Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

О ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В РОССИИ

Аверин А.В. 1 Поздняков К.К. 2 Свагдиене Б. 3
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
2 АНО ДПО «Академия ПСБ»
3 Литовский спортивный университет
Туризм является важной движущей силой экономического роста как на национальном, так и на региональном уровне. Этот сектор в случае его перманентного роста может стать триггером устойчивого развития российской экономики, которая сегодня находится в состоянии стагнации. Развитие туристической отрасли во многом определяется эффективностью государственного управления, осуществляемого в рамках разрабатываемых государственных программ и планов развития туризма. Несмотря на то, что общие тенденции роста в этом динамичном секторе до начала пандемии коронавируса были положительными, устойчивому развитию туризма и индустрии гостеприимства в России препятствуют проблемы, требующие срочного решения на государственном уровне. Цель данного исследования – выявить особенности развития туризма и индустрии гостеприимства в Российской Федерации в аспекте основных проблем, препятствующих росту отрасли. Методом исследования служит критический анализ российских и зарубежных источников и литературы по проблемам устойчивого развития туризма и управления данным процессом на государственном уровне. Кроме того, экономико-статистические методы анализа рядов динамики, методы выявления основной тенденции и прогнозирования использованы авторами для расчетов динамики отдельных показателей развития отрасли. В ходе анализа были рассмотрены особенности и проблемы развития туризма и индустрии гостеприимства в России. Выявлены и обобщены вызовы и возможности развития туризма и индустрии гостеприимства в условиях пандемии. Сделан вывод о необходимости корректировки целей и меры по развитию сферы туризма в соответствии с условиями развития пандемии при сохранении основных приоритетов реализуемой политики. Предложены перспективные меры развития отрасли. Результаты данного исследования могут быть учтены при разработке государственных программ и проектов развития туризма в России.
туризм
индустрия гостеприимства
устойчивое развитие
государственное управление
проблемы и ограничения
1. Будник В.Н., Силина Е.Д., Николаева Н.А. Современный опыт развития туризма в России и за рубежом: основные проблемы // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2019. Т. 13. № 1. С. 4-12.
2. Поздняков К.К., Трушина Е.А. Применение гибких технологий при проектном управлении в туристических компаниях на примере туроператора «TT-трэвел» // Инновационное развитие экономики. 2018. № 3 (45). С. 100-104.
3. Ларионова А.А., Черникова Л.И., Федлюк Е.В. Стратегические приоритеты развития внутреннего туризма – сбалансированное развитие субъектов Российской Федерации корпоративным бизнесом // Вопросы региональной экономики. 2019. № 3 (40). С. 56-68.
4. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: итоги реализации и новые вызовы. Москва: Издание Государственной Думы, 2019. 57 с.
5. Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129–р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» // СПС Консультант Плюс.
6. Боголюбова С.А., Рабодзей Ю.И., Тактаева О.А. Методы оценки эффективности развития туризма // Актуальные проблемы развития сферы услуг: сборник научных трудов / под ред. Ю.В. Долматеня, В.А. Ткачева. СПб., 2019. С. 57-63.
7. Поздняков К.К., Вержак В.А. Роль и потенциал туристской индустрии регионов СКФО в Российской Федерации // Экономика. Бизнес. Банки. 2019. Т. 8. С. 58-68.
8. Дадаева У.С., Камалутдинова Н.К. Стратегия развития туризма в регионах России: Республика Дагестан как перспективный регион для развития туризма // Экономика и предпринимательство. 2021. № 4 (129). С. 363-366.
9. Гуняева О.С., Харина Л.И., Ультан С.И. Влияние международного туризма на национальную экономику: подходы и методы оценки // Экономика и предпринимательство. 2021. № 1 (126). С. 306-309.
10. Gilmore A., O’Donnell A., Carson D., Cummins D. Factors influencing foreign direct investment and international joint ventures: A comparative study of Northern Ireland and Bahrain // International Marketing Review. 2003. Vol. 20. P. 195-215.
11. Каталева К.В. Международный туризм в Российской Федерации: состояние, проблемы, направления развития, внешнеполитические аспекты // Актуальные исследования. 2019. № 3 (3). С. 21-28.
12. Пустовойтенко С.И. Общие факторы трансформации туристских потоков в условиях современного развития туризма // Наука и туризм: стратегии взаимодействия. 2019. № 10. С. 12–26.
13. Qiang L., Nikitinskiy E., Kulakhmetova G. The sustainable tourism development main trends in the era of world economy globalization // Теория и методика физической культуры. 2020. № 2 (60). С. 189-194.
14. Lynch M. Weathering the Storm: A Crisis Management Guide for Tourism Businesses. Matador: Leicester. UK. 2004. 131 p.
15. Selivanov V.V. Research of development possibilities of estates tourism in Crimea // Service and Tourism: Current Challenges. 2021. № 2. P. 109-118.

Введение

Российская Федерация обладает высоким туристическим потенциалом, при этом, занимая незначительное место на мировом туристическом рынке. В России вклад в ВВП и общую занятость, созданную путешествиями и туризмом, составляет 3,5-4% и 5,6%. Как развивающийся рынок и самая большая страна в мире, охватывающая два континента, В 2020 году Россию посетили около 6,4 миллиона иностранных туристов, поскольку страна закрыла границы с большинством стран из-за пандемии COVID-19. Выручка России в сегменте путешествий и туризма прогнозировалась на уровне 6,79 млрд долларов США в 2020 году. Доля путешествий и туризма в ВВП достиг почти 5% до пандемии. Согласно совместному прогнозу WTTC и Oxford Economics, к 2024 году доля туризма в ВВП России вырастет до 5,1% при росте на 51% в номинальном выражении (до 118,95 млрд долларов США) и на 16% в реальном выражении (до уровня долларов США). 90,62 миллиарда). Таким образом, устойчивое развитие туризма – одна из жизнеспособных альтернатив роста национальной экономики с меньшей опорой на традиционные отрасли.

В России туризм является важным направлением экономического развития, которое требует постоянного совершенствования форм и методов управления развитием туристической отрасли. Во всех сферах туристической деятельности, как на уровне государственных структур, так и бизнеса, ведется поиск новых форм работы, расширение продуктового предложения и углубление его специализации. Решение вопросов, связанных с развитием туризма в России, адаптация отрасли к меняющимся внешним и внутренним условиям, совершенствование механизма государственного регулирования способствуют формированию тенденций развития туризма в стране на долгосрочную перспективу.

Росту конкурентоспособности и раскрытию потенциала туристского продукта Российской Федерации препятствуют ряд ограничений, оставшихся с предыдущих периодов планового развития [1; 2]. Для развития российской туристической отрасли необходима выработка комплексного подхода к государственному управлению туризмом и индустрией гостеприимства, учитывающего актуальные проблемы и вызовы. Одним из главных вызовов в настоящее время является преодоление стагнации отрасли туризма после пандемии коронавируса и последующих за ней ограничений.

Цель данного исследования состоит в выявлении существующих проблем в развитии туризма и индустрии гостеприимства в России для выработки рекомендаций по совершенствованию государственного управления туристической отраслью.

Материалы и методы исследования

Методом исследования служит критический анализ российских и зарубежных источников и литературы по проблемам устойчивого развития туризма и управления данным процессом на государственном уровне. Кроме того, для расчетов динамики отдельных показателей развития отрасли авторами использованы экономико-статистические методы анализа рядов динамики, методы выявления основной тенденции и прогнозирования.

Результаты исследования и их обсуждение

В большинстве развивающихся экономик государственная политика играет ведущую роль в стимулировании устойчивого развития туризма, и то же самое можно сказать о России. В постсоветской России правительство пренебрегло возможностями для развития гостиничного бизнеса и туризма, и в результате отрасль оказалась в глубоком кризисе. Однако все изменилось, когда российские власти стали уделять этому сектору больше внимания. В 2004 году было создано Федеральное агентство по туризму (Ростуризм), которое первоначально подчинялось непосредственно Правительству Российской Федерации, а затем находилось в ведении Министерства спорта, туризма и молодежной политики. С 2012 года Ростуризм находится в ведении Министерства культуры России, федерального органа исполнительной власти, отвечающего за разработку государственной политики и нормативных актов в сфере культуры, искусства, кино и туризма. Важность туризма для устойчивого социально-экономического развития в настоящее время признается на всех уровнях государственного управления.

Основным органом, отвечающим за российскую туристическую политику, является Минэкономразвития, в котором создан специальный Департамент туризма. До 2019 года Министерство культуры выполняло функции туризма в России (через Федеральное агентство по туризму), но эти функции были переданы Министерству экономического развития в связи с возрастающим значением туризма для общего развития страны.

Федеральное агентство по туризму, находящееся в настоящее время в ведении Министерства экономического развития, курирует региональные туристические агентства, которые несут ответственность за следующее: разработка документов стратегического планирования; создание и поддержание благоприятных условий для развития отрасли; доступ к туристическим ресурсам, коммуникациям и помощи; туристические информационные центры; системы навигации и ориентации; организация исследований в области туризма; мероприятия, поддерживающие приоритеты развития туризма.

Министерство экономического развития РФ сотрудничает с широким кругом других федеральных органов исполнительной власти в своей деятельности, особенно в сферах разработки туристической политики, обучения, безопасности туристов, инфраструктуры и сбора данных. Другое направление сотрудничества включает министерства отдельных регионов по развитию туризма в конкретных областях, а также заинтересованные министерства в развитии, например, экотуризма, культурного, спортивного, сельского и детского туризма.

Общий государственный бюджет на туризм на следующие три года составляет 6,6 млрд рублей, выделенных на 2020 год, с увеличением до 13,1 млрд рублей в 2021 году и 12,4 млрд рублей в 2022 году. Большая часть государственного бюджета выделяется на три приоритетных направления: развитие инфраструктуры и реализация инвестиционных проектов в сфере туризма (84% от общего бюджета); поддержка туроператоров, деятельность которых направлена на развитие въездного туризма (10%); и повышение качества туристского продукта (6%). Средний бюджет, выделяемый на деятельность центрального аппарата Федерального агентства по туризму (и региональных туристических агентств), составляет 134 млн рублей в год на трехлетний период с 2020 по 2022 год.

Основная задача Минэкономразвития и Федерального агентства по туризму – комплексное развитие внутреннего и въездного туризма. Их цель – добиться этого путем создания необходимых условий для развития и продвижения высококачественных туристических продуктов, конкурентоспособных как на внутреннем, так и на мировом рынках. Кроме того, Министерство и Федеральное агентство нацелены на усиление социальной роли туризма, повышение доступности туристско-рекреационных услуг для жителей Российской Федерации. При развитии туризма оба ведомства принимают во внимание экологические и социально-культурные воздействия, а также необходимость обеспечения безопасности туристов.

Государственные приоритеты и цели в области туризма на предыдущий период развития (2015-2020 гг.) были изложены в Стратегии развития туризма и Плане действий на период до 2020 года. Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)» была разработана на базе организационно-методических основ и результатов реализации Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» [4]. В ходе реализации этой программы накоплен значительный опыт изучения и оценки туристического потенциала российских регионов.

В настоящее время утверждена новая Стратегия развития туризма на период до 2035 года [5]. В Стратегии до 2025 года сформулирована цель создания условий для эффективного развития туризма в России и достижения 70%-го увеличения вклада отрасли в национальный ВВП к 2025 году [4]. Достижение этой цели возможно, если объем услуг внутреннего и въездного туризма будет расти темпами, в два раза превышающими темпы роста российской экономики. Для целей данной Стратегии определены отдельные виды туризма, для развития которых требуется формирование специальных мер государственной поддержки, снятие административных и социально-экономических ограничений развития. К таким видам туризма относятся детский, культурно-познавательный, горнолыжный, круизный, экологический и деловой [там же].

Росту конкурентоспособности и раскрытию потенциала туристского продукта Российской Федерации препятствуют ряд ограничений, оставшихся с предыдущих периодов планового развития. Эти ограничения обусловливают отставание России по ряду показателей развития туристической отрасли от многих зарубежных стран [3]. На уменьшение туристического потока оказала сильное влияние пандемия коронавируса, из-за которой были практически приостановлены все туристические поездки. Число въездных поездок иностранных граждан в РФ снизилось почти в четыре раза в течение 2011-2021 гг. (рис. 1). Кроме того, вследствие введенных ограничений значительно снизился объем платных услуг в сфере туризма и гостиничного бизнеса (рис. 2). В 2020 году произошел резкий спад объема платных туристических услуг (почти -49% по сравнению с предыдущим годом) и платных услуг гостиниц (почти -27% по сравнению с предыдущим годом), что обусловлено введением карантинных мер вследствие пандемии коронавируса. В 2021 году объемы туристических и гостиничных услуг продолжили сокращаться. Ожидается, что в 2022 году данные показатели также будут снижаться и упадут ниже своего уровня в 2011 году.

Среди негативных тенденций развития сектора – острая нехватка квалифицированных кадров в сфере туризма и гостиничного бизнеса. Численность лиц, работающих в коллективных средствах размещения сократилась на 24% за последние 10 лет (рис. 3) [1].

Анализ проблем, ограничивающих развитие туризма в России, представленных в существующей литературе, позволил обобщить их и классифицировать на четыре основных вида (рис. 4).

В России катастрофически не хватает инвестиций в инфраструктуру. Для сравнения: при выручке в отрасли около 100 млрд рублей в год есть государственные инвестиции в размере около 1 млрд рублей [6].

missing image file

Рис. 1. Количество въездных и выездных туристических поездок 2011-2021 гг. (2022 год – прогноз)

missing image file

Рис. 2. Динамика изменения объёма платных услуг в сфере туризма и гостиничного бизнеса

missing image file

Рис. 3. Динамика количества лиц, работающих в сфере туризма и гостиничного бизнеса

missing image file

Рис. 4. Основные проблемы и ограничения развития туризма и индустрии гостеприимства

Развитие инфраструктуры туризма зависит от пространственного положения региона. Исследования показывают дифференциацию развития в части избыточного предложения инфраструктуры размещения и недостатка объектов инфраструктуры питания, досуга и развлечения [7; 8]. В течение многих лет российские туроператоры жаловались на качество перевозок и транспортных систем. Они просто не позволяют осуществлять быстрые и эффективные транспортные поездки между городами. Российские поезда более комфортны, но средняя скорость составляет всего 50-70 км в час [9]. Из-за низкого уровня конкуренции среди авиакомпаний тарифы на рейсы из Москвы в отдаленные районы действительно высоки.

Недофинансирование инфраструктуры в том числе приводит к тому, что состояние объектов культурно-исторического наследия не соответствует требованиям туристов. В условиях пандемии региональная и глобальная конкуренция в туристическом секторе обостряется: компании борются за одних и тех же клиентов.

В современном обществе потребления в большей степени востребованы туристические продукты, ориентированные на эмоциональность, максимальную вовлеченность, выразительность, развитие и проявление творческих способностей [10]. Виртуальное пространство существенно влияет на восприятие досуга, основой которого являются интенсивность, интерактивность, иллюстративный и захватывающий характер. В этих условиях традиционная музейная деятельность, связанная с сохранением и представлением исторических и культурных объектов и связанных с ними знаний, заменяется визуализацией, созданной с помощью мультимедийных технологий и активно внедряемой в выставочное пространство [2]. В этих условиях частные музеи могут быть наиболее гибкими, чтобы адаптироваться к меняющимся потребностям потребителей. Наиболее значительный опыт в этой области накоплен в городских округах [9].

Существует проблема недостаточной актуальности существующих методов предоставления услуг в сфере культурно-познавательного туризма, а также проблема удовлетворения обновляющихся потребностей потребителей туристическими достопримечательностями. Эксперты указывают на отсутствие профессиональных компетенций у представителей российской туристической индустрии [1; 11].

Современные условия развития индустрии туризма диктуют повышенные требования к туристическим продуктам, акцентируя внимание на их уникальности и подлинности. Уникальность может быть достигнута за счет актуализации местного декоративно-прикладного искусства и предоставления аутентичных туристических услуг, которые включают традиции и обычаи территории. Сегодня востребованы такие туристические объекты, как национальная кухня или традиционная культура. Местные инициативы и традиции гостеприимства стимулируют развитие индустрии туризма. Подавляющее большинство опрошенных руководителей органов местного самоуправления считают поддержку местного населения и активную работу общественных организаций основополагающими факторами в развитии туристического сектора [11].

Здесь следует отметить, что туризм и индустрия гостеприимства — это (помимо гостиничных сетей) представители малого и среднего бизнеса. Это единственная отрасль, которая очень сложно формировать свои потребности. Отечественный рынок гостиничного бизнеса переживает трудные времена. Несмотря на ежегодное увеличение числа гостиниц и аналогичных средств размещения и наблюдаемый с 2002 г. рост, основным катализатором роста российской гостиничной индустрии является размещение номерного фонда (до 70%) в зонах повышенной проходимости – Москвы и Санкт-Петербурга [12]. Загрузка номерного фонда в среднем по отрасли составляет около 50%. При этом, по показателям обеспеченности номерным фондом Россия в расчете на душу населения до сих пор отстает от стран ЕС [13].

Наблюдается снижение уровня клиентского спроса. Результатом низкого потребления становится резкое сокращение расходов на содержание гостиниц и, как следствие, ухудшение качества обслуживания. Как и обычные отели, небольшие гостиничные компании, сталкивающиеся с кризисом, страдают от сокращения клиентов [14]. При этом, независимые гостиничные предприятия, которые чаще всего относятся к субъектам малого и среднего бизнеса, особенно уязвимы, как к непрерывным сдвигам в экономике, так и к непредсказуемым событиям, будучи более чувствительными к финансовым колебаниям денежных потоков, изменениям в законодательстве и к меняющимся требованиям потребителей.

Такое влияние усиливается внутренними характеристиками небольших гостиничных предприятий (ограниченные ресурсы для противодействия кризису и отсутствие навыков антикризисного управления у менеджмента предприятий). В числе трудностей, испытываемых данными предприятиями, эксперты отмечают снижение прибыли и рентабельности, увеличения проблем с дебиторской задолженностью [11; 15]. В гостиничном бизнесе наблюдается постоянный рост числа банкротств.

Действующая нормативно-правовая база регулирования сектора характеризуется недостатками нормативной базы для привлечения и поддержки частных инвесторов и контроля и оценки эффективности инвестиций:

1) недоразвитость инструментов поддержки инвесторов;

Одна из проблем – низкая рентабельность туристического бизнеса. При профессиональном расчете рентабельность колеблется от 1% до 5%. Программа льготного кредитования работает не так, как ожидалось. Инвестиции возвращаются уже около 10 лет и это неэффективно. В бизнесе произошел катастрофический рост затрат, которые добавляются к продукту. Из-за этого снижается конкурентоспособность. В результате даже такие регионы как Сочи и Крым начинают проигрывать конкурентам – Египту, Турции.

2) модернизация статистического учета и критериев эффективности.

Статистический учет в сфере туризма требует серьезной модернизации. Предполагается, что реальное количество туристов, больше отраженных в статистической отчетности, но точные цифры недоступны. Необходимо использовать достижения цифровой экономики и возможности геолокации. Исходя из этого, можно оценить денежный поток туристической отрасли. Соответственно, прямой вклад туризма в ВВП может быть выше.

В таблице представлены вызовы и возможности развития туризма и индустрии гостеприимства в условиях пандемии.

Вызовы и возможности развития туризма и индустрии гостеприимства в условиях пандемии

Возможности

Вызовы

• Россия ранее сталкивалась с различными кризисами и обладает потенциалом быстрого восстановления для борьбы с пандемией COVID-19.

• Коронавирус, влияющий на мировую туристическую индустрию с потерями в размере 1 триллиона долларов США; По данным Всемирного туристического форума, 70 % туристического сектора остановилось, и воздействие вируса на сектор растет.

• Действие системы QR-кодов позволяют отелям работать в соответствии с гигиеническими стандартами с лета 2020 года.

• Введение широких ограничений на поездки, массовая отмена встреч, конференций и мероприятий, а также личные проблемы со здоровьем и резкое сокращение будущих бронирований.

• У России есть возможность зарекомендовать себя как подходящее место для отдыха в любое время года и в любом регионе фокус может возродить туризм после COVID-19.

• Приостановлены полеты в районы повышенного риска, увеличивается число закрытие отелей, краткосрочное закрытие границ до тех пор, пока вспышка не стабилизируется.

• Развитие культурного, оздоровительного туризма, привлекающего посетителей как из Европы, так и из других стран.

• Дальнейшее распространение коронавируса и его мутация будет иметь негативные последствия для регионального туризма.

• Правительство предоставляет различные стимулы для поддержки отрасли.

• Заполняемость отелей снизилась во всех регионах мира во время пандемии COVID-19. Эта ситуация также может негативно сказаться на России.

• Несмотря на неопределенность в предыдущие годы, большинство крупных международных гостиничных групп не внесли существенных изменений в свои стратегии роста в России.

• Введение новых налогов и сборов, а также отмена отдельных мер поддержки отрасли могут увеличить расходы, негативно влияющие на конкурентоспособность.

• Помимо того, что многие из ведущих мировых гостиничных сетей уже имеют сильное присутствие в стране и представлены многочисленные популярные бренды, существует обширная доступность недвижимости, предоставляющая возможности для дальнейшего развития.

• Прямые иностранные инвестиции в экономику России снижаются из-за неопределенности и потенциального риска экономического спада, и инвесторы могут занять оборонительную позицию до конца пандемии.

Выводы

Российское правительство прилагает постоянные усилия для улучшения туристической инфраструктуры и оказания помощи российским регионам в их продвижении к устойчивому развитию туризма при эффективном использовании специфических конкурентных преимуществ региона. Тем не менее, многое еще предстоит сделать для обеспечения привлекательности России как для местных, так и для иностранных туристов, включая дальнейшее развитие туристической инфраструктуры, более широкое использование ИКТ в туризме, устранение нехватки квалифицированных кадров и разработку Федеральной программы по продвижению российского гостеприимства и разнообразия.

Стратегия развития туризма до 2035 года устраняет эти пробелы и предлагает множество новых возможностей как для местного, так и для международного бизнеса. Тем не менее, Стратегия была опубликована всего за несколько месяцев до того, как эпидемия COVID-19 переросла в пандемию. Цели и меры стратегии необходимо скорректировать, но приоритеты должны быть сохранены. По оценкам, инвестиции в устойчивость туризма и дигитализация сектора играют ключевую роль в повышении привлекательности России как туристического направления после пандемии. Спрос на туризм – один из ключевых показателей туристической стратегии. Необходимо оценить предполагаемые последствия пандемии COVID-19 для российского туристического спроса. Оценки должны описывать влияние коронавируса на туризм в России в целом.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.


Библиографическая ссылка

Аверин А.В., Поздняков К.К., Свагдиене Б. О ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В РОССИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 12-3. – С. 419-426;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2017 (дата обращения: 21.11.2024).