Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД В 2022 ГОДУ

Пружинина О.П. 1
1 ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний»
В статье рассмотрены основные изменения порядка осуществления закупок путем проведения запроса котировок в электронной форме. Контрактная система является неотъемлемой частью механизма экономической безопасности, а работа по осуществлению закупок, как любая хозяйственная деятельность, связана с экономическими рисками. Автором выделена основная проблема при применении запроса котировок государственными заказчиками в 2022 году, а именно необходимость использования как минимум двух критериев оценки заявок участников в соответствии и требованиями законодательства о закупках, в то время как сам запрос котировок предусматривает оценку заявок участников исключительно по цене контракта. Автором проанализированы особенности осуществления запроса котировок в сравнении с аукционом в электронной форме. На основании проведенного анализа сделан прогноз об отсутствии роста доли запросов котировок в совокупном годовом объеме закупок.
государственные закупки
запрос котировок
электронный аукцион
оценка заявок
1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 05.12.2021).
2. Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389219/ (дата обращения: 05.12.2021).
3. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок [Электронный ресурс]. URL: http://zakupki.gov.ru/ (дата обращения: 05.12.2021).
4. Национальный план противодействия коррупции : утв. Президентом Рос. Федерации 31 июля 2008 г. № Пр-1568 // Российская газета. 2008. № 164.
5. Материалы V Санкт-Петербургского форума контрактных отношений [Электронный ресурс]. URL: http://zf-download.ru /(дата обращения: 01.12.2021).
6. Пружинина О.П. Оценка риска закупок для нужд УИС на этапе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) // Проблемы развития предприятий: теория и практика: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции, Пенза, 20–21 апреля 2021 года. Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2021. С. 153-157.
7. Седых В.А. Вдовина А.Н., Анализ возможных рисков в закупках учреждениями уголовно-исполнительной системы продовольствия у сторонних организаций // Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России: Научно-практическое ежеквартальное издание. М.: Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт информационных технологий Федеральной службы исполнения наказаний», 2021. С. 248-251.
8. Козин М.Н. Ташимов С.П. Преференции заказчика и поставщика в одном лице: проблемы обеспечения конкуренции и эффективности закупок в уголовно-исполнительной системе // Финансовая экономика. 2020. № 1. С. 361-366.
9. Проблемы экономической безопасности: новые глобальные вызовы и тенденции / Л.М. Анохин, Н.В. Анохина, О.Г. Аркадьева [и др.]. Челябинск: Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), 2021. 715 с.
10. Нестерович Н.В. Эффективность государственных закупок – конкуренция // Госзаказ. Управление. Размещение. Обеспечение. 2015. № 40. С. 8-15.
11. Кузнецов К.В. Эталонная госзакупка: оценка эффективности // Журнал Бюджет. 2018. № 3(183). С. 55-57.
12. Пружинина О.П., Созин М.Л. Ведомственный финансовый контроль эффективности бюджетных расходов на закупку товаров, работ, услуг для нужд уголовно-исполнительной системы // Материально-техническое обеспечение учреждений уголовно-исполнительной системы: современное состояние и перспективы развития: сб. матер. Всеросс. науч.-практич. круглого стола, Рязань, 14 декабря 2016 года. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2017. С. 137-142.

Введение

Система государственных закупок в России в настоящее время переживает очередную серьезную трансформацию. Так в июле 2021 года в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (Далее 44-ФЗ) были внесены существенные изменения, касающиеся порядка осуществления закупок и участия в закупочных процедурах, начиная с 1 января 2022 г.

Цель данного исследования состоит в анализе изменений системы государственных и муниципальных закупок в 2022 году, оценке текущего состояния контрактной системы, а также перспективах применения заказчиками запросов котировок в электронной форме.

Материал и методы исследования

Для решения задач, рассматриваемых в работе, использованы общенаучные методы исследования (научной абстракции, индикативный, дедуктивный, сравнительного анализа, монографический, моделирования и др.), а также специальные экономические методы. Теоретико-методологические основы формирования контрактной системы в сфере закупок, общие и частные вопросы развития институтов и механизмов государственных закупок, рассмотрены в работах М. Афанасьева, О. Белокрыловой, А. Катамадзе, К. Кузнецова, Н. Кротова, О. Ломакиной, И. Смотрицкой, А. Храмкина и других.

Результаты исследования и их обсуждение

В целом следует отметить, что принятые изменения помогут заказчикам оптимизировать свою закупочную деятельность за счет сокращения количества способов закупок. Так, с 2022 года перестанут применяться запрос предложений, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс [1, 2]. В настоящее время основным способом определения поставщика является электронный аукцион, доля которого составляет 53,18 % от суммы заключенных контрактов, на запрос предложений и конкурс с ограниченным участием приходится 1,25 и 5,26% соответственно [3]. Таким образом, исключение данных процедур из числа возможных для применения заказчиками является вполне обоснованным. Переход к повсеместному использованию аукционных процедур в отечественном законодательстве наметился еще в 2008 году и рассматривался в качестве антикоррупционной меры [4]. Так, считается, что электронный аукцион практически исключает риск сговора, как среди самих участников, так и участников и заказчиков, за счет обеспечения анонимности участников при подаче заявок и непосредственно аукционного торга. Кроме того, электронная процедура обеспечивает большую прозрачность, что существенно облегчает контроль за процедурой закупки. Помимо этого Минфин в ходе Санкт-Петербургского форума контрактных отношений прогнозирует существенное увеличение доли контрактов, заключенных по результатам проведения запросов котировок [5]. Так, до 90 % заказчиков смогут с учетом ограничений все закупки осуществлять путем запроса котировок, что в будущем должно избавить участников контрактной системы от эффекта «проклятия победителя», который сопутствует любой игре [6, 7].

Однако, помимо положительных сторон, применение способа запроса котировок при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть сопряжено с рядом трудностей [8, 9]. Самой большой проблемой, на наш взгляд, является необходимость использования как минимум двух критериев оценки заявок участников в соответствии и требованиями ст. 32 44-ФЗ, в то время как сам запрос котировок (ч. 9 ст. 24 44-ФЗ) предусматривает оценку заявок участников исключительно по цене контракта (рисунок).

Данное несоответствие, по нашему мнению, появилось в ходе внесения изменений в закон о контрактной системе в 2021 году. Так, в соответствии Федеральным законом от 2 июля 2021 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вместо извещения и документации о закупке (за исключением запроса котировок) предусматривается только извещение, которое будет включать в себя все необходимые условия и требования, а так же приложения, которые до 2022 года и были закупочной документацией.

Doc37.pdf

Изменение порядка оценки заявок участников закупки

В свою очередь, при проведении запроса котировок, заказчиком документация никогда не разрабатывалась, так как законодательством о закупках была предусмотрена только подготовка и публикация извещения о проведении данной процедуры.

В настоящее время, доля закупок, осуществляемых с использованием процедуры запроса котировок, составляет не более 0,2 %, что связано с большей привлекательностью электронного аукциона для заказчиков, ввиду почти полного отсутствия ограничений для его применения (таблица).

Как видно из таблицы, для большинства заказчиков не будет существенного различия между проведением электронного аукциона и электронного запроса котировок, так как для заказчика очень большое значение имеют именно сроки проведения процедуры, а они отличаются фактически на один день, если учитывать выходные. Кроме того, у заказчиков уже сложилась определенная практика применения данного способа определения поставщика, и накопленный опыт позволяет им осуществлять закупки с большей эффективностью, по сравнению с другими способами закупок. В то же время на практике весьма распространены случаи, особенно это характерно для мелких закупок, когда заказчикам буквально приходится уговаривать потенциальных поставщиков принять участие в закупке, или же сами участники создают видимость конкурентного отбора.

Нежелание поставщиков участвовать в закупках обусловлено рядом факторов. Первый – отсутствие условий обеспечения справедливой конкуренции. Вторым фактором, негативно влияющим на количество участников закупок, является ужесточение самих закупочных процедур, в частности установление различного рода обеспечений. Так, в 2022 году обеспечение заявки на участие в запросе котировок станет обязательным. Особенно такая финансовая нагрузка негативно влияет на участие в закупках субъектов малого предпринимательства. Для внесения обеспечений у большинства структур, относящихся к малому бизнесу, нет свободных финансовых ресурсов, а их взаимоотношения с финансовыми организациями не столь конструктивны, чтобы без серьезных проблем и значительных финансовых затрат получить необходимые гарантии [10].

Непривлекательность условий контракта также можно отнести к факторам, влияющим на количество поданных заявок. Появление таких условий в большинстве случаев связано с желанием заказчика отдать контракт в конкретные руки. При наличии определенного опыта и грамотных специалистов можно сформулировать условия контракта таким образом, чтобы принять участие в закупке могло только ограниченное количество поставщиков. При этом такое поведение заказчика не всегда свидетельствует о наличии сговора, зачастую, это обусловлено попыткой заказчика обеспечить квалифицированный источник закупки или же необходимостью приобретения товара с определенными характеристиками.

Основные различия процедур электронного аукциона и электронного запроса котировок с 1 января 2022 г.

Различия

Электронный аукцион

Запрос котировок

Ограничение по применению

закупки услуг по организации отдыха детей и их оздоровления не осуществляются путем проведения аукционов

НМЦК до 3 млн руб., при этом годовой объем ЗК не более 100 млн руб., если совокупный годовой объем закупок менее 500 млн руб., или не более 20% совокупного годового объема закупок.

Сроки

если начальная (максимальная) цена контракта ≤ 300 млн. руб., не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок;

если начальная (максимальная) цена контракта > 300 млн. руб., не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок

не менее чем за 4 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок

Способ подачи ценовых предложений

процедура аукциона – торги

однократно в заявке

Вместе с этим на практике все еще сохраняется разрыв стадии формирования бюджета, и осуществления закупки на уже выделенные средства, то есть обрывается классическая цепочка закупочной деятельности: определение потребности – обоснование необходимости ее удовлетворения – выделение финансирования – проведение закупки – удовлетворение потребности – оценка результатов [11]. По данным мониторинга закупок, основная часть закупок приходится на третий квартал года, а пиковые значения приходятся на ноябрь. В это время перед заказчиком стоит задача закрыть финансовый год, при этом на практике сохраняется ситуация, когда заказчик рискует получить нарекания за неосвоенные бюджетные средства. Это противоречие между дискретным финансовым планированием и непрерывной хозяйственной деятельностью приводит к чрезвычайно большим, никем реально не учитываемым потерям бюджетных средств [12]. Невозможность «переноса» неиспользованных бюджетных средств на следующий год в случае возникновения спорных ситуаций вынуждает заказчика принимать и оплачивать даже продукцию сомнительного качества, так как зачастую самым дефицитным ресурсом для заказчика является именно время, а провести повторную процедуру в данный бюджетный период времени во многих случаях не остается.

Заключение

Таким образом, учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что проведение электронного аукциона так и останется основным конкурентным способом закупок, а доля запросов котировок в структуре останется незначительной, если в 44-ФЗ не будут внесены соответствующие изменения.


Библиографическая ссылка

Пружинина О.П. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД В 2022 ГОДУ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 12-2. – С. 363-366;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2009 (дата обращения: 21.11.2024).