская область |
15080 |
19786 |
32342 |
0.517719 |
Саратовская область |
8447 |
6253 |
16544 |
0.386996 |
Ульяновская область |
5835 |
3640 |
10237 |
0.367757 |
Уральский федеральный округ |
132862 |
106330 |
229245 |
0.506423 |
Курганская область |
3259 |
2061 |
5207 |
0.423810 |
Свердловская область |
27294 |
26929 |
46796 |
0.620670 |
Тюменская область |
17443 |
53849 |
74757 |
0.198461 |
Ханты-Мансийский автономный округ |
50190 |
29895 |
35030 |
0.699099 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
18212 |
15096 |
37475 |
0.405799 |
Челябинская область |
16464 |
23490 |
29980 |
0.642029 |
Сибирский федеральный округ |
95919 |
114104 |
203722 |
0.507499 |
Республика Алтай |
1527 |
733 |
2972 |
0.231238 |
Республика Тыва |
1991 |
871 |
4248 |
0.184917 |
Республика Хакасия |
3011 |
3375 |
18723 |
0.109651 |
Алтайский край |
10289 |
2718 |
7696 |
0.059076 |
Красноярский край |
22138 |
44732 |
37696 |
0.544986 |
Иркутская область |
14588 |
25081 |
22753 |
0.661693 |
Кемеровская область |
14858 |
18361 |
25178 |
0.699204 |
Новосибирская область |
14100 |
3401 |
28577 |
0.095889 |
Омская область |
7116 |
8887 |
15885 |
0.481519 |
Томская область |
6301 |
5942 |
9994 |
0.668226 |
Дальневосточный федеральный округ |
88907 |
61676 |
176117 |
0.353772 |
Республика Бурятия |
7435 |
3913 |
3813 |
0.529158 |
Республика Саха (Якутия) |
11137 |
17555 |
41689 |
0.248944 |
Забайкальский край |
5485 |
4299 |
7646 |
0.661458 |
Камчатский край |
5453 |
2599 |
21980 |
0.095887 |
Приморский край |
11775 |
8681 |
20191 |
0.465681 |
Хабаровский край |
9225 |
7825 |
22459 |
0.323514 |
Амурская область |
5348 |
4768 |
9705 |
0.524746 |
Магаданская область |
5437 |
2671 |
3202 |
0.541498 |
Сахалинская область |
23665 |
7522 |
34032 |
0.187169 |
Еврейская автономная область |
1205 |
712 |
1151 |
0.657655 |
Чукотский автономный округ |
2742 |
1127 |
10249 |
0.090470 |
Вывод
Таким образом, мы рассчитали предложенный нами показатель сбалансированности для регионов РФ, выявили низкую сбалансированность характерную в целом для страны. Следовательно, необходимо предложить мероприятия позволяющие повысить сбалансированность регионов. Низкие значения показателя в большинстве регионов, объясняются превышением техногенной нагрузки над ассимиляционным потенциалом региона. Снизить техногенную нагрузку без ущерба для производства, можно за счет трансформации энергетического комплекса, а именно необходимо, осуществить постепенное замещение традиционных видов источников энергии, на альтернативные. Так же необходимо восстанавливать региональные экосистемы, за счет земель, не используемых в сельском хозяйстве из оборота, превращение их в зависимости от региона, либо в естественные степи, либо в хвойные или лиственные леса.
Вопрос о том, какую долю альтернативные источники энергии должны занимать в энергобалансе каждого из регионов, для установления баланса, является темой дальнейших исследований. Аналогичной, является ситуация с количеством земель, которые необходимо вывести из хозяйственного оборота в каждом из регионов это так же является темой дальнейших исследований.