Введение
Аграрное производство – важнейшая сфера экономической деятельности, от состояния которой напрямую зависит экономическая безопасность многих регионов Российской Федерации. Кроме того, успешное развитие аграрного сектора, как поставщика сельскохозяйственного сырья, обеспечивает рост производства в пищевой промышленности.
Особенностью сельскохозяйственного производства является то, что оно ведется на обширных пространствах, где различны рельеф, климат, почва. Многие производственные процессы в сельском хозяйстве носят сезонный характер, так как связаны с естественными условиями роста растений и развития животных. Природные условия в большей степени влияют на процесс и результат сельскохозяйственного труда, чем в любом другом секторе экономики. Вне зависимости от природных условий, уровень развития сельскохозяйственного производства определяется количеством и качеством затраченного труда, степенью использования машин и удобрений.
Быстро меняющиеся экономическая ситуация и условия внешней среды страны вынуждают искать возможные пути управления всей системой устойчивого социально-экономического развития.
Цель исследования. Целью исследования является выстраивание новой парадигмы развития сельского хозяйства в рамках консолидации механизмов саморазвития за счет изыскания внутренних резервов и активизации точек роста ресурсного потенциала региона.
Материалы и методы исследования
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области теории и практики финансовой деятельности, нормативно-правовые акты Российской Федерации. В процессе исследования использовались общенаучные методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, группировки, обобщения, моделирования, аналогии, графический, балансовый, сравнения, системный подход, классификация статистического наблюдения, факторного анализа.
Государственная поддержка сельского хозяйства – это неотъемлемая часть регулирования государством аграрного производства и представляющая совокупность разнообразных экономических рычагов и инструментов, льготного и безвозмездного финансового обеспечения наиболее слабых в экономическом отношении организаций и отраслей. Государственная поддержка сельскохозяйственного производства является объективной необходимостью, которая заключается в экономической основе отличия положения сельскохозяйственного товаропроизводителя от состояния всех остальных участников рыночных отношений, так как сельское хозяйство неконкурентоспособно на свободном рынке в сравнении с другими участниками экономики. Важным приоритетом государства остается преодоление существующих диспропорций в сельскохозяйственном производстве.
Основным нормативно-правовым актом, в рамках которого функционирует аграрное производство, является Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» № 264-ФЗ [1]. Стратегия регулирования и поддержки АПК РФ изложена в Государственной программе развития и регулирования сельского хозяйства на 2013-2020 годы в рамках Федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» № 362-ФЗ [2]. В данном документе сконцентрированы все государственные инициативы и планы на предстоящий период. Он включает подпрограммы поддержки различных отраслей сельского хозяйства. [7]
Задачей государственной поддержки является ликвидация существенных различий в уровне жизни сельского и городского населения. Государственная поддержка аграрного сектора в рыночных условиях хозяйствования является объективной необходимостью. Сельское хозяйство, вследствие присущих ему специфических особенностей, не может за счет реализации продукции получить доход, достаточный для расширенного воспроизводства и покрытия издержек производства, сохранения земель и социальнокультурного развития села.
Система государственной поддержки сельскохозяйственного производства формируется на основе реализации определенных принципов. Изучение социально-экономических моделей рыночной системы хозяйствования позволило выделить общие принципы государственной поддержки, обеспечивающие устойчивость функционирования сельскохозяйственного производства в условиях цикличного развития рыночной экономики. [8]
Государственное регулирование представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными органами в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
По мнению специалистов в настоящее время стабилизация в сельском хозяйстве сама по себе не может произойти. Сельское хозяйство способно возродиться только при активной государственной поддержке. Наиболее полно практикуемые в мире меры государственной поддержки агропромышленного комплекса, сгруппированные по целевому признаку.
Выделяют меры прямого и косвенного государственного регулирования. К мерам прямого государственного регулирования относится поддержка доходов сельхозпроизводителей: прямые государственные компенсационные платежи; платежи при ущербе от стихийных бедствий; платежи за ущерб, связанный с реорганизацией производства выплаты за сокращение посевных площадей, вынужденный забой скота и т. д.
Рассмотрим динамику показателей прогнозных объемов финансирования Государственной программы, которые представлены данными таблицы 1.
По данным таблицы 1 видно, что объем финансирования государственной программы по всем направлениям составляет 2220776 млн.руб. При этом бюджетные ассигнования федерального бюджета составили 1696482 млн. руб. или 76,4%, а средства внебюджетных источников по направлениям «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России» и «Устойчивое развитие сельских территорий» – 408213 млн.руб.
Далее рассмотрим объемы программ государственной поддержки на территории Ставропольского края в сравнении с Краснодарским краем, республикой Татарстан, Белгородской и Калининградской областями.
Программа государственной поддержки предусматривает такие источники как федеральный бюджет, региональные бюджеты краев, областей и республики, а также прогнозируемое поступление денежных средств в краевой (областной) бюджеты, средства консолидированных бюджетов муниципальных образований, выпадающие доходы краевого (областного) бюджета при применении налоговых льгот, прогнозный объем финансирования государственной программы за счет средств местного бюджета и средства внебюджетных источников. [10]
Более наглядно картину по выбранным субъектам Российской Федерации по общему объему финансирования можно увидеть на рисунке 1.
По данным рисунка 1 видно, что наибольший объем финансового обеспечения по программам поддержки сельского хозяйства приходится на Белгородскую область, там объем общего финансирования составил 170571,8 млн. руб. На втором месте Республика Татарстан с общим объемом финансирования в 164585,1 млн.руб. На третьем месте по объему финансирования находится Краснодарский край с объемом финансирования 48268,0 млн.руб. Затем идет Ставропольский край – 36852 млн.руб. На последнем месте Калининградская область с объемом финансирования 7258,0 млн. руб.
Проанализируем государственные программы государственной поддержки сельского хозяйства в разрезе подпрограмм на территории 5 выбранных субъектов сельского хозяйства.
Наибольший удельный вес в общем объеме финансирования занимает подпрограмма поддержки растениеводства. На территории Ставропольского края данная подпрограмма составляет 42,6%, в Краснодарском крае – 10,0%, в Белгородской области – 14,5%, в Республике Татарстан – 38,1%. В Калининградской области такой подпрограммы нет.
Таблица 1
Динамика показателей прогнозных объемов финансирования государственной программы РФ, млн.руб.
Источники финансирования |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Всего |
Общий объем финансового обеспечения Государственной программы |
260961 |
262123 |
254982 |
295929 |
257529 |
298318 |
297180 |
293755 |
2220776 |
из них: - объем бюджетных ассигнований федерального бюджета |
158748 |
170149 |
187864 |
237000 |
215852 |
241986 |
242434 |
242448 |
1696482 |
- объем средств из внебюджетных источников |
75665 |
73378 |
53512 |
47360 |
29044 |
44966 |
42766 |
41523 |
408213 |
Рис. 1. Объем финансового обеспечения Программы государственной поддержки отдельных территорий РФ, млн.руб.
Подпрограмма поддержки животноводства практически на всех территориях занимает вторую позицию. На территории Ставропольского края – 30,0%, Краснодарского края – 3,8%, Белгородской области – 33,4%, Республики Татарстан – 20,0%. На двух территориях еще выделяются отдельные программы поддержки мясного и молочного скотоводства – это Белгородская область и Республика Татарстан.
В разрезе всех территорий действует программа «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения». Если рассматривать удельный вес всех территорий, то ситуация следующая: в Ставропольском крае данная подпрограмма составляет 17,9%, в Краснодарском крае – 7,7%, в Белгородской области 1,8%, в Калининградской области – 1,3%, в Республике Татарстан – 4,3%.
Подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий» в Ставропольском крае занимает 5,0%, в Краснодарском крае – 5,1%, в Белгородской области 1,4%, в Калининградской области – 2,0%, в Республике Татарстан – 7,1%.
Подпрограмма «Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» имеется только на территории 3 субъектов федерации. В Краснодарском крае удельный вес данной подпрограммы составил 2,1%, в Белгородской области – 1,8%, в Республике Татарстан – 4,6%.
Удельный вес подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» составил в Белгородской области – 9,2%, в Республике Татарстан – 5,4%.
Подпрограмма «Развитие селекции и семеноводства» имеется на 2 территориях – в Краснодарском крае удельный вес данной подпрограммы составил 0,3%, а в Белгородской области – 0,4%.
Подпрограмма «Развитие отраслей АПК» реализуется на тех же территориях: в Краснодарском крае – 42,4%, в Белгородской области – 5,5%.
Подпрограмма «Стимулирование инвестиционной деятельности в АПК» в Краснодарском крае составляет 11,7%, в Белгородской области – 17,4%.
Дополнительные подпрограммы имеются на территории Краснодарского края: «Развитие рыбохозяйственного комплекса» – 0,2%, «Обеспечение эпизоотического, ветеринарно-санитарного благополучия и развитие государственной ветеринарной службы» – 10,9%, «Развитие подотрасли виноградарства и виноделия» – 0,8%.
Подпрограмма «Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания» в Белгородской области занимает 0,6%.
На территории Республики Татарстан подпрограмма «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры в рамках Государственной программы» занимает 3,1% от общего объема финансирования.
Важнейшей проблемой дальнейшего развития предприятий агропромышленного комплекса России является обеспечение его квалифицированными кадрами. Современное сельскохозяйственное производство с его многоукладной формой собственности предъявляет высокие требования к профессиональному уровню руководителей и специалистов. В республике в целях улучшения качества подготовки специалистов для работы в сельскохозяйственном производстве был сформирован образовательный кластер агропромышленного комплекса, который представляет собой пример взаимовыгодного сотрудничества аграрных учебных учреждений и работодателей – крупных инвесторов и агрофирм. [9].
Далее рассмотрим показатели эффективности государственной поддержки сельского хозяйства в выбранных регионах (таблица 2).
Наибольший объем государственной поддержки на 1 га посевной площади приходится на Ставропольский край – 49,9 тыс.руб. на 1 га посевной площади за весь период реализации государственной программы, на втором месте по данному показателю Республика Татарстан – 26,2 тыс.руб., затем идет Белгородская область – 20,5 тыс.руб., в Краснодарском крае – 2,3 тыс.руб.
Наибольший объем государственной поддержки на 1 голову КРС выделено в Республике Татарстан – 45,0 тыс.руб., на втором месте Ставропольский край – 30,9 тыс.руб., в Белгородской области – 22,5 тыс.руб., в Краснодарском крае – 3,4 тыс.руб.
Таблица 2
Эффективность государственной поддержки сельского хозяйства в регионах
Показатели |
Ставро-польский край |
Красно-дарский край |
Белго-родская область |
Калинин-градская область |
Республика Татарстан |
Общий объем финансового обеспечения программы, млн.руб. |
36852,0 |
48268,0 |
170571,8 |
7258,0 |
164585,1 |
Подпрограммы «Развитие растениеводства» |
16417,0 |
4834,3 |
24707,9 |
62744,8 |
|
Общая посевная площадь, га |
328796 |
2129103 |
1204040 |
188832 |
2399212 |
Приходится государственной поддержки на 1 га посевной площади, тыс.руб. |
49,9 |
2,3 |
20,5 |
- |
26,2 |
Подпрограммы «Развитие животноводства» |
11577,4 |
1828,0 |
56963,6 |
32907,4 |
|
«Развитие мясного скотоводства» |
29,3 |
236,7 |
|||
«Развитие молочного скотоводства» |
5018,5 |
||||
Общее поголовье крупного рогатого скота, тыс.голов |
374,3 |
538,0 |
225,3 |
123,9 |
736,5 |
Приходится государственной поддержки на 1 гол КРС, тыс.руб. |
30,9 |
3,4 |
22,5 |
- |
45,0 |
Для эффективного развития аграрного сектора субсидии предназначаются по основным направлениям: на мелиорацию сельхозугодий, рациональное использование площадей; поддержку животноводства, мясо-молочного скотоводства; организацию перерабатывающих предприятий и линий сбыта сельхозпродукции; поддержку растениеводства; содействие в создании/развитии небольших крестьянских и фермерских хозяйств; внедрение инноваций, модернизация производственных циклов.
Выводы
Таким образом, в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия указаны причины стагнации в отраслях сельского хозяйства – это низкие показатели модернизации технологического состояния сельскохозяйственного производства, снижение темпов обновления основных производственных фондов в сельском хозяйстве, падение воспроизводства ресурсного потенциала; нестабильные условия функционирования отрасли, в частности, низкий уровень развития рыночной инфраструктуры, не позволяющий в полной мере сельскохозяйственным товаропроизводителям получить доступ к финансовым рынкам, к рынкам материалов, технических средств производства и информационных ресурсов, а также готовой продукции; неустойчивость финансового состояния отрасли, определенная нестабильным состоянием рынков сельскохозяйственной продукции, семенного материала, сырья и продовольствия, ГСМ, накопленной капитализацией, нестабильным притоком инвестиций от частных инвесторов, слабым развитием рынка страхования сельскохозяйственной продукции; дефицит высококвалифицированных кадров, порождаемый низким качеством жизни в сельской местности. Решение этих проблем невозможно без четко налаженного механизма государственного регулирования отрасли.