Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА

Склярова Ю.М. 1 Скляров И.Ю. 1 Латышева Л.А. 1 Касаева Т.В. 2
1 ФГБОУ ВО Ставропольский государственный аграрный университет
2 ФГБОУ ВО Пятигорский государственный университет
В статье рассматривается процесс управления экономикой региона как неотъемлемая часть государственного регулирования и поддержки производства. В статье рассмотрены и проанализированы меры государственного регулирования, объемы программ государственной поддержки на территории Ставропольского края, Краснодарского края, республики Татарстан, Белгородской и Калининградской областями.
управление экономикой
регион
государственная поддержка
государственное регулирование
финансирование аграрного производства
программы государственной поддержки
1. Российская Федерация. Законы. О развитии сельского хозяйства: Федеральный закон от 29.12.2006 г. (ред. 29.07.2018 г.).
2. Российская Федерация. Законы. О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов: Федеральный закон от 05.12.2017 № 362-ФЗ (в редакции 03.07.2018 г.).
3. Правительство Белгородской области. Об утверждении государственной программы Белгородской области «Развитие сельского хозяйства и рыбоводства в Белгородской области на 2014 – 2020 годы»: Постановление от 28 октября 2013 года № 439-пп (с изменениями на 18 июня 2018 года).
4. Правительство Калининградской области. О государственной программе Калининградской области «Развитие сельского хозяйства»: Постановление Правительства Калининградской области от 27 января 2014 года № 28 (в редакции Постановлений Правительства Калининградской области от 16.06.2014 № 380, от 22.12.2014 № 892, от 21.12.2015 № 743, от 21.12.2015 № 744, от 18.07.2016 № 348, от 30.12.2016 № 651, от 09.03.2017 № 82, от 24.05.2017 № 257).
5. Правительство Краснодарского края. Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (с изменениями на 18 апреля 2018 года): Постановление Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18 апреля 2018 года № 204.
6. Правительство Ставропольского края. Об утверждении государственной программы Ставропольского края «Развитие сельского хозяйства»: Постановление Правительства Ставропольского края от 26.04.2016 № 172-п, от 22.03.2017 № 92-п, от 28.03.2018 № 112-п) (с изменениями на 28 марта 2018 года).
7. Кабинет министров республики Татарстан. О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса за счет средств бюджета республики Татарстан: Постановление от 26 января 2018 года № 42 (в редакции Постановления КМ РТ от 05.03.2018 №137) .
8. Герасимов А.Н. Оценка реализации государственной программы Ставропольского края “Развитие сельского хозяйства” / А.Н. Герасимов, Е.И. Громов, Ю.С. Скрипниченко // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. – 2016. – № 1 (26). – С. 50-53.
9. Герасимов А.Н. Прогноз основных показателей развития животноводства в Ставропольском крае / А.Н. Герасимов, Е.И. Громов, Ю.С. Скрипниченко // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. – 2015. – № 4 (25). – С. 76-79.
10. Герасимов А.Н. Теоретические аспекты взаимодействия государства и бизнеса в аграрно-ориентированной региональной экономической системе / А.Н. Герасимов, А.В. Мурдугов // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2010. – № 20. – С. 111-115.
11. Герасимов А.Н. Управление аграрноориентированными социо-эколого-экономическими системами региона: эконометрические модели и прогнозы / А.Н. Герасимов, Е.И. Громов, Ю.С. Скрипниченко // Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 4-1 (45). – С. 352-358.

Введение

Аграрное производство – важнейшая сфера экономической деятельности, от состояния которой напрямую зависит экономическая безопасность многих регионов Российской Федерации. Кроме того, успешное развитие аграрного сектора, как поставщика сельскохозяйственного сырья, обеспечивает рост производства в пищевой промышленности.

Особенностью сельскохозяйственного производства является то, что оно ведется на обширных пространствах, где различны рельеф, климат, почва. Многие производственные процессы в сельском хозяйстве носят сезонный характер, так как связаны с естественными условиями роста растений и развития животных. Природные условия в большей степени влияют на процесс и результат сельскохозяйственного труда, чем в любом другом секторе экономики. Вне зависимости от природных условий, уровень развития сельскохозяйственного производства определяется количеством и качеством затраченного труда, степенью использования машин и удобрений.

Быстро меняющиеся экономическая ситуация и условия внешней среды страны вынуждают искать возможные пути управления всей системой устойчивого социально-экономического развития.

Цель исследования. Целью исследования является выстраивание новой парадигмы развития сельского хозяйства в рамках консолидации механизмов саморазвития за счет изыскания внутренних резервов и активизации точек роста ресурсного потенциала региона.

Материалы и методы исследования

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области теории и практики финансовой деятельности, нормативно-правовые акты Российской Федерации. В процессе исследования использовались общенаучные методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, группировки, обобщения, моделирования, аналогии, графический, балансовый, сравнения, системный подход, классификация статистического наблюдения, факторного анализа.

Государственная поддержка сельского хозяйства – это неотъемлемая часть регулирования государством аграрного производства и представляющая совокупность разнообразных экономических рычагов и инструментов, льготного и безвозмездного финансового обеспечения наиболее слабых в экономическом отношении организаций и отраслей. Государственная поддержка сельскохозяйственного производства является объективной необходимостью, которая заключается в экономической основе отличия положения сельскохозяйственного товаропроизводителя от состояния всех остальных участников рыночных отношений, так как сельское хозяйство неконкурентоспособно на свободном рынке в сравнении с другими участниками экономики. Важным приоритетом государства остается преодоление существующих диспропорций в сельскохозяйственном производстве.

Основным нормативно-правовым актом, в рамках которого функционирует аграрное производство, является Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» № 264-ФЗ [1]. Стратегия регулирования и поддержки АПК РФ изложена в Государственной программе развития и регулирования сельского хозяйства на 2013-2020 годы в рамках Федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» № 362-ФЗ [2]. В данном документе сконцентрированы все государственные инициативы и планы на предстоящий период. Он включает подпрограммы поддержки различных отраслей сельского хозяйства. [7]

Задачей государственной поддержки является ликвидация существенных различий в уровне жизни сельского и городского населения. Государственная поддержка аграрного сектора в рыночных условиях хозяйствования является объективной необходимостью. Сельское хозяйство, вследствие присущих ему специфических особенностей, не может за счет реализации продукции получить доход, достаточный для расширенного воспроизводства и покрытия издержек производства, сохранения земель и социальнокультурного развития села.

Система государственной поддержки сельскохозяйственного производства формируется на основе реализации определенных принципов. Изучение социально-экономических моделей рыночной системы хозяйствования позволило выделить общие принципы государственной поддержки, обеспечивающие устойчивость функционирования сельскохозяйственного производства в условиях цикличного развития рыночной экономики. [8]

Государственное регулирование представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными органами в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По мнению специалистов в настоящее время стабилизация в сельском хозяйстве сама по себе не может произойти. Сельское хозяйство способно возродиться только при активной государственной поддержке. Наиболее полно практикуемые в мире меры государственной поддержки агропромышленного комплекса, сгруппированные по целевому признаку.

Выделяют меры прямого и косвенного государственного регулирования. К мерам прямого государственного регулирования относится поддержка доходов сельхозпроизводителей: прямые государственные компенсационные платежи; платежи при ущербе от стихийных бедствий; платежи за ущерб, связанный с реорганизацией производства выплаты за сокращение посевных площадей, вынужденный забой скота и т. д.

Рассмотрим динамику показателей прогнозных объемов финансирования Государственной программы, которые представлены данными таблицы 1.

По данным таблицы 1 видно, что объем финансирования государственной программы по всем направлениям составляет 2220776 млн.руб. При этом бюджетные ассигнования федерального бюджета составили 1696482 млн. руб. или 76,4%, а средства внебюджетных источников по направлениям «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России» и «Устойчивое развитие сельских территорий» – 408213 млн.руб.

Далее рассмотрим объемы программ государственной поддержки на территории Ставропольского края в сравнении с Краснодарским краем, республикой Татарстан, Белгородской и Калининградской областями.

Программа государственной поддержки предусматривает такие источники как федеральный бюджет, региональные бюджеты краев, областей и республики, а также прогнозируемое поступление денежных средств в краевой (областной) бюджеты, средства консолидированных бюджетов муниципальных образований, выпадающие доходы краевого (областного) бюджета при применении налоговых льгот, прогнозный объем финансирования государственной программы за счет средств местного бюджета и средства внебюджетных источников. [10]

Более наглядно картину по выбранным субъектам Российской Федерации по общему объему финансирования можно увидеть на рисунке 1.

По данным рисунка 1 видно, что наибольший объем финансового обеспечения по программам поддержки сельского хозяйства приходится на Белгородскую область, там объем общего финансирования составил 170571,8 млн. руб. На втором месте Республика Татарстан с общим объемом финансирования в 164585,1 млн.руб. На третьем месте по объему финансирования находится Краснодарский край с объемом финансирования 48268,0 млн.руб. Затем идет Ставропольский край – 36852 млн.руб. На последнем месте Калининградская область с объемом финансирования 7258,0 млн. руб.

Проанализируем государственные программы государственной поддержки сельского хозяйства в разрезе подпрограмм на территории 5 выбранных субъектов сельского хозяйства.

Наибольший удельный вес в общем объеме финансирования занимает подпрограмма поддержки растениеводства. На территории Ставропольского края данная подпрограмма составляет 42,6%, в Краснодарском крае – 10,0%, в Белгородской области – 14,5%, в Республике Татарстан – 38,1%. В Калининградской области такой подпрограммы нет.

Таблица 1

Динамика показателей прогнозных объемов финансирования государственной программы РФ, млн.руб.

Источники

финансирования

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Всего

Общий объем финансового

обеспечения Государственной программы

260961

262123

254982

295929

257529

298318

297180

293755

2220776

из них:

- объем бюджетных ассигнований федерального бюджета

158748

170149

187864

237000

215852

241986

242434

242448

1696482

- объем средств из внебюджетных источников

75665

73378

53512

47360

29044

44966

42766

41523

408213

Doc52.pdf

Рис. 1. Объем финансового обеспечения Программы государственной поддержки отдельных территорий РФ, млн.руб.

Подпрограмма поддержки животноводства практически на всех территориях занимает вторую позицию. На территории Ставропольского края – 30,0%, Краснодарского края – 3,8%, Белгородской области – 33,4%, Республики Татарстан – 20,0%. На двух территориях еще выделяются отдельные программы поддержки мясного и молочного скотоводства – это Белгородская область и Республика Татарстан.

В разрезе всех территорий действует программа «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения». Если рассматривать удельный вес всех территорий, то ситуация следующая: в Ставропольском крае данная подпрограмма составляет 17,9%, в Краснодарском крае – 7,7%, в Белгородской области 1,8%, в Калининградской области – 1,3%, в Республике Татарстан – 4,3%.

Подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий» в Ставропольском крае занимает 5,0%, в Краснодарском крае – 5,1%, в Белгородской области 1,4%, в Калининградской области – 2,0%, в Республике Татарстан – 7,1%.

Подпрограмма «Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» имеется только на территории 3 субъектов федерации. В Краснодарском крае удельный вес данной подпрограммы составил 2,1%, в Белгородской области – 1,8%, в Республике Татарстан – 4,6%.

Удельный вес подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» составил в Белгородской области – 9,2%, в Республике Татарстан – 5,4%.

Подпрограмма «Развитие селекции и семеноводства» имеется на 2 территориях – в Краснодарском крае удельный вес данной подпрограммы составил 0,3%, а в Белгородской области – 0,4%.

Подпрограмма «Развитие отраслей АПК» реализуется на тех же территориях: в Краснодарском крае – 42,4%, в Белгородской области – 5,5%.

Подпрограмма «Стимулирование инвестиционной деятельности в АПК» в Краснодарском крае составляет 11,7%, в Белгородской области – 17,4%.

Дополнительные подпрограммы имеются на территории Краснодарского края: «Развитие рыбохозяйственного комплекса» – 0,2%, «Обеспечение эпизоотического, ветеринарно-санитарного благополучия и развитие государственной ветеринарной службы» – 10,9%, «Развитие подотрасли виноградарства и виноделия» – 0,8%.

Подпрограмма «Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания» в Белгородской области занимает 0,6%.

На территории Республики Татарстан подпрограмма «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры в рамках Государственной программы» занимает 3,1% от общего объема финансирования.

Важнейшей проблемой дальнейшего развития предприятий агропромышленного комплекса России является обеспечение его квалифицированными кадрами. Современное сельскохозяйственное производство с его многоукладной формой собственности предъявляет высокие требования к профессиональному уровню руководителей и специалистов. В республике в целях улучшения качества подготовки специалистов для работы в сельскохозяйственном производстве был сформирован образовательный кластер агропромышленного комплекса, который представляет собой пример взаимовыгодного сотрудничества аграрных учебных учреждений и работодателей – крупных инвесторов и агрофирм. [9].

Далее рассмотрим показатели эффективности государственной поддержки сельского хозяйства в выбранных регионах (таблица 2).

Наибольший объем государственной поддержки на 1 га посевной площади приходится на Ставропольский край – 49,9 тыс.руб. на 1 га посевной площади за весь период реализации государственной программы, на втором месте по данному показателю Республика Татарстан – 26,2 тыс.руб., затем идет Белгородская область – 20,5 тыс.руб., в Краснодарском крае – 2,3 тыс.руб.

Наибольший объем государственной поддержки на 1 голову КРС выделено в Республике Татарстан – 45,0 тыс.руб., на втором месте Ставропольский край – 30,9 тыс.руб., в Белгородской области – 22,5 тыс.руб., в Краснодарском крае – 3,4 тыс.руб.

Таблица 2

Эффективность государственной поддержки сельского хозяйства в регионах

Показатели

Ставро-польский край

Красно-дарский край

Белго-родская область

Калинин-градская область

Республика Татарстан

Общий объем финансового

обеспечения программы, млн.руб.

36852,0

48268,0

170571,8

7258,0

164585,1

Подпрограммы

«Развитие растениеводства»

16417,0

4834,3

24707,9

 

62744,8

Общая посевная площадь, га

328796

2129103

1204040

188832

2399212

Приходится государственной поддержки на 1 га посевной

площади, тыс.руб.

49,9

2,3

20,5

-

26,2

Подпрограммы

«Развитие животноводства»

11577,4

1828,0

56963,6

 

32907,4

«Развитие мясного скотоводства»

   

29,3

 

236,7

«Развитие молочного скотоводства»

   

5018,5

   

Общее поголовье крупного

рогатого скота, тыс.голов

374,3

538,0

225,3

123,9

736,5

Приходится государственной поддержки на 1 гол КРС, тыс.руб.

30,9

3,4

22,5

-

45,0

Для эффективного развития аграрного сектора субсидии предназначаются по основным направлениям: на мелиорацию сельхозугодий, рациональное использование площадей; поддержку животноводства, мясо-молочного скотоводства; организацию перерабатывающих предприятий и линий сбыта сельхозпродукции; поддержку растениеводства; содействие в создании/развитии небольших крестьянских и фермерских хозяйств; внедрение инноваций, модернизация производственных циклов.

Выводы

Таким образом, в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия указаны причины стагнации в отраслях сельского хозяйства – это низкие показатели модернизации технологического состояния сельскохозяйственного производства, снижение темпов обновления основных производственных фондов в сельском хозяйстве, падение воспроизводства ресурсного потенциала; нестабильные условия функционирования отрасли, в частности, низкий уровень развития рыночной инфраструктуры, не позволяющий в полной мере сельскохозяйственным товаропроизводителям получить доступ к финансовым рынкам, к рынкам материалов, технических средств производства и информационных ресурсов, а также готовой продукции; неустойчивость финансового состояния отрасли, определенная нестабильным состоянием рынков сельскохозяйственной продукции, семенного материала, сырья и продовольствия, ГСМ, накопленной капитализацией, нестабильным притоком инвестиций от частных инвесторов, слабым развитием рынка страхования сельскохозяйственной продукции; дефицит высококвалифицированных кадров, порождаемый низким качеством жизни в сельской местности. Решение этих проблем невозможно без четко налаженного механизма государственного регулирования отрасли.


Библиографическая ссылка

Склярова Ю.М., Скляров И.Ю., Латышева Л.А., Касаева Т.В. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2018. – № 8. – С. 226-231;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=225 (дата обращения: 21.11.2024).