Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА ДИНАМИКУ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Корнилова А.Д. 1 Акри Е.П. 2 Доладов К.Ю. 2
1 ФГАОУ ВО «Самарский государственный экономический университет»
2 ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет»
Сложившаяся ситуация в период пандемии COVID-19 и методы борьбы с ней значительно скорректировали работу большинства секторов экономики, в том числе и в области инвестиционной деятельности. Пандемия COVID-19 существенно дестабилизировала рынок инвестиций. При этом одни отрасли оказались в крайне тяжёлом положении, испытывая значительный экономический спад, тогда как другие, напротив, извлекают пользу из сложившейся ситуации и преуспевают в получении прибыли. В таких условиях инвесторы видят новые возможности и перспективные направления реализации инвестиционных проектов. Главная задача данного исследования заключается в анализе инвестиционных процессов в период пандемии и в определении перспективных отраслей, в которых эффективно реализовано инвестирование в основной капитал. Абсолютно все компании, так или иначе, вовлечены в инвестиционную деятельность. Инвестиции в основной капитал играют важную роль в адаптации российской экономики к новой конъюнктуре после значительного падения цен на нефть и карантинных ограничений. Инвестиции способны модернизировать производства и повысить качества выпускающей продукции. Импортозамещение также невозможно без инвестиций в создание производств и в повышение качества.
инвестиции в основной капитал
пандемия
бюджет
источники финансирования
концессионное соглашение
анализ структуры инвестиций
1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 29.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) статья 79. Бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 20.02.2022).
2. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. От 30.12.2021 «О концессионных соглашениях». Статья 3. Концессионное соглашение. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_405462/ (дата обращения: 20.02.2022).
3. Acri E., Kornilova A., Selezneva Z., Solopova N. INNOVATIVE DEVELOPMENT OPPORTUNITIES FOR CONSTRUCTION ENTERPRISES IN THE CONTEXT OF GLOBAL CHALLENGES. E3S Web of Conferences. Sustainable Energy Systems: Innovative Perspectives, SES, 2020.
4. Официальный сайт – Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области. Статистические отчеты «Самара в цифрах». [Электронный ресурс]. URL: http://samarastat.ru/site/stat.nsf/wpages1/1001 (дата обращения: 20.02.2022).
5. Постановление Правительства Самарской области от 28.10.2019 № 763.Об итогах социально-экономического развития области за 9 месяцев 2019 года и ожидаемых итогах развития за 2019 год. [Электронный ресурс]. URL: https://economy.samregion.ru/upload/iblock/066/Postanovlenie-PSO-ot-28.10.2019-_-763.pdf (дата обращения: 20.02.2022).
6. Корнилова А.Д., Щёголева Е.П. Тенденции функционирования инвестиционно-строительного комплекса в период пандемии 2020 // Международная и межрегиональная интеграция в условиях пандемии: экономические, социокультурные и правовые проблемы: сборник научных статей Всероссийской научно-практической онлайн-конференции с международным участием. 2020. С. 118-122.
7. Науменко С.М., Шевцова О.Н., Курбатов В.Л. Проблемы и возможные риски инвестирования в строительной отрасли // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 1. С. 71-76.
8. Чиркунова Е.К., Романова Д.В. Инвестиционная политика устойчивого сбалансированного развития Самарской области // Российская наука: актуальные исследования и разработки: сборник научных статей XI Всероссийской научно-практической конференции. Самара. 2021. С. 173-177.
9. Беланова Н.Н. Оценка рисков инновационной деятельности // Российская наука: актуальные исследования и разработки: сборник научных статей IX Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 669-671.

Введение

В настоящее время бюджетные инвестиции выполняют ряд функций. Они оказывают влияние на решение разных социальных проблем, на качество жизни населения, определяют развитие экономики Российской Федерации и отдельных регионов. Для того чтобы в стране наблюдался экономический рост, требуется вкладывать значительные объемы финансирования в основной капитал. В Российской Федерации граждане не обладают таким уровнем дохода, который давал бы возможность осуществлять регулярные инвестиционные вложения. По этой причине инвестирование в основной капитал требует иных источников денежных средств. Такими источниками могут являться как средства государства, так и средства сторонних организаций.

Цель исследования – выяснить, как повлияла сложная эпидемиологическая ситуация на инвестирование в основной капитал в городском округе Самара. Будут рассмотрены три года, предшествующие кризису (2017 – 2019 гг.) и кризисный 2020 г. В соответствии с целью возникают следующие задачи:

- анализ объема инвестиций в основные фонды в г.о. Самара;

- анализ структуры инвестиций в основные фонды по источникам финансирования;

- анализ структуры инвестиций в основные фонды по формам собственности;

- анализ видовой структуры инвестиций.

Материалы и методы исследования

Материалом исследования послужили работы современных ученых экономистов по вопросам формирования понятийного аппарата инвестиционных процессов. В статье проанализирована динамика бюджетного инвестирования в 2017 – 2019 гг., а также 2020 г. – в эпоху пандемии COVID-19. В связи с отсутствием статистических данных, не представляется возможным проанализировать 2021 год.

В исследовании применялся общетеоретический метод – анализ, а также практические метод исследования – сравнение и сопоставление.

Результаты исследования и их обсуждение

В бюджетах финансовой системы Российской Федерации, в том числе в рамках государственных (муниципальных) программ, могут предусматриваться бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности [1].

Средства сторонних организаций привлекаются посредством заключения концессионных соглашений. По данному соглашению сторонняя организация (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество, право собственности на которое принадлежит государству (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения. Концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности [2].

Развитие деловой среды зависит от инвестиционных вложений в основные фонды, поскольку инвестирование позволяет повышать качество и увеличивать мощности производства [3]. Представим на рисунке 1 динамику объема инвестиций в основные фонды в г.о. Самара в период с 2017 по 2020 годы.

missing image file

Рис. 1. Динамика объема инвестиций в основные фонды в г.о. Самара

Динамика изменения объемов инвестирования показывает степень заинтересованности бизнеса в дальнейшем развитии. По графику мы видим, что в 2019 году наблюдается резкое увеличение объема инвестиций – в сопоставимых ценах на 26% больше, чем в 2018 году. Для объяснения причин этого явления проведем следующий анализ – анализ структуры инвестиций по источникам финансирования [4].

missing image file

Рис. 2. Доля собственных и привлеченных средств в общем объеме инвестиций

Для наглядности представим данные в виде диаграммы, в которой отразим удельный вес собственных и привлеченных средств в общем объеме инвестиций (рис. 2).

Проанализировав диаграмму, можем сделать следующий вывод: в 2019 году в общем объеме инвестиций в основной капитал наибольшую долю составили собственные средства предприятий и организаций (64%), их объем увеличился на 47,1% по сравнении с 2018 г. Это объясняется тем, что в 2019 году велась работа по привлечению внебюджетных инвестиций на развитие и модернизацию социально значимых объектов на принципах муниципально-частного партнерства (далее – МЧП). В 2019 году на общую сумму 17,678 млрд рублей заключены концессионные соглашения в сфере животноводства, систем холодного водоснабжения и водоотведения, а также соглашение о социально-экономическом сотрудничестве по строительству Дворца пляжных видов спорта в г.о. Самара вблизи стадиона «Самара-Арена» [5].

В данный момент в городском округе ведется разработка 65 проектов, которые предполагается реализовывать в рамках МЧП и бюджетного инвестирования. Планируемый общий объем привлекаемых инвестиций – 149 млрд рублей, из которых в рамках МЧП – 81,7 млрд рублей и 67,3 млрд рублей – из федерального бюджета.

В связи с отсутствием статистических данных по общему объему инвестиций за весь период 2021 года, сравним значение показателя за 9 месяцев 2020 года и 9 месяцев 2021 года: по итогам 9 месяцев 2021 года общий объём инвестиций на территории городского округа Самара составил 47 313,2 млн руб., или 105,2% к аналогичному периоду 2020 года (в сопоставимых ценах) [6, 7].

В заключение вышеприведенного анализа можем сделать вывод: несмотря на тяжелую экономическую ситуацию в стране, городской округ Самара смог не только сохранить прежний уровень объема инвестиций, но и на 26 млрд рублей превысить значение показателя за 2018 год. В 2020 году Самара вышла на прежний уровень объемов инвестирования.

Далее проанализируем структуру инвестиций по формам собственности. Представим диаграмму удельного веса каждой формы собственности в общем объеме инвестиций (рис. 3).

По диаграмме видим, что удельный вес иностранной и совместной формы инвестирования практически не изменился (4% в 2017 г., 7% в 2020 г.), то следует подчеркнуть, что возможности роста иностранных инвестиций не реализовались, вероятно, вследствие ухудшения международных отношений, введения экономических санкций.

Также видим, что наибольшую долю в составе инвестиций имеют инвестиции совместные, смешанные, частные и государственные [8]. Рассмотрим отдельно эти четыре вида инвестиций. Для наглядности представим данные в виде графика (рис. 4).

missing image file

Рис. 3. Структура инвестиций в основные фонды по формам собственности

missing image file

Рис. 4. Структура инвестиций в основные фонды четырех форм собственности

Исходя из графика, можно сделать следующий вывод: возрастающий тренд до 2020 года имели инвестиции в государственных предприятиях. Инвестиции в организациях совместной Российской и иностранной форм собственности постепенно снижались за рассматриваемый период. Эпоха пандемии не оказала существенного влияния на структуру инвестиций.

В заключение проведем анализ видовой структуры инвестиций (рисунок 5). Наибольшие суммы инвестиций вкладываются в здания и сооружения, а также в машины и оборудование [9]. Следует отметить, что за последние три года наблюдается приблизительно одинаковое распределение инвестиций. Видовая структура инвестиций характеризуется небольшим спадом в 2018 году мобильной части инвестиций (машины и оборудование), но проблемой является высокая доля иммобильных инвестиций (здания и сооружения) и низкая доля интеллектуального компонента.

missing image file

Рис. 5. Видовая структура инвестиций в основные фонды

По наглядному графику делаем вывод, что эпоха пандемии не оказала существенного влияния на видовую структуру инвестиций.

Заключение

На основании проведенного анализа видно, что, в условиях негативного влияния на экономику России, связанного с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, значительным ухудшением макроэкономических условий, ослаблением курса рубля в период пандемии, COVID-19 не оказал существенного влияния на бюджетное и внебюджетное инвестирование в городском округе Самара, что говорит о высокой привлекательности региона для инвесторов.


Библиографическая ссылка

Корнилова А.Д., Акри Е.П., Доладов К.Ю. ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА ДИНАМИКУ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 3-1. – С. 42-47;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2095 (дата обращения: 03.12.2024).