Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ И ПИТАНИЯ ТУРИСТОВ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Талантбекова Н.Э. 1
1 Институт управления бизнес-процессами и экономики, Сибирский Федеральный университет
Одним из направлений развития туристической сферы, которое направлено на охрану и развитие природы, культурно-исторического наследия, привлечение людей к активному участию в решении собственных финансовых проблем, содействие трудоустройству безработных, является развитие сельского туризма. Сельский туризм преследует главную цель – сформировать новый агро-туристический продукт, который выходит за рамки традиционного представления о туристическом предложении, и который бы учитывал природную, историко-культурную специфику регионов, а также позволял существенно разнообразить традиционное предложение, что будет составлять наибольший интерес с точки зрения привлечения достаточно требовательных иностранных туристов. В статье рассматриваются проблемы развития туристического бизнеса в Республике Кыргызстан. Анализируются статистические данные туристических потоков с 2018 по 2021 годы. Приводятся результаты PEST-анализа (на примере Иссык-Кульской области). Указывается, что сфера туристического бизнеса обладает эффектом эмерджентности, так как позволяет аккумулировать все ресурсы территории. Обозначена необходимость сформировать полную «карту» туристических маршрутов, обеспеченных достаточными осязаемыми и неосязаемыми ресурсами. Статья будет интересна студентам, магистрантам и соискателям, занимающимися исследованиями в данной сфере, а также всем желающим ознакомиться с данной проблемой.
сельский туризм
зеленый туризм
устойчивый туризм
зеленая экономика
1. Аношко Я.И. и др. Сельский туризм Беларуси: современное состояние и перспективы развития. Минск, 2014. 217 с.
2. Анфимова Н.А. Кулинария: учебник для нач. проф. образования. 7-е изд., стер. М.: Академия, 2012. 400 с.
3. Биттер O.A. Уровень жизни сельского населения. Л.: Укр. технологии, 2005. 253 с.
4. Васильев В.П. и др. Пособие для инспектора по вопросам категоризации индивидуальных средств размещения. Ивано-Франковск: Лилея, 2004. 79 с.
5. Васильев В.П. Десять лет развития сельского зеленого туризма в Украине: проблемы и перспективы // Туризм: теория и практика. 2005. № 1. С. 49-54.
6. Грузинов В.И., Грибов В.Д. Экономика предприятия. М.: Финансы и статистика, 2002. 206 с.
7. Герасименко В.Г., Нездойминов С.Г. Аграрный туризм как вид предпринимательства: монография. Одесса: ПАЛЬМИРА, 2011. 178 с.
8. Долотбакова А.К., Алымкулова А.С. Перспективы развития сферы туризма Кыргызской Республики // Роль финансово-кредитных рычагов в стабилизации и укреплении экономики пост кризисного этапа: материалы международной научно-практической конференции, 2014.
9. Данилова О. Классификация гостиниц // Отели. 2016.
10. Зайцева Н.А. Менеджмент в сфере услуг: туризм и гостиничное дело: учебное пособие. М.: Академия, 2013. 288 с.
11. Лебедько Е.Я., Кислова Е.Н., Ториков В.Е. Сельский туризм – новый шанс для возрождения и развития села: учебное пособие. Брянский государственный аграрный университет, 2011. 265 с.

Данная тема является актуальной для исследования в современном обществе и обуславливается большой заинтересованностью зарубежных туристов в отдыхе в сельской местности. Для достижения цели и привлечения большего количества туристов в страну требуется правильная и хорошо организованная система размещения и питания туристов в сельской местности с учетом потребностей туристов. В мире множество туристов, готовых заплатить за достойный отдых в сельской местности, вдали от мегаполисов, с целью улучшения своего здоровья и потребления экологически чистых продуктов.

Сельский туризм является одним из направлений развития внутреннего и въездного туризма, это относительно новое и перспективное направление. Развитие туризма на сельских территориях является социально значимым видом предпринимательской деятельности, который способствует устойчивому развитию сельских территорий: развитию инфраструктуры, улучшению качества жизни, увеличению доходов местного населения, созданию рабочих мест, поддержке и сохранению традиций и культуры, сохранению экологии.

Сегодня не существует универсального определения данного вида туристской деятельности, но общепринятое в мире определение выглядит следующим образом:

сельский туризм – это путешествие граждан с постоянного места жительства в сельскую местность с размещением в сельских гостевых домах, сельских усадьбах и на фермах с туристскими целями и без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в месте временного пребывания [3, c. 6-8]. Сельский туризм, как отдых в сельской местности, не только дань моде, но и необходимость. Динамичный и напряженный ритм жизни в городах, загрязнение окружающей среды вызывает у городского жителя желание покоя и уединения на лоне природы. Такой отдых дает человеку возможность расслабиться, набраться сил, и, кроме того, позволяет изучить элементы исторического, культурного, этнографического, а также архитектурного наследия, обычаев и ремесел, характерных для данного региона, ознакомиться с местной народной одеждой, кухней, фольклором, изучить местный язык или диалект, заняться сбором трав, минералов и т.д.

В настоящее время организация сельского туризма является деятельностью с низким уровнем конкуренции, ввиду того, что данная деятельность сопряжена и с рядом проблем, которые без вмешательства государственных органов и структур решить довольно сложно или невозможно вовсе.

Речь идет о практически полном отсутствии инфраструктуры на селе. Так, горожане не готовы изменять привычно сложившийся ритм жизни, переезжая в сельские поселения. Отсутствие инфраструктуры существенно снижает перспективы быстрого развития сельского туризма.

Кроме того, неразвитость нормативнозаконодательной базы в отношении сельского туризма, отсутствие инвестиций со стороны государства и местного муниципалитета в данный кластер экономики влечет предоставление отдыхающим услуг низкого качества, зачастую не соответствующих не только требованиям гигиены, но и требованиям безопасности.

Целью научной статьи является обзор и изучение проблем сферы туризма, необходимость соблюдение принципов экологического туризма и перехода к зеленой экономике, позволяющие оптимизировать дальнейшее стратегическое развитие Кыргызской Республики.

Зарождение сельского туризма должно базироваться на средствах населения, которое берет на себя содержание и обслуживание туристов и отдыхающих, естественно, за денежное вознаграждение. Еще одна особенность сельского туризма заключается в том, что он не требует создания больших туристских фирм, а является объектом для добровольного объединения частных сельских хозяйств и собственников некоторых предприятий малого бизнеса для оказания отдельных туристских услуг [5, c. 16-17]. Одно из важнейших достоинств сельского туризма то, что он позволяет повысить экологическое образование и общекультурный уровень как туристов, так и местных жителей.

К сельскому туризму можно отнести довольно широкий спектр деятельности:

- научные и познавательные (орнитологические, ботанические, археологические, этнографические),

- приключенческие туры (пешие, велосипедные, водные, конные прогулки и маршруты),

- летние лагеря, базы и программы для школьников и студентов на природе, поездки выходного дня за город.

Однако сельский туризм содержит большую потенциальную опасность. Чрезмерное число туристов, их машины и оборудование могут заполнить малые города и деревни. Их культура может оказаться чуждой и враждебной для местных жителей. Их стремление к развлечениям может исказить и ухудшить местную культуру. Бесцельное и бесконтрольное развитие сельского туризма в большом масштабе может оказаться разрушительным для местных ландшафтов и экосистем. Таковым считается вид отдыха вне города, полностью экологичный и приносящий пользу местным жителям. То есть налицо три признака: в селе, без вреда для природы, полезность для хозяйства. Для туриста необходимо создать условия, чтобы он мог комфортно наслаждаться выбранным видом отдыха. То есть в той местности, где данный вид услуг развивается, создается специальная инфраструктура. Она включает в себя места проживания, транспорт, места работ, магазины, кафе и так далее. Туристов здесь называют «гостями». Им стараются создать полностью домашние условия.

Этот вид бизнеса достаточно выгоден для муниципальных властей. Он не требует государственных вложений, а отдача при правильной организации будет приличной. Единственное, что может потребоваться от бюджета, – это строительство (ремонт) дорог. Но это и так входит в их обязанности. Всю остальную инфраструктуру создают владельцы бизнеса. Есть некоторые риски. Так, чрезмерный наплыв туристов может способствовать загрязнению местности (машины, мусор и так далее). Эта проблема решаема. Строительство предприятий по обслуживанию транспорта, а также платных парковок может стать еще одной идеей для селян или муниципальных властей. Правда, такой бизнес в сельской местности оправдает себя лишь в случае большого наплыва гостей.

Для большей наглядности, преимущества представлены в виде сводной таблицы [1, c. 12].

Плюсы для сельского населения:

1. Возможность дополнительного заработка.

2. Стимул для приведения своего хозяйства в порядок.

3. Возможность занять созидательным трудом взрослых трудоспособных членов семьи.

4. Возможность через дружеские отношения с туристами решить различные проблемы с детьми (проведение каникул в городах, помощь во время учебы в Вузах, реализация продукции подсобного хозяйства и др.).

5. Интересное общение.

6. Повышение образовательного уровня.

7. Стимул для активного изучения иностранных языков.

Плюсы для органов государственной власти:

1. Увеличение занятости населения.

2. Снижение социальной напряженности.

3. Увеличение доходов семей.

4. Малозатратность этого вида туризма для властей в силу использования ресурсов семей.

5. Все заработанные семьями средства остаются в регионе.

6. Решение силами организаторов туризма задач государственной власти (создание временных и постоянных рабочих мест, улучшение жизни населения).

7. Возможность дополнительного заработка организациями культуры от обслуживания туристов.

8. Рост социальной активности участников сельского туризма.

9. Дополнительные налоги в бюджет от сферы обслуживания в связи с привлечением туристов в сельские населенные пункты и увеличением доходов участников СЗТ.

10. Улучшение внешнего вида населенных пунктов.

11. Рост заинтересованности населения в поддержании населенных пунктов в чистоте.

Таблица сравнения сельского туризма и отдыха на турбазе

Сельский туризм

Отдых на турбазе

Возможность временно сменить образ жизни с городского на деревенский.

База отдыха – это, как правило, просто часть города в лесу, со всей присущей ему культурой, которая не всегда дает возможность переключиться на другой ритм и по-настоящему расслабиться.

Крепкие крестьянские дома со специально приготовленными комнатами и удобствами для гостей.

Корпуса. Возможно – отдельные домики и коттеджи гостиничного типа.

Добротная, необыкновенно вкусная еда от матушки – природы. Мед, молоко, сметана, мясо и пр. – все домашнее и высочайшего качества.

Еда из столовой и магазина.

Индивидуальный гид, индивидуальные пешие, верховые, автомобильные и водные прогулки и путешествия. Удобные для вас время, место, продолжительность путешествия.

Инструкторы, работающие с группами. Работа, как правило, заключается в том, чтобы прогнать как можно большее количество людей по стандартной программе [11].

12. Дополнительные доходы для санэпидстанции, пожарной инспекции.

13. Надежный источник пополнения бюджета при широкой сети стабильно работающих усадеб с широким спектром услуг.

14. Улучшение в будущем криминогенной ситуации за счет роста культурного уровня населения.

Плюсы для бизнеса:

1. Увеличение доходов всей сферы обслуживания за счет появления платежеспособных клиентов (магазинов, АЗС, узлов электросвязи, почты и пр.)

2. Возможность создания различных производств в связи с возросшим спросом и гарантированной реализацией товаров и услуг.

3. Возможность установить деловые связи и привлечь инвестиции.

Плюсы для природы:

1. Снижение нагрузки на окружающую среду, поскольку создаются рабочие места в сфере обслуживания и население перестает чрезмерно потреблять природные ресурсы.

2. Отходы от пребывания туристов утилизируются владельцами микрогостиниц.

2. Растет заинтересованность населения в сохранении и процветании окружающей природы, поскольку природа является основным магнитом для туристов.

3. Повышается экологическое образование населения в ходе обучения на семинарах для владельцев микрогостиниц [6, c. 10-11].

4. Участники сельского туризма принимают практическое участие по очистке берегов рек, облагораживанию родников, расчистке прилагающей к усадьбам территории, улучшению подъездов к объектам сельского туризма.

В заключении можно сделать следующие выводы: организация размещения и питания соответствующее мировым стандартам с национальным уклоном и всеми комфортами имеет все шансы помочь развить положительный имидж для нашей страны, незаметный пока на мировом туристическом рынке. Однако такие положительные перемены возможны лишь в том случае, если сельский туризм станет полноправным сектором туристической отрасли и будет отведено достаточное внимание на улучшение предоставления организованного сектора размещения и питания.


Библиографическая ссылка

Талантбекова Н.Э. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ И ПИТАНИЯ ТУРИСТОВ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 4-2. – С. 255-258;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2164 (дата обращения: 29.03.2024).