В настоящее время география сотрудничества Федеральной таможенной службы (ФТС) России с зарубежными таможенными организациями охватывает все регионы мира. В рамках международного таможенного сотрудничества со странами дальнего зарубежья стратегический партнер Российской Федерации традиционно выступает Китай.
Контакты с китайской стороной осуществляются на следующих уровнях: центральный, региональный, территориальный.
В этом направлении есть несколько приоритетных задач:
– упрощение таможенных процедур при создании Большого Евразийского региона партнерства и строительства Евразийского экономического сообщества.
– увеличение российско-китайской торговли до 200 млрд. долларов США годового товарооборота к 2024 году.
В рамках Российско-Китайских отношений ведется работа Подкомиссии по организации таможенного сотрудничества, заседания которого проводятся ежегодно. Подкомиссия по таможенному сотрудничеству состоит из восьми рабочих групп по следующим направлениям: таможенные платежи; правоохранительная деятельность; таможенная статистика; защита прав на объекты интеллектуальной собственности; модернизация процесса проведения таможенных операций; управление рисками; противодействие перемещению ядерных материалов; подготовка кадров.
Сферы взаимодействия таможенных служб включают широкий спектр вопросов от подготовки таможенных кадров до технологий таможенного оформления и контроля.
За прошедшие годы сотрудничество между Россией и Китаем пережило немало волнений, но при этом в последнее время стало стабильно набирать обороты.
На сегодняшний день Китай и Россия имеют прочное сотрудничество, которое имеет свое распространение на многие сферы деятельности. Несмотря на вспышку новой короновирусной инфекции, объем грузоперевозок в России и Китае увеличился. Ежедневно через российско-китайский контрольно-пропускной пункт проходит более 300 грузовых автомобилей и 30-35 поездов. По состоянию на 2021 год через пропускные пункты Маньчжурия и Суйфэньхэ на китайско-российской границе прошло грузовых 3037 поездов в сообщении Китай – Европа, на 35,5% больше, чем годом ранее. В настоящее время через Маньчжурию и Суйфэньхэ проходят более 50 железнодорожных маршрутов Китай – Европа, которые связывают более 10 стран с 60 китайскими городами, включая Гуанчжоу, Чанша и Тяньцзинь [1].
Рассмотрим основные сферы внешнеэкономического сотрудничества. К общим направлениям можно отнести: развитие взаимной торговли; энергетическое сотрудничество; транспортное сотрудничество; региональное и приграничное сотрудничество.
Рассмотрим международно-торговые отношения российско-китайского партнерства (рисунок 1) [2].
Из рисунка 1 видно, что Россия в основном экспортирует уголь и удобрения, древесину, используемые для земледелия в Китае. В частности:
– 84% Минеральные продукты: «нефть и нефтепродукты» (99%), «руды, шлак и зола» (1%).
– 3% Древесина и изделия из нее: «древесина и изделия из нее; древесный уголь» (100%).
– 3% Металлы и изделия из них: «черные металлы» (66%), «медь и изделия из неё» (17%), «алюминий и изделия из него» (11%).
На рисунке 2 представлен экспорт России в Китай в стоимостном выражении в 2021 году [3].
Рисунок 2 показывает, что внутри группы «минеральное топливо, нефть, нефтепродукты» наблюдается рост по всем товарным позициям. Существеннее всего в стоимостном выражении увеличились российские поставки угля – на 184,9% более чем 7 млрд. долларов. Таможенная стоимость сырой нефти и нефтепродуктов выросла на 45,5% до 40,3 млрд. долларов, газа – на 81,2% до 4,3 млрд. долларов.
Рис. 1. Основные экспортируемые товары, январь 2022 г., %
Рис. 2. Экспорт России в Китай в стоимостном выражении, 2021 г., млндолл.
Рис. 3. Импорт в Россию из Китая за январь 2022 г.,%
Таможенная стоимость группы «цветные металлы» составила по итогам отчетного года более 5,7 млрд. долларов – на 30,9% больше показателя 2020 года. Внутри группы все экспортируемые товары – медь, никель и алюминий показали рост.
Таможенная стоимость группы «продукция лесопереработки» по итогам 2021 года составила 5,68 млрд. долларов – на 16,4% выше уровня 2020 года. Внутри группы экспорт позиции «древесина, изделия из нее» в стоимостном выражении вырос на 9,3% и достиг порядка 4,1 млрд долларов.
На рисунке 3 представлен импорт в Россию из Китая за январь 2022 года.
Из представленных данных в основном импортировались:
– 51% Машины, оборудование и аппаратура: «электрические машины и оборуд.; звукоаппаратура, телеаппаратура; их части» (50%), «реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части» (50%).
– 8% Металлы и изделия из них: «изделия из чёрных металлов» (40%), «черные металлы» (14%), «инструменты, приспособ., ножевые изделия, ложки и вилки из недраг. металлов» (14%).
– 7% Продукция химической промышленности: «органические химические соединения» (61%), «прочие химические продукты» (10%), «продукты неорганической химии» (8%).
– 7% Транспорт: «средства наземного транспорта, кроме ж/д и трамв.состава; их части» (92%), «Ж/д локомотивы, трамваи; их части; путевое оборуд. для ж/д и трамв.путей» (6%), «суда, лодки и плавучие конструкции» (2%).
Рис. 4. Импорт России из Китая в стоимостном выражении, 2021 г., млн долл.
Рассмотрим основные товары в структуре российского импорта из КНР в стоимостном выражении (рисунок 4): «машины и оборудование» (их доля в общем обороте импорта составляет 55,1%), «химическая продукция» – 11,1% и «текстильные материалы и изделия» – 7,3%.
В целом в сравнении с показателем 2020 года положительную динамику показали почти все группы импортных китайских товаров в Россию. Исключение – группа «текстильные материалы и изделия» и «необработанные шкуры и кожа».
Объем импорта в денежном выражении товаров группы «машины и оборудование» по итогам 2021 года составил 35,7 млрд. долларов – на 42,6% больше показателя 2020 года.
В самой группе можно отметить существенный рост импорта товаров подгруппы «автомобили, тракторы и другие транспортные средства» – в 2 раза до 4,3 млрд. долларов.
Таможенная стоимость группы «химическая продукция» по итогам отчетного года составила 7,2 млрд. долларов – на 45,5% больше уровня 2020 года.
Группа «текстильные материалы и изделия» в стоимостном выражении показала по итогам 2021 года отрицательную динамику – минус 7,7% до 4,7 млрд. долларов.
Снижение произошло за счет сокращения поставок одежды из текстиля – на 6,3% (до 1,6 млрд. долларов) и прочих готовых текстильных изделий, таких как постельное белье, шторы, покрывала – на 50,2% (до 599,5 млн долларов).
В настоящее время Китай и Россия активно общаются и координируют свои усилия и стремятся свести к минимуму негативные влияния последних событий на торгово-экономическое сотрудничество, одновременно они принимают для превращения «кризиса» в «возможность» и достижение стабильного и здорового развития двустороннего торгово-экономического сотрудничества. По информации таможенное управление КНР товарооборот России и Китая в начале 2022 года вырос на 38,5% и составил 26,43 млрд. долларов: импорт из РФ в КНР – 13,81 млрд. долларов, экспорт из КНР в РФ – 12,62 млрд. долларов [4].
Среди ключевых совместных работ в настоящее время стоит отметить следующие проекты:
1. Проект по организации автоматизированного обмена информацией о стоимости товаров, перемещаемых между Россией и Китаем.
Целью настоящего Соглашения является организация сотрудничества по обмену информацией о товарах и транспортных средствах международной перевозки, перемещаемых через таможенные границы Евразийского экономического союза и КНР, позволяющему обеспечить [7]:
– получение в режиме реального времени от ГТУ КНР сведений о стоимости товаров из экспортной таможенной декларации в целях борьбы с недостоверным декларированием таможенной стоимости товаров при их ввозе в Российскую Федерацию;
– ускорение совершения таможенных операций в отношении товаров, ввозимых на таможенные территории Евразийского экономического союза и КНР, а также товаров, перемещаемых транзитом;
– использование данных о товарах и транспортных средствах международной перевозки, полученных в ходе обмена информацией, для повышения эффективности в сфере управления рисками и совершенствования форм таможенного контроля;
– снижение рисков, связанных с ввозом на таможенные территории Евразийского экономического союза и КНР потенциально опасных, запрещенных и ограниченных к перемещению товаров с уклонением от таможенного контроля, и других рисков, затрагивающих интересы Сторон в сфере обеспечения безопасности.
2. Проект «Зеленый коридор». Цель – дальнейшее сокращение сроков совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых добросовестными участниками ВЭД, за счет обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых во взаимной торговле России и Китая, и использование такой информации в рамках национальных систем управления таможенными рисками.
Рассмотрим схему работы «Зеленого коридора»: Китайский экспортер направляет в таможенную службу КНР сведения об экспортируемой поставке. После проведения таможенного контроля таможенный орган КНР присваивает товарной партии уникальный идентификационный номер – UCR. Китайский экспортер заблаговременно направляет UCR, во-первых, перевозчику, который должен передать его (вместе с документами, необходимыми для осуществления таможенных операций) в пункте пропуска должностному лицу таможенного органа РФ, во-вторых, декларанту для указания UCR в декларации на товары. Российский таможенный орган при декларировании товарной партии с UCR сверяет сведения, полученные от таможенной службы Китая, со сведениями, заявленными в декларации на товары. В случае соответствия указанных сведений участнику внешнеэкономической деятельности (ВЭД) предоставляются упрощения, предусмотренные проектом «Зеленый коридор» [5].
3. Проект по взаимному признанию результатов таможенного контроля в отношении определенных видов товаров в отдельных пунктах пропуска на российско-китайской границе. Цель – ускорение совершения таможенных операций на этапе фактического пересечения границы.
По линии дальнего зарубежья ФТС России проводится работа по развитию договорной правовой базы таможенного сотрудничества, расширению числа совместных проектов и инициатив, направленных на создание комфортных условий внешнеэкономической деятельности, а также упрощение и ускорение таможенных процедур при сохранении надлежащего уровня контроля за безопасностью международной торговли.
География сотрудничества ФТС России с зарубежными таможенными администрациями охватывает все регионы мира. Взаимодействие с партнерами выстраивается исходя из особенностей двусторонней торговли, ее объема и номенклатуры товаров, наличия тех или иных проблем и потенциальных точек роста [6].
4. Проект по взаимному признанию уполномоченного экономического оператора. В 2019 году был подписан План действий между ФТС России и ГТУ КНР по взаимному признанию УЭО. В рамках данного плана ведутся переговоры по согласованию и подписанию соглашения о взаимном признании УЭО.
Подводя итог можно сказать, что, несмотря на сложившуюся, на сегодняшний день, трудную обстановку для России, в том числе и санкционные меры Запада, КНР не поддаётся давлению, китайские официальные лица по-прежнему делают заявления о сохранении и развитии российско-китайских отношений во всех сферах, в том числе и экономической. Уровень сотрудничества в таможенной сфере получил новый виток развития, в том числе с учетом необходимости приоритетного и беспрепятственного перемещения грузов через границы.
Библиографическая ссылка
Шпак А.С., Беляков С.А. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО ПАРТНЕРСТВА В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 5-1. – С. 120-125;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2185 (дата обращения: 26.12.2024).