Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

SOME ASPECTS OF THE PROCUREMENT OF GOODS (WORKS, SERVICES) FOR STATE NEEDS IN 2022

Pruzhinina O.P. 1
1 The Academy of Law and Management of the Federal Penal Service
The article considers the main changes in the procedure for procurement by request for quotation in electronic form. The Contract system is an integral part of the mechanism of economic security, and the work on procurement, like any economic activity, is associated with economic risks. The author has highlighted the main problem in the application of the request for quotation by the state customers in 2022, namely the need to use at least two criteria for evaluating applications of participants in accordance with the requirements of the legislation on procurement, while the request for quotation involves the evaluation of participants’ applications only the contract price. The author analyzed the features of the implementation of the request for quotation in comparison with the auction in electronic form. Based on the analysis, a forecast of the absence of growth in the share of requests for quotations in the total annual volume of procurement is made.
public procurement
request for quotations
electronic auction
evaluation of bids

Введение

Система государственных закупок в России в настоящее время переживает очередную серьезную трансформацию. Так в июле 2021 года в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (Далее 44-ФЗ) были внесены существенные изменения, касающиеся порядка осуществления закупок и участия в закупочных процедурах, начиная с 1 января 2022 г.

Цель данного исследования состоит в анализе изменений системы государственных и муниципальных закупок в 2022 году, оценке текущего состояния контрактной системы, а также перспективах применения заказчиками запросов котировок в электронной форме.

Материал и методы исследования

Для решения задач, рассматриваемых в работе, использованы общенаучные методы исследования (научной абстракции, индикативный, дедуктивный, сравнительного анализа, монографический, моделирования и др.), а также специальные экономические методы. Теоретико-методологические основы формирования контрактной системы в сфере закупок, общие и частные вопросы развития институтов и механизмов государственных закупок, рассмотрены в работах М. Афанасьева, О. Белокрыловой, А. Катамадзе, К. Кузнецова, Н. Кротова, О. Ломакиной, И. Смотрицкой, А. Храмкина и других.

Результаты исследования и их обсуждение

В целом следует отметить, что принятые изменения помогут заказчикам оптимизировать свою закупочную деятельность за счет сокращения количества способов закупок. Так, с 2022 года перестанут применяться запрос предложений, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс [1, 2]. В настоящее время основным способом определения поставщика является электронный аукцион, доля которого составляет 53,18 % от суммы заключенных контрактов, на запрос предложений и конкурс с ограниченным участием приходится 1,25 и 5,26% соответственно [3]. Таким образом, исключение данных процедур из числа возможных для применения заказчиками является вполне обоснованным. Переход к повсеместному использованию аукционных процедур в отечественном законодательстве наметился еще в 2008 году и рассматривался в качестве антикоррупционной меры [4]. Так, считается, что электронный аукцион практически исключает риск сговора, как среди самих участников, так и участников и заказчиков, за счет обеспечения анонимности участников при подаче заявок и непосредственно аукционного торга. Кроме того, электронная процедура обеспечивает большую прозрачность, что существенно облегчает контроль за процедурой закупки. Помимо этого Минфин в ходе Санкт-Петербургского форума контрактных отношений прогнозирует существенное увеличение доли контрактов, заключенных по результатам проведения запросов котировок [5]. Так, до 90 % заказчиков смогут с учетом ограничений все закупки осуществлять путем запроса котировок, что в будущем должно избавить участников контрактной системы от эффекта «проклятия победителя», который сопутствует любой игре [6, 7].

Однако, помимо положительных сторон, применение способа запроса котировок при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть сопряжено с рядом трудностей [8, 9]. Самой большой проблемой, на наш взгляд, является необходимость использования как минимум двух критериев оценки заявок участников в соответствии и требованиями ст. 32 44-ФЗ, в то время как сам запрос котировок (ч. 9 ст. 24 44-ФЗ) предусматривает оценку заявок участников исключительно по цене контракта (рисунок).

Данное несоответствие, по нашему мнению, появилось в ходе внесения изменений в закон о контрактной системе в 2021 году. Так, в соответствии Федеральным законом от 2 июля 2021 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вместо извещения и документации о закупке (за исключением запроса котировок) предусматривается только извещение, которое будет включать в себя все необходимые условия и требования, а так же приложения, которые до 2022 года и были закупочной документацией.

Doc37.pdf

Изменение порядка оценки заявок участников закупки

В свою очередь, при проведении запроса котировок, заказчиком документация никогда не разрабатывалась, так как законодательством о закупках была предусмотрена только подготовка и публикация извещения о проведении данной процедуры.

В настоящее время, доля закупок, осуществляемых с использованием процедуры запроса котировок, составляет не более 0,2 %, что связано с большей привлекательностью электронного аукциона для заказчиков, ввиду почти полного отсутствия ограничений для его применения (таблица).

Как видно из таблицы, для большинства заказчиков не будет существенного различия между проведением электронного аукциона и электронного запроса котировок, так как для заказчика очень большое значение имеют именно сроки проведения процедуры, а они отличаются фактически на один день, если учитывать выходные. Кроме того, у заказчиков уже сложилась определенная практика применения данного способа определения поставщика, и накопленный опыт позволяет им осуществлять закупки с большей эффективностью, по сравнению с другими способами закупок. В то же время на практике весьма распространены случаи, особенно это характерно для мелких закупок, когда заказчикам буквально приходится уговаривать потенциальных поставщиков принять участие в закупке, или же сами участники создают видимость конкурентного отбора.

Нежелание поставщиков участвовать в закупках обусловлено рядом факторов. Первый – отсутствие условий обеспечения справедливой конкуренции. Вторым фактором, негативно влияющим на количество участников закупок, является ужесточение самих закупочных процедур, в частности установление различного рода обеспечений. Так, в 2022 году обеспечение заявки на участие в запросе котировок станет обязательным. Особенно такая финансовая нагрузка негативно влияет на участие в закупках субъектов малого предпринимательства. Для внесения обеспечений у большинства структур, относящихся к малому бизнесу, нет свободных финансовых ресурсов, а их взаимоотношения с финансовыми организациями не столь конструктивны, чтобы без серьезных проблем и значительных финансовых затрат получить необходимые гарантии [10].

Непривлекательность условий контракта также можно отнести к факторам, влияющим на количество поданных заявок. Появление таких условий в большинстве случаев связано с желанием заказчика отдать контракт в конкретные руки. При наличии определенного опыта и грамотных специалистов можно сформулировать условия контракта таким образом, чтобы принять участие в закупке могло только ограниченное количество поставщиков. При этом такое поведение заказчика не всегда свидетельствует о наличии сговора, зачастую, это обусловлено попыткой заказчика обеспечить квалифицированный источник закупки или же необходимостью приобретения товара с определенными характеристиками.

Основные различия процедур электронного аукциона и электронного запроса котировок с 1 января 2022 г.

Различия

Электронный аукцион

Запрос котировок

Ограничение по применению

закупки услуг по организации отдыха детей и их оздоровления не осуществляются путем проведения аукционов

НМЦК до 3 млн руб., при этом годовой объем ЗК не более 100 млн руб., если совокупный годовой объем закупок менее 500 млн руб., или не более 20% совокупного годового объема закупок.

Сроки

если начальная (максимальная) цена контракта ≤ 300 млн. руб., не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок;

если начальная (максимальная) цена контракта > 300 млн. руб., не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок

не менее чем за 4 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок

Способ подачи ценовых предложений

процедура аукциона – торги

однократно в заявке

Вместе с этим на практике все еще сохраняется разрыв стадии формирования бюджета, и осуществления закупки на уже выделенные средства, то есть обрывается классическая цепочка закупочной деятельности: определение потребности – обоснование необходимости ее удовлетворения – выделение финансирования – проведение закупки – удовлетворение потребности – оценка результатов [11]. По данным мониторинга закупок, основная часть закупок приходится на третий квартал года, а пиковые значения приходятся на ноябрь. В это время перед заказчиком стоит задача закрыть финансовый год, при этом на практике сохраняется ситуация, когда заказчик рискует получить нарекания за неосвоенные бюджетные средства. Это противоречие между дискретным финансовым планированием и непрерывной хозяйственной деятельностью приводит к чрезвычайно большим, никем реально не учитываемым потерям бюджетных средств [12]. Невозможность «переноса» неиспользованных бюджетных средств на следующий год в случае возникновения спорных ситуаций вынуждает заказчика принимать и оплачивать даже продукцию сомнительного качества, так как зачастую самым дефицитным ресурсом для заказчика является именно время, а провести повторную процедуру в данный бюджетный период времени во многих случаях не остается.

Заключение

Таким образом, учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что проведение электронного аукциона так и останется основным конкурентным способом закупок, а доля запросов котировок в структуре останется незначительной, если в 44-ФЗ не будут внесены соответствующие изменения.