Введение
В настоящее время бюджетные инвестиции выполняют ряд функций. Они оказывают влияние на решение разных социальных проблем, на качество жизни населения, определяют развитие экономики Российской Федерации и отдельных регионов. Для того чтобы в стране наблюдался экономический рост, требуется вкладывать значительные объемы финансирования в основной капитал. В Российской Федерации граждане не обладают таким уровнем дохода, который давал бы возможность осуществлять регулярные инвестиционные вложения. По этой причине инвестирование в основной капитал требует иных источников денежных средств. Такими источниками могут являться как средства государства, так и средства сторонних организаций.
Цель исследования – выяснить, как повлияла сложная эпидемиологическая ситуация на инвестирование в основной капитал в городском округе Самара. Будут рассмотрены три года, предшествующие кризису (2017 – 2019 гг.) и кризисный 2020 г. В соответствии с целью возникают следующие задачи:
- анализ объема инвестиций в основные фонды в г.о. Самара;
- анализ структуры инвестиций в основные фонды по источникам финансирования;
- анализ структуры инвестиций в основные фонды по формам собственности;
- анализ видовой структуры инвестиций.
Материалы и методы исследования
Материалом исследования послужили работы современных ученых экономистов по вопросам формирования понятийного аппарата инвестиционных процессов. В статье проанализирована динамика бюджетного инвестирования в 2017 – 2019 гг., а также 2020 г. – в эпоху пандемии COVID-19. В связи с отсутствием статистических данных, не представляется возможным проанализировать 2021 год.
В исследовании применялся общетеоретический метод – анализ, а также практические метод исследования – сравнение и сопоставление.
Результаты исследования и их обсуждение
В бюджетах финансовой системы Российской Федерации, в том числе в рамках государственных (муниципальных) программ, могут предусматриваться бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности [1].
Средства сторонних организаций привлекаются посредством заключения концессионных соглашений. По данному соглашению сторонняя организация (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество, право собственности на которое принадлежит государству (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения. Концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности [2].
Развитие деловой среды зависит от инвестиционных вложений в основные фонды, поскольку инвестирование позволяет повышать качество и увеличивать мощности производства [3]. Представим на рисунке 1 динамику объема инвестиций в основные фонды в г.о. Самара в период с 2017 по 2020 годы.
Рис. 1. Динамика объема инвестиций в основные фонды в г.о. Самара
Динамика изменения объемов инвестирования показывает степень заинтересованности бизнеса в дальнейшем развитии. По графику мы видим, что в 2019 году наблюдается резкое увеличение объема инвестиций – в сопоставимых ценах на 26% больше, чем в 2018 году. Для объяснения причин этого явления проведем следующий анализ – анализ структуры инвестиций по источникам финансирования [4].
Рис. 2. Доля собственных и привлеченных средств в общем объеме инвестиций
Для наглядности представим данные в виде диаграммы, в которой отразим удельный вес собственных и привлеченных средств в общем объеме инвестиций (рис. 2).
Проанализировав диаграмму, можем сделать следующий вывод: в 2019 году в общем объеме инвестиций в основной капитал наибольшую долю составили собственные средства предприятий и организаций (64%), их объем увеличился на 47,1% по сравнении с 2018 г. Это объясняется тем, что в 2019 году велась работа по привлечению внебюджетных инвестиций на развитие и модернизацию социально значимых объектов на принципах муниципально-частного партнерства (далее – МЧП). В 2019 году на общую сумму 17,678 млрд рублей заключены концессионные соглашения в сфере животноводства, систем холодного водоснабжения и водоотведения, а также соглашение о социально-экономическом сотрудничестве по строительству Дворца пляжных видов спорта в г.о. Самара вблизи стадиона «Самара-Арена» [5].
В данный момент в городском округе ведется разработка 65 проектов, которые предполагается реализовывать в рамках МЧП и бюджетного инвестирования. Планируемый общий объем привлекаемых инвестиций – 149 млрд рублей, из которых в рамках МЧП – 81,7 млрд рублей и 67,3 млрд рублей – из федерального бюджета.
В связи с отсутствием статистических данных по общему объему инвестиций за весь период 2021 года, сравним значение показателя за 9 месяцев 2020 года и 9 месяцев 2021 года: по итогам 9 месяцев 2021 года общий объём инвестиций на территории городского округа Самара составил 47 313,2 млн руб., или 105,2% к аналогичному периоду 2020 года (в сопоставимых ценах) [6, 7].
В заключение вышеприведенного анализа можем сделать вывод: несмотря на тяжелую экономическую ситуацию в стране, городской округ Самара смог не только сохранить прежний уровень объема инвестиций, но и на 26 млрд рублей превысить значение показателя за 2018 год. В 2020 году Самара вышла на прежний уровень объемов инвестирования.
Далее проанализируем структуру инвестиций по формам собственности. Представим диаграмму удельного веса каждой формы собственности в общем объеме инвестиций (рис. 3).
По диаграмме видим, что удельный вес иностранной и совместной формы инвестирования практически не изменился (4% в 2017 г., 7% в 2020 г.), то следует подчеркнуть, что возможности роста иностранных инвестиций не реализовались, вероятно, вследствие ухудшения международных отношений, введения экономических санкций.
Также видим, что наибольшую долю в составе инвестиций имеют инвестиции совместные, смешанные, частные и государственные [8]. Рассмотрим отдельно эти четыре вида инвестиций. Для наглядности представим данные в виде графика (рис. 4).
Рис. 3. Структура инвестиций в основные фонды по формам собственности
Рис. 4. Структура инвестиций в основные фонды четырех форм собственности
Исходя из графика, можно сделать следующий вывод: возрастающий тренд до 2020 года имели инвестиции в государственных предприятиях. Инвестиции в организациях совместной Российской и иностранной форм собственности постепенно снижались за рассматриваемый период. Эпоха пандемии не оказала существенного влияния на структуру инвестиций.
В заключение проведем анализ видовой структуры инвестиций (рисунок 5). Наибольшие суммы инвестиций вкладываются в здания и сооружения, а также в машины и оборудование [9]. Следует отметить, что за последние три года наблюдается приблизительно одинаковое распределение инвестиций. Видовая структура инвестиций характеризуется небольшим спадом в 2018 году мобильной части инвестиций (машины и оборудование), но проблемой является высокая доля иммобильных инвестиций (здания и сооружения) и низкая доля интеллектуального компонента.
Рис. 5. Видовая структура инвестиций в основные фонды
По наглядному графику делаем вывод, что эпоха пандемии не оказала существенного влияния на видовую структуру инвестиций.
Заключение
На основании проведенного анализа видно, что, в условиях негативного влияния на экономику России, связанного с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, значительным ухудшением макроэкономических условий, ослаблением курса рубля в период пандемии, COVID-19 не оказал существенного влияния на бюджетное и внебюджетное инвестирование в городском округе Самара, что говорит о высокой привлекательности региона для инвесторов.