Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ

Магомедова А.А. 1 Пониматкина Л.А. 2 Лебедева О.Е. 2
1 Институт экологии и устойчивого развития ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»
2 ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ»
В статье рассмотрены подходы к управлению региональным развитием туристско-рекреационной отрасли. Установлено, что с целью повышения эффективной деятельности туристско-рекреационного комплекса как целостной территориальной системы следует совершенствовать систему управления, о чем свидетельствует положительный опыт многих зарубежных стран. Установлено, что центральное место в туристско-рекреационном комплексе занимают стационарная рекреация, основанная на оздоровительной климатотерапии в экологически чистой среде, и активный горный туризм. Доказано, что перспективным видом рекреационного туризма для региона может стать сельский зеленый туризм. Поэтому для дальнейшего эффективного развития основных направлений туристско-рекреационной отрасли необходимо создать разветвленную инфраструктуру туризма, которая бы удовлетворяла все потребности путешествующих, провести диверсификацию ассортимента туристских услуг, определить приоритетные виды отечественного туризма с учетом существующих ресурсов и традиций населения и направить финансовые потоки на их развитие. Определено, что эффективность управления в туристской сфере составляет полное осознание взаимосвязей туризма с различными отраслями государственной, экономической, политической и культурной жизни страны. Выяснено, что в нашем государстве практически устоялось правовое поле по регулированию туристской деятельности, существуют пробелы в вопросах концептуального определения туристской сферы как объекта управления.
управление
региональное развитие
туризм
рекреация
государство
эффективность
правовое поле
регулирование
управление
трансформация
1. Адашова Т.А., Косарева Н.В., Лебедев К.А. Современное состояние и перспективы развития спортивно-оздоровительного туризма // Экономика и предпринимательство. 2018. № 12 (101). С. 314-317.
2. Воробьева Е.Г., Пониматкина Л.А. Проблемы развития потребительской кооперации в условиях формирования «информационного общества» в Российской Федерации // Теория и практика общественного развития. 2014. № 2. С. 369-372.
3. Ибатуллова Ю.Т., Хисамутдинова Э.Н. Реализация кластерного подхода к организации туристской деятельности в современной России // Горизонты экономики. 2018. № 3 (43). С. 19-23.
4. Кодирзода Д.Б., Одилова Р.К. Территориальный аспект управления туристско-рекрационным комплексом // Таджикистан и современный мир. 2021. № 1 (73). С. 119-126.
5. Королев Н.В. Стратегии развития туристско-рекреационного комплекса России // Вестник университета. 2018. № 9. С. 69-74.
6. Крюкова Е.М., Солодуха П.В., Зеленов В.В., Горбачевская А.В., Галстян В.В. Маркетинг и его значение в развитии туристско-рекреационного потенциала территории // Инновации и инвестиции. 2021. № 9. С. 58-60.
7. Лебедева О.Е. Особенности функционирования регионального рынка продукции скотоводства // Научные труды Южного филиала Национального университета биоресурсов и природопользования Украины «Крымский агротехнологический университет». Серия: Экономические науки. 2007. № 99. С. 196-202.
8. Лебедева О.Е. Перспективы развития рынка молока // Культура народов Причерноморья. 2010. № 188. С. 69-72.
9. Лебедева О.Е. Развитие рекламной деятельности на рынке туристических услуг // Культура народов Причерноморья. 2014. № 278. С. 100-103.
10. Лебедева О.Е. Совершенствование государственного регулирования рынка молока // Культура народов Причерноморья. 2010. № 193. С. 168-171.
11. Мухоморова И.В. Инновации в развитии регионального туризма в России // Инновации и инвестиции. 2021. № 3. С. 16-18.
12. Скульмовская Л.Г. Социальное прогнозирование и проектирование как индикатор нового качества регионального управления туристско-рекреационной сферой: сценарный подход // Вестник культуры и искусств. 2018. № 3 (55). С. 111-119.
13. Худякова Т.М., Крутских О.А., Рязанцев А.С. Теоретические и методические вопросы рекреационного районирования регионов России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: География. Геоэкология. 2021. № 2. С. 55-60.
14. Юдашкина Е.Е., Никазаченко А.Л., Лебедев К.А. Стратегическое планирование социально-экономических процессов на основе когнитивного подхода // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-2 (85). С. 1062-1065.
15. Kosevich A.V., Matyunina O.E., Zhakevich A.G., Zavalko N.A., Lebedev K.A. Methodology to estimate the financial market condition // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2016. Vol. 7. № 7. P. 1749-1753.
16. Lebedev K.A., Reznikova O.S., Dimitrieva S.D., Ametova E.I. Methodological approaches to assessing the efficiency of personnel management in companies // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2018. Vol. 9. № 4 (34). P. 1331-1336.

Перспективы развития туристской деятельности в Российской Федерации определяются действием широкого спектра природных, историко-культурных, социальных, экономических, политических факторов, которые имеют четко определенную региональную специфику. Кроме того, особенность современной ситуации заключается в том, что формирование высокоразвитой национальной индустрии туризма связано с необходимостью решения важных социальных проблем в рамках трансформации общественно-экономических отношений.

Поэтому туризм в настоящее время рассматривается как национальное явление сферы реализации прав и потребностей человека, как сфера технологии реализации потребностей и спроса в рыночных условиях, как особый сектор современной национальной и региональной экономики, как неотъемлемая составляющая экономической политики государства. Такой подход к туристской сфере требует всесторонних и фундаментальных исследований различных аспектов государственного управления ее развития.

Приобретенный опыт осуществления политики в туристской индустрии в Российской Федерации убедительно свидетельствует о невозможности модернизации отрасли без должного научного обоснования, прогностических предположений, разработки новейших методологий и теорий. Поэтому любым практическим шагам по реформированию туристской сферы должны предшествовать серьезные комплексные научные исследования, выполненные именно в рамках науки государственного управления с применением междисциплинарных подходов.

Различным проблемам развития туризма посвящены труды Т.А. Адашовой [1], Ю.Т. Ибатулловой [3], Д.Б. Кодирзоды [4], Н.В. Королева [5], Е.М. Крюковой [6], И.В. Мухоморовой [11], Л.Г. Скульмовской [12], Т.М. Худяковой [13] и др. Однако проблема управления региональным развитием туристско-рекреационной отрасли достаточно широка и многогранна.

Кроме того, актуальность статьи обусловлена необходимостью определения научных подходов к реформированию современной системы государственного регулирования туристско-рекреационной отраслью в стране, разработке на этих основах ее адаптационной модели, в которой сделан акцент на гармоничном соотношении и взаимодействии ветвей государственной власти и совершенствовании управленческих механизмов, адекватно отражающих специфику туристско-рекреационной отрасли. В этом случае целью статьи является научно-теоретическое обоснование организационно-правовых основ государственного управления развитием и модернизацией туристско-рекреационной отрасли.

Практика показала, что туризм можно рассматривать, прежде всего, как эффективную отрасль народного хозяйства, которая способна через эффективное управление приносить высокую прибыль и в целом активно способствовать интенсификации социально-экономического развития страны, решению социальных проблем. Туризм также можно рассматривать как определенное полифункциональное явление, которое включает в себя такие функции, как рекреационную, социальную, культурно-просветительскую, экологическую, экономическую и воспитательную.

В то же время развитие туристско-рекреационной сферы, которая является одной из важнейших отраслей мирового хозяйства, неотъемлемо связано с уровнем развития государства, в котором она функционирует [2, 8, 14]. На проведение политики государства в сфере туризма исторически влияли два фактора: междисциплинарность туризма и экономические выгоды для государства, связанные с развитием туризма. Туристская политика в этом случае рассматривается в рамках политики государства. Ее практическая реализация содержит ряд важных мероприятий, к которым можно отнести привлечение инвестиций в отрасль.

Doc35.pdf

Система управления туристско-рекреационной отраслью в регионах РФ

Источник: составлено авторами

Кроме того, под государственным управлением сферой туризма понимается такой вид деятельности государства, сутью которого является осуществление управленческого организующего влияния на эту сферу путем использования определенных полномочий. В этом случае нами представлена система управления туристско-рекреационной отраслью в регионах РФ (рисунок).

Эффективность управления в туристской сфере составляет полное осознание взаимосвязей туризма с различными отраслями государственной, экономической, политической и культурной жизни страны. Но, несмотря на то, что в нашем государстве практически устоялось правовое поле по регулированию туристской деятельности, существуют пробелы в вопросах концептуального определения туристской сферы как объекта управления, не разработана методическая основа для эффективного управления отечественным туризмом.

Законодательное поле требует также значительных изменений в сфере лицензирования, стандартизации и сертификации туристских услуг, информационного, финансового и материального обеспечения туристской отрасли [7, 9, 15]. Для повышения эффективности развития туризма в этом случае целесообразно совершенствовать договорно-правовую базу внешних отношений, заключение соглашений межправительственного, межрегионального и межведомственного характера о сотрудничестве.

Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности должно приобрести комплексность. И первым шагом ее реализации должна стать серьезная, на профессиональном уровне кодификация нормативных актов в области туристской деятельности и объединение их в единый комплексный нормативный акт, который должен содержать нормы различных направлений права, на базе определения единой цели и задач туризма, создание единых принципов управления и регулирования туристской деятельности. Таким нормативным актом должен стать «Туристский кодекс», который будет иметь высшую юридическую силу.

Практика показала, что управленческую подсистему развития туристско-рекреационного комплекса формируют органы государственной власти, соответствующие территориальные общины через органы местного управления, менеджеры предпринимательских структур, институты рыночной инфраструктуры, общественный сектор в форме органов самоорганизации жителей и общественных организаций.

Но ведущей единицей региональной системы управления индустрией туризма является региональный совет и соответствующие отделы управления туризмом, которые действуют в пределах государства как субъекта конституционного и административного права в рамках законодательства, что и определяет их статус как институциональной территориальной единицы. Кроме того, полномочия местных органов реализуются не в полном объеме, некоторые из этих полномочий дублируются, а другие не дают возможности в полной мере осуществлять требования действующего законодательства в сфере туризма.

Реальной необходимостью является разграничение полномочий по осуществлению государственного регулирования туристской сферой центрального и местных институтов исполнительной власти [10, 16]. Это требует внесения соответствующих изменений в правовые акты. В настоящее время проблемным является неэффективное и нерациональное использование ресурсов, несоответствие уровня развития туристской индустрии имеющемуся потенциалу.

Выбор, внедрение и эффективность выбранных путей развития региональной туристской индустрии зависит от практических подходов по идентификации туристско-рекреационного комплекса, определение влияния факторов и сил внутреннего и внешнего окружения. Поэтому можно предложить методический подход к комплексному изучению туристско-рекреационного комплекса на основе: 1) идентификации курортных и рекреационных возможностей региона в рамках форм пространственной организации туристско-рекреационного комплекса по уровню атракционности; 2) зонирование туристско-рекреационного комплекса с использованием картографических методов и методик геологической защищенности источников природного лечебного ресурса; 3) стоимостная оценка туристско-рекреационных ресурсов с учетом характеристик территории с целью дальнейшего включения их в хозяйственный оборот.

Наиболее важным разделом комплексного исследования был анализ, посвященный туристскому потенциалу базовых единиц туристско-рекреационного комплекса. В многопоказательной оценке туристской аттракционности административных районов нами были определены три сферы: туристская аттракционность; инвестиционная аттракционность и рецепционная аттракционность. Это дало возможность реально дать оценку состояния дел в отрасли и перспектив освоения туристско-рекреационного потенциала.

В процессе исследования была проведена инвентаризация, определены особенности, тенденции и проблемы туристско-рекреационного комплекса по признакам: идентификация территорий региона по видам и типам преимущественного использования: совокупный потенциал курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных, природоохранных территорий, который показал неэффективное использование потенциала региона вследствие несовершенной методики распределения и отсутствия рационального механизма развития для каждого из видов территорий, что сдерживало использование различных экономико-правовых форм пространственной организации хозяйства.

Основные туристские продукты можно проранжировать по трем группам приоритетности, а именно, к первой группе приоритетных видов туризма можно отнести горный (горнолыжный, пеший), лечебно-оздоровительный, сельский зеленый туризм, культурно-познавательный и экскурсионный, экологический туризм; во вторую группу вошли деловой, детский, молодежный, спортивный и водный туризм, в третьей группе – религиозный, приключенческий, экстремальный туризм.

Таким образом, с целью повышения эффективной деятельности туристско-рекреационного комплекса как целостной территориальной системы следует совершенствовать систему управления на основе объединения туристской и оздоровительной сферы в рамках одного ведомства, о чем свидетельствует положительный опыт многих зарубежных стран. В организационной структуре управления целесообразно предусмотреть выделение отдельного департамента туризма и рекреации.

Относительно разработки планов стратегии и тактики развития рекреационно-туристской отрасли, то необходимо в первую очередь предусматривать определение ее места и роли в структуре экономики региона. Следует хорошо осознавать, что спецификой их альтернативного выбора является легитимность представленных вариантов, ведь довольно часто привлекательные варианты альтернатив нуждаются в общественной легитимности, что на практике способствует уменьшению диапазона вариантов и облегчению окончательного выбора.


Библиографическая ссылка

Магомедова А.А., Пониматкина Л.А., Лебедева О.Е. УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 12-2. – С. 349-353;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2006 (дата обращения: 28.03.2024).