Введение
Российская Федерация обладает высоким туристическим потенциалом, при этом, занимая незначительное место на мировом туристическом рынке. В России вклад в ВВП и общую занятость, созданную путешествиями и туризмом, составляет 3,5-4% и 5,6%. Как развивающийся рынок и самая большая страна в мире, охватывающая два континента, В 2020 году Россию посетили около 6,4 миллиона иностранных туристов, поскольку страна закрыла границы с большинством стран из-за пандемии COVID-19. Выручка России в сегменте путешествий и туризма прогнозировалась на уровне 6,79 млрд долларов США в 2020 году. Доля путешествий и туризма в ВВП достиг почти 5% до пандемии. Согласно совместному прогнозу WTTC и Oxford Economics, к 2024 году доля туризма в ВВП России вырастет до 5,1% при росте на 51% в номинальном выражении (до 118,95 млрд долларов США) и на 16% в реальном выражении (до уровня долларов США). 90,62 миллиарда). Таким образом, устойчивое развитие туризма – одна из жизнеспособных альтернатив роста национальной экономики с меньшей опорой на традиционные отрасли.
В России туризм является важным направлением экономического развития, которое требует постоянного совершенствования форм и методов управления развитием туристической отрасли. Во всех сферах туристической деятельности, как на уровне государственных структур, так и бизнеса, ведется поиск новых форм работы, расширение продуктового предложения и углубление его специализации. Решение вопросов, связанных с развитием туризма в России, адаптация отрасли к меняющимся внешним и внутренним условиям, совершенствование механизма государственного регулирования способствуют формированию тенденций развития туризма в стране на долгосрочную перспективу.
Росту конкурентоспособности и раскрытию потенциала туристского продукта Российской Федерации препятствуют ряд ограничений, оставшихся с предыдущих периодов планового развития [1; 2]. Для развития российской туристической отрасли необходима выработка комплексного подхода к государственному управлению туризмом и индустрией гостеприимства, учитывающего актуальные проблемы и вызовы. Одним из главных вызовов в настоящее время является преодоление стагнации отрасли туризма после пандемии коронавируса и последующих за ней ограничений.
Цель данного исследования состоит в выявлении существующих проблем в развитии туризма и индустрии гостеприимства в России для выработки рекомендаций по совершенствованию государственного управления туристической отраслью.
Материалы и методы исследования
Методом исследования служит критический анализ российских и зарубежных источников и литературы по проблемам устойчивого развития туризма и управления данным процессом на государственном уровне. Кроме того, для расчетов динамики отдельных показателей развития отрасли авторами использованы экономико-статистические методы анализа рядов динамики, методы выявления основной тенденции и прогнозирования.
Результаты исследования и их обсуждение
В большинстве развивающихся экономик государственная политика играет ведущую роль в стимулировании устойчивого развития туризма, и то же самое можно сказать о России. В постсоветской России правительство пренебрегло возможностями для развития гостиничного бизнеса и туризма, и в результате отрасль оказалась в глубоком кризисе. Однако все изменилось, когда российские власти стали уделять этому сектору больше внимания. В 2004 году было создано Федеральное агентство по туризму (Ростуризм), которое первоначально подчинялось непосредственно Правительству Российской Федерации, а затем находилось в ведении Министерства спорта, туризма и молодежной политики. С 2012 года Ростуризм находится в ведении Министерства культуры России, федерального органа исполнительной власти, отвечающего за разработку государственной политики и нормативных актов в сфере культуры, искусства, кино и туризма. Важность туризма для устойчивого социально-экономического развития в настоящее время признается на всех уровнях государственного управления.
Основным органом, отвечающим за российскую туристическую политику, является Минэкономразвития, в котором создан специальный Департамент туризма. До 2019 года Министерство культуры выполняло функции туризма в России (через Федеральное агентство по туризму), но эти функции были переданы Министерству экономического развития в связи с возрастающим значением туризма для общего развития страны.
Федеральное агентство по туризму, находящееся в настоящее время в ведении Министерства экономического развития, курирует региональные туристические агентства, которые несут ответственность за следующее: разработка документов стратегического планирования; создание и поддержание благоприятных условий для развития отрасли; доступ к туристическим ресурсам, коммуникациям и помощи; туристические информационные центры; системы навигации и ориентации; организация исследований в области туризма; мероприятия, поддерживающие приоритеты развития туризма.
Министерство экономического развития РФ сотрудничает с широким кругом других федеральных органов исполнительной власти в своей деятельности, особенно в сферах разработки туристической политики, обучения, безопасности туристов, инфраструктуры и сбора данных. Другое направление сотрудничества включает министерства отдельных регионов по развитию туризма в конкретных областях, а также заинтересованные министерства в развитии, например, экотуризма, культурного, спортивного, сельского и детского туризма.
Общий государственный бюджет на туризм на следующие три года составляет 6,6 млрд рублей, выделенных на 2020 год, с увеличением до 13,1 млрд рублей в 2021 году и 12,4 млрд рублей в 2022 году. Большая часть государственного бюджета выделяется на три приоритетных направления: развитие инфраструктуры и реализация инвестиционных проектов в сфере туризма (84% от общего бюджета); поддержка туроператоров, деятельность которых направлена на развитие въездного туризма (10%); и повышение качества туристского продукта (6%). Средний бюджет, выделяемый на деятельность центрального аппарата Федерального агентства по туризму (и региональных туристических агентств), составляет 134 млн рублей в год на трехлетний период с 2020 по 2022 год.
Основная задача Минэкономразвития и Федерального агентства по туризму – комплексное развитие внутреннего и въездного туризма. Их цель – добиться этого путем создания необходимых условий для развития и продвижения высококачественных туристических продуктов, конкурентоспособных как на внутреннем, так и на мировом рынках. Кроме того, Министерство и Федеральное агентство нацелены на усиление социальной роли туризма, повышение доступности туристско-рекреационных услуг для жителей Российской Федерации. При развитии туризма оба ведомства принимают во внимание экологические и социально-культурные воздействия, а также необходимость обеспечения безопасности туристов.
Государственные приоритеты и цели в области туризма на предыдущий период развития (2015-2020 гг.) были изложены в Стратегии развития туризма и Плане действий на период до 2020 года. Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)» была разработана на базе организационно-методических основ и результатов реализации Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» [4]. В ходе реализации этой программы накоплен значительный опыт изучения и оценки туристического потенциала российских регионов.
В настоящее время утверждена новая Стратегия развития туризма на период до 2035 года [5]. В Стратегии до 2025 года сформулирована цель создания условий для эффективного развития туризма в России и достижения 70%-го увеличения вклада отрасли в национальный ВВП к 2025 году [4]. Достижение этой цели возможно, если объем услуг внутреннего и въездного туризма будет расти темпами, в два раза превышающими темпы роста российской экономики. Для целей данной Стратегии определены отдельные виды туризма, для развития которых требуется формирование специальных мер государственной поддержки, снятие административных и социально-экономических ограничений развития. К таким видам туризма относятся детский, культурно-познавательный, горнолыжный, круизный, экологический и деловой [там же].
Росту конкурентоспособности и раскрытию потенциала туристского продукта Российской Федерации препятствуют ряд ограничений, оставшихся с предыдущих периодов планового развития. Эти ограничения обусловливают отставание России по ряду показателей развития туристической отрасли от многих зарубежных стран [3]. На уменьшение туристического потока оказала сильное влияние пандемия коронавируса, из-за которой были практически приостановлены все туристические поездки. Число въездных поездок иностранных граждан в РФ снизилось почти в четыре раза в течение 2011-2021 гг. (рис. 1). Кроме того, вследствие введенных ограничений значительно снизился объем платных услуг в сфере туризма и гостиничного бизнеса (рис. 2). В 2020 году произошел резкий спад объема платных туристических услуг (почти -49% по сравнению с предыдущим годом) и платных услуг гостиниц (почти -27% по сравнению с предыдущим годом), что обусловлено введением карантинных мер вследствие пандемии коронавируса. В 2021 году объемы туристических и гостиничных услуг продолжили сокращаться. Ожидается, что в 2022 году данные показатели также будут снижаться и упадут ниже своего уровня в 2011 году.
Среди негативных тенденций развития сектора – острая нехватка квалифицированных кадров в сфере туризма и гостиничного бизнеса. Численность лиц, работающих в коллективных средствах размещения сократилась на 24% за последние 10 лет (рис. 3) [1].
Анализ проблем, ограничивающих развитие туризма в России, представленных в существующей литературе, позволил обобщить их и классифицировать на четыре основных вида (рис. 4).
В России катастрофически не хватает инвестиций в инфраструктуру. Для сравнения: при выручке в отрасли около 100 млрд рублей в год есть государственные инвестиции в размере около 1 млрд рублей [6].
Рис. 1. Количество въездных и выездных туристических поездок 2011-2021 гг. (2022 год – прогноз)
Рис. 2. Динамика изменения объёма платных услуг в сфере туризма и гостиничного бизнеса
Рис. 3. Динамика количества лиц, работающих в сфере туризма и гостиничного бизнеса
Рис. 4. Основные проблемы и ограничения развития туризма и индустрии гостеприимства
Развитие инфраструктуры туризма зависит от пространственного положения региона. Исследования показывают дифференциацию развития в части избыточного предложения инфраструктуры размещения и недостатка объектов инфраструктуры питания, досуга и развлечения [7; 8]. В течение многих лет российские туроператоры жаловались на качество перевозок и транспортных систем. Они просто не позволяют осуществлять быстрые и эффективные транспортные поездки между городами. Российские поезда более комфортны, но средняя скорость составляет всего 50-70 км в час [9]. Из-за низкого уровня конкуренции среди авиакомпаний тарифы на рейсы из Москвы в отдаленные районы действительно высоки.
Недофинансирование инфраструктуры в том числе приводит к тому, что состояние объектов культурно-исторического наследия не соответствует требованиям туристов. В условиях пандемии региональная и глобальная конкуренция в туристическом секторе обостряется: компании борются за одних и тех же клиентов.
В современном обществе потребления в большей степени востребованы туристические продукты, ориентированные на эмоциональность, максимальную вовлеченность, выразительность, развитие и проявление творческих способностей [10]. Виртуальное пространство существенно влияет на восприятие досуга, основой которого являются интенсивность, интерактивность, иллюстративный и захватывающий характер. В этих условиях традиционная музейная деятельность, связанная с сохранением и представлением исторических и культурных объектов и связанных с ними знаний, заменяется визуализацией, созданной с помощью мультимедийных технологий и активно внедряемой в выставочное пространство [2]. В этих условиях частные музеи могут быть наиболее гибкими, чтобы адаптироваться к меняющимся потребностям потребителей. Наиболее значительный опыт в этой области накоплен в городских округах [9].
Существует проблема недостаточной актуальности существующих методов предоставления услуг в сфере культурно-познавательного туризма, а также проблема удовлетворения обновляющихся потребностей потребителей туристическими достопримечательностями. Эксперты указывают на отсутствие профессиональных компетенций у представителей российской туристической индустрии [1; 11].
Современные условия развития индустрии туризма диктуют повышенные требования к туристическим продуктам, акцентируя внимание на их уникальности и подлинности. Уникальность может быть достигнута за счет актуализации местного декоративно-прикладного искусства и предоставления аутентичных туристических услуг, которые включают традиции и обычаи территории. Сегодня востребованы такие туристические объекты, как национальная кухня или традиционная культура. Местные инициативы и традиции гостеприимства стимулируют развитие индустрии туризма. Подавляющее большинство опрошенных руководителей органов местного самоуправления считают поддержку местного населения и активную работу общественных организаций основополагающими факторами в развитии туристического сектора [11].
Здесь следует отметить, что туризм и индустрия гостеприимства — это (помимо гостиничных сетей) представители малого и среднего бизнеса. Это единственная отрасль, которая очень сложно формировать свои потребности. Отечественный рынок гостиничного бизнеса переживает трудные времена. Несмотря на ежегодное увеличение числа гостиниц и аналогичных средств размещения и наблюдаемый с 2002 г. рост, основным катализатором роста российской гостиничной индустрии является размещение номерного фонда (до 70%) в зонах повышенной проходимости – Москвы и Санкт-Петербурга [12]. Загрузка номерного фонда в среднем по отрасли составляет около 50%. При этом, по показателям обеспеченности номерным фондом Россия в расчете на душу населения до сих пор отстает от стран ЕС [13].
Наблюдается снижение уровня клиентского спроса. Результатом низкого потребления становится резкое сокращение расходов на содержание гостиниц и, как следствие, ухудшение качества обслуживания. Как и обычные отели, небольшие гостиничные компании, сталкивающиеся с кризисом, страдают от сокращения клиентов [14]. При этом, независимые гостиничные предприятия, которые чаще всего относятся к субъектам малого и среднего бизнеса, особенно уязвимы, как к непрерывным сдвигам в экономике, так и к непредсказуемым событиям, будучи более чувствительными к финансовым колебаниям денежных потоков, изменениям в законодательстве и к меняющимся требованиям потребителей.
Такое влияние усиливается внутренними характеристиками небольших гостиничных предприятий (ограниченные ресурсы для противодействия кризису и отсутствие навыков антикризисного управления у менеджмента предприятий). В числе трудностей, испытываемых данными предприятиями, эксперты отмечают снижение прибыли и рентабельности, увеличения проблем с дебиторской задолженностью [11; 15]. В гостиничном бизнесе наблюдается постоянный рост числа банкротств.
Действующая нормативно-правовая база регулирования сектора характеризуется недостатками нормативной базы для привлечения и поддержки частных инвесторов и контроля и оценки эффективности инвестиций:
1) недоразвитость инструментов поддержки инвесторов;
Одна из проблем – низкая рентабельность туристического бизнеса. При профессиональном расчете рентабельность колеблется от 1% до 5%. Программа льготного кредитования работает не так, как ожидалось. Инвестиции возвращаются уже около 10 лет и это неэффективно. В бизнесе произошел катастрофический рост затрат, которые добавляются к продукту. Из-за этого снижается конкурентоспособность. В результате даже такие регионы как Сочи и Крым начинают проигрывать конкурентам – Египту, Турции.
2) модернизация статистического учета и критериев эффективности.
Статистический учет в сфере туризма требует серьезной модернизации. Предполагается, что реальное количество туристов, больше отраженных в статистической отчетности, но точные цифры недоступны. Необходимо использовать достижения цифровой экономики и возможности геолокации. Исходя из этого, можно оценить денежный поток туристической отрасли. Соответственно, прямой вклад туризма в ВВП может быть выше.
В таблице представлены вызовы и возможности развития туризма и индустрии гостеприимства в условиях пандемии.
Вызовы и возможности развития туризма и индустрии гостеприимства в условиях пандемии
Возможности |
Вызовы |
• Россия ранее сталкивалась с различными кризисами и обладает потенциалом быстрого восстановления для борьбы с пандемией COVID-19. |
• Коронавирус, влияющий на мировую туристическую индустрию с потерями в размере 1 триллиона долларов США; По данным Всемирного туристического форума, 70 % туристического сектора остановилось, и воздействие вируса на сектор растет. |
• Действие системы QR-кодов позволяют отелям работать в соответствии с гигиеническими стандартами с лета 2020 года. |
• Введение широких ограничений на поездки, массовая отмена встреч, конференций и мероприятий, а также личные проблемы со здоровьем и резкое сокращение будущих бронирований. |
• У России есть возможность зарекомендовать себя как подходящее место для отдыха в любое время года и в любом регионе фокус может возродить туризм после COVID-19. |
• Приостановлены полеты в районы повышенного риска, увеличивается число закрытие отелей, краткосрочное закрытие границ до тех пор, пока вспышка не стабилизируется. |
• Развитие культурного, оздоровительного туризма, привлекающего посетителей как из Европы, так и из других стран. |
• Дальнейшее распространение коронавируса и его мутация будет иметь негативные последствия для регионального туризма. |
• Правительство предоставляет различные стимулы для поддержки отрасли. |
• Заполняемость отелей снизилась во всех регионах мира во время пандемии COVID-19. Эта ситуация также может негативно сказаться на России. |
• Несмотря на неопределенность в предыдущие годы, большинство крупных международных гостиничных групп не внесли существенных изменений в свои стратегии роста в России. |
• Введение новых налогов и сборов, а также отмена отдельных мер поддержки отрасли могут увеличить расходы, негативно влияющие на конкурентоспособность. |
• Помимо того, что многие из ведущих мировых гостиничных сетей уже имеют сильное присутствие в стране и представлены многочисленные популярные бренды, существует обширная доступность недвижимости, предоставляющая возможности для дальнейшего развития. |
• Прямые иностранные инвестиции в экономику России снижаются из-за неопределенности и потенциального риска экономического спада, и инвесторы могут занять оборонительную позицию до конца пандемии. |
Выводы
Российское правительство прилагает постоянные усилия для улучшения туристической инфраструктуры и оказания помощи российским регионам в их продвижении к устойчивому развитию туризма при эффективном использовании специфических конкурентных преимуществ региона. Тем не менее, многое еще предстоит сделать для обеспечения привлекательности России как для местных, так и для иностранных туристов, включая дальнейшее развитие туристической инфраструктуры, более широкое использование ИКТ в туризме, устранение нехватки квалифицированных кадров и разработку Федеральной программы по продвижению российского гостеприимства и разнообразия.
Стратегия развития туризма до 2035 года устраняет эти пробелы и предлагает множество новых возможностей как для местного, так и для международного бизнеса. Тем не менее, Стратегия была опубликована всего за несколько месяцев до того, как эпидемия COVID-19 переросла в пандемию. Цели и меры стратегии необходимо скорректировать, но приоритеты должны быть сохранены. По оценкам, инвестиции в устойчивость туризма и дигитализация сектора играют ключевую роль в повышении привлекательности России как туристического направления после пандемии. Спрос на туризм – один из ключевых показателей туристической стратегии. Необходимо оценить предполагаемые последствия пандемии COVID-19 для российского туристического спроса. Оценки должны описывать влияние коронавируса на туризм в России в целом.
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.